Детям предлагалось выполнить следующие упражнения:
· показать 2-й и 3-й пальцы сначала на правой, затем на левой руке, на обеих руках;
· показать 2-й и 5-й пальцы, последовательность выполнения та же;
· сложить все пальцы в кольцо таким образом, чтобы 2-й, 3-й, 4-й и 5-й пальцы касались первого;
· попеременно соединять все пальцы с 1-м, начиная со 2-го на правой руке, затем то же повторить в обратной последовательности;
· застегнуть пуговицу: сначала большого, затем среднего и, наконец, маленького размера.
Обследование состояния мимической моторики.
Детям предлагались следующие упражнения:
· Поднимание бровей: вместе, поочередно
· Зажмуривание глаз: вместе, поочередно
· Улыбка
· Надувание щек: вместе, поочередно
3.Исследование артикуляционной моторики включало:
1. изучение анатомического строения артикуляционного аппарата (губы, зубы, язык, прикус, подъязычная уздечка, твёрдое и мягкое нёбо, челюсти);
2. подвижности и переключаемости органов артикуляции (наличие или отсутствие движения, тонус, активность, объём, точность, темп, замена, синкинезии, переключение).
Детям предлагалось выполнить следующие упражнения:
Для челюстей:
· Рот широко открыть, закрыть
· Нижняя челюсть вправо, влево.
Для губ:
· Растянуть губы в улыбке.
· Вытянуть губы вперёд трубочкой.
· «Улыбка»- «трубочка».
· Поднять верхнюю губу.
· Опустить нижнюю губу.
· Одновременно поднять верхнюю и опустить нижнюю.
Для языка:
· «Лопаточка»- широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу.
· «Иголочка»- рот открыть, язык высунуть далеко вперёд, сделать узким.
· «Лопаточка» - «Иголочка».
· «Качели»- кончик языка упирается поочерёдно в передние верхние и нижние корни зубов.
· «Вкусное варенье»- высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
· «Чашечка»- рот широко раскрыть, широкий язык поднять кверху, потянуться к верхним зубам, но не касаться их.
· «Лошадка»- присосать язык, щёлкнуть языком.
· «Часики»- высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому.
Для мягкого нёба:
· Отрывисто на твёрдой атаке произнести звук [a].
· Широко открыть рот и зевнуть.
Оценка состояния моторных функций:
5- движения в полном объёме, точное и правильное выполнение
4- движения выполняет, но ослаблен тонус.
3- движение замедленное, напряжённое, саливация, гиперкинезы
2- затрудняется в выполнении, гиперкинезы
1- невыполнение.
II .2. Анализ результатов констатирующего эксперимента.
Изучив медицинскую, педагогическую и логопедическую документацию на данную группу детей мы выявили, что причиной нарушений речи у них является - детский церебральный паралич. Состояние фонетико-фонематической стороны речи у детей экспериментальной группы различно.
Мы определили 4- уровневую систему оценивания состояния фонетико- фонематической стороны речи: с этой целью уровни стартовых характеристик (тот уровень, на котором находится ребёнок во время первичного обследования) оценивались как:
1-й уровень – низкий - 1-12 баллов.
2-й уровень – средний - 13-25 баллов.
3-й уровень – хороший - 26-33 баллов.
4-й уровень - высокий (соответствует возрастным нормам) - 34 - 45 баллов
Обследовав моторику детей по вышеизложенной методике, мы получили следующие результаты, представленные в таблице 1.
Состояние моторных функций детей экспериментальной группы.
Таблица 1.
Имя | Мелкая моторика | Мимическая моторика | Артикуляционная моторика. | Общий балл |
Женя | 2 | 5 | 3 | 10 |
Кирилл | 1 | 1 | 2 | 4 |
Костя | 1 | 4 | 3 | 8 |
Саша | 2 | 5 | 4 | 11 |
Ильяс | 1 | 1 | 2 | 4 |
П. Кирилл | 1 | 2 | 4 | 7 |
Т. Ваня. | 1 | 5 | 4 | 10 |
Кристина | 1 | 5 | 3 | 9 |
Евгения | 1 | 5 | 3 | 9 |
Настя | 2 | 5 | 4 | 11 |
Эталон | 5 | 5 | 5 | 15 |
Таким образом, мы пришли к выводу что мелкая, мимическая и артикуляционная моторика у всех детей различна у всех детей экспериментальной группы.ССррррры.сьзастены.ой илисех детей.
Мелкая моторика.
Настя, Саша, Женя могут показать второй и третий пальцы, второй и пятый, сначала на правой, а затем на левой руке. Затрудняются в выполнении заданий на обеих руках одновременно. Движения замедленные, не точные. У остальных детей тонкая моторика не развита. Самостоятельно предложенные задания не выполняют.
Мимическая моторика.
У Ильяса и Кирилла лицо амимично.
У Кости затруднено поднимание бровей вместе и поочередно.
Артикуляционная моторика.
П. Кирилл, С.Саша, Настя отмечается снижение способности к переключению и удержанию позы. Объем движений не полный. Движения выполняют, но ослаблен тонус.
Ваня, Костя, Евгения, Г.Женя, Кристина: артикуляционные движения выполняют, но движения замедленные, напряженные. Отмечается небольшой тремор кончика языка при повторных движениях и при удержании позы, саливация. Объем движений не полный.
К.Кирилл и Ильяс затрудняются в выполнении артикуляционных движений и при удержании позы, саливация.
Обследовав состояние звукопроизношения и фонетико – фонематической стороны речи, мы получили следующие результаты, наглядно представленные в таблице 2.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 234.