Казахстан — государство светское, и этот принцип закреплен в Конституции. Наша республика — не только многонациональное, но и многоконфессиональное общество, поэтому огромный нравственный потенциал религии, веротерпимость могут и должны играть в жизни общества консолидирующую роль.
Пропаганда вечной, безграничной, неизменной ценности ориентирована на внутренний мир человека. Религия возникает из способности любить и заботиться о других. Сознание неизбежности смерти, страх перед ней, перед предполагаемой загробной жизнью, ожидание бессмертия или возрождения вызывают к жизни религиозные ритуалы, связанные с этими верованиями, утешающие живых. В период социальных потрясений в обществе усиливается влияние религии. Представители церкви и мечети выступают перед населением, пропагандируя веру, религиозные воззрения, образцы нравственного поведения. Религия с древних времен является носителем общечеловеческих ценностей, одним из видов культуры. Грандиозные храмы и религиозно-философские произведения, церковные ритуалы и обряды, милосердие обогащают человечество.
В Казахстане религиозные объединения отделены от государства. Государство не может отдавать предпочтение какой-либо религии. «Все религии и религиозные объединения равны перед законом. Никакая религия или религиозные объединения не пользуются никакими преимуществами по отношению к другим. Религиозные объединения не выполняют каких-либо государственных функций, и государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если они не противоречат законодательству». Республика Казахстан с момента обретения независимости проводит взвешенную государственную политику в религиозной сфере.
Ситуация в сфере религии и межконфессиональных отношений за последние два десятилетия значительно изменилась. Одной из характерных особенностей развития на данном этапе стало неуклонное возрастание роли религии в жизни общества. Повышается ее авторитет и статус, расширяются функции, растет число верующих и религиозных объединений.
Как считают сегодня многие теологи, отношения между религией и наукой должны строиться по принципу дополнительности, без каких-либо крайностей —чрезмерного превознесения или принижения той или другой стороны.
Одна из важнейших задач теологии—построение единой, целостной картины мира. При решении этой задачи, по мнению Ч.Гевдерсона, «игнорировать находки науки—теологически безответственно, а игнорировать глубочайшие импульсы теологического духа—научно самоубийственно. Чтобы понять универсум, мы должны понять его насколько это возможно, в его целостности ».
Казахстанский опыт в сфере религиозного согласия уникален. В республике представлен широкий спектр религиозных объединений—от традиционных вероучений (ислам и христианство) до новых, нетрадиционных, ранее не представленных в стране.
Общепризнанным достижением Казахстана стало построение демократического и светского государства. Обеспечивается равенство возможностей экономического, социального, культурного, духовного развития для представителей всех групп населения. Широкую поддержку в деле межконфессионального согласия оказывают национально-культурные центры, религиозные объединения.
В современном Казахстане традиционно высокими остаются религиозная и этническая толерантность. В процессе построения демократического общества коренным образом изменились отношения между государством и религиозными объединениями. В соответствии с Конституцией и Законом Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» получил законодательное закрепление принцип свободы вероисповедания. Государство признало равенство всех граждан, независимо от их этнической или религиозной принадлежности. Запрещены любые ограничения общечеловеческих и гражданских прав.
Межэтническое согласие невозможно без межконфессионального диалога, в Казахстане зарегистрировано 4 166 религиозных и 621 этнокультурных объединений, представляющих 46 конфессий и деноминаций. Нашу страну не случайно называют территорией межконфессионально мира и диалога мировых религий.
Таким образом, в Казахстане создана проверенная временем модель межэтнического и межрелигиозного согласия. Опыт нашей страны по взаимодействию различных конфессий изучают международные организации, в том числе ООН, ЮНЕСКО и ОБСЕ. На международной арене Казахстан воспринимается как территория мира, площадка для диалога и сближения культур и религий.
59.Сформулируйте основное содержание работы Н.А.Назарбаева «В потоке истории». Одна из актуальных задач воспитания молодого поколения выражена в формировании патриотизма. Этому способствует разработка специальной программы исторических исследований под названием «Народ в потоке истории», и приоритетным направлением этой программы является расширение горизонтов национальной истории, формирование нового исторического мировоззрения нации. Реализация данной программы вносит большой вклад в формирование национального исторического сознания молодежи. В послании Президента Республики Казахстан «Стратегия «Казахстан – 2050»: новый политический курс состоявшегося государства», были сказано, что государство делает все для того, чтобы открыть перед молодежью новые возможности.
Под историческим сознанием в науке понимается система знаний, совокупность представлений, взглядов, традиций, обрядов, обычаев, идей, концепций, посредством которых у индивидов, социальных групп, народов, формируется представление о своем происхождении, важнейших событиях в своей истории, о соотношении своей истории с историей других общностей людей и всего человеческого сообщества. Следовательно, историческое сознание - это оценка прошлого во всем его многообразии, характерном как для общества в целом, так и для различных социально-демографических, социально-профессиональных и этносоциальных групп, а также отдельных людей. Молодое поколение, осмысливая свое прошлое, может воспроизвести его в пространстве и времени во всех его трех состояниях - прошлом, настоящем и будущем, способствуя тем самым связи времен и поколений, осознанию человеком его принадлежности к определенной общности людей - народу или нации.
Целью программы «Народ в потоке истории» является воссоздание на базе передовой методологии и методики объективной истории казахского этноса и ее исторических предшественников с древности до современности, истории сложения этнической и государственной территории, этапов фомирования полиэтничности населения Казахстана.
Задачи программы:
1. Расширение горизонтов национальной истории путем введения нового корпуса источников, углубленных исследований как тероетико-метологического, так и практического характера;
2. Формирование нового исторического мировоззрения нации путем пропаганды национальной истории, подготовки учебников и учебных пособий нового поколения.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 794.