Вопрос 16. Спортивные товары: ассортимент, конкурентоспособность, насыщение рынка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Емкость мирового рынка спортивных товаров по различным экспертным оценкам составляет от 67 до 100 млрд. долларов США. Российский рынок спортивных товаров оценивается в 0,6 - 4 млрд. долларов. Ежегодный прирост на мировом рынке составляет 15-17%. В частности, по оценкам экспертов международной сети по торговле спорттоварами Intersport, российский рынок спортивных товаров составляет около 1 млрд. долларов и растет на 15-20% ежегодно.

Годовой объем продаж мирового рынка спортивного снаряжения аналитики оценивают в 40 млрд. долларов, рынок спортивной обуви - в 20 млрд. долларов, а рынок спортивной одежды - в 38 млрд. долларов.

По оценкам экспертов, в спортивной индустрии основная доля (70 – 80%) денежных отношений приходится на рынок спортивных товаров (производители, дистрибьюторы, предприятия розничной торговли). В стадии формирования находится инфраструктура спортивной индустрии. В 2000 году, по данным исследования Всемирной федерации спортивных товаров, объем мирового рынка спортивных товаров составил 92 млрд. долларов США. В 2006 году эта цифра приблизилась к отметке 175 млрд. долларов, в 2010 – достигла рубежа в 200 млрд. долларов, а в 2018 – достигла отметку в 240 млрд.

Эксперты Всемирной индустрии спортивных товаров отмечают, что в ближайшие 10 лет наибольший рост покажут рынки России (30%) и Китая (29%). По их прогнозам, за тот же период продажи в США вырастут всего на 14 %, в странах ЕС – на 19%, а в Японии – на 11%.

Значительная доля потребления спорттоваров приходится на развитые страны – США и Европу. Рост европейского спортивного рынка, по данным международной организации World Sports Forum, за последние 3 года составил 5,4% - это больше, чем совокупный рост ВВП стран ЕС за тот же период. Большая часть (65%) всего мирового производства спортивной продукции приходится на Китай, однако в этой стране нет ни одного раскрученного спортивного брэнда.

Спортивные рынки стран Восточной Европы стагнируют, а российский рынок растет на 20 % в год.

Лидирует на рынке спортивной одежды, инвентаря и обуви американская компании Nike (объем продаж в 2008 году – 10,7 млрд долларов). За ней следуют германская Adidas – Salomon AG (7,87 млрд. долларов), американская Reebok (3,5 млрд. долларов) и германская Puma AG Rudolf Dassler Sport (1,6 млрд. долларов).

На мировом рынке спортивные товары российского производства представляют незначительную часть. По прогнозам экспертов, доля России на мировом рынке спортивных товаров в 2006 году составила около 2 % (для сравнения, доля Китая составляет 29 %, США – 28%, страны ЕС – 24%), в 2010 году – 3%, а к 2015 году составит 5%. [19]

На сегодняшний день наблюдаются следующие тенденции развития российского спортивного рынка – высокие темпы роста рынка, обострение конкуренции, усиление позиций крупных международных компаний, развитие региональных рынков, изменение в системе дистрибуции, формирование рыночной инфраструктуры, рост интереса к спорту, активному образу жизни. Основные потребители спортивных товаров относятся к «среднему классу». Развитию данного рынка способствует рост числа торговых центров, в каждом из которых есть спортивные отделы. На сегодняшний день в Москве насчитывается около 1 тысячи спортивных магазинов. Наибольший объем рынка спорттоваров занимает спортивная одежда.

Согласно прогнозу, до 2020 года, основная группа потребителей спортивных товаров – население от 20 до 40 лет – значительно сократится. По мнению компании «Спортмастер», рынки спортивных товаров в Москве и Санкт – Петербурге характеризуются наибольшей стабильностью. Однако уже скоро их емкость будет заполнена окончательно, конкуренция обострится и компании, которые заботятся о своем развитии, будут вынуждены искать новые, более перспективные и еще не освоенные рынки. Ожидается, что ими могут стать города с населением более 100 тыс. жителей. По данным государственной статистики, 47% населения России проживает именно в таких городах. Отрицательные факторы, способные ограничить рост рынка спортивных товаров, в «Спортмастере» видят в демографическом кризисе, низких, хотя и увеличивающихся, в последние годы доходах населения, неблагоприятных климатических условиях некоторых регионов России.

Среди факторов, объясняющих положительную динамику на рынке спортивной индустрии в России и позволяющих экспертам считать его одним из ключевых в Европе, можно выделить следующие:

1. Большое количество потенциальных покупателей (более 100млн. человек). Так, в Германии, где самый большой рынок спорттоваров в Западной Европе, число жителей составляет чуть более 80млн. жителей.

2. Только 10% населения России занимается физкультурой и спортом более – менее постоянно. В США, например, эта цифра достигает 40%, а в Германии – 60%. Таким образом, емкость отечественного рынка спортивных товаров может возрасти в несколько раз. Многое здесь зависит от популяции спорта и здорового образа жизни.

3. В торговом отношении Россия – одна из главных для поставщиков стран на европейском континенте. В России представлено не более 30% всего ассортимента спортивной продукции, продаваемого в мире.

4. Набирающий в России популярность спортивный образ жизни.

5. Представители «среднего класса» являются основными потребителями спортивных товаров.

6. Постоянное увеличение числа торговых центров, в которых спортивные отделы, также способствуют развитию рынка спорттоваров. На сегодняшний день в Москве насчитывается более 1 тыс. спортивных магазинов.

7. Мода на спортивный стиль у массового потребителя. В последнее время спортивные товары перестали быть востребованными только у узкого круга спортсменов. Для все большего числа людей они становятся частью стиля жизни. В Европе продажи ритейлеры делают на продажи спорттоваров, используемых не по прямому назначению, а потому, что покупатели одеваются в так называемом спортивном стиле.

Как отмечалось выше, на мировом рынке спортивные товары российского производства представляют незначительную часть. По прогнозам экспертов, эта тенденция сохранится на ближайшие годы, несмотря на значительные темпы роста рынка. Ситуацию на внутрироссийском рынке спорттоваров характеризуют обострение конкуренции, усиление позиций крупных международных компаний, развитие региональных рынков, изменения в системе дистрибуции, формирование рыночной инфраструктуры, рост интереса к спорту, активному образу жизни.

Среди факторов, объясняющих положительную динамику на рынке спортивной индустрии в России и позволяющих экспертам считать его одним из ключевых в Европе, можно выделить большое количество потенциальных покупателей, недостаточную насыщенность рынка товарами, моду на спортивный стиль в одежде, обуви и аксессуарах.

Наибольшую часть на российском рынке спорттоваров составляют товары для зимних видов спорта. На летние спорттовары, так считают эксперты, приходится немногим менее трети продаж. На российском рынке спортивного инвентаря лидирующие позиции занимают зарубежные фирмы – производители. Спортивный инвентарь российского производства составляет в большинстве случаев конкуренцию иностранному только в отношении цены, особенно уступая в качестве товаров профессионального уровня. В сегменте товаров любительского уровня конкуренция развивается более успешно. По некоторым видам спорта выпускаются российские аналоги зарубежного инвентаря, существуют и собственные российские разработки. Производство конкурентоспособного спортинвентаря низкой ценовой категории, в частности, положительно влияет на развитие массового спорта в России. Отсутствие ведущих позиций для отечественных фирм в производстве инвентаря по многим видам спорта объясняется не только агрессивной политикой зарубежных фирм на отечественном рынке, но и достаточно пассивной позицией государства в области спорта, особенно любительского.

На рынке спортивной одежды и обуви популярность спортивного стиля у россиян связана не столько с интересом к спорту, сколько с модой на здоровый образ жизни, распространением «молодежных» тенденций на рынке одежда и обуви. Большинство неспортивных и спортивных брэндов одежды и обуви в России: Adidas, Reebok, Puma, Nike. Приверженность российских потребителей к определенному бренду проявляется в покупке широкого перечня предметов одежды и обуви полюбившейся марки.       

До недавнего времени практически все спортивные магазины были ориентированы на продажу дорогих спортивных товаров известных мировых брэндов. Только в последние год – полтора компании, вышедшие на рынок в 90 – е годы, стали последовательно расширять ассортимент, включая товары менее именитых и дорогих марок. Несмотря на высокий уровень рентабельности в премиальной нише, сетевые фирмы начали обслуживать потребителя со средним достатком. С расширением присутствия в разных ценовых нишах изменилась и ассортиментная политики продавцов: стала появляться продукция отечественных производителей спорттоваров – одежда, товары для рыболовства и туризма.

Развитие среднеценовой ниши в сетевой торговле спровоцировало перемещение спроса с открытых рынков в магазины. Освоение новых для себя ниш сетевые фирмы связывают с увеличение доходов населения, которое стало более требовательным к сервису покупки.

Отсутствие дистрибьторских сетей для многих брэндов аналитики связывают с большой удаленностью крупных потребительских центров друг от друга. Главными рынками сбыта спортивной продукции являются Москва и Санкт – Петербург. Наиболее крупные операторы – «Спортмастер», «Высшая лига», «Эпицентр», «Триал Спорт». Из каналов приобретения продукции крупными сетями распространены участие в закупочной группе, прямые поставки фирмы – производителя.

Основные риски компаний на российском рынке спортивных товаров связаны с недостаточным изучение потребительского спроса, трудностями поиска региональных партнеров, нечеткими законодательными нормами а отношении различных видов спортивного маркетинга

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 2280.