Правовые основы формирования бюджетов в Российской Федерации. Федеральный бюджет, его назначение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одним из важнейших элементов нормативно-правовой базы бюджетной системы РФ выступает бюджетное законодательство — центральный источник бюджетного права.

Под бюджетным законодательством понимается совокупность действующих нормативно-правовых актов, принятых представительными органами власти и местного самоуправления, направленных на регулирование бюджетных правоотношений.

Бюджетные правоотношения — это отношения:

1) складывающиеся в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

2) возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней, утверждения и исполнения бюджетов, контроля за их реализацией.

Под составом каждого конкретного бюджетного правоотношения понимается совокупность его участников — субъектов бюджетных правоотношений (налогоплательщиков, бюджетных органов и т.д.).

Структуру бюджетных правоотношений, как и любых правовых отношений, образуют следующие три элемента:

1)субъекты правоотношения,

2) содержание правоотношения,

3) объект правоотношения.

Субъекты бюджетных правоотношений — это его участники (стороны).

Объектом бюджетных правоотношений выступает то, по поводу чего субъекты правовых отношений в бюджетной сфере вступают в правовую связь — разнообразные материальные (например, денежные средства в виде доходов или расходов бюджетов) и нематериальные блага (например, публичный правопорядок в бюджетной сфере).

Содержание бюджетных правоотношений может быть раскрыто через правовой статус субъектов правоотношений. Права, обязанности, а в определенных случаях и компетенция субъектов бюджетных правоотношений предусмотрены бюджетным законодательством.

Исходным понятием системы бюджетного права являются нормы. В качестве таковых выступают установленные (санкционированные) государством общеобязательные правила должного (допустимого) поведения участников бюджетных правоотношений, охраняемые от нарушения силой государственного принуждения.

Общая часть бюджетного права включает в себя нормы, определяющие принципы бюджетного права и регулирующие структуру, порядок и принципы функционирования бюджетной системы РФ, бюджетный процесс в РФ, состав бюджетного законодательства РФ и устанавливающие порядок привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Структурно большинство норм общей части бюджетного права кодифицированы и закреплены в Бюджетном кодексе РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.

Особенная часть бюджетного права включает в себя нормы, регулирующие особенности функционирования бюджетной системы в конкретном финансовом году. Нормы особенной части бюджетного права содержатся, например, в принимаемых ежегодно Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями законах о бюджете на очередной год.

Источники бюджетного права — это официально определенные внешние формы, в которых содержатся нормы, регулирующие отношения в процессе функционирования бюджетной системы, то есть формы внешнего содержания бюджетного права.

Иерархически выстроенная система источников бюджетного права выглядит следующим образом:

1. Конституция РФ.

2. Общепризнанные принципы международного права и нормы международных договоров РФ.

3. Решения Конституционного Суда РФ.

4. Бюджетное законодательство, которое в свою очередь включает следующие элементы:

— федеральное бюджетное законодательство (Бюджетный кодекс РФ; ежегодные федеральные законы о федеральном бюджете);

— региональное бюджетное законодательство (законы субъектов РФ о бюджете этих субъектов и др.);

— нормативные правовые акты о местных бюджетах (решения о местных бюджетах), принятые представительными органами местного самоуправления.

5. Подзаконные нормативные правовые акты по бюджетно-правовым вопросам:

— акты органов общей компетенции:

• указы президента;

• постановления правительства;

• подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с бюджетной деятельностью, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ или исполнительными органами местного самоуправления.

— акты органов специальной компетенции:

• ведомственные подзаконные нормативные правовые

акты.

6. Внутренние договоры РФ.

Таким образом, критерием классификации источников бюджетного права служит действие правовых актов в пространстве. В целом, система источников бюджетного права обусловлена тем, что функции бюджетной деятельности осуществляются всеми звеньями государственного механизма на основе, принципа разделения властей. Это означает, что правовые акты, регулирующие те или иные бюджетные отношения и являющиеся источниками бюджетного права, издаются всеми органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах соответствующей бюджетной компетенции.

В юридической литературе понятие федеральный бюджет определяется как бюджет центрального правительства в государствах, имеющих федеральную форму государственного устройства. Федеральный бюджет РФ – это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ. Статья 16 БК РФ, дающая определение федеральному бюджету, изложена в новой редакции Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 120–ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений». В РФ не допускается использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ, за исключением случаев, установленных настоящим законодательством. Назначением федерального бюджета является финансирование реализаций функций государства, отнесенных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами к исключительным полномочиям РФ. Согласно ст. 84 БК РФ из федерального бюджета финансируются расходы на:

1) содержание и функционирование высших государственных органов РФ – Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств;

2) содержание судебной системы РФ;

3) содержание армии, поддержание обороноспособности страны;

4) осуществление внешних функций РФ – содержание посольств и дипломатических представительств;

5) финансирование научных учреждений, космических программ; реализацию федеральных целевых программ различного назначения и т. д.

Федеральный бюджет является основой государственного сектора экономики РФ, поскольку федеральные государственные унитарные предприятия осуществляют свою экономическую деятельность в рамках федерального бюджета. Кроме того, федеральный бюджет РФ является источником поддержки бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. Так, из федерального бюджета предоставляются бюджетные кредиты, оказывается финансовая помощь бюджетам субъектов РФ и бюджетам отдельных муниципальных образований, выделяются субвенции и субсидии, финансовая помощь в порядке, установленном федеральными законами. Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджет РФ. Составление консолидированного бюджета необходимо для осуществления эффективного государственного управления, поскольку консолидированный бюджет отражает, какие финансовые ресурсы аккумулируются на территории РФ.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте содержание, задачи и принципы формирования бюджета органа государственной власти и органа местного самоуправления.

2. В чем состоит сбалансированность бюджета органа государственной власти?

3. Какие звенья и виды бюджетов включаются в бюджетную систему РФ?

4. Как реализуются на практике принципы бюджетной системы РФ?

5. Назовите основные принципы организации системы доходов бюджета.

6. Каким образом могут быть классифицированы доходы бюджета?

7. Какие группы доходов включаются в доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов?

8. В чем заключается назначение расходов бюджета?

9. Каковы различия текущих и капитальных расходов бюджета?

10. Изложите правовые основы формирования бюджетов в Российской Федерации.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 210.