II.1. Определение стиля общения *
(вариант анкеты А.А. Леонтьева)
Инструкция:
Студенту предлагается проанализировать свои особенности педагогического общения и оценить степень проявления каждой характеристики в соответствии с предложенной схемой по 7-бальной системе:
Доброжелательность | 7 6 5 4 3 2 1 | Недоброжелательность |
Заинтересованность | 7 6 5 4 3 2 1 | Безразличие |
Поощрение инициативы | 7 6 5 4 3 2 1 | Подавление инициативы |
Открытость (свободное выражение чувств, отсутствие «маски») | 7 6 5 4 3 2 1 | Закрытость (стремление держаться за социальную роль, тревога за свой престиж, боязнь недостатков) |
Активность (все время в общении держит учащихся в «тонусе») | 7 6 5 4 3 2 1 | Пассивность (не управляет процессом общения, пускает его на самотек) |
Гибкость - (легко схватывает и разрешает возникающие проблемы, конфликты) | 7 6 5 4 3 2 1 | Жесткость (не замечает изменений в настроении аудитории, настроен на себя) |
Дифференцированность в общении - (индивидуальный подход) | 7 6 5 4 3 2 1 | Отсутствие дифференцированности в общении (нет индивидуального подхода к обучаемым). |
Обработка и анализ результатов. При интерпретации данных следует помнить о том, что в них отражаются субъективные представления человека о самом себе, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел. Поэтому, предложенная схема может быть использована как таблица экспертной оценки особенностей педагогического общения. Каждый эксперт работает независимо. После чего, находится усредненная оценка. Экспертная оценка сравнивается с показателями самооценки, в случае несовпадения этих данных, анализируются причины такого расхождения.
II.2. Изучение уровня коммуникативного контроля в общении *
(по М.Снайдеру)
Люди с высоким коммуникативным контролем, по М.Снайдеру, постоянно следят за собой, знают, где и как себя вести, хорошо управляют выражением своих эмоций, гибко реагируют на изменение ситуации в общении; они в состоянии предвидеть впечатление, которое производят на окружающих. Вместе с тем, у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты в общении, у них более устойчивое «Я», мало подверженное изменениям в зависимости от ситуации. Их могут считать «неудобными» в общении по причине прямолинейности. Люди со средним коммуникативным контролем - искренны, но сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаются в своем поведении с окружающими людьми.
Инструкция:
Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них оцените как верное (В) или неверное (Н) применительно к себе, поставив рядом с каждым пунктом соответствующую букву.
1. Мне кажется трудным искусство подражать повадкам других людей.
2. Я бы, пожалуй, мог «свалять дурака», чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
7. Я мог бы отстаивать только то, в чем искренне убежден.
8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми. Я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
Я не всегда такой, каким кажусь.
Обработка данных. По одному баллу начисляется за ответ «Н» на 1, 5, 7 вопросы и за ответ «В» на все остальные. Подсчитывается сумма баллов.
Ключ: 0-3 балла - низкий коммуникативный контроль;
4-6 баллов - средний коммуникативный контроль;
7-10 баллов - высокий коммуникативный контроль.
II.3. Определение уровня невербальной компетентности *
Инструкция:
Прочитайте внимательно каждый вопрос и выберете один из предложенных вариантов ответа (а, б, в).
1. Хорошо ли Вы разбираетесь в языке жестов?
а) да; 6) и да, и нет; в) нет.
2. Чувствительны ли Вы к чужим нуждам?
а) да, чувствителен; б) не знаю; в) нет, не чувствителен.
3. Сразу ли Вы замечаете, что кому-то стало скучно при разговоре с Вами?
а) сразу; 6) верно нечто среднее; в) не замечаю вообще.
4. Вы умеете слушать других?
а) да, умею; б) и да, и нет; в) нет, не умею.
5. Всегда ли Вы одинаково обходительны в общении?
а) да, всегда; б) в зависимости от обстоятельств; в) никогда.
6. Можете ли Вы тотчас определить, что кто-то из собеседников осуждает Вас?
а) да, могу; б) не всегда; в) нет, не могу.
7. Всегда ли Вы верно оцениваете других людей?
а) да, всегда; б) от случая к случаю; в) никогда.
8. Можете ли Вы сразу почувствовать, что вызываете у собеседника симпатию, расположение?
а) да, могу; б) и да, и нет; в) нет, не могу.
9. Способны ли Вы предсказать, между кем из Ваших знакомых может завязаться дружба?
а) да, способен; б) не знаю; в) нет, не способен.
10. Всегда ли Вы чувствуете, что у собеседника есть что-то скрытое на уме?
а) да, всегда; б) в зависимости от обстоятельств; в) не всегда.
11. Умеете ли Вы вовремя почувствовать, когда не следует быть слишком настойчивым?
а) да, умею; 6) когда как; в) нет, не умею.
12. Часто ли люди приходят к Вам со своими проблемами?
а) часто; 6) от случая к случаю; в) редко.
13. Как Вы думаете, всегда ли Вам удается распознать ложь?
а) думаю, что всегда; 6) не знаю; в) думаю, что нет.
14. Сразу ли Вы чувствуете, что собеседник находится в плохом расположении духа?
а) да, сразу; б) и да, и нет; в) нет, не сразу.
15. Предчувствуете ли Вы, что собеседник может вот-вот неожиданно разрыдаться (или взорваться)?
а) да, предчувствую; б) когда как; в) нет, не предчувствую.
Ключ: ответы «а» - 2 балла; «б» - 1 балл; «в» - 0 баллов.
Обработка результатов: Вначале суммируйте оценки по пунктам опросника, затем преобразуйте сырые баллы в стены с помощью таблицы.
Стены
2
3
4
5
10
0
1-4
9-12
13
14-17
26-29
1-3 ст. - низкий уровень невербальной компетентности. Лица, отнесенные к этой группе, поглощены своими собственными проблемами и недостаточно внимательны к проблемам других. Они обнаруживают неспособность к установлению отношений и пониманию характера межличностного взаимодействия, в которое они вовлечены.
4-7 ст. - умеренный уровень невербальной компетентности.
8 - 10 ст. - высокий уровень невербальной компетентности. Лица, отнесенные к этой группе, характеризуются поглощенностью проблемами других людей и невниманием к своим собственным. Они также обнаруживают способность к установлению отношений и умению прочитывать контекст межличностных отношений.
II.4. Определение стиля взаимодействия *
Инструкция: Внимательно прочтите каждое утверждение и оцените по 5-ти бальной системе частоту проявления того или иного действия в Вашем обычном взаимодействии с другими людьми.
№ | Действия |
Часто Редко | ||||
Указываю людям, что надо делать | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
Выслушиваю мнения других людей | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
Даю возможность другим участвовать в принятии решения | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
Даю возможность другим действовать самостоятельно | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
Настойчиво объясняю, как надо что-либо делать | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
Обучаю людей умению работать | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
Советуюсь с другими | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
Не мешаю другим работать | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
Указываю, когда надо делать работу | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
Учитываю успехи других | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
Поддерживаю инициативу | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
Не вмешиваюсь в процесс определения целей деятельности другими | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
Показываю, как надо работать | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
Иногда даю возможность другим принимать участие в обдумывании проблемы | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
Внимательно выслушиваю собеседников | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
Если вмешиваюсь в дела других, то по-деловому | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
Мнения других не разделяю | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
Прилагаю усилия с целью улаживания разногласий | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
Стараюсь улаживать разногласия | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
Считаю, что каждый должен применять свой талант как может. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Обработка результатов:
А. Действия 1, 5, 9, 13, 17 - указывают на приверженность к директивному стилю.
Б. Действия 3, 7, 11, 15, 19 - свидетельствуют о выраженности коллегиального стиля.
В. Действия 4, 8, 12, 16, 20 - являются индикаторами невмешательства в действия других людей.
Г. Действия 2, 6, 10, 14, 18 - дают основание судить о приверженности к деловому стилю.
В каждой группе максимально можно набрать 25 балов.
20 и более баллов свидетельствуют о том, что опрашиваемый является приверженцем стиля А, Б, В, или Г. Если в какой-то группе набрано 12- 14 баллов, значит опрашиваемый склонен иногда проявлять данный стиль взаимодействия. Общий показатель (по всему опроснику) в 70-80 баллов указывает на устремленность к взаимодействию с людьми. Показатель в 30-40 баллов характеризует пассивность личности в групповой деятельности.
Относительно данного задания, как и в отношении предыдущих, также желательно сопоставление самооценочных характеристик с оценками со стороны - от учащихся, коллег. Именно на основе такого сравнения возможна сознательная коррекция педагогом своего индивидуального стиля педагогической деятельности.
II.5. Определение типичного способа реагирования, или состояния «Я» *
Инструкция:
Прочитайте представленные ниже высказывания и оцените степень своего согласия с каждым из них в баллах от 0 до 10.
1. Мне порой не хватает вдержки.
2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.
4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.
5. Меня провести нелегко.
6. Мне бы понравилось быть воспитателем.
7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.
9. Каждый должен выполнять свой долг.
10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.
11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.
12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.
13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.
14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.
16. Я - увлекающийся человек.
17. Мой основной критерий оценки человека - объективность.
18. Мои взгляды непоколебимы.
19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступить.
20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.
21. Люди должны соблюдать все правила, независимо от обстоятельств.
Ключ:
1 4 7 10 13 16 19 Дитя (Д)
2 5 8 11 14 17 20 Взрослый (В)
3 6 9 12 15 18 21 Родитель (Р)
Обработка результатов. Подсчитываются баллы отдельно для каждого состояния «Я». Максимальное количество баллов свидетельствует, что опрашиваемый склонен проявлять именно данный способ реагирования или данное состояние «Я», наиболее присуще ему.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Атватер И. Я Вас слушаю. - М. 1985.
2. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1983.
3. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. - СПб., 1994.
4. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М., 1987.
5. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М.. 1996.
6. Зимняя И.Я. Педагогическая психология. - Ростов - на - Дону, 1997.
7. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. - Самара, 1988.
8. Каган М.С. Мир общения. - М., 1988.
9. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М. 1987.
10. Клюева Н.В., Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга. - Ярославль. 1992.
11. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - Л.1991.
12. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя. - М., 1990.
13. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М. 1996.
14. Лобанов А.А. Педагогика общения. - Владимир, 1995.
15. Лобанов А.А. Манипуляции в общении. - Владимир, 1997.
16. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М., 1993.
17. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. - М. 1986.
18. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. - М. 1989.
19. Реан А.А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. - Л., 1996.
20. Толстых А.В. Взрослые и дети: Парадоксы общения. - М., 1988.
21. Толстых А.В. Наедине со всеми: о психологии общения. - Минск, 1990.
22. Шеин С.А. Диалог как основа педагогического общения // Вопросы психологии. 1991, № 1. С.44-52.
23. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг. - М., 1988.
24. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. - Казань, 1991.
III. РАЗРЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ И КОНФЛИКТОВ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ*
Дата: 2019-04-23, просмотров: 253.