Правительство Российской Федерации, несет ответственность за разработку и реализацию финансовой политики России, составляет и исполняет федеральный бюджет, осуществляет разработку других проектов законов по финансовым, которые тесно связаны с данными вопросам, имеет право утверждать постановления, издавать распоряжения, способствующие обеспечению реализации финансового законодательства. В полномочия правительства также входит определение задач и конкретных функций федеральных органов исполнительной власти, их прав и обязанностей, в том числе круг вопросов, которые входят в компетенцию того или иного министерства, относящегося к Правительству РФ, по вопросам управления финансами. Министерство финансов России было создано в начале 18 века и с тех не раз менялись его функции и область полномочий.
На сегодняшний день задачи и функции Министерства финансов РФ определяются в изданном президентом Указе № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». В нем сказано, что в рамках проводимой административной реформы необходимо распределить функции по надзору, изданию правовых актов и управлению федеральной собственностью между отдельными органами исполнительной власти. Нормотворческие функции отдать федеральным министерствам, надзорные и управленческие должны осуществлять федеральные службы и агентства. Поэтому часть подразделения Министерства финансов России была упразднена и трансформирована в федеральные службы, которые находятся в подчинении Министерства финансов. Новыми органами стали Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу. Также теперь министерство финансов обладает правами осуществления функций по разработке налоговой политики и законодательства, а также наделено полномочиями разъяснения по иным вопросам, касающимся налогообложения в Российской Федерации в целом. Таким образом, в настоящее время Министерству финансов РФ подчиняются пять федеральных служб:
- федеральная налоговая служба;
- федеральная служба страхового надзора;
- федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
- федеральная служба по финансовому мониторингу;
- федеральное казначейство.
В компетенцию Министерства финансов включены функции по выработке единой государственной финансовой политики, в том числе бюджетной, налоговой, страховой, а также разработка и внедрение кредитной, денежной, политики, политики в сферах, касающихся вопросов аудиторской деятельности, бухгалтерского учета, добычи и производства с последующей переработкой драгоценных металлов и камней. Данные полномочия определены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации».
Итак, основными функциями Министерства РФ являются: - разработка проектов законов, касающихся вопросов развития и совершенствования бюджетной системы, основ бюджетного процесса, а также разграничения полномочий между государством, ее субъектами и органами местного самоуправления;
- разработка проектов законов, касающихся вопросов налогообложения, установления определенных форм документов ведения учета и отчетности в данной сфере;
- разработка проекта закона, касающегося вопросов федерального бюджета, организации его исполнения, составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации; - координация и правление бюджетной, кредитной, денежной политикой;
- управление государственным долгом России и эмиссия государственных ценных бумаг от лица государства, в том числе ведение книги учета государственных долгов и регистрации эмиссии государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- разработка нормативных актов, касающихся вопросов ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.
Федеральное казначейство образовалось в 1993 году. Его целью стало обеспечение эффективного управления средствами федерального бюджета. Органы федерального казначейства осуществляют функцию по контролю за деятельностью коммерческих банков по вопросам, касающимся своевременного исполнения платежных поручений налогоплательщиков и плательщиков других обязательных платежей в бюджет. Для этого федеральные казначейства имеют открытые счета в различных подразделениях Центрального банка РФ и других уполномоченных банках. Также в компетенцию Казначейских органов входит осуществление краткосрочного прогнозирования исполнения доходов и расходов федерального бюджета. Они имеют право открывать и вести лицевые счета бюджетных учреждений как учетные регистры на банковском счете по учету средств федерального бюджета. Кроме того, Казначейство России может осуществлять распределение регулирующих налогов между бюджетами различных уровней.
Бюджетный кодекс РФ в статье 134 определяет, что если субъект РФ получает финансовую помощь из федерального бюджета, то это должно происходить через органы федерального казначейства.
Главный стержень финансовой безопасности, обеспечивающей стабильность и устойчивость финансовой системы государства, на сегодняшний день составляет бюджетно-налоговая сфера. Она же является основой функционирования любого государства и играет главную роль в структуре финансовой системы.
Основными принципами эффективного и ответственного управления государственными финансами являются:
- финансовая (налогово-бюджетная) прозрачность;
- стабильность и долгосрочная устойчивость бюджетов;
- эффективная и справедливая система межбюджетных отношений;
- консолидация бюджета и бюджетного процесса;
- среднесрочное финансовое планирование;
- бюджетирование, ориентированное на результаты;
- эффективный финансовый контроль, отчетность и мониторинг.
Управление финансами на региональном уровне осуществляют органы местной власти субъектов РФ. Так, высшими органами законодательной власти субъектов РФ утверждаются законы в области финансов в рамках своей компетенции, а также они уполномочены принимать участие в вопросах, касающихся федеральных законов. Высшими органами исполнительной власти субъектов РФ разрабатывается финансовая политика региона, составляется проект бюджета субъекта и исполняется ее реализация. Конституция РФ в статье 77 уполномочила субъекты РФ устанавливать систему региональных органов власти в соответствии с действующими законами на свое усмотрение.
В состав администрации субъектов Российской Федерации входят специальные финансовые органы: Министерства финансов региона, департаменты финансов, комитеты по финансам и бюджету, финансовые управления. Они обладают функциями, подобными функциям Министерства финансов Российской Федерации, но в соответствии со своей компетенцией. Региональные финансовые органы также могут иметь свои подразделения на местах — как правило, финансово-казначейские управления (или филиалы).
Финансовые органы субъектов РФ не имеют непосредственного подчинения Министерству финансов России, но обязаны представлять ему отчет об исполнении своих бюджетов.
Многие региональные финансовые органы создают свои территориальные казначейства в целях осуществления учетно-контрольных функций по исполнению региональных бюджетов. В то же время статья 78 Конституции РФ предусматривает возможность передачи части своих полномочий федеральными органами исполнительной власти органам субъектов Российской Федерации и наоборот. Таким образом, субъекты Российской Федерации, которые не получают финансовую помощь из федерального бюджета, могут создавать собственные казначейства посредством заключения договора с органами федерального казначейства.
Управление финансами на местном уровне осуществляется представительными органами местного самоуправления. Они могут принимать решения об утверждении местного бюджета и отчета о его исполнении, принимать решения по другим финансовым вопросам, относящимся к ведению муниципальных образований. Исполнительные органы местного самоуправления несут ответственность за разработку муниципальной финансовой политики, в том числе долговой, составление и исполнение местного бюджета. Обычно в составе местной исполнительной власти действуют местные финансовые или финансово-казначейские органы. Типовое положение о финансово-казначейском органе муниципального образования разработано и одобрено Правлением Союза российских городов в 1998 году. Право на формирование и исполнение местных бюджетов муниципальными образованиями гарантируется Конституций РФ в статье 132.
Существует конкретная система финансовых потоков, установленная законодательством России, которая существует между двумя типами муниципальных образований: муниципальным районом и поселениями, которые находятся в пределах его границ:
- потоки финансов от бюджета муниципального района в бюджеты поселений. Здесь устанавливаются нормативы отчислений от доходов бюджетов района в бюджеты поселений и предоставляется финансовая помощь и субвенции в связи с передачей поселениям полномочий органов МСУ муниципального района;
- потоки финансов от бюджетов поселений в бюджет муниципального района, что включает в себя предоставление субвенций из бюджета поселения в бюджет района в связи с передачей районам своих полномочий и на решение вопросов межмуниципального характера.
Предоставление финансовой помощи бюджетам поселений из бюджетов муниципальных районов играет значимую роль на муниципальном уровне. Она может быть предоставлена в форме дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений, иных дотаций, субсидий.
Районный фонд финансовой поддержки поселений по многим позициям является аналогом регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов). Он образуется в соответствии с законом субъекта РФ, учитывая при этом требования Бюджетного Кодекса РФ. Объем фонда и распределение дотаций из него между бюджетами поселений утверждаются решением представительного органа муниципального района.
Районный фонд финансовой поддержки поселений распределяется без учёта фактически складывающихся расходов бюджетов поселений. В этом его важная особенность, способствующая повышению эффективности расходов бюджетов поселений
Содержание и принципы организации государственного и муниципального финансового контроля. Формы и методы государственного и муниципального финансового контроля
Финансовый контроль
Необходимым инструментом защиты и реализации денежных интересов экономических субъектов служит финансовый контроль. Будучи реальным выражением контрольной функции финансов, он охватывает совокупность мероприятий субъективной деятельности людей по наблюдению, сопоставлению, проверке и анализу движения денежных ресурсов.
Цель контроля — определение эффективности использования средств, предупреждение и борьба с хищениями, нецелевым использованием средств, коррупцией. Тем самым решаются три задачи:
1) сопоставление полученного результата функционирования денежных средств с плановыми установками;
2) предупреждение внеплановых потоков денежных средств;
3) выявление нарушений, незаконной смены собственности финансовых ресурсов.
Контроль имеет объективный и повсеместный характер. В его основе лежит стремление людей к лучшей жизни, самовыражению в обществе в условиях ограниченности жизненных ценностей.
Нецелевое использование чужих средств — неотъемлемое свойство деятельности органов власти всех стран, организаций, неформальных коллективов и граждан. Оно существовало всегда, но особых размеров достигло в наше время.
Необходимость контроля диктуется рядом объективных и субъективных факторов, в том числе:
• неопределенностью будущего, отсутствием 100-процентной вероятности развития событий и процессов в желаемом направлении, особенно в финансовых отношениях;
• наличием субъективного фактора — конкретной деятельности человека;
• важностью предупреждения возникновения кризисных ситуаций;
• целесообразностью поддержания успеха деятельности управляющего субъекта (развитие уверенности в правильности решений и т.д.).
Поэтому создание и обеспечение высоко-результативного финансового контроля является для любого общества задачей первостепенной важности.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 288.