Операционный анализ (CVP-анализ, анализ «Затраты-Объем-Прибыль) рассматривает изменение прибыли как производную функцию от следующих факторов: переменные, постоянные затраты, объем производства, цена продукции, ассортимент продукции.
С помощью операционного анализа решается широкий спектр аналитических и управленческих задач:
Ø планирование и оценка прибыльности производственной и коммерческой деятельности;
Ø определение делового уровня риска;
Ø анализ и оценка результатов начального периода функционирования новой организации и (или) прибыльности инвестиций при наращивании капитала;
Ø разработка ассортиментной политики организации;
Ø выбор оптимального пути выхода из кризиса и т.д.
СVР-анализ позволяет:
1.Определить объем прибыли для заданного объема продаж.
2.Спланировать объем реализации продукции, который обеспечит желаемое значение прибыли.
3.Определить объем продаж для безубыточной работы предприятия.
4.Установить запас финансовой прочности предприятия в его текущем состоянии.
5.Оценить, как повлияют на прибыль изменения в цене реализации, переменных затратах, постоянных затратах и объеме производства.
6.Установить, до какой степени можно увеличивать/снижать силу операционного рычага, маневрируя переменными и постоянными затратами, и изменять тем самым уровень операционного риска предприятия.
7.Определить, как повлияют изменения в ассортименте реализованной продукции (работ, услуг) на потенциальную прибыль, безубыточность и объем целевой выручки.
Для работы модели используют следующие допущения:
1. Затраты делятся только на постоянные и переменные;
2. Производится только один товар или не меняется ассортимент на протяжении анализируемого периода;
3. Затраты и выручка являются производной функцией от объема производства;
4. Объем производства равен объему продаж;
5. Все другие переменные, кроме объема производства, не меняются в течение анализируемого периода (уровень цен, ассортимент, производительность труда и т.д.);
6. Анализ применяется к короткому периоду времени (год и менее).
Ключевыми элементами такого анализа являются: Точка безубыточности (порог рентабельности); Определение целевого объема продаж; Запас финансовой прочности; Анализ ассортиментной политики; Операционный рычаг.
Точка безубыточности (BEP или выручка критическая) показывает тот объем производства, при котором предприятие полностью покрывает свои затраты, не получая ни прибыли, ни убытка.
Точку безубыточности можно рассчитать в натуральных единицах и в стоимостном выражении, а также графическим способом (смотрите график в лекциях или учебниках). Выручка критическая = (Постоянные затраты)/(Доля маржинальной прибыли в выручке)*100% BEP (стоим.выражение)= (FC*B)/(B-VC)*100%=(FC*P)/(P-VC на ед.продукции)*100% BEP (в нат.выражении)= FC/(P-VC на ед.продукции )
где Р – цена, В – выручка или объем продаж.
Маржинальная прибыль (МР) – превышение выручки над переменными затратами, либо сумма постоянных затрат и прибыли до выплаты процентов и налогов (EBIT). MP=B-VC=FC+EBIT
Маржинальная прибыль на единицу продукции – это цена за единицу продукции за минусом переменных затрат на единицу продукции. MP=Р-VC (на единицу)
Коэффициент МР – это отношение МР к объему продаж (В). К.МР= МР/В
Определение целевого объема продаж – это такой объем продаж, который соответствует целевой прибыли (EBIT). В= (FS+EBIT)/(MP на ед.продукции)
Запас финансовой прочности – показывает, насколько можно снизить производство, не неся при этом убытков.
ЗФП (в руб.)=Выр. факт.-Выр. критич. | ЗФП (в %)= (Выручка факт.-Выручка критич.)/(Выручка факт.)*100%
Операционный рычаг ЭОР – отражает степень производственного риска, связанного с объемом постоянных затрат.Уровень операционного рычага (эффект) – показывает, как даже небольшое увеличение продаж приведет к росту прибыли. Если в общей сумме издержек большой удельный вес составляют постоянные затраты, то такое предприятие имеет высокий уровень операционного рычага и его действие оценивается с помощью действия операц. рычага. EBIT (операц. приб.) – приб. до уплаты % и налогов (приб. от продаж).
ЭОР= (Марж. приб.)/(Приб. от реализ.)= (Выручка-Перем. затраты)/(Приб. от реализ.)=(EBIT+FC)/EBIT
Дата: 2019-05-29, просмотров: 223.