Правовые основы организации государственных и муниципальных заимствований в Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Правовое регулирование государственных внешних заимствований Российской Федерации и международного кредитования

Внешний долг Российской Федерации составляют обязательства, возникающие в иностранной валюте (ст. 6 БК РФ). Государственный внешний долг образуется посредством осуществления внешних заимствований.

Внешние заимствования Российской Федерации представляют собой займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте (ст. 89 БК РФ).

Право осуществления государственных внешних заимствований РФ и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит РФ. От ее имени осуществлять внешние заимствования может Правительство РФ либо уполномоченный им ответственный федеральный орган исполнительной власти.

Предельные объемы государственного внешнего долга на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

Основной формой рыночных инструментов внешних заимствований российского государства являются облигации, выраженные в иностранной валюте. Различают облигации в иностранной валюте и еврооблигации. Еврооблигации - это ценные бумаги, эмитированные в валюте, отличной от национальной денежной единицы эмитента и имеющие средне- или долгосрочное обращение на территории иностранных государств, кроме страны эмитента.

Кредиты, оформленные кредитными соглашениями и договорами, на протяжении последних лет формировали основной объем государственного внешнего долга Российской Федерации.

В отношениях по заключению кредитных договоров и соглашений, ведущих к образованию государственного долга, в роли заемщика всегда выступает Российская Федерация в лице ее уполномоченных органов. Они наделены правом заключать подобного рода соглашения с иностранными государствами, а также международными финансовыми организациями, которые в данных отношениях выступают в качестве кредитора. От имени Российской Федерации осуществлять внешние заимствования может Правительство РФ или уполномоченный им ответственный орган исполнительной власти (ст. 103 БК РФ).

Задолженность Российской Федерации по кредитам правительств иностранных государств в структуре государственного внешнего долга России занимает ведущее положение. В общем объеме долговых обязательств по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, основной объем долга составляют обязательства перед странами - членами Парижского клуба кредиторов. К обязательствам Российской Федерации перед Парижским клубом кредиторов относится также задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованными правительственными страховыми организациями.

Задолженность по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм в основном объеме включает в себя обязательства перед Лондонским клубом кредиторов.

Внешняя задолженность Российской Федерации в части международных финансовых организаций включает в себя государственные долговые обязательства перед следующими организациями:

Международным валютным фондом (МВФ);

Международным банком реконструкции и развития (МБРР);

Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР).

Государство на рынке долговых обязательств может выступать не только в качестве заемщика и гаранта, но и в качестве кредитора, за счет чего формируется активный внешний долг Российской Федерации.

Правовой режим кредитования иностранных государств Российской Федерацией определен в гл. 15 БК РФ.

Российская Федерация является одним из крупнейших мировых кредиторов. На сегодняшний день долг иностранных государств перед Российской Федерацией вполне сопоставим с ее внешним долгом.

Предоставление государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям является исключительной прерогативой Российской Федерации.

Пределы и объемы предоставления государственных кредитов на очередной финансовый год определяются федеральным законом о бюджете. Сведения о размерах и структуре долга иностранных государств перед Российской Федерацией по видам долговых обязательств и по заемщикам представляются в Государственную Думу в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Кредиты иностранным государствам и иным субъектам международного права предоставляются на основании программы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям за счет средств федерального бюджета. Программа представляет собой перечень кредитов на очередной финансовый год с указанием цели предоставления кредитов, наименования их получателей, общего объема кредитов, объема кредитов, предоставленных в данном финансовом году.

Программа предоставления государственных кредитов на очередной финансовый год утверждается при рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении в качестве отдельного приложения к этому закону.

Выделение иностранных государственных кредитов осуществляется на основании подписания соответствующего межправительственного соглашения (договора) с заемщиком. Договоры о предоставлении государственных кредитов Российской Федерацией подлежат утверждению Федеральным Собранием в форме федерального закона:

если предусмотренные этими договорами государственные кредиты не включены в программу предоставления Российской Федерацией государственных кредитов и (или) предоставляемые по ним финансовые средства превышают сумму, эквивалентную 10 млн. долл. США, на весь срок кредита;

если исполнение таких договоров требует увеличения предельного объема предоставления государственных кредитов, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете;

по другим основаниям, предусмотренным законодательством РФ (ст. 126БКРФ).

Действующее законодательство предусматривает возможность регулирования долга иностранных государств перед Российской Федерацией. В части регулирования отношений по государственному кредиту допускается возможность реструктуризации долга иностранных государств.

Под реструктуризацией долга иностранных государств перед Российской Федерацией понимается погашение иностранными государствами своих долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. Реструктуризация долга иностранных государств перед Российской Федерацией может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы задолженности (ст. 124 БК РФ).

Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженности иностранных государств перед Российской Федерацией подлежат ратификации Государственной Думой, за исключением случаев реструктуризации задолженности и ее списания в рамках участия Российской Федерации в международных финансовых организациях и финансовых клубах на условиях, общих и единых для всех участников этих организаций и клубов.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 197.