Говоря о бюджете невозможно обойти вниманием такие понятия как профицит и дефицит бюджета. Профицит бюджета приводит к формированию определенных излишков в бюджете. Иными словами, профицит возникает при условии, что доходы государства значительно превысили его расходы. Выделяют два вида профицита бюджета – первичный, т.е. положительное сальдо после покрытия всех расходов, и вторичный, т.е. положительное сальдо после покрытия всех расходов и выплаты внутреннего и внешнего долга. На первый взгляд, профицит – это хорошо. Однако такое заключение спорно. В первую очередь, необходимо определить, за счет чего возник бюджетный профицит.
Так, если профицит возникает в результате эффективного и экономного потребления бюджетных средств и при этом прослеживается полное стопроцентное финансирование, а также в результате роста цен на различные виды энергоносителей (в том числе и на нефть) на мировых рынках, то это явление, конечно же, положительное. Самой желательной причиной возникновения профицита бюджета является экономический рост, вследствие которого происходит активизация хозяйственной деятельности, увеличение объемов продаж и, следовательно, рост доходов всех субъектов экономики. Рост доходов предприятия и населения приводит к увеличению собираемости налогов, а улучшение работы государственных унитарных предприятий приносит чистый доход. Все это в совокупности приводит к увеличению доходов государственного бюджета. Если данный экономический рост не был заранее спрогнозирован, то происходит возникновение профицита, поскольку реальные доходы государства превышают запланированные расходы.
В случае, если достаточно высокие доходы сформировались в результате сложившейся в выгодном положении экономической конъюнктуры, или же получились благодаря жесткой экономии, недопоступления финансирования на государственные расходы низких вложений в социальные сферы жизни– это не может считаться положительным моментом. Достижение профицита бюджета за счет снижения инвестиций в производство, науку или образование не может иметь благоприятных последствий, т.к. лишает государство дополнительных доходов в будущем.
Также профицит бюджета может означать, что государство не разработало финансовую политику, которая бы позволила эффективно решать задачи по определению направлений развитий страны, направлений, требующих дополнительного финансирования.
Профицит государственного бюджета может привести к недостатку свободных оборотных средств и снижения ликвидности кредитных организаций. Процесс использования профицита бюджета является сложным ввиду сложности вопроса направления дополнительных средств. Как правило, государство использует профицит для создания финансового резерва на случай непредвиденных расходов, которые могут возникнуть, или на покрытие заранее известных расходов. Кроме того, формирование резервных фондов позволяет финансировать непредвиденные расходы государства, возникающие вследствие каких-либо происшествий, как техногенного, так и природного происхождения. Ликвидация последствий природных катаклизмов всегда возлагается на государство. Техногенные и природные катастрофы требуют немедленного вмешательства и финансирования ликвидации последствий, что легче всего произвести, используя финансовые резервы, созданные в годы бюджетного профицита.
Таким образом, бюджетный профицит является средством создания финансовых резервов на случай чрезвычайных происшествий. Кроме того, профицит может снижать нагрузку на бюджет, связанную с выплатой государственного долга.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 321.