Рассматривая труд специалистов в области физической культуры и спорта, можно утверждать, что для достижения поставленных целей в процессе своей профессиональной деятельности данным специалистам необходимо решать ряд задач различного характера, требующих определенной квалификации, знаний и опыта. Профессиональная деятельность специалистов физической культуры и спорта является трудом педагогическим, так как физическая культура и спорт являются по определению педагогической отраслью знаний.
Первое, на что надо обратить внимание, заключается в том, что специалист физической культуры занят физической работой, основанной на знаниях, умениях и навыках, вытекающих из определенных закономерностей физической культуры и спорта. Другими словами, в работе такого специалиста выступают ярко выраженные компетенции.
● педагогические особенности труда – специалисту по физической культуре в ходе трудовой деятельности приходится руководствоваться педагогическими принципами как в учебном, так и в учебно-тренировочном процессе, учитывая индивидуальные особенности спортивно-функциональной подготовки обучающихся. Необходим персонифицированный подход в системе отношений «тренер — ученик», «ученик — тренер». Труд тренера в спорте можно определить как взаимодействие человека с человеком, в связи с чем результативность деятельности посредством такого общения зависит не только от отношения тренера к ученикам, но и от отношения учеников к тренеру. Успешность такого двустороннего взаимодействия напрямую зависит как от профессионализма, опыта, так и от наличия личностных качеств тренера, таких как: доброжелательность, позитивность, честность, открытость, коммуникабельность, внимательность, справедливость, требовательность;
● воспитательные особенности труда – учитель, преподаватель, тренер в ходе работы (в основном с детьми и молодежью) берут на себя функцию воспитателя – следя за дисциплиной учеников, выполнением распорядка дня и соблюдением внутреннего режима в команде и иным, притом воспитательная функция в деятельности специалиста по физической культуре и спорту присуща по профилю деятельности «Физическое воспитание учеников» и реализуется в нравственном отношении, направленном на формирование коллективизма, дружбы, спортивной этики и культуры человека в целом;
● управленческо-административные особенности труда. Управляя процессом физического воспитания, специалист сталкивается с вопросами планирования, обеспечения, организации, контроля и учета. Он должен уметь осуществлять перспективное и текущее планирование своей деятельности (например, четко и грамотно спланировать физкультурно-спортивную деятельность образовательной организации, начиная от урока как основной формы организации занятий по физической культуре в школе, физкультурно-оздоровительной работы, школьных спортивно-массовых мероприятий). Пример текущего планирования: специалист может спланировать хорошее мероприятие, но провести его на очень низком уровне, учитель (педагог) может составить хороший конспект занятия, но само занятие провести плохо, так как не сумеет организовать работу воспитанников. Также нужно уметь организовать как свою деятельность, так и деятельность воспитанников. Одной из функций деятельности специалиста по физической культуре и спорту является проведение различных физкультурно-спортивных мероприятий, где он выступает как организатор либо соорганизатор. Административные умения специалиста должны распространяться на
вопросы организации выезда спортивной команды на соревнования. Он должен грамотно и своевременно попасть в план-календарь соревнований (перспективное планирование), подать заявку, составить смету, забронировать и разместить спортсменов в гостинице, организовать прохождение мандатной комиссии и иное (текущее планирование), что также требует от специалиста организаторских способностей;
● анатомо-физиологические особенности труда. Профессиональная деятельность специалистов физической культуры и спорта органически связана со здоровьем людей. В основе этой работы лежат постоянные занятия физическими упражнениями, что влечет за собой физическое воздействие на организм человека. Учитывая тот факт, что организм занимающихся крайне индивидуален, физические упражнения по-разному влияют на людей. Следовательно, специалист физической культуры, осуществляющий свою деятельность с определенным контингентом, должен располагать набором средств первичной оценки состояния здоровья своих подопечных, а затем – комбинацией средств и методов воздействия на тренирующегося для того, чтобы достичь поставленной цели. Сам специалист должен обладать специфическими психомоторными качествами. Многие упражнения, которые он должен демонстрировать в ходе своей практической деятельности, требуют большой физической силы, гибкости, быстроты реакции. С возрастом физические качества имеют тенденцию к регрессу, поэтому постоянной заботой педагога по физической культуре является поддержание их на необходимом уровне. А это связано с соблюдением двигательного режима, режима питания, со слежением за своим здоровьем. Психомоторные качества тесно связаны с перцептивными и аттенционными качествами: быстротой видения, степенью концентрации внимания при реагировании на объекты или сигналы и т.д. Поэтому деление профессионально важных качеств специалиста по физической культуре на группы не следует воспринимать как догму. Имеется много переходов одних качеств в другие, их комплексирование, взаимообусловливание;
● пропаганда здорового образа жизни как особенность деятельности. Учитель (педагог), тренер является органом пропаганды, агитации и других видов распространения идей здорового образа жизни и последних научных достижений в образовательной организации, спортивном клубе, секции. Учитель (педагог), тренер по роду своей деятельности занимается набором в спортивные секции и группы. Он находится в постоянном поиске новых учеников, поэтому в своей работе он должен заинтересовывать желающих заниматься избранным видам спорта, убедить их в интересности и значимости спортивного вида;
● коммуникативные особенности труда. Еще одной специфической характеристикой тренерского труда является необходимость вести диалог с коллегами — учителями, преподавателями, тренерами, с детьми, родителями занимающихся, как в процессе образовательной деятельности, так и на всех этапах спортивной подготовки, так как родители должны принимать активное участие как в подготовке начинающих спортсменов, так и в карьере состоявшегося спортсмена.
Вопрос 19. Классификация физкультурных работников на основе функциональных обязанностей (непосредственное участие в подготовке физкультурников и спортсменов, создание условий для выполнения этой деятельности.)
К работникам физкультурно-спортивных организаций относятся лица, занимающиеся физкультурно-оздоровительной и спортивно-педагогической работой и имеющие установленную законодательством спортивную и профессиональную квалификацию. В зависимости от образования, стажа работы, уровня профессиональной подготовки им устанавливаются квалификационные категории, порядок присвоения которых регулируется нормативными актами Правительства Российской Федерации.
Деятельность работников физкультурно-спортивных организаций многогранна. Они проводят следующую работу:
- организуют конкретную физкультурно-оздоровительную и спортивно-педагогическую работу;
- обеспечивают подготовку спортсменов высокого класса;
- формируют у граждан, занимающихся физической культурой, спортсменов такие качества, как нравственная гражданская позиция, патриотизм, соблюдать дисциплину и правила спортивных соревнований.
Работники физкультурно-спортивных организаций должны постоянно повышать свою профессиональную квалификацию, на высоком уровне вести воспитательную работу со спортсменами, выступать активными пропагандистами физической культуры и спорта, здорового образа жизни.
Профессиональную педагогическую деятельность в области физической культуры и спорта имеет право вести лица, имеющие документы установленного образца о профессиональном образовании по специальности «физическая культуры и спорт», выданные образовательными учреждениями, или разрешения, выданные в установленном порядке соответственно федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
В области лечебной физической культуры к профессиональной деятельности допускаются лица, имеющие документы установленного образца по специальности «физическая культура и спорт» или о медицинском образовании.
Труд в сфере физической культуре и спорта есть планомерная совместная деятельность работников, физкультурников и спортсменов, совершаемая с помощью специальных средств и направленная на проведение занятий физическими упражнениями, спортом и оказание спортивных услуг. Он охватывает все формы физической культуры и спорта, обязательные занятия (уроки физической культуры в широкой сети учебных заведений), занятия организованные на добровольных началах в секциях, ДЮСШ, группах здоровья и др.); самостоятельные занятия физической культурой, спортом и туризмом под наблюдением специалистов
Труд работников физкультурно-спортивных организаций имеет следующие особенности:
- имеет, преимущественно педагогический характер и направлен на обучение и воспитание физкультурников и спортсменов;
- требует высокого уровня творческой деятельности, связанной с необходимостью принятия самостоятельных решений, направленных на улучшение тренировочного процесса и проведения спортивно-массовых мероприятий. Такая деятельность труднее поддаётся регламентированию и нормированию;
- производство спортивных услуг совпадает с их потреблением. Так, работа тренера и её результат, проявляются во время занятий со спортсменами;
- результаты труда работников приобретают различные формы. Очевидно, что результат труда тренеров нематериален, в то время как результаты труда, работников, занятых изготовлением и ремонтом инвентаря, воплощается в спортивном товаре, то есть приобретает материально-вещественную форму.
Выявление особенностей деятельности физкультурных работников необходимо, прежде всего, для определения эффективности их труда. Увеличение результатов физкультурно-спортивной деятельности: при уменьшении затрат труда и рабочего времени - путь к повышению ее эффективности.
Эффективность труда работников определяется отношением числа занимающихся физкультурников и спортсменов к числу специалистов по физической культуре и спорту. Коррективы вносятся с учетом уровня спортивного мастерства, трудоемкости оказания спортивной услуги, подготовки физкультурника и спортсмена.
Под трудоемкостью понимается количество рабочего времени, которое затрачивается для подготовки физкультурников и спортсменов или для оказания спортивной услуги. Она зависит от продолжительности времени занятий, сроков подготовки спортсменов, количества занимающихся в группах, уровня спортивного мастерства, установленных нормативных норм и требований к подготовке спортсменов.
Физкультурные работники по роду своей деятельности деятельности делятся на две группы:
Первая группа работников принимает непосредственное участие в подготовке физкультурников и спортсменов. Это руководящие работники и инструкторы спорткомитетов, тренеры преподаватели по спорту, преподаватели учебных заведений, научные сотрудники, массажисты, аккомпаниаторы.
Вторая группа работников принимает участие в обеспечении условий для подготовки физкультурников и спортсменов. К ним относятся инженерно-технические работники, специалисты, рабочие, служащие, младший обслуживающий персонал спортивных клубов, школ, сооружений, учебно-тренировочных баз, альпинистских лагерей, туристских баз, комплексов, гостиниц, охотничьих, рыболовецких хозяйств.
По своему целевому назначению спортивные услуги делятся на чистые и материальные.
К «чистым» услугам относятся те виды деятельности, которые оказывают непосредственное воздействие на физическое развитие людей, повышение мастерства спортсменов: тренировки, соревнования, учебно-тренировочные сборы, научно-методическое обеспечение, подготовка преподавателей физического воспитания, тренеров-преподавателей по видам спорта, инструкторов-организаторов по физической культуре и другие.
К материальным услугам относятся виды деятельности, связанные, с подготовкой или изготовлением спортивного оборудования, одежды, инвентаря, медицинским обслуживанием.
Эта общая классификация конкретизируется применительно к тем или иным структурным подразделениям физической культуры и спорта как отрасли хозяйства. Например, в деятельности спортивных сооружений могут быть выделены следующие виды слуг:
- организация физкультурно-спортивной работы для трудящихся предприятий, учреждений, учащихся учебных заведений, в чьём ведении находится данное спортивное сооружение;
- предоставление спортивных сооружений в аренду другим организациям, для проведения физкультурно-спортивной работы;
- организация проката спортивного инвентаря и имущества;
- пропаганда физической культуры и спорта;
- ремонт спортивного инвентаря и имущества;
- проведение массовых спортивно-зрелищных мероприятий и меро-приятий, непосредственно не связанных с физической культурой и спортом (театральное представление, концерты, массовые гуляния, собрания, ми-тинги, выставки и т.п.);
- прочие услуги (гостиницы, буфеты, столовые).
Наиболее распространены среди спортивных сооружений такие услуги, как проведение учебно-тренировочных занятий, спортивных соревнований и праздников, физкультурно-массовая работа с населением, предоставление сооружений в аренду физкультурным организациям. Все они относятся к основной деятельности спортсооружений, к спортивным услугам в чистом виде. Именно ради осуществления этих услуг и создаются спортивные сооружения.
Экономические инструменты организации труда:
Нормирование – установление нагрузки при которой достигается высокая эффективность в работе без ущерба для здоровья трудящихся (40-часовая рабочая неделя, недельная рабочая неделя тренера, преподавателя составляет 24 рабочих часа в неделю на преподавание учебно-тренировочной работы, 16 часов – методическая и организационная работа.
Организация оплаты труда;
Режим труда и отдыха.
Для эффективной организации трудового процесса в отрасли разработаны тарифно-квалификационные характеристики.
Тарифно-квалификационная характеристика имеет три раздела:
1.Должностные обязанности.
2.Должен знать.
3.Требования к квалификации.
Тарифно-квалификационные характеристики бывают трех видов:
1.Общеотраслевые (методист по ФКиС)
2.Отраслевые:
★ Должности руководителей (директор, старший тренер, старший инструктор)
★ Должности специалистов (администратор, инструктор, массажист, спортсмен-инструктор, тренер-преподаватель по спорту)
★ Должности технических исполнителей включает в себя тарифно-квалификационные характеристики по должности.
3.Ведомственные – разработаны Министерством образования РФ и Комитетом по делам молодежи для должностей работников физического воспитания (руководитель физического воспитания, тренер-преподаватель образовательного учреждения, инструктор по физической культуре).
Дата: 2019-05-29, просмотров: 299.