ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ *

(Тест К.Томаса)

 

Автор настоящей методики исходит из того, что конфликт имеет не только негативную - деструктивную функцию, но и позитивную - продуктивную функцию. Отсюда, задача - не просто элиминировать конфликт, а управлять им, стимулируя продуктивное поведение участников конфликтной ситуации.

Им создана 2-мерная модель регулирования конфликта, в основу которой положено два признака: продуктивность и направленность внимания на свои интересы или интересы другого. Модель содержит пять способов регулирования конфликта: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Наименее продуктивно избегание, компромисс занимает среднее положение, соперничество основано только на учете своих интересов, приспособление - на учете интересов другого. Наиболее продуктивно сотрудничество.

 

Инструкция: Выберите из двух суждений то, которое Вам кажется более правильным.

 

1. а) Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

 б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

 6) Я стараюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и своих собственных.

3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я старюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

6) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезного напряжения.

6. а) Я пытаюсь избежать возможных неприятностей для себя.

б) Я стараюсь добиться своего.

7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

6) Я первым делом стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникших разногласий.

6) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего.

6) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. а) Первым делом я стараюсь определить, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

6) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он идет также навстречу мне.

13. а) Я предлагаю среднюю позицию.

6) Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. а) Я сообщаю точку зрения другому и спрашиваю о его взглядах.

6) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15. а) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

6) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16 . а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. а) Обычно я настойчиво пытаюсь добиться своего.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

6) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он идет также мне навстречу.

19. а) Первым делом я стараюсь определить, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

6) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. а) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

6) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

 б) Я отстаиваю свои желания.

23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

б) Иногда я предоставляю возможность другому взять на себя ответственность за решение спорных вопросов.

24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

6) Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. а) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.

б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. а) Зачастую я стремлюсь избежать споров.

б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

6) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

 

Ключ:

Соперничество: 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 16б, 17а, 22б, 25а,28а.

Сотрудничество: 2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 216, 23а, 26б, 28б, 30б.

Компромисс: 2а, 4а, 7б,10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26а, 29а

Избегание: 1а, 5б, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 21а, 23б, 27а, 20б.

Приспособление: 1б, 3б,4б, ба, 11б, 15а, 16а, 18а, 24а, 25б, 27б, 30а.

 

 Обработка результатов

Пользуясь ключом, подсчитайте, сколько ответов соответствует каждому из способов регулирования конфликта.

Определите, какой или какие из них являются наиболее типичными для Вашего поведения и оцените степень продуктивности такого способа разрешения конфликта.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Бодалев А.А. Личность и общение. - Москва,1983.

Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание, конфликт! - Новосибирск, 1983.

Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте// Вопросы психологии, 1972, №2.

Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - Москва, 1979.

Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. - Москва, 1988.

Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - Москва, 1991.

 

РАЗДЕЛ IV

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 172.