III .3 Обсуждение результатов формирующего эксперимента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Проверка полученных результатов производилась по   методике, описанной в главе 2.1.. Результаты констатирующего эксперимента представлены в главе 2.2. и протоколах обследования, см.  приложение 1 .

Результаты контрольного эксперимента представлены в таблице № 3.

Состояние фонетико – фонематических функций у детей экспериментальной группы.

 Таблица № 3

Имя, ф.

Мотто-

рика.

Сост.

звукопр.

Состоян.

Просодич. Компон.

речи.

Состояние

 фонематических

функций в баллах

Обследо

вание

дыхания.

Средний балл.

Фонем.

воспр.

Фонем.

анализ.

Фонем. синтез

 

К1

К2

 К1

К2

К1

К2

К1

К2

К1

К2

К1 К2 К1 К2 К1 К2
Женя 10  10 2 2 2 3  4 4  3 4  3 4 3 3 27 30  
К.Кирилл  4 4 1 1 1 1  1 1  1 1  1 1 2 2 11 11  
Костя 8 8 2 2 2 3  4 4  3 4  3 4 3 3 24 28  
Настя 11 11 4 4 3 4  4 4  3 4  3 4 3 3 31 34  
Ильяс 4 4 1 1 1 1  1 1  1 1  1 1 2 2 11 11  
Саша 11 11 3 3 3 4  4 4  3 4  3 4 3 3 25 29  
П.Кирилл 7 7 3 3 3 4  4 4  3 4  3 4 3 3 29 32  
Т. Ваня 9 10 3 3 3 4  4 4  3 4  3 4 3 3 28 31  
П.Кристина 9 9 2 2 2 2  3 4  2  3  2 2 3 3 23 25  
М. Евгения 9 9 3 3 2 2  3 4  2 3  2 2 3 3 23 25
 Эталон 15 15 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 45 45

К1 – результаты констатирующего эксперимента.

К2 – результаты контрольного эксперимента.

После проведения обучающего эксперимента, который проводился с 08 января по 14 февраля 2008 года, мы выявили небольшие сдвиги в сформированности фонетико – фонематической стороны речи.

Количественных изменений в моторике не произошло, но улучшилось качество  выполнения упражнений на мелкую моторику.

Мелкая моторика:

У Насти, Саши, Жени - при показе второго и третьего пальца, второго и пятого пальца сначала на правой, потом на левой руке движения стали наиболее точными, но также замедленными. Улучшилось выполнение на обеих руках одновременно.

Остальные дети, также самостоятельно предложенные задания, не выполняют, но при помощи логопеда произошли значительные улучшения в их проведении.

    В мимической моторике сдвигов не произошло.

Артикуляционная моторика.

П. Кирилл, С.Саша, Настя, К. Кирилл, Ильяс - также отмечается снижение способности к переключению и удержанию позы, на объем движения стал наиболее полным, также ослаблен тонус.

Ваня, Костя, Евгения, Г.Женя, Кристина: артикуляционные движения выполняют, движения выполняются быстрее, но так же напряжены. Незначительно уменьшился тремор кончика языка при повторных движениях и при удержании позы. Объем движений стал более полным. Саливация не изменилась.

Состояние звукопроизношения после обучающего эксперимента значительных сдвигов не дало. У Насти автоматизировались саноры (Р, Л) в речи.

Состояния фонематических функций .

Настя, Саша, Костя, Женя, Ваня, П. Кирилл - научились выделять гласные звуки в начале, середине, в конце слова.

При выделении согласных звуков в начале, в середине, в конце слова стали давать правильный ответ со 2 попытки.

При фонематическом синтезе научились составлять слова из последовательно данных звуков. Из звуков данных в нарушенной последовательности выполняет со 2 попытки.

П. Кристина, М. Евгения -  научились выделять гласные звуки в начале, середине, в конце слова.

 При выделении согласных звуков в начале, в середине, в конце слова стали давать правильный ответ с 3 попытки.

При фонематическом синтезе научились составлять слова, из последовательно данных звуков допуская при этом одну ошибку. Из звуков данных в нарушенной последовательности выполняют с 3 попытки.

Улучшения в проведении фонематического анализа и синтеза у Ильяса, К. Кирилла, Кристины не произошло.

 Состояние просодики

Настя, Саша, М. Евгений, П. Кирилл, Т. Ваня стали воспроизводить мелодико - просодико - интонационную сторону речи, по показу не допуская при этом ошибок.

Костя, Кристина при воспроизведении предложенных предложений стали допускать 2 – 3 ошибки.

Ильяс, Кирилл так же с заданиями не справляются.

Таким образом, вновь сгруппируем детей по уровням сформированности фонетико фонематических функций.

Кирилл, Ильяс – также низкий уровень сформированности фонетико – фонематической стороны речи 

П. Кристина, М. Евгения, – средний уровень сформированности фонетико – фонематической стороны речи.

 Т. Ваня, Костя, Женя, П. Кирилл, Саша  - хороший уровень сформированности фонетико – фонематической стороны речи.

Настя  - выходит на высокий уровень сформированности фонетико – фонематической стороны речи (соответствует возрастным нормам).

Выводы по 3 главе:

 Сравнив данные контрольного и констатирующего эксперимента,  мы  отмечаем улучшения  состояния фонетико – фонематической стороны речи

у детей данной экспериментальной группы.

Саша - выходит на хороший уровень сформированности фонетико – фонематической стороны речи.

Настя  - выходит на высокий уровень сформированности фонетико – фонематической стороны речи (соответствует возрастным нормам).

Остальные дети остаются на тех же уровнях сформированности фонетико фонематических функций, но произошли значительные улучшения:

Костя, Женя, Ваня, П. Кирилл - научились выделять гласные звуки в начале, середине, в конце слова.

При выделении согласных звуков в начале, в середине, в конце слова стали давать правильный ответ со 2 попытки.

При фонематическом синтезе научились составлять слова из последовательно данных звуков. Из звуков данных в нарушенной последовательности выполняет со 2 попытки.

П. Кристина, М. Евгения -  научились выделять гласные звуки в начале, середине, в конце слова.

При выделении согласных звуков в начале, в середине, в конце слова стали давать правильный ответ с 3 попытки.

При фонематическом синтезе научились составлять слова, из последовательно данных звуков допуская при этом одну ошибку. Из звуков данных в нарушенной последовательности выполняют с 3 попытки.

Настя, Саша, М. Евгений, П. Кирилл, Т. Ваня стали воспроизводить мелодико - просодико - интонационную сторону речи, по показу не допуская при этом ошибок.

Костя, Кристина при воспроизведении предложенных предложений стали допускать 2 – 3 ошибки.

Это связанно с малым количеством времени, отведенным  на проведение формирующего обучения. В нашей экспериментальной группе проявление фонетико – фонематических функций проявляется в рамках различных форм дизартрий, что требует более глубокого анализа и длительного времени для устранения нарушений в фонетико – фонематических функций.



Заключение.

 

Данная квалификационная работа посвящена исследованию формирования моторных и фонетико – фонематических функций у дошкольников с детским церебральным параличом.

В первой главе представлены данные литературы по проблеме исследования. В частности, состояние двигательной сферы, речевые нарушения детей с церебральным параличом, описаны зарубежные и отечественные методики работы с данной категорией детей.

Во второй главе описана методика экспериментального изучения состояния моторных и фонетико – фонематических  функций, которая проходила по следующим направлениям:

- Обследование моторных функций (мелкой, мимической, артикуляционной моторики);

-Обследование звукопроизношения, просодической стороны речи.

-Обследование фонематических функций (фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза)

- Обследование дыхания.           

По результатам исследования выделены 3 группы детей по сформированности моторных и фонетико – фонематических функций.

В третьей главе представлено содержание экспериментального обучения по формированию фонетико - фонематических функции.

 Были сформулированы следующие задачи экспериментального обучения:

1. Нормализация артикуляционной, мимической и мелкой моторики (снижение тяжести проявления спастического пареза, гиперкинезов и атаксии);

2. Развитие физиологического и речевого дыхания, голоса;

3. Нормализация просодических компонентов речи (мелодико-интонационной и темпо-ритмической стороны);

4. Постановка и автоматизация звуков в речи.

5. Развитие фонематических функций (фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза)

Приёмы работы с каждой группой детей были отдифференцированы нами с учётом полученных данных в ходе констатирующего эксперимента. Коррекцию нарушений мы осуществляли на логопедических занятиях средствами тактильно - проприоцептивной стимуляции, развитием статико-динамических ощущений, чётких артикуляционных кинестезий, подключением двигательно-кинестетического и слухо-зрительно-кинестетического контроля.

На основании анализа экспериментального обучения дошкольников с детским церебральным параличом можно заключить, что гипотеза констатирующего эксперимента подтвердилась.

Перспектива исследования заключается в дальнейшем изучении детей с детским церебральным параличом, изучения коррекционной работы и методов обучения детей данной группы.

Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза доказана.



Список использованной литературы:

1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М. «Просвещение».1999

2. Бадалян Л.О. Детская невропатология. М.,1975

3. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи.- Киев, 1988

4. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия устной речи.- М., 1972.

5. Блыскина И.В., Ковшиков В.А. Массаж в коррекции артикуляционных расстройств.- Санкт-Петербург: «Сатис», 1995.

6. Бот О.С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук у детей с задержкой речевого развития. М., 1970.

7. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии. М.:Просвещение,1987

8. Данилова Л.А.Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. Л.,Медицина, 1977

9. Дедюхина Г.В., Могучая Л.Д., Яньшина Т.А. логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающих детским церебральным параличом. М., издательство «Гном и Д», 2001

10. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. М., Медицина, 1993.

11. Жукова Н.с., Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- М., 1990.

Иншакова. О. Б. « Альбом для логопеда» - М, - 2005 г.

12. Иншакова. О. Б. Альбом для логопеда. - М, 2005 г.

13. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. М, Просвещение.1993

14. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах.- М., 1990

15. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М.: 1975.

16. Кольцова М.М. Развитие сигнальных систем действительности у детей.- Л., 1980.

17. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. СПб., 1998. 

18. Крестинина И.А. Программа как средство включения детей с ММД в образовательный процесс // Дети с проблемами в развитии, - 2004., №2.

19. Левченко И.Ю. Этапы коррекции нарушений психики у детей с церебральными параличами: Психологические исследования в практике врачебно- трудовой экспертизы и социально- трудовой реабилитации.- М., 1989

20. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Москва. 2001

21.  Логопедия./ Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. М., 2002

22. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными диартрическими расстройствами. СПб, издательство «Союз», 2005

23. Лопатина Л.В. Характеристика и структура речевого дефекта у дошкольников со стёртой дизартрией: Особенности механизмов, структуры нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью.- СПб., 1996.

24. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики.- М., 1975.

25. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга.- М., 1968.

26. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М., Просвещение.1985

27. Мастюкова Е.М. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе.//Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой. М.,1989

28. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: Младенческий, ранний и дошкольный возраст.- М., 1991

29. Махмудова Н.М., Курбанов У.К., Стерник О.А. Детский церебральный паралич. Ташкент, 1978

30. Михеев В.В. Нервные болезни. – М.: 1958.

31. Нарушение голоса звукопроизносительной стороны речи. Часть 2: ринолалия и дизартрия. Под ред. Л.С. Волковой. М., Владос, 2003

32. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом./ Под ред. М. В. Ипполитовой. – М.,1989.

33. Панченко И.И., Щербакова Л.А.,Приходько О.Г., Моисеева Т.Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. Изд-во «Экзамен». М.,2004

34.  Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: 1998.

35. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. Москва, АСТ, 2002.

36. Семенова К. А. Детские церебральные параличи. – М., 1968.

37. Семёнова К.А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах.- М.: Медицина, 1976.

38. Семёнова К.А., Махмудова Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных ДЦП. Ташкент,1979

39.  Семёнова К.А, Махмудова Н.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детей с церебральным параличом.- М., 1972

40. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. Спб «Детство-Пресс», 2003

41. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжёлыми нарушениями речи. М., 1980

42. Стребелева Е.А., Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС в группах кратковременного пребывания. – Москва, 2004

43.  Учебно- воспитательный процесс в реабилитации детей с заболеваниями опорно- двигательного аппарата / Под ред. М.В. Ипполитовой.- М., 1988

44. Халилова Л.Б. Некоторые аспекты развития грамматического мышления детей с церебральным параличом.- Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями.- М., 1991

45. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Нижний Новгород. Издательство «Флокс», 1995.

46. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей. М.- Просвещение, 1982.

47. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., «Просвещение», 1990.

48. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. Санкт-Петербург. Издательство «Дидактика Плюс». 2001

49. Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. М., 1959

50. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте.- М., 1969.


                                                                                        Приложение №1.


Дата: 2019-05-29, просмотров: 209.