В последнее время, в силу многих причин объективного и субъективного характера исследованиям в области проблем безопасности стало уделяться серьезное внимание. Современному миру присущи острые противоречия исторического, экономического и социально-политического характера. Весь исторический опыт развития человеческой цивилизации убедительно показывает, что жизнь и благополучие рядовых граждан какого-либо государства зависит, прежде всего, от степени безопасности окружающей их среды. При этом, как указано в Послании Президента страны народу Казахстана, очень важно, чтобы эту простую истину осознавал каждый, ведь «когда обеспечена наша коллективная безопасность, каждый человек выигрывает значительно больше, чем когда удовлетворены только его личные интересы, а безопасность общества находится на грани риска. Как бы ни был удачлив отдельный гражданин, он все равно беззащитен, если подвергается опасности его страна» [1, с. 3].
Вопросы обеспечения безопасного и суверенного развития государства всегда являются актуальными как в теоретическом, так и практическом плане на любого государства, и занимают важнейшее место в современных политикоправовых учениях о государстве. Строительство эффективной системы национальной безопасности является приоритетной задачей любого государства. Принципы и механизмы обеспечения национальной безопасности получили свое высшее юридическое закрепление в конституционных нормах.
Закон «О национальной безопасности Республики Казахстан» определяет национальную безопасность как «состояние защищенности национальных интересов страны от реальных и потенциальных угроз», а соответственно угрозы национальной безопасности как «совокупность условий, процессов и факторов, препятствующих реализации национальных интересов или создающих им опасность».
Основным понятием в области безопасности, нуждающимся в уточнении, является опасность, поскольку в процессах исследования проблем безопасности этот термин выступает как изначальный. Понятие опасности в общей теории безопасности рассматривается как возможность негативного воздействия на социальный организм, в результате которого ему может быть причинен какой-либо ущерб, вред, ухудшающий его состояние, придающий его развитию нежелательные динамику или параметры. Под опасностью подразумевается такое изменение свойств или условий существования конкретного объекта, которое делает его менее соответствующим предназначению; вызовом же следует считать актуализированную, т.е. уже действующую опасность, а угрозой – проявление угрозы, требующее со стороны потенциальной жертвы немедленного и адекватного реагирования. Следовательно, термин «опасность» может трактоваться как состояние или ситуация беспокойства, возникающие в результате появления реальных угроз, а также различные условия, способствующие созданию данной ситуации.
С точки зрения подобной трактовки можно разделить все опасности на 3 основные группы:
природно-экологические, вызванные нарушением баланса вещества в природе, в том числе по причине чрезвычайных происшествий естественного происхождения;
техногенно-производственные, связанные с нежелательными выбросами энергии либо вредных веществ, накопленных в созданных людьми технологических объектах;
Антропогенно-социальные, обусловленные сокрытием и искажением информации, с целью достижения максимально возможного преимущества в естественном противоборстве людей и их сообществ.
Согласно Закону Республики Казахстан «О национальной безопасности», под национальными интересами следует понимать совокупность политических, экономических, социальных и других потребностей Республики Казахстан, от реализации которых зависит способность государства обеспечивать защиту конституционных прав человека и гражданина, ценностей казахстанского общества, основополагающих государственных институтов.
Безопасность личности является основополагающим критерием любой концепции национальной безопасности, потому что к основным объектам безопасности, прежде всего, относятся: личность, ее права и свободы. Поэтому безопасность личности предполагает собой формирование правовых и нравственных норм, общественных институтов, которые позволя- ли бы гражданам реализовывать свои жизненно важные потребности. Исходя из этого, национальную безопасность, в первую очередь, следует понимать как создание благоприятных условий для нормальной, полноценной жизни, свободного развития и самовыражения рядовых членов общества.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 592.