1) субъекты контроля;
2) объекты контроля;
3) принципы контроля;
4) методика контроля;
5) процесс контроля;
6) результаты контроля.
Субъектами финансового контроля выступают:
• граждане;
• организации;
• государство (в лице соответствующих структур власти);
• граждане и организации иностранных государств;
• другие государства и межгосударственные организации. Объектами контроля служат:
• денежные отношения;
• денежные потоки;
• фонды денежных средств.
Принципы контроля определяются политикой субъектов финансов, отраженной в соответствующих законодательстве, положениях организаций и граждан. Контроль за исполнением бюджета базируется на следующих основополагающих принципах:
o темпоральность - контроль за исполнением бюджета осуществляется множественно и параллельно во времени на базе соответствующего отчетным интервалам информационного обеспечения. Предварительный и текущий контроль возможен при совершенствовании электронно-документированного управленческого (оперативного) учета, контроль по завершению отчетного периода базируется на данных бухгалтерского учета;
o объективность - к информационному обеспечению, на базе которого выполняется контроль за исполнением бюджета, предъявляются требования системности и целостности. Априори целостной системой учета хозяйственных операций на предприятии является бухгалтерский учет. Объективности предварительного и текущего контроля можно достичь при гармонизации данного учета с бухгалтерской отчетностью;
o сравнимость - необходима однозначная идентификация хозяйственных операций и их параметров, что, естественно, обусловливает требование о наличии единого бюджетного классификатора, таблиц соответствия регистров бухгалтерского и бюджетного учета, а также системы согласования информации в параллельных контурах учета;
o ответственность - руководители структурных подразделений ответственны за формирование, утверждение и последующее исполнение бюджета в рамках их компетенций, определенных регламентом. Персональная ответственность также распространяется на достоверность используемой в бюджетном процессе информации.
Методика контроля охватывает совокупность методов, приемов, способов наблюдения, сопоставления, проверок функционирования финансовых ресурсов.
Процесс контроля — непосредственно контрольная деятельность.
Результаты контроля — оценка финансов контролируемого объекта.
Все названные элементы находят отражение в организации финансового контроля. Особое внимание уделяется методике контрольных мероприятий.
Характер, масштабы и значение финансового контроля определяются состоянием социально-экономической системы общества, уровнем развития товарно-денежных отношений. Его эффективность зависит от масштабности и комплексности. Чем шире и глубже контроль, тем больше сторон он охватывает, тем выше значимость и важнее роль финансового контроля.
В условиях правового государства финансовый контроль — это регламентируемая нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования. Главную роль в системе финансового контроля играет государственный финансовый контроль.
Государственный финансовый контроль:
а) основывается на Конституции РФ, Гражданском, Налоговом и Бюджетном кодексах РФ, федеральных законах, законодательных актах субъектов РФ и органов местного самоуправления;
б) возложен на Счетную палату РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов, Федеральную налоговую службу, Федеральную таможенную службу, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.
Финансовый контроль — важнейшее средство обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Финансовый контроль предупреждает бесхозяйственность и расточительность, выявляет факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств. Действенность финансового контроля осуществляется различными субъектами — органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими организациями и правоохранительными органами.
Финансовый контроль осуществляется в разных видах и формах, с применением различных методов его осуществления.
По времени проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий (оперативный) и последующий.
Предварительный контроль производится до выполнения какого- либо финансового мероприятия (например, до проверки правильности и законности документов, служащих основанием для получения или расходования денежных средств). Эта форма контроля осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых планов, сметы перечисления бюджетных средств.
Текущий (оперативный) контроль ежедневно осуществляется финансовыми службами для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе деятельности предприятия. Эта форма контроля опирается на данные оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуальных наблюдений. Она служит для предотвращения финансовых нарушений. Объектом текущего контроля прежде всего становится документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств. Оперативный контроль ведется путем сопоставления затрат с действующими нормативами.
Последующий контроль является неотъемлемой составляющей внешнего и внутрихозяйственного контроля. Эта форма контроля сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период на предмет законности и целесообразности произведенных расходов, полноты и своевременности поступления предусмотренных бюджетом средств. Осуществляется посредством анализа отчетов и балансов, а также проверок и ревизий непосредственно на месте — на предприятиях, в учреждениях и организациях. Последующий контроль характеризуется углубленным изучением всех сторон хозяйственно-финансовой деятельности, что позволяет вскрыть недостатки двух других форм финансового контроля — предварительного и текущего.
По методам проведения финансовый контроль подразделяется на наблюдение, проверку, обследование, анализ и ревизию.
Наблюдение — это общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.
Проверка затрагивает основные вопросы финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.
Обследование производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности. При обследовании применяются опрос и анкетирование. Итоги обследования используют для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т.п.
Анализ нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Он основан на изучении периодической и годовой финансовой и бухгалтерской отчетности с целью оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования.
Ревизия выступает в виде наиболее распространенного и всеобъемлющего метода финансового контроля. По полноте охвата контроля финансово-хозяйственной деятельности субъекта различают полные, частичные, тематические и комплексные ревизии.
Полная ревизия предусматривает проверку всех аспектов финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. Частичная ревизия проводится с целью контроля отдельных аспектов финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Тематическая ревизия предполагает контроль ряда однотипных экономических субъектов с целью выявления типичных недостатков, правонарушений по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности. Комплексная ревизия включает в себя проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, в том числе вопросов сохранности и эффективности использования факторов производства, качества финансовой отчетности.
По степени охвата финансовых и хозяйственных операций в процессе ревизии различают: сплошные ревизии, заключающиеся в проверке всех операций, всей первичной документации на определенном участке деятельности за весь проверяемый период времени; выборочные ревизии, суть которых состоит в проверке части первичных документов за определенный период времени, и комбинированные ревизии, заключающиеся в проверке отдельных участков деятельности экономического субъекта сплошным методом, а других — выборочным, что позволяет ускорить проведение ревизии и обеспечить высокий уровень охвата контролируемой операции.
Для проведения любого вида ревизии составляется и утверждается программа, в которой указываются цели ревизии, объект, конкретные аспекты контроля и основные вопросы ревизии. Результаты ревизии оформляются актом, на основе которого разрабатываются мероприятия и принимаются меры по устранению нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности.
В зависимости от субъектов осуществляемый финансовый контроль бывает государственным, внутрихозяйственным, банковским, аудиторским (независимым), общественным.
Государственный финансовый контроль предусматривает регулирование финансовых отношений в Российской Федерации.
Особое место в государственном финансовом контроле принадлежит Счетной палате РФ. Она подотчетна лишь Федеральному Собранию РФ. Ее деятельность связана с контролем федеральной собственности и контролем за расходованием федеральных средств, а также с контролем за деятельностью Банка России, Правительства РФ, связанной с обслуживанием и выполнением обязательств по государственному долгу, с контролем за эффективностью использования Россией кредитов и займов, а также предоставления Россией займов, финансовой помощи иностранным государствам, международным организациям. На уровне субъектов Российской Федерации схожие функции выполняют контрольно-счетные палаты.
Главным органом финансового контроля со стороны Администрации Президента является Главное контрольное управление Президента РФ, созданное в соответствии с его указом. К основным функциям данного управления относятся: контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, а также подразделений Администрации Президента, рассмотрение жалоб и обращений юридических и физических лиц. Применять какие-либо санкции к нарушителям самостоятельно оно не имеет права.
Основными органами государственного контроля со стороны исполнительной власти являются Межведомственный совет по государственному финансовому контролю, Министерство финансов РФ, а также финансовые органы субъектов Федерации. В Совет входят председатель Банка России, руководитель Федерального казначейства, руководители финансово-контрольных органов. К работе Межведомственного совета могут привлекаться представители генеральной прокуратуры и силовых структур. Совет возглавляет министр финансов Российской Федерации.
Министерство финансов РФ осуществляет финансовый контроль на всех стадиях формирования и использования федерального бюджета, внебюджетных фондов.
Финансовые органы субъектов Российской Федерации также наделены правами осуществления государственного финансового контроля за формированием и использованием бюджетных средств соответствующего уровня.
Органы Федерального казначейства призваны осуществлять государственный финансовый контроль за соблюдением исполнения федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, другими участниками бюджетного процесса, исполняемых бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговые органы имеют право проверять финансовые документы физических и юридических лиц, получать от них необходимые сведения (за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну), применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление операций по счетам в банках (в случае нарушения финансовой дисциплины). Контроль за налогоплательщиками, объектами, подлежащими налогообложению и налоговой проверке, является одной из важнейших функций налоговых органов.
В структуре Центрального банка РФ функционирует специальный контрольный орган — департамент банковского надзора, на который возложены функции проверки соблюдения коммерческими банками банковского законодательства и установленных Банком России нормативов банковской деятельности.
Внутрихозяйственный контроль осуществляется экономическими службами самого предприятия. Объектом подобного контроля выступают как предприятия в целом, так и отдельные его структурные подразделения.
Банковский контроль, т.е. денежный контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью, осуществляется банком в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам.
Аудиторский (независимый) контроль — это форма предпринимательской деятельности аудиторов по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций. Основной целью деятельности аудиторов является установление достоверности бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов и соответствие совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам Российской Федерации.
В Российской Федерации аудиторская деятельность специализирована. Банковский аудит проводится Центральным банком РФ, аудит страховых организаций, общий аудит, а также аудит инвестиционных фондов — соответствующими подразделениями Российской Федерации.
При Президенте РФ создана комиссия по аудиторской деятельности. Ее основная задача — организация разработки системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг в Российской Федерации, а также защита интересов государства, хозяйствующих субъектов, аудиторов и аудиторских фирм.
Существуют два вида аудиторских проверок в зависимости от субъектов — обязательные и инициативные. Обязательная проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами Российской Федерации, а также по поручению органов дознания, следовательно, при наличии санкций прокурора, суда, при наличии в производстве возбужденного уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Инициативная проверка проводится по решению самого хозяйствующего субъекта.
Общественный контроль осуществляют неправительственные организации. Объект контроля зависит от поставленных задач.
Вопросы для самоконтроля
Дата: 2019-05-29, просмотров: 262.