8.1. Содержание государственных и муниципальных заимствований, необходимость их осуществления. Формы и классификация государственных и муниципальных заимствований
8.2. Организация государственных и муниципальных заимствований путем выпуска и размещения государственных и муниципальных ценных бумаг. Виды государственных и муниципальных займов
8.3. Организация государственных и муниципальных заимствований путем привлечения кредитов. Виды кредитов, привлекаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления
8.4. Методы осуществления государственных и муниципальных заимствований
8.5. Правовые основы организации государственных и муниципальных заимствований в Российской Федерации
Содержание государственных и муниципальных заимствований, необходимость их осуществления. Формы и классификация государственных и муниципальных заимствований
Понятие и сущность государственных и муниципальных заимствований Государственные и муниципальные заимствования, являющиеся главным способом покрытия бюджетного дефицита, представляют собой передачу в распоряжение органов государственной власти и органов местного самоуправления средств, которые заемщики обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента (дохода в иной форме) на сумму заимствования.
Целью проведения заимствований является получение органами власти и органами местного самоуправления в свое распоряжение дополнительных финансовых средств, которые они могли бы направить на финансирование мероприятий, не обеспеченных доходами, или осуществление программ экономического и социального развития. Органы государственной власти и местного самоуправления привлекают свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур, населения, органов власти другого уровня и зарубежных экономических субъектов. В этом случае государственные органы и органы местного самоуправления выступают в качестве заемщика, а хозяйствующие субъекты, население, зарубежные экономические субъекты и правительства иностранных государств выступают в роли кредиторов. Органы государственной власти и местного самоуправления могут выступать также в роли гаранта, когда берут на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами. В Бюджетном кодексе Российской Федерации в главе 14 статье 103 пунктах 1, 3, 4, 7 даны определения государственных заимствований, государственные внутренние и внешние заимствования, муниципальные заимствования и муниципальные внутренние заимствования.
Государственные заимствования – это займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации. Они могут быть внутренними и внешними.
Под государственными внутренними заимствованиями Российской Федерации понимается государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика, выраженные в валюте Российской Федерации. Право осуществления государственных внутренних заимствований от имени Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом принадлежит Правительству Российской Федерации либо уполномоченному им Министерству финансов Российской Федерации.
Под государственными внешними заимствованиями Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте. Государственные внешние заимствования Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации. Право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации. От имени Российской Федерации осуществлять внешние заимствования может Правительство Российской Федерации либо уполномоченное им Министерство финансов Российской Федерации.
Муниципальные заимствования или займы – это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц в валюте России, по которым возникают долговые обязательства муниципального образования как заемщика денежных средств или гаранта погашения займов другими заемщиками.
Под муниципальными заимствованиями понимаются муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, размещаемых на внутреннем рынке в валюте Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями настоящего Кодекса в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ). Право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации и уставом муниципального образования принадлежит местной администрации.
Сущность государственных и муниципальных заимствований
Под заимствованиями (займами) понимают передачу экономическому субъекту денежных средств, которые тот обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа. В некоторых случаях в заимствования включают также кредиты и займы, по которым у данного экономического субъекта возникают обязательства как у гаранта их погашения. В западной литературе сложилась классификация задолженности, основанная на противопоставлении так называемой общественной задолженности и частной задолженности.
В общественную задолженность включаются все виды задолженности, должником по которым выступает общественный сектор экономики, прямо или косвенно связанный с государственной властью различных уровней.
В частной задолженности обычно отдельно выделяют долговые обязательства финансовых и нефинансовых организаций.
Государственные заимствования – это займы государственных органов различных уровней у других секторов народного хозяйства. Сюда также включают заимствования одного государственного органа у другого.
Принято различать собственно государственные заимствования, формирующие суверенный долг и заимствования органов государственной власти более низких уровней, образующих так называемый муниципальный долг. Для трехуровневой системы государственной власти, характерной и для России, отдельно выделяют заимствования органов субфедеральной власти. В условиях федеративного устройства государства субфедеральными органами являются органы власти субъектов федерации. Следовательно, государственные заимствования могут быть определены как совокупность: - займов органов центральной власти (суверенные заимствования) - займов органов субфедеральной власти (субфедеральные заимствования), - займов органов местной власти (муниципальные заимствования).
В зависимости от происхождения кредитных ресурсов государственные займы могут быть разделены на внутренние и внешние. В качестве критерия такого разделения может выступать валюта займа, рынок размещения, вид кредитора (резидент или нерезидент). В Российской Федерации, в соответствии с Бюджетным кодексом, под внешними государственными заимствованиями понимают кредиты и займы, выраженные в иностранной валюте.
В сложившейся мировой практике привлечения заемных средств государствами и муниципалитетами можно выделить две основные формы заимствований: - безоблигационная (несекьюритизированные кредиты и займы) - эмиссия долговых ценных бумаг. Государственная задолженность, возникшая вследствие заимствований в безоблигационной форме, как правило, оформляется путем регистрации в книге государственного долга. В России такая книга, в соответствии с Бюджетным кодексом носит название Государственной долговой книги Российской Федерации. Аналогичные книги ведут также субъекты Российской Федерации и муниципалитеты.
Задолженность, возникающая вследствие выпуска долговых ценных бумаг, в большинстве случаев, считается оформленной в виде самих государственных (муниципальных) ценных бумаг и не предполагает дополнительной регистрации. В то же время оформление задолженности в виде долговых ценных бумаг не препятствует возможности внесения записей в книгу государственного долга. В соответствии с российским Бюджетным кодексом государственная задолженность, возникшая вследствие выпуска государственных ценных бумаг, подлежит обязательному внесению в виде записи в долговую книгу.
Важным средством увеличения финансовых возможностей государства выступает государственные кредиты и займы, которые являются вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета.
Кредиты и займы являются формой государственных и муниципальных заимствований, не предполагающей выпуск ценных бумаг. Такая форма заимствований обладает некоторыми особенностями. Переход права требования по таким займам затруднен либо полностью невозможен. Следовательно, на протяжении всего времени кредита (займа) в качестве кредитора выступает одно и то же, заранее известное лицо или государство. Основным преимуществом такого положения заемщика (государства или муниципалитета) является его относительная безопасность от концентрации прав требования в руках нежелательных лиц. Однако у такой формы заимствований есть и существенные недостатки. В мировой практике сложилось мнение о том, что договориться о реструктуризации такого долга существенно сложнее. Кроме того, по сравнению с выпуском долговых ценных бумаг, такая форма заимствований обладает существенно меньшим объемом инвестиционного спроса, а также лишена возможности гибко регулировать объем и стоимость заимствований. Поэтому, в современном финансовом мире доля данной формы заимствований сокращается. Для современной России кредиты и займы долгое время оставались преобладающей формой заимствований. Однако в последние годы доля этих форм заимствований резко сократилась, как вследствие замещения ценными бумагами части ранее полученных кредитов и займов, так и вследствие размещения новых выпусков ценных бумаг.
Кредиты и займы используются наиболее активно при осуществлении внешних заимствований крупнейшими международными финансовыми институтами, финансирующими развивающиеся страны. На внутренних рынках данная форма заимствований используется крайне редко. Для внутренних заимствований кредиты и займы используются чаще всего при предоставлении кредитов и займов центральному правительству со стороны центрального (национального) банка. В ряде стран Западной Европы эта форма заимствований также применяется при предоставлении заемных финансовых ресурсов местным органам власти со стороны центральных финансовых институтов (национальный банк, банк реконструкции и развития, национальные агентства развития и т.д.). Кроме стран Западной Европы, данная форма заимствований на внутреннем рынке также характерна для стран Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Индонезия, Филиппины).
Полученные кредиты и займы могут впоследствии заменяться на ценные бумаги реципиента. В мировой практике такие операции осуществляются как для реструктуризации долга, так и для повышения инвестиционной привлекательности долговых обязательств и расширения базы инвесторов. По способам кредитования кредиты принято разделять на:
- синдицированные кредиты,
- двусторонние кредиты,
- целевые займы.
В последние годы наиболее активно используются синдицированные кредиты и займы. Основными преимуществами такого способа являются:
- возможность привлекать одновременно, в рамках одного кредитного договора, финансовые ресурсы нескольких крупных финансовых учреждений (банков);
- высокая гибкость условий кредитования, как для кредитора, так и для заемщика;
- продолжающийся характер финансирования, что ведет к снижению транзакционных издержек.
Синдицированные кредиты особенно активно применяются при заимствованиях на внешних рынках. С ростом процесса глобализации мировой финансовой системы, возможности привлечения синдицированного кредитования увеличиваются, что обуславливает увеличение объемов синдицированных кредитов.
Двусторонние кредиты наиболее часто в мировой практике используются в двух случаях: - при кредитовании центрального правительства центральным (национальным) банком; - при кредитовании государства со стороны другого государства или международных финансовых институтов (таких как Мировой банк, Международный валютный фонд, банки регионального развития и т.д.). Двусторонние кредиты носят индивидуальный характер, т.е. условия соглашения о кредите в этом случае являются индивидуальными. Доля двусторонних кредитов весьма велика в объемах долгового финансирования развивающихся стран.
Целевые займы в финансировании государств и муниципалитетов используются в основном в тех случаях, когда необходимо решить отдельную задачу экономического или социального развития страны или территории – сократить дефицит бюджета, закрыть предприятия убыточной отрасли, ликвидировать отставание отдельной отрасли или создать ее заново, создать отдельные комплексы производственной, финансовой или социальной структуры и т.д. Как правило, не допускается расходование целевых займов на иные цели, кроме той, которая определена в соглашении о займе.
Целевые займы занимают наименьшую долю в финансировании государств и муниципалитетов в совокупности. Однако, для муниципалитетов эта форма долгового финансирования, в ряде случаев, является весьма значительной, превосходя по объему заимствования все другие формы долгового финансирования.
Таким образом государственные и муниципальные заимствования, являющиеся главным способом покрытия бюджетного дефицита, представляют собой передачу в распоряжение органов государственной власти и органов местного самоуправления средств, которые заемщики обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента на сумму заимствования.
Государственные заимствования – это займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Они могут быть внутренними и внешними.
Муниципальные заимствования или займы – это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц в валюте России, по которым возникают долговые обязательства муниципального образования как заемщика денежных средств или гаранта погашения займов другими заемщиками. В России для трехуровневой системы государственной власти, отдельно выделяют заимствования органов субфедеральной власти. В условиях федеративного устройства государства субфедеральными органами являются органы власти субъектов федерации. Следовательно, государственные заимствования могут быть определены как совокупность:
- займов органов центральной власти (суверенные заимствования),
- займов органов субфедеральной власти (субфедеральные заимствования),
- займов органов местной власти (муниципальные заимствования).
Дата: 2019-05-29, просмотров: 315.