Пути снижения кредиторской задолженности путем реструктуризации и взаимозачетов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    Задача аналитика заключается не только в констатации уровня финансового состояния предприятия, но и в подготовке предложений по его улучшению. Для этого он должен выявить факторы (причины), оказавшие влияние на финансовое состояние предприятия, и дать предложения (варианты предложений) по устранению негативных факторов и усилению позитивных.

Значительную роль в финансовом оздоровлении предприятий сыграла реструктуризация кредиторской задолженности.

Публикаций на тему реструктуризации кредиторской задолженности предприятий в различных изданиях было великое множество. Но до сих пор эта проблема стоит на повестке дня. Реструктуризация является одним из способов поступлений налоговых платежей в бюджет.

Несмотря на, казалось бы, улучшение экономической ситуации в стране, задолженность налогоплательщиков не уменьшается. "Зависшие" долги предприятий являются фактором их недостаточной финансовой устойчивости и инвестиционной непривлекательности. В связи с этим, одним из путей разрешения проблемы неплатежей является реструктуризация. Она выгодна не только государству, но и самому налогоплательщику. В процессе реструктуризации сумма задолженности предприятий распределяется во времени, составляется график реструктурируемых сумм. Кроме того, существует возможность списания долгов по пени при полной уплате задолженности.

     В процессе реструктуризации прекращается начисление пени на отсроченные платежи, разблокируются счета налогоплательщиков, снимаются аресты с имущества предприятий. В совокупности эти меры являются шагом на пути нормализации собираемости налоговых платежей и оздоровления экономики.

В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая произведенную продукцию или оказывая некоторые услуги, предприятие, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, то есть по сути оно кредитует покупателей. Поэтому в течение периода от момента отгрузки продукции до момента поступления платежа средства предприятия омертвлены в виде дебиторской задолженности, уровень которой определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, условия договора, принятая на предприятии схема расчетов и другое. Последний фактор особенно важен для финансового менеджера.

   Основными видами расчетов за поставленную продукцию являются продажа за наличные деньги и в виде безналичных платежей. Правила проведения и формы безналичных расчетов, в общем, регулируются законодательством РФ, а по технике исполнения – Центральным банком.

    Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеет отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.

    Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т.п.). Необходимая для анализа информация может быть получена из публикуемой финансовой отчетности, от специализированных информационных агентств, из неформальных источников. Так, крупнейшее в США информационное агентство « Дан энд Брэстрит» имеет информацию о кредитоспособности нескольких миллионов компаний. Предоставляемая им информация включает диапазон изменения собственного капитала, степени кредитоспособности и другие полезные сведения. В России подобное более или менее формализованное получение информации о кредитоспособности юридических лиц пока еще не налажено.

    Оплата товаров постоянными клиентами обычно производится в кредит, причем условия кредита зависят от множества факторов. Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, предприятие должно определиться со многими критериями. Приведу пример некоторых из них:

1. Срок предоставления кредита. Определяя договором максимально допустимый срок поставленной продукции, следует принимать во внимание как правовые аспекты заключения договоров поставки, так и экономические последствия того или иного варианта (в частности, учет влияния инфляции).

2. Стандарты кредитоспособности. Заключая договор на поставку продукции, и определяя в нем условия оплаты, предприятие может придерживаться установленных им критериев финансовой устойчивости в отношении покупателей; в зависимости от того насколько кредитоспособен и надежен покупатель, условия договора, в том числе в отношении предоставляемой скидки, размера партии продукции, форм оплаты труда и другие, могут меняться.

3. Система создания резервов по сомнительным долгам. При заключении договоров предприятие, естественно, рассчитывает на своевременное поступление платежей. Однако не исключены варианты появления просроченной дебиторской задолженности, и полной неспособности покупателя рассчитаться по своим обязательствам. Поэтому существует практика создания резервов по сомнительным долгам, позволяющая, во-первых, формировать источники для покрытия убытков и, во-вторых, иметь более реальную характеристику собственного финансового состояния. Данные о резервах по сомнительным долгам и фактических потерях, связанных с непогашением дебиторской задолженности, должны подвергаться тщательному регулярному анализу.

В нашей стране опыт в исчислении резервов по сомнительным долгам еще не накоплен. В экономически развитых странах компании в процессе подготовки отчетности чаще всего начисляют резерв в процентах по отношению к общей сумме дебиторской задолженности, при этом вариация может быть весьма существенной.

4. Система сбора платежей. Этот раздел работы с дебиторами предполагает разработку:

· процедуры взаимодействия с ними в случае нарушения условий оплаты;

· критериальных значений показателей, свидетельствующих о существенности нарушений;

· системы наказания недобросовестных контрагентов.

5. Система предоставляемых скидок. В предыдущем пункте делался акцент на репрессивные методы работы с недобросовестными дебиторами; гораздо больший эффект имеют методы поощрения, к которым в данном случае относится предоставление покупателям опциона на получение скидки с отпускной цены.

Предоставление скидки выгодно как покупателю, так и продавцу. Первый имеет прямую выгоду от снижения затрат на покупку товаров, второй получает косвенную выгоду в связи с ускорением оборачиваемости средств, вложенных в дебиторскую задолженность, которая, как и производственные запасы, представляет собой иммобилизацию денежных средств.

Аренда – это право предприятия-арендатора на распоряжение и пользование основными средствами предприятия-арендодателя.

Законодательством РФ установлены следующие виды арендных отношений: а) аренда предприятий (организаций) в целом или

         производственных комплексов;

     б) внутрихозяйственный арендный подряд (аренда отдельных це-

         хов, производств и т.п.);

     в) индивидуальная и групповая текущая аренда отдельных объек-

         тов и аренда, осуществляемая отдельными лицами или коллек-

         тивами. Здесь различают текущую (простую) аренду и аренду с

         правом выкупа.

При простой текущей аренде право собственности на арендуемое имущество всех видов (здания, оборудование и т.п.) сохраняется за арендодателем со всеми видами ответственности с его стороны (уплата налогов на имущество, ремонт и реконструкция).

При аренде с выкупом (финансовой аренде) право собственности на имущество переходит к арендатору после полного выкупа этих арендованных объектов.

     г) лизинг- сдача специальными лизинговыми фирмами (лизинго-

        дателями) в аренду лизингополучателю производственного обо-

         рудования на определённый срок.         

Для улучшения финансового состояния предприятия необходимо разработать и внедрить мероприятия, способствующие улучшению финансовых показателей. Добиться этого можно путём снижения уровня запасов, увеличения источников собственных средств, либо за счёт роста долгосрочных займов и кредитов.

На основе проведённого анализа технико-экономических показателей ООО «Промсахар» во второй главе было выявлено, что необходимо улучшить кредиторскую и дебиторскую задолженности. Таким образом, предлагается использование следующих мероприятий:

- реструктуризация кредиторской задолженности;

- взаимозачёты;

- аренда имущества дебиторов.

 

Схематически мероприятия представлены на рис.3.1.

 

Мероприятия по устранению кредиторской и дебиторской задолженностей

 
 

 

 

 

   

Реструктуризация

кредиторской

задолженности

   

Взаимозачёты

   

Аренда

имущества

дебиторов

 
 

Дополнительная

прибыль – 1856т.руб.       

Дополнительная

прибыль – 1516 т.руб.

Дополнительная

прибыль –6203 т.руб.

                           

Рис.3.1. Мероприятия по устранению кредиторской и дебиторской

         задолженности.

  В последнее время всё большее количество предприятий-должников всех форм собственности обращаются к реструктуризации.

Реструктуризация различного рода долгов представляет собой сложный процесс, в каждом конкретном случае её проведение зависит от тех обстоятельств, которые сложились в результате хозяйственной деятельности организации. Положительные или негативные моменты проведения реструктуризации долгов во многом зависят от характера условий ранее заключенных договоров, предусмотренных штрафных санкций, объема и вида долгов или обязательств, сроков их исполнения или выплат, финансового состояния кредиторов, установленных ставок рефинансирования, общей экономической ситуации в стране и регионе.

Переговоры о реструкруризации долгов (дебиторской и кредиторской задолженности) являются процессом дипломатическим и личностным, во многом зависит от умения руководителя организации – должника и его аппарата управления объяснить причины сложившихся негативных обязательств.

Каждая сторона в проблеме погашения долгов представляет другой стороне право принимать определенные условия для достижения соглашения.

Характер переговоров сторон о погашении долгов определяется в зависимости от конкретных обстоятельств и даже личностных качеств участников переговоров. Тактика ведения переговоров о погашении долгов в целях учета обоюдных интересов может быть следующей:

1. Признание законности требований по долгам и обязательствам.

2. Подтверждение возможности погашения.

3. Уточнение просроченных сроков по долгам.

4. Определение допустимых схем погашения долгов с учетом возможных реальных условий погашения на основе:

· Ценных бумаг;

· Предоставления товаров или услуг;

· Перехода задолженности в целевые займы;

· Взаимозачета при наличии встречных обязательств;

· Возможности уступки прав требования;

· Возможности поручительства перед кредиторами (со стороны банков, органов власти и других структур).

Эффективность реструктуризации кредиторской задолженности во многом зависит от реализации применяемой расчетной политики в отношениях с поставщиками, банками, заказчиками , налоговыми органами и другими организациями.

Методология реструктуризации задолженности организации должника, которая проводится на стадиях предупреждения банкротства, финансового оздоровления и внешнего управления, может состоять из следующих этапов:

1. Определение и анализ состава кредиторской задолженности.

2. Выбор наиболее рациональных способов (методов, направлений) реструктуризации кредиторской задолженности организации.

3. Разработка плана погашения имеющихся и оплаты новых возникающих обязательств.

4. Подготовка соответствующей документации по соглашениям с кредиторами и их реализация.

Реструктуризация задолженности организаций по обязательным налоговым платежам перед федеральным бюджетом в 1999-2000 годах проводилась в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 № 1002 «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом».

Все организации, кроме нефтеперерабатывающих, имевшие задолженность по обязательным платежам перед федеральным бюджетом, имели право в период с сентября 1999 года по март 2000 года обратиться в соответствующие налоговые органы с заявлением о предоставлении права на реструктуризацию задолженности при соблюдении условия по уплате 100 процентов текущих налоговых платежей в течении двух месяцев до 1 числа месяца подачи заявления.

Основное правило для начала процесса реструктуризации – полная уплата текущих платежей. Решение о реструктуризации принимается налоговым органом по месту постановки на учёт налогоплательщика.

При принятии решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет ей предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет, по пени и штрафам – в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам. С сумм задолженности по налогам и сборам организация должна будет ежеквартально уплачивать проценты за пользование бюджетными средствами.

Организации, не имевшей задолженности по налогам и сборам, предоставляется право погашения задолженности по пени и штрафам в течение 10 лет.

Организация должна будет при этом в полном объёме вносить начисленные текущие налоговые платежи и осуществлять платежи по утверждённому графику погашения реструктуризированной задолженности.

При рассмотрении результатов реструктуризации задолженности в отраслевом разрезе можно отметить следующее.

Среди организаций, которые пожелали урегулировать свою кредиторскую задолженность перед федеральным бюджетом, можно выделить предприятия газовой отрасли, железнодорожного транспорта, трубопроводного транспорта общего пользования, автомобильного и водного транспорта, геологии и разведки недр, черной и цветной металлургии.

Главной задачей организации является мобилизация налоговых платежей во все уровни бюджета как текущих, так и уплачиваемых в счет погашения графиков реструктуризированной задолженности, что требует слаженной работы налоговых, финансовых и казначейских органов на местах.

В МНС России поступает большое количество обращений глав администраций регионов, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, в которых высказывается мнение о необходимости урегулирования задолженности организаций, который в силу причин экономического характера, а также в связи с кратковременностью срока действия постановления Правительства РФ от 03.09.1999 № 1002 не смогли своевременно подать заявления о предоставлении права реструктуризации налоговой задолженности перед федеральным бюджетом. Работа в данном направлении может быть продолжена только после принятия специального разрешения Правительства РФ по данному вопросу.

Рассмотрим данное мероприятие на примере ООО «Промсахар».

У предприятия всего – кредиторов на общую сумму задолженности – 46640 тыс. руб., из них :

Задолженность перед поставщиками и подрядчиками - 24764 тыс. руб.;

Задолженность перед персоналом организации – 2785 тыс. руб.

Задолженность перед государственными внебюджетными органами –  

    1748 тыс.руб., задолженность по налогам и сборам – 581 тыс.руб.

     прочие кредиторы – 16762 тыс.руб.

Предлагается реструктуризировать данную сумму задолженности. То есть, если предприятие погашает сумму этой задолженности, из неё недоимка по налогам и сборам в 2003 году составляет 51% или 23620 тыс. руб., в течение четырёх лет, то ему полностью спишут задолженность по пени и штрафам, сумма которых составляет 23020 тыс. руб., (таблица 3.1.)

                                                                                                           Таблица 3.1.

            Расчёт эффективности после проведения реструктуризации

                                кредиторской задолженности

п/п

 

Показатели

Един.

изме-

рения

До

Внедрения

После

Внедрения

     Изменения

Абсолютные, в тыс. руб. Относительные,   в %
1. Объём реал. пр-ции т.руб. 305023 457535 +152512 150
2. Себест-ть реал.пр-и т.руб. 300037 450055 +150018 150
3. Затраты на 1руб.РП руб. 0,98 0,98 ----- 100
4. Прибыль от РП т.руб. 4986 6980 +1994 149
5. Чистая прибыль т.руб. 3789 5645 +1856 149
6. Рентабельность  % 1,7 1,7 ----- 100
7. Кред-кая задол-сть т.руб. 46640 23620 - 23020 51

 

 

     По данным таблицы 3.1 можно сказать, что реализовав данное мероприятие в ООО «Промсахар» его кредиторская задолженность снизится на 49 %. Объём реализованной продукции увеличится на 49%, или на 152512 тыс. руб.; затраты на 1 рубль реализованной продукции останутся на прежнем уровне и составят 0,98 рубля. Прибыль от реализованной продукции увеличится на 1994 тыс. руб., или на 49%, а прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов составит 5645 тыс. руб.. Рентабельность не увеличится и составит – 1,7.

     В зависимости от содержания операций расчёты производятся по товарным операциям и по нетоварным операциям, связанным только с движением денежных средств (погашение задолженностей бюджету, между организациями, банку и т.п.).

     Формы безналичных расчётов при этом устанавливает ЦБ РФ. Это:

·  расчёты платёжными требованиями-поручениями;

·  расчёты посредством аккредитивов и особых счетов;

·  расчёты в порядке плановых платежей;

·  расчёты платёжными поручениями;

·  расчёты переводами, чеками и т.д.

      В этом случае предприятию важно выбрать наиболее удобный способ расчётов для того, чтобы сократить время между фактом получения покупателем товарно-материальных ценностей и фактом совершения платежа – это зависит от вида деятельности предприятия.

      Взаимозачёты платёжными поручениями – это приказ банку о перечислении с расчётного счёта суммы денежных средств другому предприятию. Платёжными поручениями оформляются:

·  платежи в доход бюджета, фондам и страховым компаниям;

·  платежи за работы, услуги и авансовые перечисления;

·  платежи в оплату претензий по качеству и недостаче продукции, штрафов, пеней и в погашение других задолженностей.

Взаимозачет предполагает погашение взаимных обязательств контрагентов. Он может осуществляться с привлечением третьих лиц (по цепочке задолженностей). Сумма погашаемых обязательств определяется соглашением сторон и рассматривается как доход организации, как выручка от реализации продукции, если в зачете участвуют обязательства по оплате продукции.

Взаимозачеты долгов являются распространенным методом реструктуризации задолженностей, ибо позволяет решать финансовые проблемы организаций без привлечения дополнительных денежных средств

       Взаимозачёты между организациями могут проводиться не только через банк, но и предоставлением взаимных работ, услуг; обмен различными товарами, продукцией и др., тем самым, уменьшив задолженности предприятий.

        На основе выше изложенного хотелось бы предложить следующее мероприятие – это снижение кредиторской задолженности за счёт взаимозачётов с организациями, (таблица 3.2)., (приложения №1, №2).

                                                                                                              

 

 

 Таблица 3.2.

        Сводные данные дебиторской и кредиторской задолженности

                          ООО «Промсахар» и организаций

№ п/п            Наименование              организаций Дебиторская задол- женность, тыс. руб. Кредиторская задол- Женность, тыс. руб.
1. СПК «1 Мая» 3,7 5,7
2. СПК «Авангард» 46,9 17,4
3. СПК «Заря» 3,4 1,8
4. ЗАО «Золотой колос» 228,5 1185,1
5. СПК «Ивановское» 3,6 1,6
6. СПК «Коренево» 9,0 40,7
7. ООО «Льговские семена» 17,7 14,4
8. КФХ «Платон» 88,7 25,9
9. ЗАО АФ «Покровское» 77,8 703,4
10. СХПК «Русь» 68,8 132,3
11. Подразделение судебных приставов 8,1 0,9
12. ОАО «Сыродел» 28,0 3,0
13. ЧП «Стрелков» 10,0 9,0
  Всего: 594,2 2141,2

 

        По данным таблицы 3.2. мы видим, что таких организаций в работе по взаимозачётам с ООО «Промсахар» - 13 на общую сумму дебиторской задолженности – 594,2 тыс. руб. и кредиторской на сумму 2141,2 тыс. руб.. Если данные тринадцать организаций- дебиторов погасят свою задолженность в сумме 594,2 тыс. руб., то соответственно снизится кредиторская задолженность на эту же сумму. 

        Оставшуюся разницу от данной суммы кредиторской задолженности можно снизить частично (40%) за счёт реализации продукции, предоставления работ, услуг следующим хозяйствам:

1. ЗАО «Золотой колос» - 956,6 тыс. руб.;

2. СПК «Коренево»    - 31,7 тыс. руб.;  

3. ЗАО АФ «Покровское» - 625,6 тыс. руб.;

4. СХПК «Русь»          - 63,5 тыс. руб..

        Общая сумма оставшейся кредиторской задолженности данным хозяйствам составляет – 1677,4 тыс. руб.. Мы предположили, что кредиторская задолженность снизится на 40% от этой суммы, то есть на 671 тыс. руб., тогда расчёт экономического эффекта от предложенного мероприятия будет произведен следующим образом (таблица 3.3.).

                                                                                                           Таблица 3.3.

          Расчёт экономической эффективности после внедрения

              взаимозачётов ООО «Промсахар» с организациями

п/п

 

Показатели

Един.

изме-

рения

До

внедрения

После

Внедрения

     Изменения

Абсолютные, в тыс. руб. Относительные,   в %
1. Объём реал. пр-ции т.руб. 305023 427032 +122009 140
2. Себест-ть реал.пр-и т.руб. 300037 420052 +120015 140
3. Затраты на 1руб.РП руб. 0,98 0,98 ---- 100
4. Прибыль от РП т.руб. 4986 6980 +1994 140
5. Чистая прибыль т.руб. 3789 5305 1516 140
6. Рентабельность  % 1,7 1,7 ---- 100
7. Кред-кая задол-сть т.руб. 2141,2 876,0 -1265,2 40,9

 

        После проведения данного мероприятия в ООО «Промсахар» кредиторская задолженность снизится предположительно на 59,1%, но как уже выше писалось, что часть задолженности погасится за счёт предоставления работ и услуг, поэтому надо полагать, что объём реализованной продукции, увеличится где-то на 40%, или на 122009 тыс. руб..

     Прибыль от реализации продукции возрастёт на 1994 тыс. руб., соответственно прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов увеличится на 40%, или на 1516 тыс. руб.. Рентабельность продукции не изменится, т.к. увеличение прибыли и себестоимости от реализации продукции произойдёт пропорционально и составит – 40%.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 375.