Правовое регулирование внутренних государственных и муниципальных займов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Правовое регулирование внутренних государственных займов осуществляется на основе Федерального закона «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», а также путем принятия по каждому их выпуску отдель­ных нормативных актов. Законом установлены порядок их выпус­ка и особенность обращения, а также связанный с названной эмис­сией порядок возникновения и исполнения долговых обязательств Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образо­ваний.

Бюджетный кодекс РФ впервые в законодательной практике закрепил государственные и муниципальные заимствования и право на их осуществление не только в рамках правоотношений по государственному и муниципальному долгу, но и выделил их особо, объединив в отдельную главу 13 «Дефицит бюджета и источ­ники его покрытия». Законодатель также впервые определил само понятие и цели заимствований.

Под государственными внутренними заимствованиями Рос­сийской Федерации или субъекта РФ, понимаются займы, привле­каемые от юридических и физических лиц, иностранных госу­дарств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации или ее субъекта как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте России.

Муниципальные заимствования — займы, привлекаемые от физических и юридических лиц в валюте России, по которым соответственно возникают долговые обязательства органа местного самоуправления как заемщика или гаранта.

Эмиссия государственных и муниципальных заимствований в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (ст. 7) допускается только в случае принятия Российской Федера­цией или ее субъектом закона (органом местного самоуправле­ния — решения) о бюджете соответствующего уровня, где в обяза­тельном порядке утверждаются:

а) предельный размер соответствующего государственного (му­ниципального) долга;

б) предельный объем заемных средств, направляемых в течение текущего финансового года на финансирование бюджетного дефи­цита или программ развития субъекта РФ или муниципального образования.

При этом предельный объем заемных средств для субъекта РФ не должен превышать 30% объема его собственных доходов на текущий год, без учета финансовой помощи из федерального бюд­жета и заемных средств, привлеченных в том же году.

Для муниципальных образований соответствующий объем за­емных средств не может превышать 15% объема его доходов.

Со дня вступления в силу Бюджетного кодекса РФ положение о необходимости ежегодно утверждать вышеуказанные «предель­ные» цифры утратит свою силу. Будут действовать нормы Бюджет­ного кодекса РФ, устанавливающие предельное значение объема долга, предельный объем средств, направляемых на финансирова­ние бюджета соответствующего уровня на текущий финансовый год, и предельные расходы на обслуживание государственного или муниципального долга (ст. 106, 107, 111, 112).

При эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг исполнительные органы власти соответствующего уровня (на уровне Российской Федерации — Правительство) утверждают Ге­неральные условия эмиссии (далее — Генеральные условия), яв­ляющиеся нормативно-правовым актом, в котором закрепляется:

• вид ценных бумаг;

• форма выпуска;

• указание на срочность данного вида ценных бумаг;

• валюта обязательств;

• особенности исполнения обязательства, предусматриваю­щие право на получение вместо денежных средств имущест­венного эквивалента;

• наличие ограничений их оборотоспособности и круга лиц, среди которых данные бумаги распространяются.

На основе этих Генеральных условий эмитент (на федеральном уровне, как правило, Минфин России) принимает нормативно-правовой акт, содержащий более подробные условия эмиссии и обращения государственных (муниципальных) ценных бумаг (далее — условия эмиссии). В частности, в них должны содержать­ся такие атрибуты, как: указание на вид ценных бумаг, сроки выпуска займа, его доходность, порядок выплаты и формы дохода, номинальная стоимость одной ценной бумаги в рамках одного вы­пуска государственных и муниципальных бумаг, льготы и другие существенные условия эмиссии.

Этот правовой акт подлежит обязательной государственной ре­гистрации в федеральном органе исполнительной власти, уполно­моченном Правительством РФ на составление или исполнение фе­дерального бюджета.

Об итогах эмиссии эмитенты соответствующего уровня обязаны принять нормативный акт, содержащий отчет.

В соответствии с Генеральными условиями и условиями эмис­сии эмитент принимает решение об эмиссии отдельного выпуска государственных или муниципальных бумаг (далее — решение о выпуске).

Решение о выпуске должно включать в обязательном порядке следующие условия:

• наименование эмитента;

• дату начала размещения и дату, или период размещения;

• форму выпуска и указание на вид ценных бумаг;

• номинальную стоимость одной ценной бумаги;

• количество бумаг данного выпуска;

дату их погашения;

• наименование органа, осуществляющего ведение реестра владельцев ценных бумаг (регистратора);

• наличие ограничений и иных условий, имеющих значение для их размещения и обращения.

Все эти условия должны быть не позднее чем за два рабочих дня до начала их размещения опубликованы эмитентом либо в средст­вах массовой информации, либо иным способом.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Поясните понятие и раскройте сущность государственных и муниципальных заимствований.

2. В чем состоит содержание государственных и муниципальных заимствований? Обоснуйте необходимость их осуществления.

3. Перечислите формы и приведите классификацию государственных и муниципальных заимствований.

4. Что является целью проведения заимствований?

5. В чем состоит организация государственных и муниципальных заимствований путем выпуска и размещения государственных и муниципальных ценных бумаг?

6. Перечислите и кратко охарактеризуйте виды государственных и муниципальных займов.

7. Что собой представляет организация государственных и муниципальных заимствований путем привлечения кредитов?

8. Перечислите виды кредитов, привлекаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

9. Назовите методы осуществления государственных и муниципальных заимствований.

10. В чем состоит правовое регулирование государственных внешних заимствований российской федерации и международного кредитования?

11. Как осуществляется правовое регулирование внутренних государственных и муниципальных займов?

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная учебная литература

1. Подъяблонская Л.М., Подъяблонская Е.П. Актуальные проблемы государственных и муниципальных финансов: учебник. [Электронный реcурс].-ЮНИТИ-ДАНА.- 2015 год .- 303 с. http://www.knigafund.ru

2. Фридман А.М. Финансы организации (предприятия): Учебник. [Электронный ресурс]-Дашков и К.- 2013 г. 488 с. http://www.knigafund.ru

3. Финансы бюджетных организаций: учебник/Поляк Г. Б., Андросова Л. Д., Карчевский В. В., Базилевич О. И., Ермолаев В. Н. [Электронный реcурс].-Юнити-Дана.- 2012.- 464 с. http://www.knigafund.ru

Дополнительная учебная литература

4. Николаева Т. П.Бюджетная система РФ: учебно-практическое пособие. [Электронный реcурс]. -Евразийский открытый институт .- 2010 год .- 381 с. http://www.knigafund.ru

5. Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник: [Электронный ресурс] -Дашков и К.- 2013 г. 640 с.: http://www.knigafund.ru

 

Учебное издание

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 217.