Лекция №4. Бюджет и внебюджетный фонд как формы организации государственных и муниципальных финансов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

4.1. Формы организации государственных и муниципальных финансовых ресурсов. Экономическое содержание бюджета органа государственной власти и органа местного самоуправления

4.2. Бюджетные резервы, их виды и назначение. Экономическое содержание внебюджетного фонда. Особенности внебюджетной формы организации государственных и муниципальных финансов. Специфические признаки внебюджетного фонда. Виды внебюджетных фондов, их классификация

 

4.1. Формы организации государственных и муниципальных финансовых ресурсов. Экономическое содержание бюджета органа государственной власти и органа местного самоуправления

Формы организации государственных и муниципальных финансовых ресурсов.

Формирование и использование финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется в форме различных фондов денежных средств:

· бюджетов;

· внебюджетных фондов.

Бюджеты формируются органами государственной власти разного уровня и органами местного самоуправления для финансового обеспечения всех возложенных на них задач и функций. С помощью средств бюджетов осуществляется регулирование экономических и социальных процессов, развитие научно-технического прогресса, формирование инвестиционного потенциала и др. Таким образом, бюджет выступает формой образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, направляемых ими на удовлетворение разнообразных потребностей общества.

Формирование внебюджетных фондов связано с появлением потребности у органов государственной власти и местного самоуправления в значительных объемах финансовых ресурсов для проведения ряда важных социально-экономических мероприятий.

Внебюджетные фонды позволяют осуществить финансирование таких мероприятий за счет специальных источников, используемых по целевому назначению. За счет средств внебюджетных фондов обеспечиваются социальные выплаты (пенсии, пособия и др.), финансируются различные природоохранные мероприятия, реализуются научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и т. п. Таким образом, внебюджетные фонды выступают формой образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, предусматривающей целевое направление средств на финансирование отдельных социальных, экономических, экологических потребностей общества.

Образуемые в форме бюджетов и внебюджетных фондов финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления — это доходы, поступления и денежные накопления, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и предназначенные для решения органами государственной власти и местного самоуправления вопросов, отнесенных к их компетенции.

Формирование основного объема финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется посредством мобилизации государственных и муниципальных доходов.

Государственные доходы представляют собой денежные средства, зачисляемые в соответствии с законодательством в бюджеты органов государственной власти разных уровней и государственные внебюджетные фонды.

Муниципальные доходы — денежные средства, зачисляемые в соответствии с законодательством органов государственной власти и муниципальными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в бюджеты органов местного самоуправления и муниципальные внебюджетные фонды.

Использование финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется в форме государственных и муниципальных расходов.

Государственные расходы — это денежные средства, направляемые из бюджетов органов государственной власти разных уровней и государственных внебюджетных фондов на финансовое обеспечение задач и функций государства.

Муниципальные расходы — это денежные средства, направляемые из бюджетов органов местного самоуправления и муниципальных внебюджетных фондов на решение вопросов местного значения.

Экономическая сущность и содержание бюджета

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное управление, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных устройств, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное управление, является финансовый механизм — финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. С помощью финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь ее отдельных звеньев, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Одним из ключевых понятий в рамках этого вопроса является понятие бюджетных отношений. Они представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном (субъектов Федерации) и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением в связи с формированием и использованием централизованного фонда денежных ресурсов. Федеральные, региональные и местные органы власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.

Бюджетная система играет важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового управления через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов, которое все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот.

В последние годы в связи с многообразием форм собственности, усилением самостоятельности регионов произошли принципиальные изменения и в бюджетном устройстве. В соответствии с действующим законодательством стали самостоятельными: федеральный бюджет, бюджеты республик в составе РФ, бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований. Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единой бюджетной классификации и форм бюджетной документации, а также взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Его составной частью является бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. Свод бюджетов в целом по РФ или соответствующей территории носит название консолидированного бюджета. Такой объединенный бюджет законодательными органами не утверждается и используется для аналитических и статистических целей.

Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства, утверждаемым Президентом (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации общегосударственных функций и социальной политики на территории всей России. За счет средств федерального бюджета покрываются затраты на содержание органов государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны, экономические нужды, пополнение государственных запасов, резервов и др.

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства. При этом бюджетные расходы делятся на текущие (на обеспечение текущих потребностей) и капитальные (на инвестиционные нужды и прирост запасов). Бюджетная классификация является обеспечением адресного выделения финансовых ресурсов, с помощью которой решается — кому, сколько и на какие цели выделяются финансовые ресурсы из федерального бюджета.

Среди расходов федерального бюджета особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Он возникает при использовании государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита (его появление связано с превышением бюджетных расходов над доходами). Это означает, что государство становится заемщиком финансовых средств у населения, банков, предприятий, другого государства или у международных финансовых организаций. Формами привлечения заемных средств для финансирования расходов бюджета могут быть выпуск и размещение государственных обязательств и различные займы (Центрального банка РФ, коммерческих банков, внебюджетных фондов и т.д.).

В современных условиях формирование доходной части бюджета приобрело в основном налоговый характер. Налоговые доходы — это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в бюджеты. Налоги и сборы являются основными источниками формирования не только федерального, но и региональных и местных бюджетов.

Доходы бюджетов бывают собственные и несобственные. К собственным доходам бюджетов относятся:

• налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;

• неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций.

К несобственным доходам относятся все другие поступления.

Министерство финансов Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти и его органы на местах обеспечивают управление финансами и разработку финансовой политики государства. Обеспечивая исполнение федерального бюджета, Минфин России осуществляет контроль за поступлением и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета учреждениям и организациям, по истечении года составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета и представляет его в Правительство РФ.

4.2. Бюджетные резервы, их виды и назначение. Экономическое содержание внебюджетного фонда. Особенности внебюджетной формы организации государственных и муниципальных финансов. Специфические признаки внебюджетного фонда. Виды внебюджетных фондов, их классификация

Бюджетные резервы обеспечивают устойчивость и мобильность бюджетного фонда. Под ними понимается обособленная часть средств бюджетов, предназначенных для обеспечения бесперебойного финансирования как запланированных, так и непредвиденных расходов, возникших внезапно и имеющих чрезвычайный или случайный характер. Необходимость создания бюджетных резервов связана с возможными ошибками и просчетами, допущенными в ходе бюджетного планирования, особенно в части планирования трудно предсказуемых основных показателей социально-экономического развития (темпов экономического роста, динамики валютного курса, уровня инфляции, уровня цен на энергоносители и др.); необходимостью ликвидации возникающих диспропорций в процессе исполнения бюджета, а также дополнительными непредвиденными расходами. Бюджетные резервы используются при невыполнении доходной части бюджета в том случае, если невозможно сбалансировать доходы и расходы посредством планового сокращения расходов; для возмещения ущерба, причиненного стихийными бедствиями, а также для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.

Основными видами бюджетных резервов являются: резервный фонд Правительства РФ и фонды непредвиденных расходов органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; резервный фонд Президента РФ; резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий; оборотная кассовая наличность; свободный остаток средств, образовавшийся на начало текущего финансового года, а также превышение доходов над расходами, образовавшееся в ходе исполнения бюджета. Различные виды бюджетных резервов имеют различное функциональное назначение. Резервные фонды, фонды непредвиденных расходов, а также свободные бюджетные средства используются в основном на финансирование сверхплановых дополнительных расходов, возникающих в процессе исполнения бюджетов. Оборотная кассовая наличность, образуемая при составлении бюджета за его рамками за счет остатка средств на начало планируемого года, используется для покрытия внутригодовых кассовых разрывов между поступлением доходов и финансированием расходов. Таким образом, она используется временно до фактического поступления запланированных доходов и должна быть восстановлена до конца финансового года.

Бюджетные ссуды используются для покрытия внутригодовых кассовых разрывов между расходами и доходами бюджета в случае недостаточности средств оборотной кассовой наличности. Они предоставляются на срок не более шести месяцев и обязательно должны быть погашены в пределах текущего финансового года.

Предусмотренная бюджетным законодательством возможность внесения изменений в утвержденные бюджетные назначения позволяет обеспечить финансирование мероприятий, предусмотренных бюджетом, в рамках фактически поступивших бюджетных доходов, создать правовые основания для осуществления дополнительных расходов, не предусмотренных бюджетом, а также обеспечить перераспределение бюджетных средств в ходе исполнения бюджета. Решение этих задач достигается путем сокращения расходов бюджета при невыполнении плана доходов или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета; использования дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета доходов либо на уменьшение размера дефицита бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, либо на осуществление дополнительных расходов сверх утвержденных бюджетом, а также путем перемещения бюджетных средств распорядителями бюджетных средств между бюджетополучателями.

Мобильность бюджетного фонда проявляется как в процессе его формирования, так и использования. Так, мобильность в ходе формирования бюджетного фонда проявляется в отсутствии закрепленности определенных доходов за соответствующими расходами бюджета, что позволяет уже при формировании бюджета маневрировать доходами, направляя их на осуществление расходов, определенных приоритетными, в соответствии с целями и задачами бюджетной политики. Другими инструментами обеспечения мобильности бюджетного фонда в ходе бюджетного планирования является использование оборотной кассовой наличности, а также бюджетных ссуд.

Необходимость обеспечения мобильности бюджетного фонда в ходе его использования связана с тем, что фактически достигнутые в течение бюджетного года показатели (темпы экономического роста, уровень инфляции, показатели доходов и поступлений из источников финансирования дефицита) отклоняются от предусмотренных в бюджете. В ходе исполнения бюджета мобильность обеспечивается соблюдением принципа единства кассы, использованием всех видов резервов, включая оборотную кассовую наличность, бюджетных ссуд, внесением изменений в бюджетные назначения. Тем самым отдельные инструменты (например, бюджетные ссуды и оборотная кассовая наличность) обеспечивают мобильность бюджетного фонда и при его формировании, и при его использовании.

Высокая степень концентрации в бюджетных фондах финансовых ресурсов и присущие этим фондам отличительные черты позволяют выполнить бюджету свое общественное назначение — обеспечить органы власти и местного самоуправления денежными средствами, необходимыми для выполнения возложенных на них функций и задач в целях удовлетворения общественных потребностей.

Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, а другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей.

В России действуют следующие государственные внебюджетные фонды:

- Пенсионный фонд Российской Федерации;

- Фонд социального страхования Российской Федерации;

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Пенсионный фонд Российской Федерации - крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года. Подразделения ПФР действуют в каждом регионе и в каждом районном центре России. Как государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ.

Социально значимые функции ПФР:

- назначение и выплата пенсий;

- учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

- назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т. д.;

- персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования;

- взаимодействие со страхователями (работодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов), взыскание недоимки;

- выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

- управление средствами пенсионной системы;

- с 2010 года — администрирование страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию;

- с 2010 года — установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям, в целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера.

Типичная ставка взносов в Пенсионный фонд составляет 20 % от заработной платы. Эти отчисления разделяются на страховую часть и накопительную часть пенсии.

С 2009 года у граждан появилась возможность делать добровольные взносы на накопительную часть пенсии. Законом (56-ФЗ от 30.04.2008 г.) предусмотрены две стороны софинансирования взносов гражданина — государство (которое удваивает сумму не менее 2 тыс., но не выше 12 тыс. рублей) и работодатель (который на софинансирование взносов работника до 12 тысяч рублей получает налоговый вычет). Любой гражданин может вступить в эту программу, подав через бухгалтерию своего предприятия два документа — заявление в ПФР о вступлении в программу и заявление работодателю с просьбой установить ежемесячное перечисление из зарплаты на накопительную часть индивидуального лицевого счета гражданина (рекомендуемый размер — 1 тысяча рублей в месяц). Также в программу могут вступать и несовершеннолетние граждане.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Создан 24 февраля 1993 года постановлением Верховного Совета РФ № 4543-I.

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами. Положение о Фонде утверждено 24 февраля 1993 г., а 29 июля 1998 г. вместо него принят устав Фонда.

Основные функции фонда:

- выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;

- финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

- контроль за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования.

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР № 600/9-3 от 25 декабря 1990 г.

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.

Функции:

- выплата пособий по обязательному социальному страхованию, в том числе оплата пособий по временной нетрудоспособности («больничных»);

- обеспечение льготных категорий граждан путёвками на санаторно-курортное лечение;

- обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезами;

- оплата пособий по беременности и родам, пособий при рождении ребёнка, пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет;

- оплата родовых сертификатов;

- доплата (25 %) за первичную медико-санитарную помощь работающим гражданам;

- доплата за диспансеризацию работающих граждан;

- оплата дополнительных медицинских осмотров работающих граждан, занятых на работах с вредными и опасными факторами;

- оплата (полная или частичная) для детей застрахованных граждан стоимости путевок и расположенные на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные организации, открытые в установленном порядке (в том числе в учреждения отдыха и оздоровления детей).

Отчётность:

- страхователи сдают форму 4-ФСС о начислениях и расходовании средств фонда не позднее 15 числа после окончания отчётного периода (квартала);

- уплачивающие добровольно страховые платежи также сдают 4а-ФСС.

Государственные внебюджетные фонды обладают некоторыми специфическими особенностями:

- внебюджетные фонды отличаются строгой целевой направленностью и планируются органами государственной власти;

- финансовые средства, находящиеся в распоряжении внебюджетного фонда, могут быть использованы для покрытия государственных расходов, которые не включены в основной бюджет;

- внебюджетные фонды формируются за счет обязательных отчислений физических и юридических лиц;

- тарифы взносов во внебюджетные фонды представлены в виде налоговых платежей, устанавливаются государством и носят обязательный характер;

- средства фонда являются собственностью государства и не подлежат изъятию для реализации целей, которые не согласуются с их предназначением;

- Учет внебюджетных фондов и их расходов производится в рамках распоряжения Правительства Российской Федерации или правления фонда.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 876.