Программа ТАСИС в Казахстане
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В 1991 г. Казахстан стал самостоятельным субъектом международных отношений. В это время необходимо было оп­ределить место и роль Казахстана в современных междуна­родных отношений, выявить приоритеты во внешней полити­ке государства учитывая геополитическое расположение на стыке Азии и Европы, экономические и военно-политические интересы и существующий потенциал.

Укрепление позиций Казахстана в мировом сообществе имеет важное значение, так как основной целью внешней по­литики Казахстана является формирование и поддержание благоприятных условий для успешной реализации разрабо­танной Президентом Н.А.Назарбаевым Стратегии становле­ния и развития Казахстана как суверенного государства.

Исходя из стратегической направленности внешнеполи­тического курса Республики Казахстан на развитие и укрепление равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми государствами мира, можно говорить о большом значении развития сотрудничества с Европой. Одним из долгосрочных приоритетов внешней политики Республики Казахстан является Европейский Союз. Перспективность и необходимость! развития отношений с ЕС для Казахстана определяется ролью и местом этого Союза в европейской и мировой политике. ЕС на сегодняшний день - один из трех сильнейших центров в мире, наряду с США и Японией, развитых во всех областях. Кроме того, ЕС стремится к тому, чтобы стать политическим объединением. В скором времени Европейский Союз будет говорить от имени всей Европы в отношениях с государства­ми других регионов. Европейский Союз заявил о своей твер­дой решимости поддерживать связи с Казахстаном и с учетом его потребностей разработал программу по оказанию содействия Казахстану в построении демократии и рыночной экономики. Предпринимаемые ЕС усилия по оказанию содейст­вия Казахстану включают также и техническую помощь по линии программы ТАСИС.

В этой связи особый интерес для Республики Казахстан представляет сотрудничество с Европейским Союзом в рамках программы ТАСИС. Вообще идея разработки программы ТАСИС возникла на заседании Европейского Совета в Дублине (июль 1990 г.) и Риме (декабрь 1999 г.), на которых было приня­то решение поддержать руководство бывшего Советского Сою­за в его усилиях по проведению экономической реформы и оживлению экономики, имевших большое значение для укреп­ления мира и стабильности в Европе и во всем мире.

Было постановлено, что такая поддержка по линии ЕС бу­дет оказываться в рамках программы технического содейст­вия по отдельным приоритетным секторам. Это послужило отправной точкой программы ТАСИС. Исходя из этой прин­ципиальной посылки, в июле 1991 г. Совет принял Постанов­ление (ЕЭС, Евратом) № 2157/91, в котором определяется правовая основа и механизмы реализации программы ТАСИС на 1991-1992 гг. С декабря 1991 г. начался период неопреде­ленности по реализации программы, связанный с распадом СССР и возникновением Новых независимых государств, но важность сохранения темпов процесса реформ оставалась во внимании ЕС. Поэтому на 1992 г. были разработаны про­граммы для каждого независимого государства с учетом их особых приоритетов и целей проведения реформ.

После провозглашения независимости РК, а именно 11 февраля 1992 г. между Комиссией ЕС и 12 Новыми независи­мыми государствами был подписан Протокол, обеспечиваю­щий институционные механизмы технического сотрудниче­ства, финансируемого ЕС. И уже 1 апреля 1992 г. между Ко­миссией ЕС и правительством Казахстана был подписан "Меморандум о финансировании", что явилось началом реализации программы ТАСИС в Казахстане. В том же месяце было создано Координационное бюро ТАСИС в Казахстане. Официальные дипломатические отношения между Республи­кой Казахстан и Европейским Союзом были установлены в сентябре 1992 г. Таким образом, программа ТАСИС в Казах­стане начала свою деятельность несколько раньше, чем были установлены дипломатические отношения между сторонами.

В системе международных отношений программа ТАСИС Европейского Союза занимает одно из главных положений. Программа является частью более широкой международной деятельности, в которой участвуют многие страны и между­народные организации, чьи усилия направлены на поддержку перехода к рыночной экономике и демократическому устрой­ству в странах бывшего Советского Союза.

ТАСИС (TACIS - Technical Assistance to the Common­wealth of Independent States) - программа технической помощи Новым независимым государствам, разработанная Европейским Союзом, в целях содействия развитию гармоничных ту прочных экономических и политических связей между ЕС н;| этими странами-партнерами. Цель программы состоит в поддержке усилий стран-партнеров по созданию обществ, осно­ванных на политических свободах и экономическом процве­тании. ТАСИС идет к этой цели путем предоставления субси­дий (безвозмездного финансирования) для передачи "ноу-хау", оказывая поддержку процессу перехода к рыночной , экономике и демократическому обществу.

В более широком контексте ТАСИС - основной инстру­мент ЕС, облегчающий претворение в жизнь Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, подписанного между Евросоюзом и Казахстаном 23 января 1995 г. и вступившего в силу с 1 июля 1999 г. Важно отметить, что программа ТАСИС представляет собой не прямое, а опосредованное безвозмездное финансирование мероприятий со стороны Европейского. Союза[37].

Оказание технической помощи - одно из важных направ­лений экономического сотрудничества Республики Казахстан с Европейским Союзом. Предоставляемая в рамках программы ТАСИС, она охватывает все основные секторы экономики и социальные сферы республики и открывает Казахстану доступ к накопленному европейскими странами опыту и знаниям.

Для реализации программы ТАСИС в Казахстане были выработаны специальные механизмы. Так, в соответствии с процедурой ТАСИС был назначен национальный координатор, который от имени правительства стран” осуществляет координацию программы ТАСИС. Национальный координа­тор курирует программу технического содействия и обеспечивает эффективное участие нашего правительства в опреде­лении приоритетных программ, их реализации и оценке полу­ченных результатов. В мае 1992 г. постановлением кабинета министров РК национальным координатором от РК по про­грамме ТАСИС был назначен Б.И.Изтлеуов. С января 1995 г. эти обязанности были возложены на первого заместителя премьер-министра Н.А.Исингарина. Заместителем нацио­нального координатора ТАСИС был назначен министр эко­номики А.Тлеубердин. С мая 1996 г. функции национального координатора выполнял министр экономики О.Е.Шукеев. По­том национальным координатором по программе ТАСИС был назначен У.Джандосов. В настоящее время национальным координатором от Республики по программе ТАСИС является министр экономики и торговли Ж.А.Кулекеев.

Организацию работ по реализации программы ТАСИС в Республике осуществляет Координационное бюро, созданное по соглашению Комиссии Европейского Союза и правительства Казахстана. Главная задача Координационного бюро яв­ляется определение приоритетов сотрудничества между сто­ронами, а также сбор информации и оценка запросов в отно­шении финансирования. Оно также координирует осуществ­ление проектов на национальном уровне и оказывает содействие в контроле за ходом работ по проектам программы ТАСИС в Казахстане. Координационное бюро является авто­номной структурой, не входящей ни в какие административ­ные органы и действующее непосредственно под началом на­ционального координатора. Национальный координатор и Координационное бюро играют ключевую роль, представляя собой те организационные рамки, в которых развивается сотрудничество между Европейским Союзом и Республикой Казахстан.

Программа ТАСИС сотрудничает с правительством Ка­захстана и практически со всеми важными отраслями народ­ного хозяйства страны, это, прежде всего, министерства и ве­домства, ассоциации, крупные банки, в том числе Националь­ный Банк РК, академии, университеты. Координационное бю­ро тесно сотрудничает с представительством Комиссии Евро­пейского Союза, официальное открытие которого состоялось в апреле 1994 г.

Повседневное управление осуществляется назначаемым правительством директором, которому помогают приглашен­ные для этого консультанты. Консультанты действуют в ка­честве связующего звена и канала информации между прави­тельством Республики Казахстан и Комиссией Европейского Союза. Сегодня можно сказать, что с развитием управленче­ских структур в рамках программы эти функции в большей степени исполняются стороной Казахстана.

Основными целями программы ТАСИС в Республике Ка­захстан являются следующие:

- оказание экспертных услуг и передача

- практического опыта с целью подготовки местных кадров и развития

- "ноу-хау", необходимых для проведения экономических реформ;

- содействие созданию условий, благоприятных для част­ных инвестиций и

- развития частного сектора.

Направление разносторонней деятельности программы ТАСИС в Казахстане определяется планом, именуемым Индикативной программой (ИП), согласованной Европейским Союзом и Казахстаном. Индикативная программа разрабо­танная сроком на четыре года (до 1996 г. ИП охватывала пе­риод в три года), является основным инструментом, регули­рующим выполнение программы ТАСИС в Казахстане. Ин­дикативная программа представляет собой документ, в кото­ром указаны все приоритетные направления деятельности Ев­ропейского Союза в рамках программы ТАСИС.

До разработки первой Индикативной программы в рамках программы ТАСИС на 1991 г. была разработана поддержка инициативам, относящимся к трем областям: распределение продовольствия, подготовка кадров и энергетика. В рамках первого раздела, а именно в распределении продовольствия ЕС - ТАСИС оказывал поддержку правительству в реоргани­зации и модернизации сельскохозяйственных предприятий, производящих продовольствие. В области подготовки кадров было оказано содействие в усилиях Казахстана, направлен­ных на решение таких вопросов, как реорганизация органов государственного управления и оказание поддержки в соци­альном секторе и в секторе образования. Третья область сотрудничества, энергетика, была направлена на оказание со­действия в сбережении электроэнергии и повышенной эффек­тивности использования электроэнергии в промышленности, в сфере торговли и в быту.

В рамках программы ТАСИС на 1991 г. общая безвоз­мездная помощь Казахстану составила 7,73 млн. ЭКЮ.[38]

В соответствии с программой ТАСИС в Казахстане на 1992 г. приоритетными областями сотрудничества были оп­ределены следующие: консультирование правительства (раз­работка налоговой политики, оценка капиталовложений в го­сударственный сектор, структура центральной и местной власти); производство и распределение продовольствия (институционная поддержка в выработке политики и организации статистических служб, помощь кооперативам и частным предприятиям, занятым в распределении продовольствия, поддержка мелких частных фермеров); энергетика (консуль­тирование правительства, организация Центра энергетики и управление его работой, исследование ресурсов углеводоро­дов Казахстана); поддержка предприятий (анализ финансово­го сектора, центр деловых связей, осуществление стратегии приватизации, подготовка банкиров); развитие людских ре­сурсов (реформа государственной администрации, реформа высшего образования, администрация Президента). Помимо этого, было оказано содействие в определении политики в об­ласти транспорта, выработке законодательства и подготовке кадров.

 Общая сумма ассигнований в рамках программы ТАСИС на 1992 г. составила 20,6 млн. ЭКЮ.

Для Казахстана первая Индикативная программа была разработана на период 1993-1995 гг. Данная Индикативная программа предусматривала концентрацию содействия в од­ном ключевом секторе и двух приоритетных секторах. Клю­чевым сектором были выявлены реорганизация и развитие предприятий. Другими приоритетными секторами были опре­делены следующие: 1) производство, переработка и распреде­ление продовольствия и 2) развитие людских ресурсов.

В центре внимания технического содействия в рамках программы ТАСИС на 1993-1995 гг. были определены реор­ганизация и развитие предприятий. В период с 1993 г. по 1995 г. Европейский Союз оказывал поддержку в приватизации и реконструкции предприятий, в создании условий для разви­тия малых и средних предприятий (МСП), в совершенствова­нии и модернизации финансовых услуг. Вслед за выполнени­ем программы массовой приватизации (ПМП) целью содейст­вия приватизации и реорганизации, в первую очередь, являлось осуществление ПМП на местах, на уровне предприятий. Что касается МСП, особое внимание уделялось расширению действий, проводимых под эгидой Центра деловых связей. ТАСИС также содействовала деятельности по оценке и раз­работке плана действий, направленных на реформу финансо­вого сектора, прежде всего, были поддержаны действия, на­правленные на развитие современных финансовых учрежде­ний. Такая деятельность также включала поддержку реорга­низации сектора коммерческих банков.

Помимо ключевого сектора, поддержка в период действия ИП в 1993-1995 гг. была оказана двум другим приоритетным секторам: производство, переработка и распределение продовольствия и развитие людских ресурсов. В данных секторах программа ТАСИС на 1993-1995 гг. преследовала две основные цели: во-первых, укрепление правительственной про­
граммы административных и политических реформ и, во вторых, повышение и модернизация производства и распреде­ления сельскохозяйственной продукции. Что касается админи­стративных и политических реформ, основной задачей явля­лось преодоление проблем, возникших в связи с осуществле­нием программы сельскохозяйственных реформ. В области
производства и распределения сельскохозяйственной продукции стратегия заключалась в модернизации сектора, включая рационализацию животноводства, и содействии производству современного оборудования и материалов для сельского хозяйства, адаптированных для частного фермерства[39].

Для повышения отдачи от программы содействие было сконцентрировано в северном полюсе страны, включающем следующие области: Восточный Казахстан, Кокчетавская, Кустанайская, Павлодарская, Северный Казахстан, Тургай-ская, Уральская, Целиноградская, часть Актюбинской и Кара­гандинской областей.

В области развития людских ресурсов подготовка профессионалов в государственной администрации охватывала обучение управленческим навыкам путем широкого распростра­нения подборок материалов в различных учреждениях Рес­публики. В этом контексте также затрагивались навыки в об­ласти финансового учета и банков. Была расширена реоргани­зация системы образования, получившая поддержку еще по программе 1992 года. Главная задача состояла в укреплении и адаптации программ в области экономики. Большое внимание уделялось пересмотру учебных программ и переподготовке преподавателей. Также была продолжена поддержка государ­ственной администрации, которая была начата в соответствии с программой ТАСИС 1992 г. Содействие включало в себя деятельность в области консультирования правительства, за­конодательства и охватывало другие соответствующие госу­дарственные учреждения, а также помощь в разработке зако­нодательства, необходимого для внедрения и регулирования рыночной экономики.

Общий объем ассигнований на период 1993-1995 гг. составил 43 млн. ЭКЮ, из них по 14 млн. было выделено в 1993 г. и 1994 г. и 15 млн. ЭКЮ - в 1995 г.

Вторая Индикативная программа для Казахстана была разработана на период 1996-1999 гг. и включала проекты, на­целенные на оказание поддержки в проведении структурных и институциональных реформ, помощи сельскому хозяйству и развитию агропромышленного сектора, а также базовой ин­фраструктуры, включая энергетику, транспорт и телекомму­никации в качестве приоритетных сфер. За период 1996-1999 гг. было выполнено большое количество интересных, а глав­ное, полезных проектов в рамках программы ТАСИС. Неко­торые из проектов уже завершены и имеют практические ре­зультаты своей деятельности, другие продолжают работать и выполнять поставленные задачи.

Казахстану был выделен индикативный бюджет на период 1996-1999 гг. в размере 57 млн. ЭКЮ, в том числе на 1996 г. и 1998 г. ассигнований не было выделено, на 1997 г. было выделено 24 млн. ЭКЮ, на 1999 г. - 33 млн. ЭКЮ"

В 2000 г. Европейский Союз и Казахстан разработали и со­гласовали новую Индикативную программу для Казахстана на 2000-2003 гг. Новая Индикативная Программа разбита на два периода определения проектов: 2001-2002 гг. и 2003-2004 гг. Целью ИП является определение рамок, стратегических на­правлений и правил оказания технического содействия Казах­стану по программе ТАСИС на 2000-2003 гг. В соответствии с новой Индикативной программой для Казахстана, это содей­ствие сосредоточено на трех основных элементах;

- Поддержка институциональной, законодательной и административной реформ;

- Поддержка частного сектора и содействие экономическому развитию;

- Охрана окружающей среды и управление природными ре­сурсами.

Первый раздел Индикативной программы предусматрива­ет оказание поддержки казахстанским властям в усовершен­ствовании реформ в правовых, административных, исполнительных и образовательных органах, а также оказание под­держки развитию гражданского общества с более сильной структурой неправительственных организаций и ассоциаций.

Вторая область сотрудничества направлена на повышение уровня развития экономики путем укрепления частного секто­ра в Казахстане, улучшения инвестиционного климата в Рес­публике, совершенствования правовой и регламентирующей базы, поддержки малых и средних предприятий. Особое вни­мание уделено вопросам занятости населения посредством предоставления обучения и переквалификации населения.

Третий раздел предусматривает определение мер по за­медлению процесса ухудшения экологической ситуации, а за­тем ее стабилизации в рамках Плана действий национальной экологической программы, разработанной Министерством экологии и природных ресурсов РК.

Предоставление технической помощи в рамках Индика­тивной программы на 2000-2003 гг. будет осуществляться по­средством передачи ноу-хау и опыта ЕС при поддержке евро­пейских консалтинговых компаний, координации совместных усилий по выполнению программы между всеми участниками. Одним из новых и интересных инструментов Индикативной программы является осуществление инвестиционных проектов в рамках программы ТАСИС. Инвестиционное финансирование будет носить ограниченный характер, и направляться в приоритетные сектора, такие как: выполнение “ программ трансграничного сотрудничества, сфера погранич­ной инфраструктуры, поддержка малого и среднего бизнеса и развитие экологической инфраструктуры[40].

Общий объем  ассигнований, выделенных программой ТАСИС на период 2000-2003 гг., составляет 25 млн. евро.

Всего же с 1991 г. по 2003 г. Европейский Союз в рамках программы ТАСИС выделил Республике Казахстан 121 млн. евро, причем 96 млн. евро было ассигновано в период с 1991 г. по 2000 г. Основная часть бюджета ТАСИС используется по Программе действий. Более 50 % фондов ТАСИС для Ка­захстана используется для перехода к рыночной экономике.

Анализ деятельности программы ТАСИС в Казахстане за период с 1992 г. по 2003 г. показывает, что она, в основном, охватывает такие ключевые секторы экономической, общест­венно - политической жизни Республики, как поддержка ин­ституциональных, правовых и административных реформ, обучение, энергетика, транспорт, окружающая среда и ядер­ная безопасность. Поддержка ТАСИС в Казахстане направле­на, прежде всего, на осуществление подготовки служб госу­дарственного управления, поддержку подхода к проведению административных реформ, экономическому и институцио­нальному развитию Казахстана.

В рамках программы ТАСИС на сегодняшний день было выполнено большое количество проектов. Завершен проект по разработке налоговой политики. В сотрудничестве с экс­пертами ТАСИС был подготовлен проект гражданского ко­декса. Одним из примеров такой поддержки является разра­ботка программы "Магистр Делового Администрирования" в КИМЭПе. В 2000 г. завершилась двухгодичная программа ТАСИС по обучению студентов Дипломатической академии при Министерстве иностранных дел Казахстана. В рамках программы ТЕМПУС, направленной на поддержку реформи­рования высшего образования, ЕС в 1999 г. выделил 1,7 млн. ЭКЮ различным проектам в Казахстане. Согласно результа­там конкурса ТАСИС - ТЕМПУС 1999 г., было отобраны четыре проекта. Достигнуты договоренности о создании казахстанско-европейского юридического центра, информационно­го бюро программы ТЕМПУС при Министерстве образования и науки РК. В рамках программы в Алматы создан Центр де­ловых связей, с помощью которого осуществляются практические контакты между предприятиями ЕС и РК.

Вопросы окружающей среды и обеспечения ядерной безопасности также являются приоритетным направлением программы ТАСИС. Министерство экологии и природных ре­сурсов разработало Национальный план действий по экологии (НПДЭ). Одна из целей Индикативной программы на 2000-2003 гг. заключается в том, чтобы помочь Казахстану реализовать эти задачи. Также появляется возможность выделения финансовой и технической помощи на решение проблем бассейна Аральского моря, ликвидацию последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Будет поддержана программа по очистке воздуха Алматы, выведе­нию из эксплуатации реактора БМ-350 в Актау. Последний проект планируется выполнить к 2001 г., его стоимость составляет 2 млн. ЭКЮ.

Помимо национальных программ, в рамках ТАСИС вы­полняются и межгосударственные региональные программы, такие как ИНОГЕЙТ и ТРАСЕКА. ИНОГЕЙТ (Межгосударственная программа транспортировки нефти и газа в Европу) нацелен на формирование системы доставки углеводородов из Центральной Азии в Европу и оказание помощи по восста­новлению и модернизации существующих региональных нефтяных и газовых транспортных систем. Принципиально эта программа начала свое существование еще в 1997 г. Стоимость программы за период более четырех лет составила 50 млн. евро. Программа ИНОГЕЙТ имеет непосредственное отношение к Казахстану, ведь наша страна не только является ведущим производителем нефти, но ее территория использу­ется также для транзита нефти.

ТРАСЕКА (Транспортный коридор "Европа-Кавказ-Азия") представляет собой программу, направленную на раз­витие транспортной сети, соединяющей Центральную Азию, Кавказ и Европу. Выполнение программы было начато в 1993 г. и за ее счет было профинансировано 33 исследований, свя­занных с предоставлением технической помощи, и трина­дцать инвестиционных проектов по восстановлению инфра­структуры. Выполнение программы имеет существенное по­литическое значение для Казахстана, поскольку она способствует созданию двустороннего коридора из Европы в Цен­тральную Азию через Черное море. Этот маршрут должен стать самым быстрым и дешевым из Европы на Кавказ и в Центральную Азию, что немаловажно для Казахстана как важного звена транзита при восстановлении значения Вели­кого шелкового пути.

Таким образом, можно сделать несколько выводов относи­тельно функционирования программы ТАСИС в Казахстане.

Сотрудничеству с Европейским Союзом в рамках про­граммы ТАСИС отводится особое место. Поддержание отно­шений Республики с ЕС является одним из приоритетных на­правлений во внешней политике РК

ТАСИС создает все условия для развития инвестиционно­го климата, экономического роста и политической стабильности, а также для развития торговли, необходимые для эконо­мической реорганизации и модернизации Казахстана.

Правительство страны приветствует интеграционные про­цессы, происходящие в Европе, и пытается использовать дан­ный пример, укрепляя сотрудничество с Европейским Сою­зом в рамках программы ТАСИС.

Говоря о недостатках деятельности программы, можно выделить отчасти трудность в координации многообразных и разнонаправленных программ и в осуществлении мониторин­га непрерывности их реализации. Выступая на расширенной коллегии Министерства иностранных дел 11 сентября 1996 г., Президент РК Н.А.Назарбаев уже тогда отметил, что "еще одно важное направление - работа с Европейским Союзом, проявляющим искреннюю заинтересованность в сотрудниче­стве с Казахстаном. Наши же ведомства или не понимают смысла этого сотрудничества, или намеренно уходят от него. Неэффективно работает программа ТАСИС..."

Однако в условиях глобализации и интеграции делается более целесообразным развитие сотрудничества Республики Казахстан и Европейского Союза в рамках программы ТАСИС.

 


Объем ежегодных ассигнований по программе ТАСИС для Казахстана по секторам в 1991-1998 гг. (в млн. евро)[41]

 

Сектор   1991 1992   1993   1994   1995   1996   1997   1998   Всего  
Ядерная безо­пасность и ох­рана окружаю­щей среды   0   0   0   0   0   0   0   0   0
Реорганизация государствен­ных предприя­тий и развитие частного сек­тора     0     6,54     6,3     6,3     5,9     0     7,2     0     32,24
Реформа систе­мы государст­венного управ­ления, социаль­ной сферы и образования     4,87   1,4     3,15     1,8     2,9     0     3     0     17,12
Сельское хозяйство   2,16   3,06 3,15   3,15   3   0   2,4   0   16,92  
Энергетика   0,7 3,2   0   0   0   0   1,4   0   53  
Транспорт   0   0   0   0   0   0   0   0   0  
Консультатив­ное содействие по вопросам управления и программа поддержки ма­лых проектов       0       6,4       0       1,63       0       0       5       0       3,03  
Связь   0   0   0   0   0   0   2,8   0   2,8  
Специализиро­ванные про­граммы   0   0   0   0   0   0   0   0   0  
Прочие   0 0   1,4   1,12   3,2   0   2,2   0   74>2  
Всего   7,73   20,6   14   14   15   0   24   0   95,33  

 

 






Заключение

 

Какие бы процессы в мире не происходили, Европа была, есть и будет центром мирового развития. Поэтому Республи­ке Казахстан следует активизировать свои партнерские отно­шения с Европой, брать все положительное из процесса евро­пейской интеграции. Это, прежде всего, касается заинтересо­ванных министерств Республики.

Население Республики Казахстан имеет скудное пред­ставление о Европейском Союзе, в особенности о процессе европейской интеграции.

Между тем, если руководители центрально-азиатских го­сударств хотят начать процесс интеграции в этом регионе по примеру Европы, они должны содействовать созданию усло­вий для того, чтобы народы Центральной Азии более подроб­но знали, что из себя представляет европейская интеграция. В этих целях речь может идти о создании института Европей­ского Союза в Центральной Азии, который имел бы научно-исследовательский характер и содействовал бы сближению Центральной Азии и Европы.

После распада СССР Европейский Союз заявил о своей твердой решимости поддерживать связи с Казахстаном и раз­работал программу по оказанию содействия Казахстану в по­строении демократического общества и рыночной экономики.

Дипломатические отношения между Республикой Казах­стан и Европейским Союзом установлены в 1992 г[42].

В январе 1994 г. Посол РК в Королевстве Бельгия Кырбасов A.M. вручил Председателю Европейского Совета верительные грамоты в качестве Главы Представительства РК при ЕС.

В ноябре 1994 г. в Алматы открыто Представительство Ев­ропейской Комиссии (ЕК). Первым главой Представительства ЕК в Казахстане стал господин Р.Кремер.

Главной целью установления этих отношений Казахстана с ЕС является развитие политического и экономического со­трудничества со странами Западной Европы, установление равноправного партнерства с европейским сообществом и ин­теграция Казахстана в европейское экономическое сообщество.

Кроме того, преследовались следующие цели:

- Расширение торговли со странами ЕС на равной и взаимо­выгодной основе, предоставление режима наибольшего благо­приятствования в торговле, доступ к мировому рынку. Следу­ет отметить, что в последние годы удельный вес ЕС в общем объеме товарооборота Казахстана составил около 27 %.

- Привлечение инвестиций стран ЕС. В настоящее время доля прямых инвестиций стран ЕС составляет примерно 23 % от общего объема инвестиций в казахстанскую экономику. Основными инвесторами среди стран ЕС являются Велико­британия (12,6%), Нидерланды (2,6%), Германия (2%), Ита­лия (1,7%).

- Наконец, наличие в Казахстане богатых разведанных и потенциальных запасов углеводородов, а также его стратеги­ческая роль в регионе определяют всевозрастающую роль Ка­захстана в качестве поставщика энергетических ресурсов для стран ЕС, что требует создания условий, при которых освое­ние этих месторождений отвечало бы интересам Казахстана и способствовало развитию других отраслей экономики Рес­публики. Сотрудничество со странами ЕС также способствует развитию в Республике мощностей по переработке сырья, сельскохозяйственного производства, созданию общих кре­дитных рынков.

В настоящее время Правительством РК осуществляется ряд инициатив по переводу двусторонних отношений со странами ЕС в плоскость стратегического партнерства с учетом лидер­ства Казахстана в центрально-азиатском регионе и его места в мировой геополитике и экономике.

Основными целями Европейского Союза при установлении дипломатических отношений с РК являются оказание содейст­вия в процессе перехода от тоталитарной политической систе­мы к построению демократического, открытого общества, а также сохранение стабильности в регионе. Также важным яв­ляется оказание содействия в переходе от командной эконо­мики, основанной на государственной собственности, к ры­ночной экономике и оказание помощи в налаживании более тесного сотрудничества со странами Европы в политической, экономической, гражданской, правовой и других сферах.

Большое значение имеет стратегическая роль Казахстана в регионе как поставщика углеводородов на европейский ры­нок, а также региональный фактор, значение региона и Казах­стана как обширного рынка для стран-производителей ЕС. Все это создает предпосылки для реализации в Республике различных программ ЕС.

Важным для ЕС является свободный доступ европейского бизнеса, а также товаров и капитала на казахстанский рынок, предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле, обеспечение свободного перемещения капитала, связанного с прямыми инвестициями, репатриация этих инве­стиций и прибылей.

В настоящее время создана солидная база для сотрудниче­ства между РК и ЕС, основными из которых являются:

1) Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, подписан­ное 23 января 1995 г. и вступившее в силу в 1999 г., является основным инструментом политического и экономического сотрудничества, поддерживает консолидацию демократических институтов в Казахстане и интеграцию в мировое со­общество. СПС включает Протокол о сотрудничестве и та­моженных делах, который в будущем послужит основой для подписания Соглашения о свободной торговле. Данное Со­глашение имеет огромное политическое и юридическое зна­чение для развития экономического сотрудничества и рас­ширения деятельности европейских компаний в Казахстане;

2) Соглашение между правительством Республики Казах­стан и Европейским объединением угля и стали (ЕОУС) о торговле определенными изделиями из стали от 15.12.1999 г., которое определяет квоты, установленные Европейской Ко­миссией в отношении казахстанской стали. По истечении срока действия указанного Соглашения казахстанская сторо­на планирует поднять вопрос о возможном снятии квот и раз­решении доступа казахстанской продукции на европейский рынок сбыта;

3) Соглашение о торговле текстильными материалами с Ев­ропейским экономическим сообществом (ЕЭС). Соглашение подписано в форме обмена письма между Республикой Ка­захстан и Европейским сообществом о внесении изменений в Соглашение между Республикой Казахстан и Европейским Экономическим Сообществом по торговле текстильными из­делиями;

4) Договор о торговле ядерными материалами и по ядер­ной безопасности с Евроатомом. Соглашение парафировано между правительством Республики Казахстан и Европейским Сообществом по атомной энергии о сотрудничестве в области управляемого ядерного синтеза[43];

5) В ходе официального визита Президента РК Н.А.Назар­баева, в Европейскую Комиссию в Брюссель 27 июня 2000 г. Президент ЕК Р.Проди заявил о необходимости выработки единой доктрины ЕС-РК по развитию центрально-азиатского региона, а также комплексной программы по сотрудничеству РК-ЕС в региональном контексте;

6) Сотрудничество по оказанию технической помощи

В конце 1992 г. в Алматы было открыто Бюро ЕС по оказа­нию технической помощи Республике Казахстан в рамках программ ЕС: ТАСИС (программа предоставления техниче­ской помощи странам СНГ, действует с 1991 г.) и ТЕМПУ С (программа предоставления помощи со стороны ЕС в области образования, действует с 1994 г.)

17-18 июля 1998 г. в Астане побывала делегация ЕК с це­лью обсуждения политических и организационных аспектов реализации Программ ТАСИС в Казахстане.

5-7 ноября 1998 г. Казахстан посетила делегация ЕК во главе с начальником отдела Генерального Директората ЕК по внешним связям К.Виттебродом.

7) Сотрудничество по оказанию технической помощи Казах­стану осуществляется также и в рамках ряда других про­грамм: ИНТАС (Международной Ассоциации по поддержке ученых стран СГН), КОПЕРНИКУС, Европартенариат и т.д.

В целом по программе ТАСИС за 1991-1998 гг. на осуществление проектов поддержки развития малого и среднего бизнеса, приватизации и структурной перестройки, инвестиций в люд­ские ресурсы Казахстаном было получено 130 млн. долл. без­возмездной помощи (больше половины всей технической по­мощи РК со стороны Запада). На период 2000-2002 гг. намеча­ется выделение дополнительно 24 млн. евро.

Сотрудничество в нефтегазовом секторе

Взаимоотношения Европейского Союза с Казахстаном во многом определяются взаимными интересами в нефтегазовом секторе в рамках межгосударственного проекта ЕС ИНОГЕЙТ.

8) Сотрудничество в области транспорта определяются стратегической важностью транспортно-коммуникационных путей в центрально-азиатском регионе, связывающих Европу и Азию (проект ТРАСЕКА).

9) Сотрудничество между парламентом РК и Европейским парламентом.

В марте 1995 г. в Алматы с визитом побывала группа де­путатов Европарламента во главе с главой делегации Евро-парламента по связям со странами Центральной Азии и Мон­голией К.Р.Пике.

9-10 октября 1996 г. состоялся визит делегации Сената парламента РК в Брюссель и проведение первой межпарла­ментской встречи с Европарламентом.

23 мая 2000 г. Казахстан посетила делегация Европейского парламента во главе с Первым заместителем председателя делегации Европейского парламента по связям со странами Центральной Азии и Монголией И.Кукиадисом. Члены деле­гации приняли участие в работе первого заседания Комитета парламентского сотрудничества "РК-ЕС", встретились с ру­ководством парламента и правительства РК.

10) Сотрудничество в рамках Совместного комитета "Европейский Союз-Казахстан"

Первое заседание СК проведено в июне 1996 г. в Брюсселе.

В апреле, августе 1996 г. Казахстан посетил Комиссар Ев­ропейской комиссии Х.Ван ден Брук. Достигнута договорен­ность образовать рабочую группу для решения торговых и инвестиционных вопросов и оказания финансовых и консал­тинговых услуг в сфере транспортировки нефти и газа в стра­ны Евросоюза.

20 июля 1999 г. Брюссель посетила делегация РК во главе с заместителем премьер-министра - министром финансов У.Джандосовым для участия в первом заседании Совета со­трудничества "РК-ЕС".

22 ноября 1999 г. состоялся визит в Астану делегации во главе с Директором генерального директората внешних свя­зей ЕК Т. Сумма, принявшей участие в работе первого засе­дания Комитета сотрудничества "РК-ЕС".

11 июля 2000 г. Брюссель посетила делегация РК во главе с первым заместителем премьер-министра РК А.Павловым, принявшая участие в работе второго заседания Совета со­трудничества "РК - ЕС".

26514 декабря 2000 г. состоялся визит делегации РК во главе с первым вице-министром иностранных дел РК Н.А.Абыкае-вым, принявшей участие во 2-ом заседании Комитета сотруд­ничества "РК-ЕС".

11) В 1997 г. вступил Базисный договор по Европейской энергетической хартии, подписанный в 1994 г. Договор га­рантирует недопущение дискриминации РК на рынке энерго­носителей, способствует интеграции страны в мировое эко­номическое сообщество, защите ее торговых интересов и по­вышению экономической безопасности РК.

12) Особое значение сотрудничества с ЕС связано также с высоким уровнем интеграции Европейского Союза с различ­ными структурами и группировками в Европе (в области безопасности, охраны окружающей среды, космоса и др.) Так, в мае 1997 г. состоялся визит в Казахстан миссии ЕС по во­просам юстиции и внутренних дел.

13) Сотрудничество в рамках Плана взаимодействия между ЕС и государствами Центральной Азии по контролю за нар­котиками, реальным механизмом реализации которого может стать развертывание в Республике национальной программы - Мастер плана по контролю незаконного оборота наркотиков и организованной преступности с участием ЕС. В Алматы планируется открыть офис по проблеме наркотиков.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, подписанное между Республикой Казахстан и Европейским Союзом, должно носить нестандартный характер. А именно, оно должно иметь специфику, отражающую особенности цен­трально-азиатской страны, лежащей между Европой и Азией, региона, богатого природными ископаемыми, в частности, энергетическим сырьем, емким рынком потребления и, сле­довательно, выгодным для инвестиций капитала.

Со временем программы ТАСИС и ТЕМПУС исчерпают себя. Поэтому уже сейчас следует рассматривать вопрос: "Что придет на смену этим двум программам"?[44] Будущие програм­мы такого рода должны касаться технического и научного со­трудничества на более высоком и более качественном уровне, быть менее обременительными в оформлении и разнообраз­ными по характеру.

В настоящее время в Казахстане действует европейская инициатива в области демократии и защиты прав человека. В будущем необходимо и далее развивать демократические по­ложения между Республикой Казахстан и Европейским Сою­зом в соответствии с СПС.

Новым направлением двустороннего сотрудничества мо­жет стать развитие отношений в области космоса, а именно партнерских связей с предприятиями Европейского космиче­ского агентства.

С января 2002 г. единая европейская валюта "евро" вошла в полный оборот. В связи с этим уже сейчас финансовые институты Казахстана должны подумать о соотношении тенге и евро.

Следует подумать об открытии высшего учебного заведе­ния под эгидой Европейского Союза, который охватывал бы весь центрально-азиатский регион, готовил кадры, которые будут работать в новых условиях, а именно в условиях инте­грации и глобализации.

Встречи между РК и ЕС должны проходить не только на уровне правительств, но и на уровне ученых и студентов для обмена мнениями в научных и образовательных областях.



Список использованной литературы

 

1. Назарбаев Н.А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. - Алма-Ата: Дayиp, 1992.

2. Новые приоритеты и задачи внешней политики Казахстана // Ак­туальные проблемы внешней политики Казахстана. Сборник статей. - Астана, 1998.

3. Выступление Президента Н.А.Назарбаева на совещании по во­просам внешней политики // Внешняя политика Казахстана. Сборник статей. - Алматы-Москва, 1995.

4. Назарбаев Н.А. Программа 2030.- Алматы, 1998.

5. Выступление Президента Н. Назарбаева на расширенном заседа­нии Коллегии МИД РК. 14 сентября 1998 г. //Дипломатия жаршысы. Спец­выпуск. 1998. - октябрь. 5-7.

6. Назарбаев Н. А.. В потоке истории.- Алматы: Атамура, 1999. - 296с.

7. Назарбаев Н.А. Пять лет независимости. - Алматы: Казахстан, 1996.-624 с.

8. Назарбаев Н. А.. На пороге XXI века. -Алматы: Онер, 1996. - 288с.

9. Назарбаев Н. А.. Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана // Вечерний Алматы. - 1997. – 13 окт.

10.Нурсултан Назарбаев: Моя цель - построить нормальное демократическое общество //Казахстанская правда. – 2002. - 7 февраля.

11. Об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2003 год. Послание Президента народу Казахстана Астана, апрель, 2002 г.// Казахстанская правда. – 2002. - 2 мая.

12.Токаев К. Внешняя политика: Время размышлений, время действий. // Казахстан и мировое сообщество. - 1995, №2

13. Токаев К. Под стягом независимости: Очерки о внешней политике Казахстана. - Алматы: Б1л1м, 1997. – 736 с.

14. Токаев К. К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. – Алматы, АО "САК", 2000. – 584 с.

15. Токаев К. Дипломатия Республики Казахстан. Астана: "Елорда", 2001. - 552 с.

16.Токаев К.К. Казахстан - Европейский Союз: отношения делового сотрудничества // Казахстан и Европейский Союз. Сборник докумен­тов и материалов. - Алматы, 1997.

17.Идрисов Е.А. Об основных направлениях внешней политики Рес­публики Казахстан в новом международном контексте // Дипломати­ческий курьер. - Астана, 2000. - №3.

18.Идрисов Е. МИД - не торговый дом (О новом качестве казахстанской дипломатии) статья Министра иностранных дел РК Е. Идрисова. // "Республика", 26 апреля 2001 г.

19.История Казахстана в лицах: Политические портреты / под ред В. К. Григорьева и А. К. Кусаинова. – Акмола, 1999. –128 с

20.Хамфриз М. Европейский Союз и Казахстан / Казахстан и миро­вое сообщество. Сборник статей. Под ред. М.Жолдасбекова. - Алма­ты, 2000.

21.Закон Республики Казахстан от 26 мая 1997 г. N 113-I ЗРК О ратификации соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан, с одной стороны, и Европейскими Сообществами и их государствами- членами, с другой стороны

22.Итоговый документ Мадридской встречи 1980 года представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, созываемой на основе положений Заключительного акта, относящихся к дальнейшем шагам после совещания (Мадрид, 6 сентября 1983 г.)

23. Постановление Правительства Республики Казахстан от 7 января 2002 года №5 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации задач, поставленных Президентом Республики Казахстан Назарбаевым Н.А. в торжественной речи 16 декабря 2001 года, посвященной празднованию 10-й годовщины независимости Республики Казахстан»

24.Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 февраля 2000 года N 274 Об утверждении Плана мероприятий по реализации договоренностей, достигнутых в ходе первого заседания Комитета сотрудничества "Республика Казахстан - Европейский Союз"

25.Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 июня 2000 года N 936 О подписании Соглашения в форме обмена письмами между Республикой Казахстан и Европейским Сообществом о внесении изменений в Соглашение между Республикой Казахстан и Европейским Экономическим Сообществом по торговле текстильными изделиями, парафированное 15 октября 1993 года в городе Брюсселе и измененное Соглашением в форме обмена письмами, парафированное 20 декабря 1995 года

26.Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 ноября 2001 года N 1437 Отдельные вопросы реализации проектов Программы Развития Организации Объединенных Наций "Развитие региона Великого Шелкового пути" и технической помощи Европейского Союза "Транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия"

27.Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 сентября 1999 года N 1418 О создании казахстанской части Совета сотрудничества и Комитета сотрудничества между Республикой Казахстан, с одной стороны, и Европейскими Сообществами и их государствами-членами, с другой стороны.

28.Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 ноября 2001 года N 1435 О Плане мероприятий по подготовке экономики Республики Казахстан к обмену валют стран Европейского валютного союза на евро

29.Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 июля 1999 года N 987 О проекте Указа Президента Республики Казахстан "О подписании Соглашения о сотрудничестве между Республикой Казахстан и Европейским Сообществом по атомной энергии в области ядерной безопасности "

30.Закон Республики Казахстан от 20 июля 1999 г. N 449-1 О ратификации Меморандума о финансировании между Республикой Казахстан и Европейским Союзом

31. О ратификации Меморандума о финансировании 1996-1997 Программа Тасис (г. Алматы, 20 сентября 1997 г.) Республикой Казахстан Закон РК от 20.07.99 г. N 449-1

32.Абыкаев Н. Казахстан - Европейский Союз: партнерство и со­трудничество // Казахстанская Правда. 2000, 24 июня, № 158-159.

33.Актуальные проблемы внешней политики Казахстана. Сборник статей / Под ред. К.К.Токаева. - Астана, 1998.

34.Байзакова К.И. Правовые аспекты сотрудничества ЕС и Казах­стана // Европейская интеграция и права человека. - Алматы, 1998.

35.Байзакова К.И. Деятельность Представительства Комиссии Евро­пейского Союза в Центральной Азии // Европейский Союз и Цен­тральная Азия. - Алматы, 2000.

36. Борко Ю. «Европейский союз: углубление и расширение интеграции» - МЭиМО, №8, 2000.

37.Бурнашов И.Л. Торгово-экономические отношения Европейского Союза со странами Центральной Азии // Европейский Союз и Цен­тральная Азия. - Алматы, 2000.

38.Губайдуллина М.Ш. Деятельность Представительства Комиссии Европейского Союза в Центральной Азии // Европейский Союз и Центральная Азия. - Алматы, 2000.

39.Губайдуллина М.Ш. Европейская интеграция в научной и обще­ственной деятельности факультета международных отношений Каз-ГУ // Вестник КазГУ. Серия информационная. - 2000. - № 1(4).

40.Дронов В.П., Максаковский В.П., Ром В.Я. «Экономическая и социальная география» - М., 1994.

41.Европейская интеграция и права человека. Сборник статей.- Ал­маты, 1998.

42.«European Integration. The origins and growth of the European Union» Dr Klaus-Dieter Borchardt. - Люксембург, 1995.

43. Золотухина Т. «Интеграционные процессы в Европе: введение единой валюты» - Вопросы экономики, №9, 1999.

44.Ибрашев Ж.У. Европейская интеграция и коллективная диплома­тия // Европейская интеграция и права человека. - Алматы, 1998. - 361 С.

45.Ибрашев Ж.У., Енсебаева Э.Т. Евро как инструмент европейской интеграции // Континент. - 2001. - №8(46).

46.Ибрашев Ж.У., Енсебаева Э.Т. Об идее Соединенных Штатов Ев­ропы // Казахстан-Спектр. - 2001. -.№ 2.

47.Ибрашев Ж., Енсебаева Э. Европейский Союз во внешней политике Казахстана. - Алматы: ПД «Домино», 2001.-370 с.

48.«История европейской интеграции (1945 – 1994)» Под ред. А.С. Намазовой, Б.Эмерсон - М., 1995.

49.Казахстан и Европейский Союз. Сборник документов и материа­лов.-Алматы, 1997.

50.Кукеева Ф.Т. Программа ТЕМПУ С в Казахстане // Европейская интеграция и права человека. - Алматы, 1998.

51.Кукеева Ф.Т. ТАСИС в Центральной Азии // Европейский Союз и Центральная Азия. - Алматы, 2000.

52.Кунаков В. В. Турция и ЕС: проблемы экономической интеграции. Автореферат Диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Москва: Дипломатическая академия МИД России, 1998. – 23 С.

53.Лаумулин М.Т. Казахстан в современных международных отно­шениях: безопасность, геополитика, политология. - Алматы, 2000.

54.Лаумулин М.Т. Казахстан и Европейский Союз // Центральная Азия и Кавказ. - 2000. - № 2(8).

55.Макашева К.Н. Интеграционные процессы в Центральной Азии и Европейский Союз // Европейская интеграция и права человека. -Алматы, 1998.

56.Макашева К.Н. Европейская программа содействия развитию де­мократии и демократических институтов в Центральной Азии // Ев­ропейский Союз и Центральная Азия. - Алматы, 2000.

57.Мельянцев В.А. Крупные державы Востока, Запада и Россия: важнейшие тенденции развития на рубеже тысячелетий.//Восток. - 1999, №5.

58.Нигматуллин М. Привлекая западные капиталы. // Финансы Казахстана. 1997. №8, стр. 63

59.Новости. - Алма-Ата: Интерфакс-Казахстан/ДН - 28 ноября. 2001

60. Нуракымов Р. Каков лик нашей экономики? // Мысль, 1998, №8, стр.68

61.Перейдём на ЕВРО без потерь. - Кокшетауская газета "Степной маяк", №52, 27.12.2001

62.Социально-экономическое развитие. – Агентство Республики Казахстан по статистике, 2001, июль, с. 70-71.

63.The TACIS Programme. Annual report 1995,1996,1997,1998 - Brussels, European Commission, 1996,1997,1998, 1999.

64.Шенаев В.Н. «Особенности экономического развития Западной Европы» - М., 1993.

Ресурсы в Интернете.

1. http://www.evro.ru/ – «Единая Европа - Единая валюта».

2. http://europa.eu.int/ – «Europa – The European Union On-Line».

3. http://www.eur.ru/ – Представительства ЕвроКомиссии в России.

4. http://www.eur.ru/neweur/emag – Журнал «Европа».

5. http://members.fortunecity.com/podgol/index.htm – Европейская интеграция

 


[1] Нурсултан Назарбаев: Моя цель - построить нормальное демократическое общество //Казахстанская правда. – 2002. - 7 февраля.

[2] Абыкаев Н. (Первый Вице-Министр иностранных дел Республики Казахстан). Казахстан - Европейский союз: партнерство и сотрудничество. – А.: Казахстанская правда, 24 июня 2000 г.

[3] О ратификации Меморандума о финансировании 1996-1997 Программа Тасис (г. Алматы, 20 сентября 1997 г.) Республикой Казахстан Закон РК от 20.07.99 г. N 449-1

 

[4] Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 февраля 2000 года N 274 Об утверждении Плана мероприятий по реализации договоренностей, достигнутых в ходе первого заседания Комитета сотрудничества "Республика Казахстан - Европейский Союз"

[5] Ибрашев Ж.У., Енсебаева Э.Т. Об идее Соединенных Штатов Ев­ропы // Казахстан-Спектр. - 2001. -.№ 2.

 

[6] Назарбаев Н.А. Пять лет независимости. - Алматы: Казахстан, 1996.- С.47.

 

[7] Ибрашев Ж., Енсебаева Э. Европейский Союз во внешней политике Казахстана. - Алматы: ПД «Домино», 2001.-370 с.

[8] Ибрашев Ж.У., Енсебаева Э.Т. Об идее Соединенных Штатов Ев­ропы // Казахстан-Спектр. - 2001. -.№ 2.

[9] Мельянцев В.А. Крупные державы Востока, Запада и Россия: важнейшие тенденции развития на рубеже тысячелетий.//Восток. - 1999, №5.

 

[10] Казахстан и Европейский Союз. Сборник документов и материа­лов.-Алматы, 1997.

 

[11] Европейская интеграция и права человека. Сборник статей.- Ал­маты, 1998.

[12] «История европейской интеграции (1945 – 1994)» Под ред. А.С. Намазовой, Б.Эмерсон - М., 1995.

[13] Абыкаев Н. Казахстан - Европейский Союз: партнерство и со­трудничество // Казахстанская Правда. 2000, 24 июня, № 158-159.

[14] Борко Ю. «Европейский союз: углубление и расширение интеграции» - МЭиМО, №8, 2000.

[15] Ибрашев Ж.У., Енсебаева Э.Т. Евро как инструмент европейской интеграции // Континент. - 2001. - №8(46).

[16] Новости. - Алма-Ата: Интерфакс-Казахстан/ДН - 28 ноября. 2001

[17] Перейдём на ЕВРО без потерь. - Кокшетауская газета "Степной маяк", №52, 27.12.2001

[18] Закон Республики Казахстан от 26 мая 1997 г. N 113-I ЗРК О ратификации соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан, с одной стороны, и Европейскими Сообществами и их государствами- членами, с другой стороны

 

[19] Ибрашев Ж., Енсебаева Э. Европейский Союз во внешней политике Казахстана. - Алматы: ПД «Домино», 2001.-370 с.

[20] Абыкаев Н. Казахстан - Европейский Союз: партнерство и со­трудничество // Казахстанская Правда. 2000, 24 июня, № 158-159.

[21] Абыкаев Н. Казахстан - Европейский Союз: партнерство и со­трудничество // Казахстанская Правда. 2000, 24 июня, № 158-159.

 

[22] Байзакова К.И. Деятельность Представительства Комиссии Евро­пейского Союза в Центральной Азии // Европейский Союз и Цен­тральная Азия. - Алматы, 2000.

[23] Бурнашов И.Л. Торгово-экономические отношения Европейского Союза со странами Центральной Азии // Европейский Союз и Цен­тральная Азия. - Алматы, 2000.

[24] Хамфриз М. Европейский Союз и Казахстан / Казахстан и миро­вое сообщество. Сборник статей. Под ред. М.Жолдасбекова. - Алма­ты, 2000.

 

[25] Ибрашев Ж., Енсебаева Э. Европейский Союз во внешней политике Казахстана. - Алматы: ПД «Домино», 2001.-370 с.

[26] Ибрашев Ж., Енсебаева Э. Европейский Союз во внешней политике Казахстана. - Алматы: ПД «Домино», 2001.-370 с.

[27] Токаев К. Дипломатия Республики Казахстан. Астана: "Елорда", 2001. - 552 с.

[28] Токаев К. Дипломатия Республики Казахстан. Астана: "Елорда", 2001. - 552 с.

[29] Назарбаев Н. А.. Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана // Вечерний Алматы. - 1997. – 13 окт.

[30] Постановление Правительства Республики Казахстан от 7 января 2002 года №5 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации задач, поставленных Президентом Республики Казахстан Назарбаевым Н.А. в торжественной речи 16 декабря 2001 года, посвященной празднованию 10-й годовщины независимости Республики Казахстан»

[31] Нурсултан Назарбаев: Моя цель - построить нормальное демократическое общество //Казахстанская правда. – 2002. - 7 февраля.

[32] Кукеева Ф.Т. ТАСИС в Центральной Азии // Европейский Союз и Центральная Азия. - Алматы, 2000.

[33]Кукеева Ф.Т. ТАСИС в Центральной Азии // Европейский Союз и Центральная Азия. - Алматы, 2000. 

[34] Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 ноября 2001 года N 1437 Отдельные вопросы реализации проектов Программы Развития Организации Объединенных Наций "Развитие региона Великого Шелкового пути" и технической помощи Европейского Союза "Транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия"

[35] Закон Республики Казахстан от 20 июля 1999 г. N 449-1 О ратификации Меморандума о финансировании между Республикой Казахстан и Европейским Союзом

[36] Источник: Социально-экономическое развитие. – Агентство Республики Казахстан по статистике, 2001, июль, с. 70-71.

[37] О ратификации Меморандума о финансировании 1996-1997 Программа Тасис (г. Алматы, 20 сентября 1997 г.) Республикой Казахстан Закон РК от 20.07.99 г. N 449-1

[38] ЭКЮ (Аббревиатура английского названия)

[39] Токаев К. К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. – Алматы, АО "САК", 2000. – 584 с.

[40] Об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2003 год. Послание Президента народу Казахстана Астана, апрель, 2002 г.// Казахстанская правда. – 2002. - 2 мая.

[41] Источник: The TACIS Programme. Annual report 1995,1996,1997,1998 - Brussels, European Commission, 1996,1997,1998, 1999.

[42] Токаев К. Внешняя политика: Время размышлений, время действий. // Казахстан и мировое сообщество. - 1995, №2

[43] Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 июля 1999 года N 987 О проекте Указа Президента Республики Казахстан "О подписании Соглашения о сотрудничестве между Республикой Казахстан и Европейским Сообществом по атомной энергии в области ядерной безопасности "

[44] Ибрашев Ж., Енсебаева Э. Европейский Союз во внешней политике Казахстана. - Алматы: ПД «Домино», 2001.-370 с.


Дата: 2019-05-29, просмотров: 243.