Вопрос 20. Нормирование труда как основа организации труда специалистов. Принципы разработки нормативов трудозатрат. Понятие сложности и интенсивности труда
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основой организации труда физкультурных работников является его нормирование. С помощью нормирования определяются общая численность физкультурных работников, количественные соотношения между различными категориями работающих, реализуются возможности роста эффективности их труда.

Продолжительность рабочего времени составляет исходную базу для нормирования труда физкультурных работников. Нормирование труда означает определение рабочего времени, которые необходимо для выполнения работы, или количество продукции, которую необходимо произвести в единицу рабочего времени. Непосредственной целью нормирования труда является обеспечение в рамках установленной интенсивности труда, то есть такой трудовой нагрузки, при которой достигается высокая эффективность в работе без ущерба для здоровья.

Нормы труда, устанавливаемые физкультурным работникам, зависят от особенностей их деятельности и методов измерения объёма выполняемых ими работ. Особенность нормирования труда ряда категорий физкультурных работников (например, тренеров, инструкторов, организаторов) состоит в том, что результаты труда работников не осуществляются в продукте, а выступают в форме нематериального блага.

Для таких видов деятельности нормирования труда производится путём разработки и внедрения нормативов, выраженных непосредственно в единицах рабочего времени: в общих сроках подготовки спортсменов в различных квалификациях по отдельным видам спорта, в нормах учебной нагрузки на календарную неделю, месяц и т.д., или же в наполняемости учебно-тренировочных групп.

Так, исходя из установленной в настоящее время продолжительности рабочей недели в 41 час, выполнение функциональных обязанностей тренеров, преподавателей по спорту нормируется следующим образом:

Для непосредственных занятий с группой предусматривается 24 часа. При этом по мере повышения спортивной квалификации занимающихся частота занятий и их продолжительность в неделю возрастают. Остальное недельное рабочее время отводится на комплектование групп, методическую работу с тренерами-общественниками.

При нормировании труда следует учитывать и то, что численность групп неодинакова. Она определяется степенью сложности и интенсивностью проведения занятий физическими упражнениями. По мере возрастания спортивной квалификации занимающихся наполняемость групп уменьшается: в ДЮСШ от 20 до 5, в ДСО – от 20 до 6, в учебных группах в вузах – от 15 до 6 человек. В средних школах максимальная наполняемость 1-8- классов составляет 40, 9-10 классов – 35 человек.

В зависимости от числа занимающихся, численности групп, частоты и продолжительности занятий определяют количество тренеров-преподавателей. Так, число занимающихся на одного штатного работника (тренера-преподавателя, инструктора-методиста; учителя физкультуры) должна составить:

- в вузах – 120 человек при занятиях 4 часа в неделю и до 240 занимающихся при 2-х часовых занятиях;

- в школах – 315-360 учащихся при проведении уроков физкультуры;

- в ДЮСШ – 50-60 человек;

- в ДСО – 250 человек.

Существенное значение для формирования трудовой нагрузки имеет определение численности физкультурных работников в производственных коллективах. Причем в качестве критерия, для определения такой численности берется количество работающих в производственном коллективе. Так, например, нормативы численности инструкторов-методистов установлены в следующих размерах:

- на предприятиях и в учреждениях с числом работающих от 1000 до 3000 человек – 1 методист;

- от 3000 до 5000 работающих – 2 методиста;

- от 5000 до 10000 работающих – 3 методиста;

- в последующем на каждые 10000 работающих – 3 методиста;

- в последующих – один методист.

В отдельных случаях, в зависимости от производственных условий, устанавливаются штаты инструкторов-методистов для небольших предприятий. Для определения фактических затрат времени тренера на подготовку физкультурника и спортсмена производят учет времени. В практике существует ряд способов учета времени, которое тренеры затрачивают на подготовку спортсменов.

Наибольшее распространение получили методы фотографий (наблюдений), анкетирования и особенно самофотографий.

Последний метод заключается в том, что тренеры заносят в дневник по специальной форме полученные сведения о затратах времени на различные виды работ, необходимых для подготовки спортсменов, а также результаты труда по подготовке спортсменов, данные по участию в соревнованиях и т.д.

При разработке нормативов времени на занятия физической культурой и спортом следует учитывать:

- объем двигательной активности в различные периоды жизни для разных социально-демографических групп населения;

- достижение высоких результатов в спортивной работе;

- продолжительность времени необходимого для осуществления других видов деятельности, обеспечивающих всестороннее развитие личности и условия для успешных занятий физической культурой и спортом.

Для определения фактических затрат времени тренера на подготовку физкультурника и спортсмена производят учет времени. В практике это методы наблюдения, анкетирования, самофотографий. Разработка нормативов базируется на многих данных, которые необходимо учитывать: объем двигательной активности в разные периоды жизни для разных демографических групп населения. Немаловажным показателем является физиологический предел времени физкультурной и спортивной деятельности. Примерные нормативы для занятий ФК и С, разработанные учеными: для детей-дошкольников - 9-10 часов, подростков- 10-12, студентов - 8-10, рабочих - 4-6, служащих - 6-8 , для систематически тренирующихся - 10-12 часов.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 277.