Временный договор по торговле и связанным с ней вопросам
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Заключение Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Европейским Союзом 23 ян­варя 1995 г. завершило официальное политическое оформле­ние отношений между обеими сторонами.

На период между подписанием СПС и его ратификацией национальными парламентами стран-членов ЕС и Европей­ским парламентом был заключен Временный договор по тор­говле и связанным с ней вопросам между Республикой Казах­стан и Европейским Союзом. Парафирование текста Времен­ного договора состоялось 23 декабря 1994 г. в Брюсселе гла­вой представительства РК при ЕС А.М.Кырбасовым.

Подписание Временного договора, состоявшегося 5 де­кабря 1995 г. в Брюсселе, явилось стартом для ратификации ранее заключенного СПС рядом государств-членов ЕС (Испа­ния, Ирландия, Великобритания, Дания, Финляндия, Швеция, Австрия). Имевшую место задержку с назначением срока за­ключения Временного договора по торговле и связанным с ней вопросам между Республикой Казахстан и Европейским Союзом эксперты ЕС объясняли тем, что в Брюссель не был своевременно доставлен текст этого договора на казахском языке. Однако главной причиной задержки с подготовкой Временного договора к заключению, как было уже отмечено, явилась позиция Европарламента, отраженная в резолюции от 7 апреля 1995 г. В этой резолюции Европейский парламент твердо высказывался за приостановление ратификации СПС до проведения в Республике Казахстан парламентских выбо­ров. В этой связи определенное время заняли консультации Европейской Комиссии с Европарламентом по вопросу о подписании Временного договора о торговле и связанным, с ней вопросам между Республикой Казахстан и Европейским Союзом.

Временный договор по торговле и связанным с ней вопро­сам между Республикой Казахстан и Европейским Союзом вступил в силу 1 апреля 1997 г., т.е. за два года до вступления в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Парла­мент Республики Казахстан ратифицировал Временный дого­вор в декабре 1996 г. Следует отметить, что данный договор не подлежал ратификации Европейским парламентом. Но со­гласно установленным нормам между различными институ­тами ЕС, Комиссии необходимо было выяснить мнение Европарламента относительно его подписания. Договор имел дей­ствие только на указанный период (до 1 июня 1999 г. т.е. вступления в силу СПС), но позволил вступить в силу тем статьям Соглашения о партнерстве сотрудничестве, которые не требуют ратификации высшими органами стран-членов Европейского Союза, в частности, касающихся вопросов тор­говли.

Полное название договора звучит следующим образом: Временный договор по торговле и связанным с ней вопросам между Европейским сообществом, Европейским объединени­ем угля и стали, Европейским сообществом по ядерной энер­гетики, с одной стороны, и Республикой Казахстан, с другой стороны.

Текст Временного договора состоит из:

- самого текста Временного договора по торговле и свя­занным с ней вопросам с преамбулой и 33 статей, составив­ших 4 раздела;

- двух приложений и Заключительного акта.

Основной целью данного договора является практическое обеспечение реализации положений Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Европей­ским Союзом, относящихся к торговле и связанных с ней во­просами. Следует отметить, что положения СПС заменяют соответствующие положения Соглашения о торговом, коммерче­ском и экономическом сотрудничестве между Европейскими сообществами и СССР, подписанного 18 декабря 1989 г.

Временный договор в точности повторяет статьи СПС, ка­сающиеся торговли и связанных с ней вопросами. В то же время Временный договор имеет шесть принципиально новых статей (14, 16, 17, 18, 27, 29 Статьи)[21].

В статье 1 раздела I "Общие принципы" Временного до­говора по торговле и связанным с ней вопросам (СПС-статья 2) подчеркнуто, что существенным элементом партнерства является уважение демократии, принципов международного права и прав человека, определенных, как и в СПС, в Хартии Объединенных Наций, Хельсинском Заключительном Акте и Парижской хартии для Новой Европы, а также принципов рыночной экономики.

В разделе II, статье 2 (СПС-раздел III, статья 8) "Торговля товарами" говорится, что Стороны предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования во всех областях в отношении:

- таможенных пошлин и сборов на импорт и экспорт, включая метод взимания таких пошлин и сборов;

- положений, касающихся таможенного оформления, транзита, товарных складов и транспортировки;

- налогов и других внутренних сборов любого вида, при­меняемых к импортируемым товарам;

- способов оплаты и перевода таких платежей;

- правил, касающихся продажи, покупки, транспортиров­ки, распределения и использования товаров на внутреннем рынке.

При этом отмечается, что принцип свободного транзита является основным условием достижения целей Временного договора, а каждая Сторона обеспечивает неограниченный транзит на или через свою территорию товаров, происходящих из таможенной территории или предназначенных для таможенной территории другой Стороны (статья 3, СПС-статья 9).

Неотъемлемой частью Временного договора также явля­ется Заключительный акт, состоящий из трех совместных казахстанско-европейских деклараций и односторонней Декла­рации Республики Казахстан. Совместные декларации ком­ментируют статью 7 (относительно предохранительного ре­жима ГАТТ), статью 15 (относительно авторских прав) и ста­тью 28 (о применении термина "случаи особой срочности"). Односторонняя Декларация Республики Казахстан оговарива­ет присоединение Казахстана к многосторонним конвенциям по правам интеллектуальной, промышленной и коммерческой собственности (перечисляются девять международных доку­ментов за 1961-1989 гг.)

Вместе с Временным договором был заключен Протокол о взаимном содействии между административными органами по таможенным вопросам (аналогичный Протоколу СПС), со­стоящий из 15 статей. Данный Протокол содержит положения по обеспечению правильного применения таможенного законодательства, в особенности, на основе предупреждения, обнаружения или расследования случаев нарушения данного за­конодательства.

Таким образом, Временный договор по торговле и связан­ным с ней вопросам между Республикой Казахстан и Евро­пейским Союзом послужил в свое время сигналом для возобновления работы в ряде стран-членов ЕС по ратификации Со­глашения о партнерстве и сотрудничестве.

Временный договор позволил задействовать некоторые положения СПС, касающиеся торгово-экономической части Соглашения на период необходимый для его ратификации парламентами стран-членов Евросоюза, Европарламента и парламента Казахстана. В условиях экономических и полити­ческих реформ середины 90-х гг. Временный договор по тор­говле и связанным с ней вопросам между РК и ЕС сыграл очень важную роль, задействовав вопросы, касающиеся тор­говли, ранее определенные в Соглашении о партнерстве и со­трудничестве, но еще не вошедшие в силу.

Определив основные цели и принципы Временного дого­вора, Республика Казахстан и Европейский Союз заявили, что торговые отношения - это область специфических политиче­ских и экономических интересов, требующая обоюдной акти­визации взаимоотношений.

Торговые связи РК с ЕС

После обретения независимости стратегия экономических реформ в Казахстане предполагала, в первую очередь, акти­визацию структурных преобразований в экономике и торгов­ле. Внешнеторговая политика Казахстана в тот период была направлена на формирование системы торговых отношений с государствами Содружества и с зарубежными странами, со­ответствующей принципам рыночной экономики и способст­вующей эффективному вхождению Казахстана в мировой рынок.

Необходимо отметить, что для осуществления эффектив­ной внешнеторговой стратегии РК основополагающими при­знаются следующие принципы: открытость экономики; эф­фективный валютный режим; развитие торговой инфраструк­туры; расширение участия Казахстана на мировом рынке; за­нятие определенной ниши для отечественных товаров; пол­номасштабная реализация сравнительных и конкурентных преимуществ во внешней торговле.

В соответствии с данными принципами правительство Республики Казахстан разработало соответствующие про­граммы по стратегии экономических реформ. Первая про­грамма "Государственная программа стабилизации экономи­ки" (1991-1992 гг.) предусматривала регулирование всей меж­республиканской и внешней торговли системой государственных заказов, а также формирование системы контроля со сто­роны государства за деятельностью хозяйствующих субъектов в сфере внешнеэкономической деятельности. Вторая - "Анти­кризисная программа" (1993-1995 гг.) положила начало фор­мированию государственной стратегии в сфере внешней торговли. Третья - "Среднесрочная программа экономических ре­форм в Казахстане" (1996-1998 гг.) предполагала провести по­литику рационального соблюдения интересов внешнеэконо­мической и внутрихозяйственной деятельности[22].

Анализ государственных программ в стратегии экономи­ческих реформ, затрагивающих и развитие внешнеторгового сектора Республики, позволяет сделать следующие выводы:

- в первые годы независимости кардинальных преобразо­ваний во внешнеэкономической сфере не наблюдалось, так как по-прежнему преобладала система государственных закупок и заказов;

- с 1994 г. меры по либерализации внешней торговли при­няли целенаправленный характер, происходит постепенная унификация законодательных и нормативных актов, создает­ся система внешней торговли с учетом особенностей национальной экономики;

- прогрессивные тенденции во внешнеторговой сфере обусловили осуществление дальнейших мер по регулирова­нию внешней торговли в соответствии с международными нормами и правилами.

Все меры, проводимые в рамках программ по стратегии экономических реформ, оказали существенное влияние на со­вершенствование внешнеторговой политики и на формирова­ние положительного сальдо торгового баланса Казахстана, а также способствовали притоку финансовых средств в бюджет страны. В свою очередь, проведенные мероприятия оказали положительное воздействие на достижение частичной макро­экономической стабилизации в стране. Ведь известно, что ха­рактер торговых взаимоотношений между странами зависит, прежде всего, от экономической и политической ситуации.

Выступая на расширенном заседании коллегии МИД РК 2 октября 2000 г., Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев особо подчеркнул, что одним из узловых при­оритетных направлений внешней политики Казахстана явля­ется реализация функциональных задач внешнеполитической деятельности Республики. Было подчеркнуто, что общим знаменателем или задачей, красной нитью, проходящей через все приоритеты, несомненно, является экономизация внешней политики. А одной из функциональных задач внешней поли­тики РК определен поиск выгоды - прежде всего, экономиче­ской, а значит и торговой - для Казахстана. На сегодняшний день реалии таковы, что Казахстану необходимо стать силь­ным, экономически жизнеспособным и политически суверен­ным государством в Центральной Азии. В условиях нарастающей глобализации мирового развития Казахстан должен обеспечить себе устойчивый доступ к трансевропейскому рынку.

В XXI веке торговля и торговые связи между государст­вами играют и будут играть все больше растущую роль в со­временных международных отношениях. В настоящее время сложилась устойчивая ориентация государств к развитию стабильных торговых отношений с другими странами. И Ка­захстан здесь не является исключением. Мировой рынок по­стоянно развивается и имеет достаточно подвижную конст­рукцию, поэтому для эффективного использования внешне­экономического потенциала Казахстана необходимо постоян­ное изучение и прогнозирование изменений и колебаний на мировых рынках для корректировки внешнеторговой дея­тельности страны. Ситуация, складывающаяся в условиях глобализации и интеграции, свидетельствует о том, что тор­говля на сегодняшний день - одна из основных тенденций современного мирового развития.

Европейский Союз и Республика Казахстан разрабатывают стратегию во взаимоотношениях друг с другом. Развитие у торговых связей с Казахстаном определено как одно из основных направлений этой стратегии. Одним из первых со­глашений, затрагивающих торговые интересы между Европейским Союзом и СССР, являлось выше упомянутое н "Соглашение о торговом, коммерческом и политическом co-mi трудничестве", подписанное 18 декабря 1989 г. между ЕЭС и СССР. Благодаря данному соглашению, стороны предостави­ли друг другу режим наибольшего благоприятствования. Это соглашение открыло странам СНГ (включая центрально-азиатский регион) как правопреемникам бывшего СССР дос­туп на единый рынок Европейского Союза, формирование ко­торого в начале 90-х гг. находилось в завершающей стадии. Оно также предусматривало постепенное устранение количе­ственных ограничений в торговле со стороны ЕС и экономи­ческое сотрудничество в целом ряде сфер, представлявших взаимный интерес. Согласно соглашению, планировалось создание объединенного комитета, призванного контролиро­вать выполнение соглашения, а также делать рекомендации касательно любого аспекта экономических отношений между двумя сторонами. Таким образом, уже в 1989 г. был заложен первый кирпичик в либерализацию торговых отношений ме­жду Европейским Союзом и странами Центральной Азии, а затем, соответственно, независимого Казахстана.

Как было отмечено выше, основные аспекты торгового сотрудничества между РК и ЕС отражены в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве от 23 января 1995 г. и во Вре­менном договоре по торговле и связанным с ней вопросам между Республикой Казахстан и Европейским Союзом, под­писанном 5 декабря 1995 г. В СПС торговле товарами посвя­щен раздел III Соглашения (статьи 8-18). А Временный дого­вор полностью затрагивает положения, касающиеся торговли и связанных с ней вопросов. Следовательно, торговые отно­шения между РК и ЕС нашли свое официальное выражение в данных соглашениях, которые в настоящий момент приобре­тают все более динамичный характер.

В целом Европейский Союз является вторым крупнейшим торговым партнером Казахстана после Российской Федера­ции. А Казахстан определен как один из основных торговых партнеров ЕС в Центральной Азии. Большая значимость дву­сторонней торговли обусловливается свободой рыночной экономики Казахстана. 9 октября 2000 г. Европейский Совет внес дополнение в постановление Евросоюза (№ 384/96) по антидемпингу с целью расширения специального режима ры­ночной экономики для Казахстана, т.е. Евросоюз признал экономику Республики рыночной. Преимущества данного режима связаны с тем, что дают возможность экспортерам из Казахстана доказывать, что они действуют в условиях рыноч­ной, а не государственной экономики. Теперь антидемпинго­вые расследования основываются на ситуации, существую­щей в Казахстане, и не связаны с ситуацией в других третьих странах с рыночной экономикой. В дополнение к постановле­нию Европейский Совет пересмотрел критерии индивидуаль­ного подхода к казахстанским компаниям по антидемпинго­вому вопросу. В настоящее время казахстанские производи­тели и экспортеры имеют право в каждом отдельном случае доказывать, что их производственные издержки и цены не на­ходятся под влиянием государства. Преимущество теперь за­ключается в том, что стоимость продукции казахстанских производителей и экспортеров исчисляется на основе реаль­ных производственных затрат и цен. В случае отсутствия та­ких доказательств исчисления производятся на основе издер­жек и цен, существующих в сравнимой третьей стране с рыночной экономикой.

Постановление вступило в силу 12 октября 2000 г. и имеет большое значение для укрепления и развития двусторонней торговли между Казахстаном и Евросоюзом. Признание Европейским Союзом экономики Казахстана рыночной является важным шагом, свидетельствующим о развитии качественно нового уровня торговых и экономических взаимоотношений Республики Казахстан и Европейского Союза. Речь идет не только о расширении доступа казахстанских товаров на рын­ки Евросоюза, но и о резюмировании успехов Казахстана в проведении демократических и рыночных преобразований, являющихся важным шагом к вступлению страны во Всемир­ную торговую организацию (ВТО).

Подготовка Республики Казахстан к вступлению в ВТО планомерно ведется с 1996 г. Вступление Казахстана в ВТО является приоритетным направлением внешней политики Республики и отражает ее желание участвовать во всемирной тор­говле на равных правах со странами всего земного шара. Большинство содержащихся в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве положений о торговле основано на соответст­вующих статьях ВТО. В связи с этим СПС между РК и ЕС от­крывает Казахстану путь к вступлению во Всемирную торго­вую организацию. Вступление Казахстана в ВТО позволит усовершенствовать торговое законодательство, ускорить внут­ренние экономические реформы, а также обеспечить большую стабильность и прогнозируемость для бизнесменов ЕС при осуществлении ими экспорта или инвестиций в Казахстан. Ка­захстанские экспортеры также получат привилегии, поскольку они смогут обеспечить свои права, осуществляя бизнес в лю­бой стране. Евросоюз придает огромное значение развитию условий торговли с Казахстаном в контексте экономики сво­бодного рынка. Поэтому он поддерживает Казахстан в его же­лании вступить в ВТО и продолжает предпринимать меры для развития торговли и инвестиций ЕС в Казахстане, в особенно­сти, посредством оказания технического содействия экономи­ческим и законодательным реформам.

В июле 2001 г. казахстанская делегация провела в Женеве переговоры с представителями 15 государств-участников ра­бочей группы ВТО, где были достигнуты договоренности со странами Европейского Союза, Японией, США и Австралией по вопросам доступа товаров на рынки. Как отметил министр экономики и торговли Ж.Кулекеев на прошедшей 24 июля 2001 г. пресс-конференции, участие во Всемирной торговой организации для Казахстана будет чрезвычайно полезным, однако на выполнение всех выдвигаемых организацией усло­вий уйдет еще некоторое время.

Говоря о перспективах внешнеэкономических отношений Казахстана с Европейским Союзом, следует учитывать то об­стоятельство, что объем торговли между странами ЕС на 60% превышает уровень экспорта Евросоюза в остальные страны мира. Эта тенденция сохранится в ближайшем будущем в ре­зультате роста доходов и реформ внутреннего рынка. Она также окажет воздействие на политику ЕС в отношениях с третьими странами. Показатели развивающейся торговли ме­жду Европейским Союзом и Казахстаном положительные. Сегодня ЕС является одним из самых крупных экономиче­ских и торговых партнеров Казахстана, наряду с Российской Федерацией. Если доля ЕС во внешнеторговом обороте Ка­захстана составляла в 1996 г. 16,24%, в 1997 г. - 24,38%, то в 1998 г. этот показатель возрос до 27,94%. В 1999 г. произошел упадок удельного веса ЕС в общем объеме товарооборота до 23,9%. В 2000 г. доля ЕС во внешнеторговом обороте РК со­ставляла 21,77%. На январь 2001 г. его доля уже составляет 24,2%[23].

По итогам 1996 г. внешнеторговый оборот между РК и ЕС составил 1649,2 млн. долл. США, в том числе экспорт Рес­публики Казахстан равнялся 1095,4 млн. долл. США, или 18,5% к итогу, а импорт - 553,8 млн. долл. США, или 13,1% от общего объема.

В 1997 г. этот показатель составлял уже 2632,5 млн., в том числе экспорт РК - 1707,5 млн., импорт - 925,0 млн. (соответ­ственно 26,3% экспорта и 21,5% импорта от общего объема товарооборота).

В 1998 г. произошло увеличение товарооборота ЕС и РК до 2734,8 млн. долл. Экспорт Казахстана равнялся 1690,5 млн. долл. США, а импорт - 1044,3 млн., или 31,1% экспорта и 24,0% импорта.

Но в 1999 г. товарооборот сократился на 18% по сравне­нию с предыдущим годом и составил более 2215,3 млн., в том числе экспорт РК составлял 1283,4 млн. долл., импорт - 931,9 млн., а это 22,9% экспорта и 25,3% импорта от общего объема товарооборота.

В 2000 г. внешнеторговый товарооборот вновь увеличился и составил 3090,1 млн. долл., экспорт РК равнялся 2023,8 млн. долл. США, импорт - 1066,3 млн., то есть 22,7% экспорта и 20,1% импорта. В январе 2001 г. товарооборот между РК и ЕС составил 267,2 млн. долл. США, экспорт РК составил 174,5 млн., импорт - 92,7 млн., то есть 25,6% экспорта и 21,8% им­порта. При этом ежегодно отмечается положительное для Ка­захстана сальдо.

Во внешнеторговом обороте Казахстана по итогам 1996 г. среди стран-членов Европейского Союза наиболее крупными партнерами оставались Германия - 3,74% от общего мирового объема товарооборота, Нидерланды - 3,46%, Великобритания - 3,02%, Италия -2,36%, Финляндия - 1,65%. Далее следуют следующие страны ЕС - Ирландия - 0,42%, Франция - 0,40%, Бельгия - 0,38%, Австрия - 0,33%, Швеция - 0,19% и Испания - 0,05%..

По итогам 1999 г. картина выглядит следующим образом: Германия по-прежнему остается наиболее крупным партне­ром Казахстана во внешнеторговом обороте - 6,68%, Италия увеличила свой внешнеторговый оборот с Казахстаном до 5,61%, далее идет Великобритания - 4,48%, Нидерланды -2,82%, Финляндия и Франция - 0,91%, Бельгия - 0,66%, Ир­ландия - 0,54%, Швеция - 0,48%, Испания - 0,26% и Австрия -0,21%.

Во внешнеторговом обороте Казахстана по итогам за 2000 г. Италия вырвалась вперед - 7,37%, Германия занимает второе место - 6,34%, Великобритания - 3,41%, затем следуют Нидерланды - 2,14%, Финляндия - 0,89%, Франция - 0,64%, Швеция - 0,46%, Бельгия - 0,28%, Австрия - 0,12%, Испания -0,11%, Ирландия - 0,07%, Дания -0,06%, Люксембург - 0,03%, Греция - 0,01% и Португалия - 0,002%.

Уже за январь 2001 г. доля Италии во внешнеторговом обороте Казахстана составила 10,47%, Германии - 7,40% и Великобритании - 2,92%. Увеличение товарооборота с ЕС, в основном, произошло за счет Италии, удельный вес товаро­оборота с которой возрастает с каждым годом. Один из фак­торов роста экспорта в Италию обусловлен ростом производ­ства промышленности Италии в январе 2001 г. до 1,9% в свя­зи с чем наблюдалась тенденция увеличения экспорта нефти, рафинированной меди, мазута.

Таким образом, в тройку крупнейших казахстанских тор­говых партнеров на период с 1996 г. по 2001 г. входят такие страны, как Германия, Италия и Великобритания.

Рассмотрим картину товарооборота Казахстана со страна­ми Европейского Союза более подробнее.

Италия занимает ведущее место по объему внешней тор­говли с Республикой Казахстан, особенно в 2000 г. и первом полугодии 2001 г. Об этом говорят следующие цифры: това­рооборот между Италией и Казахстаном равнялся в

1996 г. - 239,3 млн. долл. США (экспорт РК - 197,1 млн., импорт - 42,2 млн.);

1997 г. - 442,0 млн. долл. США (экспорт РК- 357,3 млн., импорт - 84,7 млн.);

1998 г. - 581,9 млн. долл. США (экспорт РК- 492,6 млн., импорт - 89,3 млн.);

1999 г. - 526,0 млн. долл. США (экспорт РК - 418,9 млн., импорт- 107,1 млн.);

2000 г.-1046,8 млн. долл. США (экспорт РК - 891,9 млн., импорт -154,9 млн.);

в январе 2001 г. - 115,6 млн. долл. США (экспорт РК -100,7 млн., импорт - 14,9 млн.)

В 1996-2001 гг. германо-казахстанские отношения развивались достаточно позитивно. Это относится и к развитию двусторонних отношений в области внешней торговли. Об этом говорят следующие цифры: согласно официальным данным товарооборот между странами составлял в:

1996 г. - 380,7 млн. долл. США (экспорт РК - 183,0 млн., импорт- 197,7 млн.);

1997 г. - 720,7 млн. долл. США (экспорт РК - 353,0 млн., импорт - 367,7 млн.);

1998 г. - 647,9 млн. долл. США (экспорт РК - 281,5 млн., импорт - 366,4 млн.);

1999 г. - 620,1 млн. долл. США (экспорт РК- 332,5 млн., импорт - 287,6 млн.); 

2000 г. - 900,2 млн. долл. США (экспорт РК - 566,6 млн., импорт - 333,6 млн.);

в январе 2001 г. - 81,7 млн. долл. США (экспорт РК V 53,1 млн., импорт - 28,6 млн. долл. США).

Товарооборот между Великобританией и Казахстаном равнялся:

1996 г. - 307,3 млн. долл. США (экспорт РК - 230,8 млн., импорт - 76,5 млн.);

1997 г. - 690,1 млн. долл. США (экспорт РК - 548,7 млн., импорт- 141,4 млн.);

1998 г. - 701,9 млн. долл. США (экспорт РК - 483,5 млн., импорт - 218,4 млн.);

1999 г. - 422,0 млн. долл. США (экспорт РК - 189,1 млн., импорт - 232,9 млн.);

2000 г. - 450,3 млн. долл. США (экспорт РК - 231,0 млн., импорт - 219,3 млн.);

в январе 2001 г. - 32,2 млн. долл. США (экспорт РК -8,0 млн., импорт - 24,2 млн.)

В 1998 г. доля Великобритании возросла в торговом товарообороте с Казахстаном в связи с увеличением поставок нефти в эту страну.

При этом необходимо отметить, что Германия на период 1996 -1999 гг. всегда оставалась на первом месте по объему товарооборота с Казахстаном, Италия, начиная с 1999 г., уве­личила свою долю и уже в 2000 г. и в январе 2001 г. заняла первое место, Великобритания оставалась на третьем месте в 1999-2000 гг. и в январе 2001 г[24].

Таким образом, по итогам 2000 г. и января 2001 г. рейтинг мест по объему внешней торговли Казахстана со странами-членами Европейского Союза выглядит следующим образом: Италия - 1-е место, Германия - 2-е место, Великобритания - 3-е, Нидерланды - 4-е, Финляндия - 5-е, Франция - 6-е, Шве­ция - 7-е, Бельгия - 8-е, Австрия - 9-е, Испания -10-е, Ирлан­дия - 11-е, Дания - 12-е, Люксембург - 13-е, Греция 14-е и Португалия - 15-е место.

Привлекательность для Казахстана рынков стран-членов ЕС состоит в том, что он достаточно отрыт для казахстанских товаров вследствие низких таможенных пошлин на импорт из Казахстана и существующей системы преференций. Казах­стан за последние два года имеет положительное сальдо в торговле с Европейским Союзом. Необходимо заметить, что в целом структура товарооборота не претерпевает значитель­ных изменений. Топливо, нефть, нефтепродукты, черные ме­таллы, медь, изделия из нее, минеральные продукты и зерно занимают основное место в экспорте казахстанских предпри­ятий. Основными потребителями казахстанской продукции являются Германия, Италия, Великобритания и Нидерланды.

В структуре импорта преобладают реакторы, котлы, ма­шины и оборудование, электротехническое оборудование и средства наземного, воздушного и водного транспорта, их части и принадлежности, изделия из черных металлов, одеж­да, обувь и другие товары народного потребления. Основны­ми поставщиками импортной продукции являются Германия, Великобритания, Италия, Нидерланды и Франция.

ЕС является крупным потребителем энергетических ре­сурсов РК (прежде всего, нефти и газа). В целом эти интересы сводятся к тому, чтобы ЕС принимал участие в реализации инвестиционных проектов, связанных с добычей энергоноси­телей, созданием сети нефте- и газопроводов. Как отметил Майкл Хамфриз, глава представительства Комиссии ЕС в РК, Европейский Союз в будущем может вытеснить США с неф­тяного рынка Казахстана. Республика, располагающая солид­ными запасами нефти и газа, также может найти в Европейском Союзе крупнейшего партнера для экспорта нефти в страны Европы.

Минеральное сырье как основная статья импорта ЕС из Казахстана испытывает острую конкуренцию со стороны юго-восточных производителей и даже стран ЕС, а также России и Восточной Европы.

Реформы внутреннего рынка Евросоюза оказывают боль­шой эффект на импорт в страны члены ЕС из Казахстана, чем на экспорт. Существенный рост экспорта в государства члены ЕС может быть обеспечен за счет новых товаров, которые бу­дут производиться с помощью иностранных инвестиций и технологий, хотя торговый оборот по-прежнему будет отста­вать от масштабов капиталовложений в течение ряда лет. Также открываются перспективы экспорта казахстанской сельскохозяйственной продукции в страны-члены ЕС.

Данные свидетельствуют о том, что в период с 1995 по 1997 гг. наблюдался спад во внешнеторговом секторе Респуб­лики. При этом, начиная с переломного 1998 г., происходит улучшение показателей товарооборота Казахстана с Европей­ским Союзом. Таким образом, вырисовывается картина, ис­ходя из которой видно, что пик активности товарооборота между Казахстаном и Европейским Союзом пришелся на 1998 г. и 2000 г. Рост мировых цен на основные виды экспор­та Казахстана в некоторой степени способствовал улучшению ситуации во внешней торговле. Снижение удельного веса в экспорте Казахстана стран ЕС в 1999 г. почти на 11%, полу­ченное на основе таможенной статистики, не совсем адекват­но реальным объемам торговли с этим регионом. В целом практически по всей продукции за последние два года наблю­дается тенденция повышения экспорта. По данным статисти­ки, за 2000 г. по сравнению с 1999 г. в стоимостном выраже­нии вырос экспорт черных металлов, цинка, алюминия. При этом в несколько раз увеличился экспорт черных металлов в Германию, Нидерланды, Финляндию.

Среди стран ЕС в экспорте существенно снизилась доля Великобритании (на 6,1%) и Нидерландов (на 3,5%). При этом доля этих стран в импорте резко возрастает. Данные за 2000 г. показывают, что доля ЕС во внешнеторговом обороте Казахстана начала достигать прежние позиции по сравнению с 1999 г.

Несмотря на некоторое замедление темпов роста эконо­мики стран еврозоны, в целом на сегодняшний день сохраня­ется благоприятная экономическая ситуация. В связи с этим в 2001 г., по статистическим данным, Казахстан может сохра­нить экспорт черных и цветных металлов, а также других ви­дов продукции на уровне 2000 г. По-прежнему статьями экс­порта в РК из стран-членов ЕС является машинотехническое оборудование. Например, поставка машин, оборудования из стран-членов Евросоюза увеличилась в 2,1 раза в январе-феврале 2001 г. по сравнению с январем-февралем 2000 г., а удельный вес за тот же период вырос с 33,9% до 37,4%.

Как уже не раз отмечалось, в настоящее время ключевыми торговыми партнерами Казахстана в Европе являются Феде­ративная Республика Германия, Италия и Великобритания, которые по своему экономическому и политическому влия­нию, роли в европейском строительстве являются ведущими странами на континенте.

В первые годы развития Казахстана, по оценкам немецких экспертов, его экономические отношения с Германией скла­дывались удачно и имели обнадеживающие перспективы. Однако на сегодняшний день казахстанско-германские торго­вые отношения переживают сложный период. Особенно уменьшилась доля Германии во внешнеторговом обороте Ка­захстана в 2000 г. и 2001 г. Вообще существенное снижение активности в торговых отношениях между РК и ФРГ связано с ограничениями в получении средств по кредитной линии "Гермес"[25].

На данный момент существует огромный потенциал для расширения экономического и торгового сотрудничества ме­жду ФРГ и РК. Германия в какой-то степени зависит от им­порта энергоносителей, которые имеются в Казахстане. Кро­ме того, Германия важна для Казахстана не только как потен­циальный потребитель сырьевых ресурсов, но и тем, что об­ладает высоким технологическим уровнем, богатым опытом управления экономикой и финансово-кредитной сферой. В свою очередь, Казахстан является важным партнером для Германии по ряду объективных причин. Во-первых, РК обла­дает богатыми природными ископаемыми (нефть, газ, уголь, золото, вольфрам, медь, молибден, свинец, цинк и т.д.) А во-вторых, стратегическое значение Казахстана для Германии и Европы будет постоянно возрастать по мере увеличения ми­ровой потребности в них. В Казахстане имеется растущий рынок сбыта, вторая по численности в СНГ немецкая диаспо­ра, дешевая рабочая сила, высокий образовательный и куль­турный уровень населения, разветвленная сеть научно-исследовательских учреждений, стабильная внутриполитиче­ская ситуация. Все это свидетельствует о долгосрочном и перспективном сотрудничестве сторон.

В основном, экспорт из Казахстана представлен хромо­выми рудами и концентратами, феррохромом, цветными ме­таллами, углем, кожевенным сырьем. Германия импортирует из РК ячмень, гербициды, пищевкусовое сырье и продукты питания, оборудование для переработки сельхозпродукции, технологическое оборудование, автомобили, различный инструмент, мебель.

Успешному экономическому и торговому развитию мёжду Республикой Казахстан и ФРГ способствуют заседания Казахстанско-германского координационного совета по экономическому сотрудничеству и рабочей группы по инвестициям и торговле казахстанско-германского координационного совета по экономическому сотрудничеству.

Визиты Верховного комиссара Европейского Союза Ханс ван ден Брука в Алматы в 1996 г. свидетельствуют о большой заинтересованности развития долгосрочных отношений, как на уровне ЕС, так и на уровне Германии. Во время второго приезда в августе 1996 г. X. ван ден Брук акцентировал свое внимание на том, что 1996 г. стал годом укрепления связей между Казахстаном и Европейским Союзом, причем сотрудничество развивалось не только в экономической, но и в по­литической сфере. Последнее обстоятельство, по мнению Xван ден Брука, особенно важно, ибо свидетельствует о ста­бильном характере контактов. Свой оптимизм он перенес на сотрудничество в области нефти и газа. Эта сфера, по мнению представителя ЕС, притягивает европейских деловых людей. Именно с того времени европейский бизнес начал принимать участие в разработке, переработке и транспортировке казахстанской нефти с Тенгизского, Карачаганакского месторождений и из Каспийского шельфа. В Казахстане существует специальная рабочая группа по нефти и трубопроводам, созданная по инициативе ЕС.

В последний год довольно успешно развиваются торгово-экономические отношения между Казахстаном и Италией. В 2000 г. Италия вышла на первое место по объему товарообо­рота с РК. Данные за январь 2001 г. говорят, что в этом году Италия также останется главным торговым партнером Казах­стана.

Главную статью казахстанского экспорта в Италию со­ставляют рафинированная медь и ее сплавы. Италия, в свою очередь, заинтересована в увеличении объема импорта меди, специальных сплавов цинка.

Успешному продвижению торгово-экономических отно­шений между РК и Италией способствует казахстанско-итальянская Торговая палата, созданная в ноябре 1992 г. В за­дачи Торговой палаты входит, прежде всего, оказание содей­ствия в развитии торговли, проведение ярмарок, выставок, семинаров.

Великобритания большое внимание уделяет развитию торгово-экономических связей с Казахстаном. В свою оче­редь, Казахстан заинтересован в дальнейшем развитии этих отношений. Это объясняется тем, что Великобритания зани­мает ведущие позиции в мировой финансовой иерархии.

На сегодняшний день Великобритания входит в тройку лидирующих торговых партнеров Республики. Основными статьями экспорта в Великобританию являются редкие, цвет­ные и черные металлы, нефтепродукты, хлопок, шерсть, сталь, медь, удобрения. Казахстан импортирует машины, оборудование, бытовую технику, электронику, медикаменты, пестициды, продукты питания, обувь, одежду.

Сегодня можно говорить об активизации в работе Казахстанско-Британского совета по торгово-экономическому со­трудничеству (КБСТЭС), созданного на основе Казахстанско-Британского торгово-промышленного совета. Традиционны­ми стали поездки британских бизнесменов в Казахстан и, в свою очередь, поездки казахстанских деловых кругов в Великобританию под эгидой КБСТЭС и посольств обеих сторон для более глубокого расширения и углубления сотрудничест­ва между РК и Великобританией.

На сегодняшний день не столь успешно развиваются от­ношения между Казахстаном и Францией. В торгово-экономических отношениях между Казахстаном и Францией имеется большой нераскрытый потенциал. Республике необходимо активизировать эти отношения, так как Франция яв­ляется одной из ведущих мировых держав.

Начиная с 1996 г., Франция оставалась шестым торговым партнером Казахстана среди стран-членов Европейского Союза. Основной удельный вес в экспорте приходится на хлопковолокно, шерсть, бериллий, фосфор, казеин, полисти­рол, кожевенное сырье. Казахстан закупает во Франции про­дукцию машиностроения, электроники, фармацевтической промышленности и агропромышленного семгора. Также за­метны объемы закупок косметической и парфюмерной про­мышленности.

Большой вклад в развитие казахстанско-французских тор­гово-экономических отношений вносят Межправительственная казахстанско-французская группа и Франко-казахская Торговая палата, организованная в 1994 г.

Интенсификации торговых и экономических отношений между РК и Испанией способствует межправительственная казахстанско-испанская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству на уровне заместителей глав правительств, первое заседание которого состоялось в февра­ле 1997 г.

Несмотря на достигнутые успехи, имеются некоторые проблемы, связанные с торговлей между Казахстаном и Ев­ропейским Союзом. Для казахстанского ферросилиция закрыт доступ на европейский рынок, который защищен антидем­пинговыми пошлинами, направленными на импорт из стран СНГ. Эти пошлины были введены в середине 1993 г. под дав­лением европейских производителей ферросилиция, заинте­ресованных в запрете импорта ферросплавов из России и Ка­захстана. Но в октябре 2000 г. Совет Европейского Союза
принял решение о внесении поправок в антидемпинговое правило.

В настоящее время "Аксуский завод ферросплавов" ОАО "КазХром" является единственным в Казахстане производи­телем ферросплавов и имеет все условия для снятия антидемпинговых пошлин на импорт ферросилиция из Казахстана. В результате либерализации экономики и цен в 1993-1999 гг. на заводе сложились условия для формирования мировых цен на ферросилиций, не позволяющие таким образом устанавливать демпинговую цену на ферросилиций[26].

В марте 2000 г. ОАО "КазХром" были направлены в адрес европейской стороны соответствующие материалы к офици­альному вопроснику Комиссии Европейского Союза. В мае того же года Комитетом по антидемпинговому контролю МЭИТ было направлено письмо в Комиссию ЕС с просьбой проинформировать о состоянии вопроса по проведению анти­демпингового расследования в отношении казахстанского ферросилиция. В свою очередь, Еврокомиссия обратилась с предложением в адрес Совета ЕС о прекращении действия антидемпинговых мер в отношении казахстанского ферросилиция.

На прошедшем 14 декабря 2000 г. втором заседании Комитета сотрудничества Республика Казахстан – Европейский Союз" европейская сторона сообщила об отмене пошлины на ферросилиций и возможности осуществления Казахстаном импорта рыбной продукции.

По оценкам казахстанских экономистов, снятие антидем­пинговой пошлины на ферросилиций из Казахстана позволит восполнить дефицит кремниевых сплавов на европейском рынке без нанесения материального ущерба национальной промышленности стран Европейского Союза.

Также существовали ограничительные меры по доступу казахстанской икры и другой рыбной продукции на рынок Европейского Союза. 26 марта 1999 г. решением Комиссии ЕС Казахстан был исключен из списка стран, экспортирую­щих икру и другую рыбную продукцию в страны-члены ЕС. Это было вызвано ввиду недостатков, выявленных в ходе инспекционного визита экспертов Комиссии Европейского Союза в Казахстан в ноябре-декабре 1998 г., в то время эти меры носили больше технический характер. Они были связа­ны с требованиями санитарных и гигиенических стандартов ЕС для импортируемой пищевой продукции, поскольку суще­ствует разница между казахстанскими и европейским стан­дартами. Также первоначально решение мотивировалось от­сутствием законодательной базы для производства и реализа­ции рыбной продукции на предприятиях АО "Балхашбалык", ОАО "Атыраубалык", ТОО "Амиров и К".

В апреле 2000 г. состоялась повторная инспекция в Казах­стан экспертов Комиссии ЕС, в ходе которой была проверена работа указанных предприятий, а также ряда республикан­ских и ведомственных структур по ветеринарному надзору. Получено положительное заключение ЕК по принятым казах­станской стороной документам: "Ветеринарно-санитарным правилам и нормам для предприятий по производству рыбной продукции", "Правилам учета предприятий и судов РК, изготавливающих рыбную продукцию для экспорта в страны ЕС, и выдачи ветеринарного сертификата на данный вид продук­ции". По предприятиям АО "Балхашбалык", ОАО "Атыраубалык" были сделаны замечания, которые, по мнению евро­пейской стороны, в дальнейшем могут быть устранены с ми­нимальными затратами под гарантию соответствующих казахстанских органов.

Во время повторной инспекции экспертами Комиссий Ев­ропейского Союза была отмечена необходимость гармониза­ции законодательства ЕК с директивами и решениями КЕС. В частности, была отмечена актуальность разработки новой Ин­струкции по инспекторской проверке компетентными орга­нами РК рыбоперерабатывающих предприятий, критерия микробиологической оценки рыбной продукции и воды, ана­лиза продукции на соли тяжелых металлов, осуществление контроля критических точек технологического процесса в соответствии с директивами Комиссии ЕС.

В ходе инспекции было сказано, что с учетом результатов проверки КЕС будет подготовлен отчет, по итогам рассмот­рения которого Постоянный ветеринарный комитет ЕС при­мет решение о включении РК в список стран-экспортеров рыбной продукции в ЕС. В целом, результаты проведенной в апреле 2000 г. инспекции Комиссии ЕС дали надежду на по­зитивное решение данного вопроса.

Казахстанская сторона прилагала все усилия, чтобы огра­ничительные меры по доступу казахстанской икры и другой рыбной продукции на рынок Европейского Союза были отме­нены. Так, МИД в ноябре 2000 г. направил в адрес представи­тельства Комиссии Европейского Союза в Алматы ноту (исх. № 13/1961) с приложением письменных гарантий компетент­ных органов РК с извещением об устранении казахстанской стороной всех замечаний экспертов Еврокомиссии.

Как было отмечено, 14 декабря 2000 г. на втором заседа­нии Комитета сотрудничества "Республика Казахстан - Евро­пейский Союз" представители Комиссии Евросоюза сообщи­ли о возможном снятии запрета Казахстаном импорта рыбной продукции. В настоящее время Комиссия приняла решение о включении Казахстана в список стран, которым разрешен им­порт икры и рыбной продукции в страны-члены Европейского Союза.

Существует и третья статья запрета торговли с Европей­ским Союзом. В соответствии с Соглашением между прави­тельством Республики Казахстан и Европейским объединени­ем угля и стали о торговле определенными изделиями из ста­ли от 15декабря 1999 г. в отношении казахстанской стали действуют квоты, установленные Комиссией Европейского Союза..

Соглашение по торговле определенными изделиями из стали вступило в силу с 1 января 2000 г. Данное Соглашение обеспечивает согласованные ограничения на экспорт сталепродуктов из Казахстана в Европейский Союз и включает протокол относительно законодательства Республики в области конкуренции, государственной помощи и защиты окружающей среды, стандарты которых должны отвечать требованиям, применяемым в Европейском Союзе. На этой основе была подготовлена платформа для полной либерализации торговли сталепродуктами.

По истечении срока действия указанного Соглашения казахстанская сторона планирует поднять вопрос о возможном снятии квот и разрешении доступа казахстанской продукции на европейский рынок сбыта. |

Одной из проблем во взаимоотношениях между РК и ЕС в 1995 г. была проблема применения антидемпинговых мер по отношению к казахстанским предприятиям. По оценкам ев­ропейских специалистов, во второй половине 90-х гг. склады­вающаяся геополитическая ситуация побуждала Европейский Союз ограничивать масштабы действий, которые могли бы
нанести ущерб его взаимоотношениям с Казахстаном. Последнее оказало свое влияние на ход и результаты антидемпинговых расследований, возбужденных против Казахстанских предприятий по жалобам компаний стран ЕС. Но в 1999 г. были сделаны позитивные сдвиги. Так, например, прекра­щено антидемпинговое расследование по вопросу об импорте в страны ЕС продукции    Усть-Каменгорского титаномагниевого комбината.

Таким образом, Европейский Союз занимает одно из главных мест во внешней торговле Казахстана. Ситуация, складывающаяся во внешнеторговом секторе Республики, свидетельствует о явном увеличении доли Европейского Союза во внешнеторговом обороте страны. Следовательно, необходимы более активные действия по диверсификации как экспорта, так и импорта. Для улучшения условий торговли со странами Европейского Союза необходимо начать работу по заключению самостоятельных соглашений по ценообразованию и маркетингу. Эти меры приведут к усилению стабиль­ности уже существующих торговых связей и выхода Казах­стана на мировой рынок.

В этой связи Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РК и ЕС представляется основным инструментом для дальнейшего улучшения торговых отношений между Казах­станом и Европейским Союзом. Улучшению внешней торгов­ли Республики Казахстан с Европейским Союзом также спо­собствует признание Казахстана как страны с рыночной эко­номикой.

 



Дата: 2019-05-29, просмотров: 187.