Правовое регулирование внутренних государственных займов осуществляется на основе Федерального закона «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», а также путем принятия по каждому их выпуску отдельных нормативных актов. Законом установлены порядок их выпуска и особенность обращения, а также связанный с названной эмиссией порядок возникновения и исполнения долговых обязательств Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.
Бюджетный кодекс РФ впервые в законодательной практике закрепил государственные и муниципальные заимствования и право на их осуществление не только в рамках правоотношений по государственному и муниципальному долгу, но и выделил их особо, объединив в отдельную главу 13 «Дефицит бюджета и источники его покрытия». Законодатель также впервые определил само понятие и цели заимствований.
Под государственными внутренними заимствованиями Российской Федерации или субъекта РФ, понимаются займы, привлекаемые от юридических и физических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации или ее субъекта как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте России.
Муниципальные заимствования — займы, привлекаемые от физических и юридических лиц в валюте России, по которым соответственно возникают долговые обязательства органа местного самоуправления как заемщика или гаранта.
Эмиссия государственных и муниципальных заимствований в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (ст. 7) допускается только в случае принятия Российской Федерацией или ее субъектом закона (органом местного самоуправления — решения) о бюджете соответствующего уровня, где в обязательном порядке утверждаются:
а) предельный размер соответствующего государственного (муниципального) долга;
б) предельный объем заемных средств, направляемых в течение текущего финансового года на финансирование бюджетного дефицита или программ развития субъекта РФ или муниципального образования.
При этом предельный объем заемных средств для субъекта РФ не должен превышать 30% объема его собственных доходов на текущий год, без учета финансовой помощи из федерального бюджета и заемных средств, привлеченных в том же году.
Для муниципальных образований соответствующий объем заемных средств не может превышать 15% объема его доходов.
Со дня вступления в силу Бюджетного кодекса РФ положение о необходимости ежегодно утверждать вышеуказанные «предельные» цифры утратит свою силу. Будут действовать нормы Бюджетного кодекса РФ, устанавливающие предельное значение объема долга, предельный объем средств, направляемых на финансирование бюджета соответствующего уровня на текущий финансовый год, и предельные расходы на обслуживание государственного или муниципального долга (ст. 106, 107, 111, 112).
При эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг исполнительные органы власти соответствующего уровня (на уровне Российской Федерации — Правительство) утверждают Генеральные условия эмиссии (далее — Генеральные условия), являющиеся нормативно-правовым актом, в котором закрепляется:
• вид ценных бумаг;
• форма выпуска;
• указание на срочность данного вида ценных бумаг;
• валюта обязательств;
• особенности исполнения обязательства, предусматривающие право на получение вместо денежных средств имущественного эквивалента;
• наличие ограничений их оборотоспособности и круга лиц, среди которых данные бумаги распространяются.
На основе этих Генеральных условий эмитент (на федеральном уровне, как правило, Минфин России) принимает нормативно-правовой акт, содержащий более подробные условия эмиссии и обращения государственных (муниципальных) ценных бумаг (далее — условия эмиссии). В частности, в них должны содержаться такие атрибуты, как: указание на вид ценных бумаг, сроки выпуска займа, его доходность, порядок выплаты и формы дохода, номинальная стоимость одной ценной бумаги в рамках одного выпуска государственных и муниципальных бумаг, льготы и другие существенные условия эмиссии.
Этот правовой акт подлежит обязательной государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством РФ на составление или исполнение федерального бюджета.
Об итогах эмиссии эмитенты соответствующего уровня обязаны принять нормативный акт, содержащий отчет.
В соответствии с Генеральными условиями и условиями эмиссии эмитент принимает решение об эмиссии отдельного выпуска государственных или муниципальных бумаг (далее — решение о выпуске).
Решение о выпуске должно включать в обязательном порядке следующие условия:
• наименование эмитента;
• дату начала размещения и дату, или период размещения;
• форму выпуска и указание на вид ценных бумаг;
• номинальную стоимость одной ценной бумаги;
• количество бумаг данного выпуска;
• дату их погашения;
• наименование органа, осуществляющего ведение реестра владельцев ценных бумаг (регистратора);
• наличие ограничений и иных условий, имеющих значение для их размещения и обращения.
Все эти условия должны быть не позднее чем за два рабочих дня до начала их размещения опубликованы эмитентом либо в средствах массовой информации, либо иным способом.
Вопросы для самоконтроля
1. Поясните понятие и раскройте сущность государственных и муниципальных заимствований.
2. В чем состоит содержание государственных и муниципальных заимствований? Обоснуйте необходимость их осуществления.
3. Перечислите формы и приведите классификацию государственных и муниципальных заимствований.
4. Что является целью проведения заимствований?
5. В чем состоит организация государственных и муниципальных заимствований путем выпуска и размещения государственных и муниципальных ценных бумаг?
6. Перечислите и кратко охарактеризуйте виды государственных и муниципальных займов.
7. Что собой представляет организация государственных и муниципальных заимствований путем привлечения кредитов?
8. Перечислите виды кредитов, привлекаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.
9. Назовите методы осуществления государственных и муниципальных заимствований.
10. В чем состоит правовое регулирование государственных внешних заимствований российской федерации и международного кредитования?
11. Как осуществляется правовое регулирование внутренних государственных и муниципальных займов?
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Основная учебная литература
1. Подъяблонская Л.М., Подъяблонская Е.П. Актуальные проблемы государственных и муниципальных финансов: учебник. [Электронный реcурс].-ЮНИТИ-ДАНА.- 2015 год .- 303 с. http://www.knigafund.ru
2. Фридман А.М. Финансы организации (предприятия): Учебник. [Электронный ресурс]-Дашков и К.- 2013 г. 488 с. http://www.knigafund.ru
3. Финансы бюджетных организаций: учебник/Поляк Г. Б., Андросова Л. Д., Карчевский В. В., Базилевич О. И., Ермолаев В. Н. [Электронный реcурс].-Юнити-Дана.- 2012.- 464 с. http://www.knigafund.ru
Дополнительная учебная литература
4. Николаева Т. П.Бюджетная система РФ: учебно-практическое пособие. [Электронный реcурс]. -Евразийский открытый институт .- 2010 год .- 381 с. http://www.knigafund.ru
5. Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник: [Электронный ресурс] -Дашков и К.- 2013 г. 640 с.: http://www.knigafund.ru
Учебное издание
Дата: 2019-05-29, просмотров: 217.