Фин. анализ явл. существенным элементом фин. менеджмента и аудита. Практически все пользователи фин. отчетов предприятий используют методы фин. анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов. Так, собственники анализируют фин. отчеты для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности положения фирмы, а кредиторы и инвесторы анализируют фин.отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам.
Фин. анализ - метод оценки и прогнозирования фин. состояния предприятия на основе его бухг. отчетности. Такого рода анализ может выполняться как управленческим персоналом данного предприятия, так и любым внешним аналитиком, т.к. в основном базируется на общедоступной информации.
В зависимости от принятых критериев можно выделить разные виды анализа:
1.Внутренний анализ проводится финансовыми службами предприятия, его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния предприятия. Цель данного вида анализа - обеспечить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы получить максимальную прибыль и исключить банкротство.
2.Внешний анализ осуществляется кредитными и финансовыми учреждениями, инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе отчетности предприятия. Его целью является изучение платежеспособности предприятия, оценка его эффективной деятельности и возможности выполнения в установленные сроки своих финансовых обязательств.
3.Анализ, осуществляемый на основе данных прошлого периода, позволяет установить определенные тенденции состояния материальных и финансовых ресурсов и использовать это для обоснования плановых заданий.
4.Текущий анализ дает возможность контролировать ход выполнения принятых решений, корректировать свои задания, успешно маневрировать денежными ресурсами с целью повышения их эффективности.
5.Анализ, осуществляемый на основе прогнозных показателей, широко применяется при оценке эффективности инвестиционных проектов и является основой для выбора оптимального варианта.
6.Полный анализ охватывает все стороны финансовой деятельности предприятия, оценку множества параметров, факторов, влияющих на эффективность и финансовое положение хозяйствующего субъекта.
7.Объектом частичного анализа является конкретный участок финансовой деятельности или группа однородных показателей, которая в данном периоде нуждается в совершенствовании (финансовые результаты, запасы).
8.Анализ финансовой деятельности осуществляется на основе данных бухгалтерского учета, отчетности, которая характеризует состояние имущества, источников их финансирования, финансовые результаты, уровень затрат, доходов и т.д.
При проведении финансового анализа применяются следующие основные методы исследования финансовых отчетов.
1. Горизонтальный (временной) анализ. Данный метод предполагает сравнение каждой позиции финансовой отчетности с аналогичной позицией предыдущего периода. Позволяет выявить тенденции изменения какого-либо явления в определенном периоде.
2. Вертикальный (структурный) анализ. Суть данного метода состоит в том, чтобы выявить влияние каждой позиции отчетности на результат в целом. Предполагает определение структуры итоговых финансовых показателей. Используется не только в финансовом анализе, но и анализе любых экономических объектов, по которым имеются данные ряда лет (например, анализ активов, пассивов, себестоимости, финансовых результатов, ассортимента продукции и т. д.).
3. Сравнительный (пространственный) анализ. В отличие от предыдущих методов, предполагает сопоставление сводного показателя отчетности анализируемого предприятия с аналогичными показателями конкурентов, предприятий отрасли, структурных подразделений предприятия.
4. Факторный анализ. Этот метод – разновидность аналитических исследований. Позволяет выявить влияние отдельных факторов (причин) на какой-либо результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Используется не только в финансовом анализе, но и анализе других результативных показателей. Так, в экономическом анализе осуществляется факторный анализ себестоимости, производства и реализации, материальных затрат, производительности труда, рентабельности и т. д.
5. Анализ относительных показателей (коэффициентов). Данный метод может проводиться на основании данных одного или разных периодов. Предполагается расчет отношений между отдельными позициями финансовой отчетности с целью определения взаимосвязи показателей.
В процессе финансового анализа для решения поставленных задач может потребоваться использование не только методов, но и приемов анализа, которые в финансовом анализе подразделяются на две группы.
1. Традиционные приемы: метод сравнения; прием сопоставления фактических данных за отчетный период с базовыми данными; прием относительных величин; индексный метод; группировки по какому-либо признаку; расчет средней величины; балансовый метод; методы элиминирования.
Методы элиминирования широко распространены в финансовом и экономическом анализах, они основаны на исключении требующегося, предполагают раздельное применение воздействующих факторов на обобщающий показатель. К методам элиминирования относят цепную подстановку и способ относительных разниц.
2. Математические приемы. Достаточно широко используются в процессе финансового анализа. Основаны на приемах и методах математики. К таким приемам относятся: линейное программирование; сетевые графики; математические модели; корреляционно-регрессионный анализ.
7. Бюджетирование как вид финансового планирования.
Финансовое планирование - это процесс разработки системы ФП и плановых (нормативных) показателей по обеспечению предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в предстоящем периоде. Различают: долгосрочное – свыше 1 года; текущее – годовое; оперативное – внутри года.
Бюджет - оперативный план краткосрочного периода производства формируемый на предприятии, который составляется ежемесячно, отражающий расходы и поступления финансовых ресурсов в процессе осуществления конкретных видов хозяйственной деятельности.
1гр. Производственные бюджеты. Производственный бюджет определяется объемом выпускаемой продукции.
Бюджет продаж - помесячный план продаж продукции, составляется на основе договоров поставки продукции.
Бюджет закупок определяет объем закупок материальных ценностей, которые требуются ежемесячно согласно плану производства.
Бюджет трудовых ресурсов определяет потребность в рабочей силе для изготовления продукции.
Бюджет общехозяйственных или административных расходов (службы аренды, связь, содержание руководства, коммунальные платежи).
Бюджет расходов на продажу (тара, упаковка, транспортировка готовой продукции).
2Гр. Финансовые бюджеты
Финансовый бюджет – бюджет денежных средств (помесячные поступления и расходование денег). Показывает способность предприятия погашать свои обязательства в сроки.
Инвестиционный бюджет – затраты и возможные источники финансирования, которыми располагает предприятие.
Прогнозный баланс - прогнозирование текущих решений, необходим чтобы избежать неожиданностей и понять связь между текущими и будущими решениями.
Прогнозный отчет о прибылях и убытках отражает рентабельность, ликвидность, платежеспособность, финансовое состояние на прогнозируемый период.
Контрольный бюджет - ежемесячно проверяются отклонения. Принимаются оперативные решения по дальнейшей деятельности предприятия.
Финансовый план в конечном итоге, набор финансовых показателей, которые необходимо рассчитывать и прогнозировать с помощью специальных технологий. В качестве конечного результата финансового плана обычно используются прогнозные баланс предприятия, отчет о прибыли и убытках, отчет о движении денежных средств.
8. Стратегический финансовый план.
Стратегическое финансовое планирование представляет собой бюджетирование избранной предприятием стратегии. Главной стратегической целью деятельности коммерческого предприятия является повышение благосостояния его собственников, в примере с акционерным коммерческим предприятием — благосостояния акционеров. Главная стратегическая цель включает подчиненные цели, достижение каждой из которых требует разработки собственной стратегии. Разработка каждой отдельной стратегии должна быть увязана с финансовыми возможностями предприятия. Стратегическое планирование начинается с формирования аналитических предпосылок на основе изучения рынка и оценки стратегического потенциала предприятия. Стандартный стратегический финансовый план составляется на 5 лет и включает укрупненные показатели финансовой отчетности (финансовые агрегаты) по каждому виду деятельности без излишней детализации.
Основой плана являются: 1) программа инвестиций; 2) выбранная политика привлечения источников финансирования; 3) выбор целевого коэффициента дивидендных выплат.
Составление стратегического финансового плана начинается с анализа взаимоисключающих друг друга альтернативных планов развития предприятия (составленных, в свою очередь, на основе прогноза вариантов потоков денежных средств), в том числе:
1) плана агрессивного развития предприятия, предусматривающего значительные капиталовложения в целях освоения выпуска новых видов продукции с последующим внедрением на уже освоенные и новые рынки;
2) плана развития пред-я, предусматривающего рост объемов производства соразмерно росту рынков сбыта;
3) плана постепенного сокращения капиталовложений, объемов производства и ассортимента продукции;
4) плана ликвидации предприятия.
Каждый из этих планов также анализируется с точки зрения прогнозируемых вариантов развития, в том числе:
1) пессимистического, складывающегося при наступлении наименее благоприятных событий;
2) наиболее вероятного, складывающегося при наступлении наиболее вероятных событий;
3) оптимистического, складывающегося при наступлении наиболее благоприятных событий.
При составлении стратегического финансового плана особая роль отводится прогнозу рисков, связанных с выбранным проектом. При этом отбираются приемлемые для предприятия риски, после чего разрабатываются варианты их минимизации. Не менее важным является анализ чувствительности проекта, под которым понимается анализ изменений отдельных финансовых показателей в ответ на изменение степени воздействия тех или иных факторов. Содержание стратегического финансового плана. Независимо от направления деятельности предприятия и объемов производства стратегический финансовый план должен включать:
1) прогнозные формы финансовой отчетности; 2) бюджет капиталовложений; 3) обобщенную информацию об источниках финансирования.
Прогнозные формы финансовой отчетности отражают прогнозные финансовые показатели деятельности предприятия на конец запланированного периода. При этом прогнозные данные рассматриваются и как результат объективного прогноза, и как желаемый, предполагаемый результат. Бюджет капиталовложений составляется по основным направлениям деятельности предприятия с разбивкой по категориям объектов вложения, к таким направлениям относятся: - замена активов; - расширение деятельности; - освоение новой продукции и рынков;
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки;
- обязательные расходы на природоохранные мероприятия и т.д.
Бюджет капиталовложений должен сопровождаться кратким обоснованием объемов предполагаемых инвестиций и мероприятий, необходимых для их осуществления.
9. Финансовая составляющая бизнес-планирования.
Бизнес-план содержит основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия. С ею помощью можно определить способы решения конкретных финансово-хозяйственных задач на перспективу, убедить кредиторов и инвесторов в предоставлении финансовых средств.
Финансовый раздел бизнес-плана рассматривает вопросы финансового обеспечения деятельности предприятий, фирм, организации и наиболее эффективного использования имеющихся финансовых средств на основе оценки текущей финансовой информации и прогноза объемов реализации товаров и услуг на рынках в последующие периоды.
Финансовый план разрабатывают в виде следующих прогнозных финансовых документов:
§ прогноз финансовых результатов;
§ проектировка движения денежных средств;
§ прогнозный баланс предприятия.
Как правило, прогнозный период охватывает 3-5 лет. Рассмотрим последовательность проектировок на том же самом примере предприятия, уже работавшего в сфере производства продуктов питания, и желающего в прогнозный период выпустить новый вид продукции. Его интересует, как будут складываться в перспективе итоги деятельности с учетом новой производственной программы.
Целью прогноза финансовых результатов является представление перспектив деятельности предприятия сточки зрения прибыльности. Особенно инвесторов будет интересовать уровень прибыльности в предстоящий период, так как они могут увидеть, какую долю от прибыли предприятия получат.
1-й, 2-й год и т.д. — это годы прогнозируемого периода, начиная с последующего по отношению к году разработки бизнес-плана (базисный год).
Стартовой позицией для составления этого прогноза является планирование объема продаж в натуральном и стоимостном выражении. При этом расчеты осуществляются по всем видам выпускаемой продукции, а затем суммируются в результат.
Вычитая из чистого объема продаж себестоимость реализованной продукции, получаем показатель валовой прибыли. Показатели себестоимости уже были рассчитаны в разделе «Производственный план» рассматриваемого бизнес-плана.
Данная проектировка отражает не доходы и затраты, а фактическое поступление денежных средств и их перечисление. Именно поэтому итоговая цифра проектировки движения денежных средств отражает сальдо оборота денежных средств предприятия. Прогноз финансовых результатов может быть трансформирован в проектировку движения денежных средств путем ряда корректировок.
В проектировке финансовых результатов показаны расчетные величины доходов от продаж, чистой прибыли. В отличие от этого денежный поток отражает фактическое поступление выручки от продаж. Для перехода от фактических к расчетным показателям необходимо учесть ожидаемые сроки поступления платежей по продажам.
Если прогноз финансовых результатов отражает затраты, осуществленные в тот или иной период, то проектировка движения денежных средств показывает фактическую оплату этих затрат. При этом следует учитывать, что некоторые затраты могут быть покрыты немедленно, а другие — через определенный период времени. Для проведения согласования показателей следует разобраться в характере кредитной политики предприятия.
Следует учитывать, что в начальный период существования предприятия его положение с денежными средствами будет куда важнее, чем прибыльность, так как именно этот фактор точнее всего характеризует его жизнеспособность.
Проектировка движения денежных средств отражает поступление всех денег из всех источников, включая не только выручку от реализации продукции, но также выручку от продажи акций или получаемых в долг средств от продажи некоторых активов.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 239.