uф= Z2 / Z1
uф= 85 / 17
,
Примечание. Смотри пункт 5.1.9
Определение геометрических параметров шестерни и колеса конической передачи. Делительные диаметры шестерни d 1 и колеса d 2
d1 = m · Z1
d1 = 1· 17
d1 = 17
d2 = m · Z2
d2 = 1 · 85
d2 = 85
Определить внешние диаметры окружностей выступов шестерни dae 1 ,колеса dae 2
dae1 = de1 + 2me · coss1
dae1 = 17+2*1*89, 01°
dae1 = 17,02
dae2 = de2 + 2me · coss2
dae2 = 85 + 2*1*0, 99°
dae2 = 87
Определить средний нормальный модуль mn
mn = me (1 ─ 0,5b/Re)
mn = 1*(1-0,5*0,127/0,4488)
mn = 0,859
Определить средние диаметры шестерни dm 1 и колеса dm 2
dm1 = mn · Z1dm2 = mn · Z2
dm1 = 0,859*17 dm2 = 0,859*85
dm1 = 14,6 dm2 = 73
Определение сил, действующих в зацеплении
В коническом зубчатом зацеплении действуют следующие силы:
─ окружная на шестерни Ft1 и колеса Ft2;
─ радиальная на шестерни Fr1 и колеса Fr2;
─ осевая на шестерни Fа1 и колеса Fа1;
Ft1 = Ft2 = 2T1/(dm1·103)
Ft1 = Ft2 = 2*2,85/(14,6 ·103)
Ft1 = Ft2 =0,000039
Fr1 = Fa2 = Ft1 · tga · coss1
Fr1 = Fa2 = 0,000039* tg106,5* cos89,01
Fr1 = Fa2 =-0,000002274
Fa1 = Fr2 = Ft1 · tga · sins1
Fa1 = Fr2 =-0,000039* tg106,5* sin89,01
Fa1 = Fr2 =-0,00013
Проверка зубьев колес по напряжениям изгиба, σ F 2
где, ─ коэффициент концентрации нагрузки, определяется по таблице 5.12.
Таблица 5.12. Значения коэффициента концентрации нагрузки
Располож. колес относит. опор. | Твердость зубьев | Yb | ||||
0,2 | 0,4 | 0,6 | 0,8 | 1,2 | ||
Консольное Симметричное Несимметричное | НВ = 350 НВ > 350 HB = 350 HB > 350 HB = 350 HB > 350 | 1,16 3,33 1,01 1,02 1,05 1,09 | 1,37 1,7 1,03 1,04 1,1 1,18 | 1,64 ─ 1,05 1,08 1,17 1,3 | ─ ─ 1,07 1,14 1,25 1,43 | ─ ─ 1,14 1,3 1.42 1,73 |
KFV ─ коэффициент динамической нагрузки, для прямозубой передачи при НВ ≤ 350
KFV = 1,4
YF2 ─ коэффициент формы зуба, определяется для конической передачи по эквивалентному числу зубьев ZV по таблице 5.13.
Определение допускаемого напряжения изгиба,[ s F ]
[sF] = (d’’lima / [S F’]) · KFC · KFL ,
[sF] = (572,5 / 1,65) · 1 · 1 ,
[sF] = 346,9
где, d’’Flima ─ предел выносливости зубьев на изгиб, соответствующий базовому числу циклов перемен напряжений; при R ─ коэффициент симметрии цикла напряжений, R=0.
Термообработка для нормализации, улучшения sF limв определяется по формуле:
sF limв = 1,35HB + 100
sF limв = 1,35*350 + 100
sF limв = 572,5
[S’F] ─ коэффициент безопасности, учитывающий нестабильность свойств материала зубчатого колеса и ответственность зубчатой передачи, принимаем:
[S’F] = 1,65
KFC ─ коэффициент, учитывающий влияние двухстороннего приложения нагрузки. При нереверсивной передаче принимаем:
KFC = 1.
KFL ─ коэффициент долговечности определяется по формуле:
При твердости НВ ≤ 350
При твердости НВ > 350
,
Принимаем NFO = 4 · 106
NFE = NHE, в случае NFE > NFO, то KHL = 1.
Расчет валов
Для обеспечения вращательного движения подвижные системы приборов располагаются на деталях, которые в зависимости от вида нагружения называются валами или осями. Валом называется деталь, которая служит для передачи вращательного момента и одновременно является базой подвижной вращающейся системы.
Оси и валы для оптимизации габаритных размеров, массы и прочности выполняются ступенчатой формы.
Участки осей и валов, соприкасающиеся с опорами, называют цапфами.
Для фиксации деталей на валах в осевом направлении служат буртики, высота заплечиков, h которых ориентировочно должна быть принята следующих размеров при диаметре вала:
до 20ммh = 0,5 … 3мм
20 … 40ммh = 2,5 … 5мм
40 … 60ммh = 4,5 … 8мм
Концы валов следует заканчивать фасками. Места перехода от меньшего диаметра вала к большему называется галтелью. Галтели могут быть как постоянного, так и переменного радиусов. Радиус галтели, для несопряженных поверхностей, следует принимать по следующей рекомендации:
При разности диаметров:
(D ─ d)>2,…,4 мм R»1,…,2 мм.
(D ─ d)>4,…,6 мм R»2,…,3 мм.
При неподвижном соединении вала и насаженной на него детали (например, колесо, шкив, червяк и т. д.) вал имеет галтель, радиус которой R, а насаженная деталь ─ фаску размером С. Причем, катет фаски должен быть больше радиуса галтели С > R, что обеспечивает плотное прилегание ступицы к буртику вала.
Рекомендации по выбору радиуса галтели и фаски:
При d = 10…15мм; R = 1мм С = 1,5мм
d = 15…40мм; R = 1,5мм С = 2мм
d = 40…80мм; R = 2мм С = 3мм
Для плотного прилегания торца подшипника качения фланцу вала делают проточки, размеры которой нормализуются в зависимости от применяемого инструмента, см. раздел 8.4.
Радиус закругления внутреннего кольца подшипника «r» должен быть также больше радиуса галтели вала R1 в местах посадки подшипников.
Валы изготавливают из углеродистых и легированных сталей. Обычно применяют сталь 35, 40, 45, 40Х с термообработкой ─ нормализация или улучшение. Для неответственных валов Ст5, Ст3. Расчет валов производят по следующим этапам:
Проектный расчет валов
На ранней стадии проектирования при отсутствии данных об изгибающих моментах. Весьма приближенно диаметр выходного конца вала может быть найден по величине крутящего момента и по заниженным значениям допускаемого напряжения кручения [t] » 20…35Мпа по формуле:
, (6.1)
Где К ─ коэффициент, учитывающий послабление вала шпоночным пазом. К = 1,1.
- крутящий момент на i – том валу.
Полученное значение округляется до целого числа. Каждая последующая ступень определяется увеличиванием предыдущей на величину от 2 до 5мм - di = di – 1 + (2…5), (6.2)
Рисунок 6.2. Пример оформления эскиза вала.
Проектный расчёт валов проводить в следующей последовательности:
Разработка эскиза вала
Эскиз вала разработать в соответствии с базовой конструкцией редуктора.
Диаметральные размеры определять по формулам (6.1), (6.2).
Расчёт ступеней вала d1, d 2 , d 3 по формуле (6.2).
I. Предварительный проектный расчет и конструирование. В результате выполнения этого этапа определяют наименьший диаметр вала и разрабатывают его конструкцию. При конструировании учитывают для обеспечения сборки возможность свободного продвижения деталей вдоль вала до места их посадки, а также осевую фиксацию этих деталей на валу.
II. Проверочный расчёт вала. Этот этап проводится после эскизного проектирования всего узла, определения точек приложения нагрузки и реакции опор, построение эпюр изгибающих и крутящих моментов, определения опасного сечения вала .
III. Уточнённый проверочный расчет. Этот этап проводится после окончательной разработки конструкции и служит для определения коэффициента запаса прочности для опасного сечения вала или для нескольких предположительно опасных сечений.
Проверочный расчет валов
Примеры нагружения для различных схем редукторов.
Рисунок 6.5. Схема нагружения коническо-цилиндрического редуктора с прямозубыми колёсами.
Fr ─ радиальные силы.
Ft ─ окружные силы.
Fа ─ осевая сила.
Рисунок 6.6.Пример схемы нагружения и эпюры изгибающих и крутящих моментов входного вала коническо-цилендрического редуктора
Дата: 2019-05-29, просмотров: 211.