Процесс интеграции народов и стран стал неотъемлемой частью современного мира. Различная интеграция проходит практически повсеместно, во многих регионах, следовательно, формируются региональные интеграции. И евразийский регион не является исключением. С давних времен данный регион являлся площадкой плодотворного культурного, социального, экономического и политического сотрудничества, на лицо наличие глубоких традиций, а также многолетний исторический опыт. На настоящий момент Республика Казахстан играет далеко не последнюю роль в интеграционных процессах региона, более того во многих аспектах является инициатором.
Казахстан уверенно развивается на пути становления современного индустриального государства, имея предсказуемую и сбалансированную внешнюю политику, конкурентоспособную экономику, активно использует многочисленные разносторонние интеграционные объединения для дальнейшего продвижения, достижения и защиты национальных интересов страны. Начиная с обретения независимости, Республика Казахстан периодически выступает в качестве главного инициатора и активного участника проектов по интеграционным процессам государств постсоветского пространства
Как показывает опыт Европейского Союза, наиболее удачного интеграционного объединения в современном мире, для уверенного продвижения качественной и выгодной интеграции необходим некий «локомотив», коим в европейском случае являлись Германия и Франция. Следовательно, в евразийской интеграции эта роль должна отойти странам в лице Казахстана, России и Беларуси, именно с союза этих государств начиналось воплощение идеи евразийства, и дальнейшее их продвижение
В теории развития процесс интеграции сопровождается частичной передачей доли суверенитета в наднациональные органы. Отказ от этого принципа делает интеграцию практически невозможной. В процессе создания Европейского Союза ему передавались конкретные полномочия со стороны его участников.
Практическое значение для развития СНГ имеют базовые положения Союза. Практика строительства Евросоюза показала и те возможности, которые можно использовать в спорных ситуациях. Так, если национальное право приходит в противоречие с правом ЕС, то есть договором о Союзе, то первое не оказывает никакого воздействия. Оно, однако, не становится недействительным, ведь при этом не действую принцип, в соответствии с которым право сообщества аннулирует национальное право. Скорее, речь идет о преимуществе применения: там, где право ЕС по содержанию противоположно, национальное право не может быть применено.
На создание Европейского Союза, таким, каким мы его видим сейчас, ушло более 60 лет, поэтому и для Евразийского Союза необходимо время.
Нельзя опускать тот факт, что период прошлого века во многом отличается от современного времени, следовательно, можно предположить что и евразийская интеграция будет проходить ускоренно, нежели европейская. Но здесь несколько иная картина региона. Существуют различные разногласия между государствами постсоветского пространства, проблема водных ресурсов, энергетических, фактор личностей лидеров стран и многое другое. И в данном случае евразийская интеграция в виде Евразийского союза на добровольной и равноправной основе будет исключать какие-либо конфликты и разногласия
Развитию интеграционных процессов будет способствовать согласованная инвестиционная политика. Необходимо создавать финансово-промышленные группы, в которые могут войти предприятия и банки всех центральноазиатских стран.
Создание общего экономического пространства трудно осуществлять без качественной системы коллективной безопасности. Сотрудничество в области экономики не может в должной мере развиваться без нормального обеспечения военно-политической безопасности. Следовательно, обеспечение безопасности своего государства является основным приоритетом как для Казахстана, так и для других стран региона.
Существую такие региональные объединения в области безопасности, как ОДКБ, ШОС, но о военной и политической составляющей евразийского союза говорить еще крайне рано. Казахстан уже в ближайшем будущем может сыграть роль некоего буфера и щита по пресечению негативных политических тенденций, а также претендовать на роль экономического интеграционного центра, в силу своего выгодного геополитического расположения, амбициозности и инициативности в области экономики.
Таким образом, идеи евразийства Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева и их развитие в современной истории носят поступательный и динамичный характер. Дальнейшие перспективы по реализации данной инициативы масштабны и представляют одно из приоритетных направлений развития страны, более того немалая часть уже воплощена в реальность. Евразийская интеграция наглядно демонстрирует, что формирование однотипных национальных моделей не упраздняет политической независимости государств региона. При этом создаются многочисленные предпосылки для модернизированного типа их взаимоотношений, которые основываются на доверии, партнерстве и применении одинаковых принципов и критериев как к экономическому, так и к политическому взаимодействию.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 603.