Заключение Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Европейским Союзом 23 января 1995 г. завершило официальное политическое оформление отношений между обеими сторонами.
На период между подписанием СПС и его ратификацией национальными парламентами стран-членов ЕС и Европейским парламентом был заключен Временный договор по торговле и связанным с ней вопросам между Республикой Казахстан и Европейским Союзом. Парафирование текста Временного договора состоялось 23 декабря 1994 г. в Брюсселе главой представительства РК при ЕС А.М.Кырбасовым.
Подписание Временного договора, состоявшегося 5 декабря 1995 г. в Брюсселе, явилось стартом для ратификации ранее заключенного СПС рядом государств-членов ЕС (Испания, Ирландия, Великобритания, Дания, Финляндия, Швеция, Австрия). Имевшую место задержку с назначением срока заключения Временного договора по торговле и связанным с ней вопросам между Республикой Казахстан и Европейским Союзом эксперты ЕС объясняли тем, что в Брюссель не был своевременно доставлен текст этого договора на казахском языке. Однако главной причиной задержки с подготовкой Временного договора к заключению, как было уже отмечено, явилась позиция Европарламента, отраженная в резолюции от 7 апреля 1995 г. В этой резолюции Европейский парламент твердо высказывался за приостановление ратификации СПС до проведения в Республике Казахстан парламентских выборов. В этой связи определенное время заняли консультации Европейской Комиссии с Европарламентом по вопросу о подписании Временного договора о торговле и связанным, с ней вопросам между Республикой Казахстан и Европейским Союзом.
Временный договор по торговле и связанным с ней вопросам между Республикой Казахстан и Европейским Союзом вступил в силу 1 апреля 1997 г., т.е. за два года до вступления в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Парламент Республики Казахстан ратифицировал Временный договор в декабре 1996 г. Следует отметить, что данный договор не подлежал ратификации Европейским парламентом. Но согласно установленным нормам между различными институтами ЕС, Комиссии необходимо было выяснить мнение Европарламента относительно его подписания. Договор имел действие только на указанный период (до 1 июня 1999 г. т.е. вступления в силу СПС), но позволил вступить в силу тем статьям Соглашения о партнерстве сотрудничестве, которые не требуют ратификации высшими органами стран-членов Европейского Союза, в частности, касающихся вопросов торговли.
Полное название договора звучит следующим образом: Временный договор по торговле и связанным с ней вопросам между Европейским сообществом, Европейским объединением угля и стали, Европейским сообществом по ядерной энергетики, с одной стороны, и Республикой Казахстан, с другой стороны.
Текст Временного договора состоит из:
- самого текста Временного договора по торговле и связанным с ней вопросам с преамбулой и 33 статей, составивших 4 раздела;
- двух приложений и Заключительного акта.
Основной целью данного договора является практическое обеспечение реализации положений Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Европейским Союзом, относящихся к торговле и связанных с ней вопросами. Следует отметить, что положения СПС заменяют соответствующие положения Соглашения о торговом, коммерческом и экономическом сотрудничестве между Европейскими сообществами и СССР, подписанного 18 декабря 1989 г.
Временный договор в точности повторяет статьи СПС, касающиеся торговли и связанных с ней вопросами. В то же время Временный договор имеет шесть принципиально новых статей (14, 16, 17, 18, 27, 29 Статьи)[21].
В статье 1 раздела I "Общие принципы" Временного договора по торговле и связанным с ней вопросам (СПС-статья 2) подчеркнуто, что существенным элементом партнерства является уважение демократии, принципов международного права и прав человека, определенных, как и в СПС, в Хартии Объединенных Наций, Хельсинском Заключительном Акте и Парижской хартии для Новой Европы, а также принципов рыночной экономики.
В разделе II, статье 2 (СПС-раздел III, статья 8) "Торговля товарами" говорится, что Стороны предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования во всех областях в отношении:
- таможенных пошлин и сборов на импорт и экспорт, включая метод взимания таких пошлин и сборов;
- положений, касающихся таможенного оформления, транзита, товарных складов и транспортировки;
- налогов и других внутренних сборов любого вида, применяемых к импортируемым товарам;
- способов оплаты и перевода таких платежей;
- правил, касающихся продажи, покупки, транспортировки, распределения и использования товаров на внутреннем рынке.
При этом отмечается, что принцип свободного транзита является основным условием достижения целей Временного договора, а каждая Сторона обеспечивает неограниченный транзит на или через свою территорию товаров, происходящих из таможенной территории или предназначенных для таможенной территории другой Стороны (статья 3, СПС-статья 9).
Неотъемлемой частью Временного договора также является Заключительный акт, состоящий из трех совместных казахстанско-европейских деклараций и односторонней Декларации Республики Казахстан. Совместные декларации комментируют статью 7 (относительно предохранительного режима ГАТТ), статью 15 (относительно авторских прав) и статью 28 (о применении термина "случаи особой срочности"). Односторонняя Декларация Республики Казахстан оговаривает присоединение Казахстана к многосторонним конвенциям по правам интеллектуальной, промышленной и коммерческой собственности (перечисляются девять международных документов за 1961-1989 гг.)
Вместе с Временным договором был заключен Протокол о взаимном содействии между административными органами по таможенным вопросам (аналогичный Протоколу СПС), состоящий из 15 статей. Данный Протокол содержит положения по обеспечению правильного применения таможенного законодательства, в особенности, на основе предупреждения, обнаружения или расследования случаев нарушения данного законодательства.
Таким образом, Временный договор по торговле и связанным с ней вопросам между Республикой Казахстан и Европейским Союзом послужил в свое время сигналом для возобновления работы в ряде стран-членов ЕС по ратификации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве.
Временный договор позволил задействовать некоторые положения СПС, касающиеся торгово-экономической части Соглашения на период необходимый для его ратификации парламентами стран-членов Евросоюза, Европарламента и парламента Казахстана. В условиях экономических и политических реформ середины 90-х гг. Временный договор по торговле и связанным с ней вопросам между РК и ЕС сыграл очень важную роль, задействовав вопросы, касающиеся торговли, ранее определенные в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, но еще не вошедшие в силу.
Определив основные цели и принципы Временного договора, Республика Казахстан и Европейский Союз заявили, что торговые отношения - это область специфических политических и экономических интересов, требующая обоюдной активизации взаимоотношений.
Торговые связи РК с ЕС
После обретения независимости стратегия экономических реформ в Казахстане предполагала, в первую очередь, активизацию структурных преобразований в экономике и торговле. Внешнеторговая политика Казахстана в тот период была направлена на формирование системы торговых отношений с государствами Содружества и с зарубежными странами, соответствующей принципам рыночной экономики и способствующей эффективному вхождению Казахстана в мировой рынок.
Необходимо отметить, что для осуществления эффективной внешнеторговой стратегии РК основополагающими признаются следующие принципы: открытость экономики; эффективный валютный режим; развитие торговой инфраструктуры; расширение участия Казахстана на мировом рынке; занятие определенной ниши для отечественных товаров; полномасштабная реализация сравнительных и конкурентных преимуществ во внешней торговле.
В соответствии с данными принципами правительство Республики Казахстан разработало соответствующие программы по стратегии экономических реформ. Первая программа "Государственная программа стабилизации экономики" (1991-1992 гг.) предусматривала регулирование всей межреспубликанской и внешней торговли системой государственных заказов, а также формирование системы контроля со стороны государства за деятельностью хозяйствующих субъектов в сфере внешнеэкономической деятельности. Вторая - "Антикризисная программа" (1993-1995 гг.) положила начало формированию государственной стратегии в сфере внешней торговли. Третья - "Среднесрочная программа экономических реформ в Казахстане" (1996-1998 гг.) предполагала провести политику рационального соблюдения интересов внешнеэкономической и внутрихозяйственной деятельности[22].
Анализ государственных программ в стратегии экономических реформ, затрагивающих и развитие внешнеторгового сектора Республики, позволяет сделать следующие выводы:
- в первые годы независимости кардинальных преобразований во внешнеэкономической сфере не наблюдалось, так как по-прежнему преобладала система государственных закупок и заказов;
- с 1994 г. меры по либерализации внешней торговли приняли целенаправленный характер, происходит постепенная унификация законодательных и нормативных актов, создается система внешней торговли с учетом особенностей национальной экономики;
- прогрессивные тенденции во внешнеторговой сфере обусловили осуществление дальнейших мер по регулированию внешней торговли в соответствии с международными нормами и правилами.
Все меры, проводимые в рамках программ по стратегии экономических реформ, оказали существенное влияние на совершенствование внешнеторговой политики и на формирование положительного сальдо торгового баланса Казахстана, а также способствовали притоку финансовых средств в бюджет страны. В свою очередь, проведенные мероприятия оказали положительное воздействие на достижение частичной макроэкономической стабилизации в стране. Ведь известно, что характер торговых взаимоотношений между странами зависит, прежде всего, от экономической и политической ситуации.
Выступая на расширенном заседании коллегии МИД РК 2 октября 2000 г., Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев особо подчеркнул, что одним из узловых приоритетных направлений внешней политики Казахстана является реализация функциональных задач внешнеполитической деятельности Республики. Было подчеркнуто, что общим знаменателем или задачей, красной нитью, проходящей через все приоритеты, несомненно, является экономизация внешней политики. А одной из функциональных задач внешней политики РК определен поиск выгоды - прежде всего, экономической, а значит и торговой - для Казахстана. На сегодняшний день реалии таковы, что Казахстану необходимо стать сильным, экономически жизнеспособным и политически суверенным государством в Центральной Азии. В условиях нарастающей глобализации мирового развития Казахстан должен обеспечить себе устойчивый доступ к трансевропейскому рынку.
В XXI веке торговля и торговые связи между государствами играют и будут играть все больше растущую роль в современных международных отношениях. В настоящее время сложилась устойчивая ориентация государств к развитию стабильных торговых отношений с другими странами. И Казахстан здесь не является исключением. Мировой рынок постоянно развивается и имеет достаточно подвижную конструкцию, поэтому для эффективного использования внешнеэкономического потенциала Казахстана необходимо постоянное изучение и прогнозирование изменений и колебаний на мировых рынках для корректировки внешнеторговой деятельности страны. Ситуация, складывающаяся в условиях глобализации и интеграции, свидетельствует о том, что торговля на сегодняшний день - одна из основных тенденций современного мирового развития.
Европейский Союз и Республика Казахстан разрабатывают стратегию во взаимоотношениях друг с другом. Развитие у торговых связей с Казахстаном определено как одно из основных направлений этой стратегии. Одним из первых соглашений, затрагивающих торговые интересы между Европейским Союзом и СССР, являлось выше упомянутое н "Соглашение о торговом, коммерческом и политическом co-mi трудничестве", подписанное 18 декабря 1989 г. между ЕЭС и СССР. Благодаря данному соглашению, стороны предоставили друг другу режим наибольшего благоприятствования. Это соглашение открыло странам СНГ (включая центрально-азиатский регион) как правопреемникам бывшего СССР доступ на единый рынок Европейского Союза, формирование которого в начале 90-х гг. находилось в завершающей стадии. Оно также предусматривало постепенное устранение количественных ограничений в торговле со стороны ЕС и экономическое сотрудничество в целом ряде сфер, представлявших взаимный интерес. Согласно соглашению, планировалось создание объединенного комитета, призванного контролировать выполнение соглашения, а также делать рекомендации касательно любого аспекта экономических отношений между двумя сторонами. Таким образом, уже в 1989 г. был заложен первый кирпичик в либерализацию торговых отношений между Европейским Союзом и странами Центральной Азии, а затем, соответственно, независимого Казахстана.
Как было отмечено выше, основные аспекты торгового сотрудничества между РК и ЕС отражены в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве от 23 января 1995 г. и во Временном договоре по торговле и связанным с ней вопросам между Республикой Казахстан и Европейским Союзом, подписанном 5 декабря 1995 г. В СПС торговле товарами посвящен раздел III Соглашения (статьи 8-18). А Временный договор полностью затрагивает положения, касающиеся торговли и связанных с ней вопросов. Следовательно, торговые отношения между РК и ЕС нашли свое официальное выражение в данных соглашениях, которые в настоящий момент приобретают все более динамичный характер.
В целом Европейский Союз является вторым крупнейшим торговым партнером Казахстана после Российской Федерации. А Казахстан определен как один из основных торговых партнеров ЕС в Центральной Азии. Большая значимость двусторонней торговли обусловливается свободой рыночной экономики Казахстана. 9 октября 2000 г. Европейский Совет внес дополнение в постановление Евросоюза (№ 384/96) по антидемпингу с целью расширения специального режима рыночной экономики для Казахстана, т.е. Евросоюз признал экономику Республики рыночной. Преимущества данного режима связаны с тем, что дают возможность экспортерам из Казахстана доказывать, что они действуют в условиях рыночной, а не государственной экономики. Теперь антидемпинговые расследования основываются на ситуации, существующей в Казахстане, и не связаны с ситуацией в других третьих странах с рыночной экономикой. В дополнение к постановлению Европейский Совет пересмотрел критерии индивидуального подхода к казахстанским компаниям по антидемпинговому вопросу. В настоящее время казахстанские производители и экспортеры имеют право в каждом отдельном случае доказывать, что их производственные издержки и цены не находятся под влиянием государства. Преимущество теперь заключается в том, что стоимость продукции казахстанских производителей и экспортеров исчисляется на основе реальных производственных затрат и цен. В случае отсутствия таких доказательств исчисления производятся на основе издержек и цен, существующих в сравнимой третьей стране с рыночной экономикой.
Постановление вступило в силу 12 октября 2000 г. и имеет большое значение для укрепления и развития двусторонней торговли между Казахстаном и Евросоюзом. Признание Европейским Союзом экономики Казахстана рыночной является важным шагом, свидетельствующим о развитии качественно нового уровня торговых и экономических взаимоотношений Республики Казахстан и Европейского Союза. Речь идет не только о расширении доступа казахстанских товаров на рынки Евросоюза, но и о резюмировании успехов Казахстана в проведении демократических и рыночных преобразований, являющихся важным шагом к вступлению страны во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Подготовка Республики Казахстан к вступлению в ВТО планомерно ведется с 1996 г. Вступление Казахстана в ВТО является приоритетным направлением внешней политики Республики и отражает ее желание участвовать во всемирной торговле на равных правах со странами всего земного шара. Большинство содержащихся в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве положений о торговле основано на соответствующих статьях ВТО. В связи с этим СПС между РК и ЕС открывает Казахстану путь к вступлению во Всемирную торговую организацию. Вступление Казахстана в ВТО позволит усовершенствовать торговое законодательство, ускорить внутренние экономические реформы, а также обеспечить большую стабильность и прогнозируемость для бизнесменов ЕС при осуществлении ими экспорта или инвестиций в Казахстан. Казахстанские экспортеры также получат привилегии, поскольку они смогут обеспечить свои права, осуществляя бизнес в любой стране. Евросоюз придает огромное значение развитию условий торговли с Казахстаном в контексте экономики свободного рынка. Поэтому он поддерживает Казахстан в его желании вступить в ВТО и продолжает предпринимать меры для развития торговли и инвестиций ЕС в Казахстане, в особенности, посредством оказания технического содействия экономическим и законодательным реформам.
В июле 2001 г. казахстанская делегация провела в Женеве переговоры с представителями 15 государств-участников рабочей группы ВТО, где были достигнуты договоренности со странами Европейского Союза, Японией, США и Австралией по вопросам доступа товаров на рынки. Как отметил министр экономики и торговли Ж.Кулекеев на прошедшей 24 июля 2001 г. пресс-конференции, участие во Всемирной торговой организации для Казахстана будет чрезвычайно полезным, однако на выполнение всех выдвигаемых организацией условий уйдет еще некоторое время.
Говоря о перспективах внешнеэкономических отношений Казахстана с Европейским Союзом, следует учитывать то обстоятельство, что объем торговли между странами ЕС на 60% превышает уровень экспорта Евросоюза в остальные страны мира. Эта тенденция сохранится в ближайшем будущем в результате роста доходов и реформ внутреннего рынка. Она также окажет воздействие на политику ЕС в отношениях с третьими странами. Показатели развивающейся торговли между Европейским Союзом и Казахстаном положительные. Сегодня ЕС является одним из самых крупных экономических и торговых партнеров Казахстана, наряду с Российской Федерацией. Если доля ЕС во внешнеторговом обороте Казахстана составляла в 1996 г. 16,24%, в 1997 г. - 24,38%, то в 1998 г. этот показатель возрос до 27,94%. В 1999 г. произошел упадок удельного веса ЕС в общем объеме товарооборота до 23,9%. В 2000 г. доля ЕС во внешнеторговом обороте РК составляла 21,77%. На январь 2001 г. его доля уже составляет 24,2%[23].
По итогам 1996 г. внешнеторговый оборот между РК и ЕС составил 1649,2 млн. долл. США, в том числе экспорт Республики Казахстан равнялся 1095,4 млн. долл. США, или 18,5% к итогу, а импорт - 553,8 млн. долл. США, или 13,1% от общего объема.
В 1997 г. этот показатель составлял уже 2632,5 млн., в том числе экспорт РК - 1707,5 млн., импорт - 925,0 млн. (соответственно 26,3% экспорта и 21,5% импорта от общего объема товарооборота).
В 1998 г. произошло увеличение товарооборота ЕС и РК до 2734,8 млн. долл. Экспорт Казахстана равнялся 1690,5 млн. долл. США, а импорт - 1044,3 млн., или 31,1% экспорта и 24,0% импорта.
Но в 1999 г. товарооборот сократился на 18% по сравнению с предыдущим годом и составил более 2215,3 млн., в том числе экспорт РК составлял 1283,4 млн. долл., импорт - 931,9 млн., а это 22,9% экспорта и 25,3% импорта от общего объема товарооборота.
В 2000 г. внешнеторговый товарооборот вновь увеличился и составил 3090,1 млн. долл., экспорт РК равнялся 2023,8 млн. долл. США, импорт - 1066,3 млн., то есть 22,7% экспорта и 20,1% импорта. В январе 2001 г. товарооборот между РК и ЕС составил 267,2 млн. долл. США, экспорт РК составил 174,5 млн., импорт - 92,7 млн., то есть 25,6% экспорта и 21,8% импорта. При этом ежегодно отмечается положительное для Казахстана сальдо.
Во внешнеторговом обороте Казахстана по итогам 1996 г. среди стран-членов Европейского Союза наиболее крупными партнерами оставались Германия - 3,74% от общего мирового объема товарооборота, Нидерланды - 3,46%, Великобритания - 3,02%, Италия -2,36%, Финляндия - 1,65%. Далее следуют следующие страны ЕС - Ирландия - 0,42%, Франция - 0,40%, Бельгия - 0,38%, Австрия - 0,33%, Швеция - 0,19% и Испания - 0,05%..
По итогам 1999 г. картина выглядит следующим образом: Германия по-прежнему остается наиболее крупным партнером Казахстана во внешнеторговом обороте - 6,68%, Италия увеличила свой внешнеторговый оборот с Казахстаном до 5,61%, далее идет Великобритания - 4,48%, Нидерланды -2,82%, Финляндия и Франция - 0,91%, Бельгия - 0,66%, Ирландия - 0,54%, Швеция - 0,48%, Испания - 0,26% и Австрия -0,21%.
Во внешнеторговом обороте Казахстана по итогам за 2000 г. Италия вырвалась вперед - 7,37%, Германия занимает второе место - 6,34%, Великобритания - 3,41%, затем следуют Нидерланды - 2,14%, Финляндия - 0,89%, Франция - 0,64%, Швеция - 0,46%, Бельгия - 0,28%, Австрия - 0,12%, Испания -0,11%, Ирландия - 0,07%, Дания -0,06%, Люксембург - 0,03%, Греция - 0,01% и Португалия - 0,002%.
Уже за январь 2001 г. доля Италии во внешнеторговом обороте Казахстана составила 10,47%, Германии - 7,40% и Великобритании - 2,92%. Увеличение товарооборота с ЕС, в основном, произошло за счет Италии, удельный вес товарооборота с которой возрастает с каждым годом. Один из факторов роста экспорта в Италию обусловлен ростом производства промышленности Италии в январе 2001 г. до 1,9% в связи с чем наблюдалась тенденция увеличения экспорта нефти, рафинированной меди, мазута.
Таким образом, в тройку крупнейших казахстанских торговых партнеров на период с 1996 г. по 2001 г. входят такие страны, как Германия, Италия и Великобритания.
Рассмотрим картину товарооборота Казахстана со странами Европейского Союза более подробнее.
Италия занимает ведущее место по объему внешней торговли с Республикой Казахстан, особенно в 2000 г. и первом полугодии 2001 г. Об этом говорят следующие цифры: товарооборот между Италией и Казахстаном равнялся в
1996 г. - 239,3 млн. долл. США (экспорт РК - 197,1 млн., импорт - 42,2 млн.);
1997 г. - 442,0 млн. долл. США (экспорт РК- 357,3 млн., импорт - 84,7 млн.);
1998 г. - 581,9 млн. долл. США (экспорт РК- 492,6 млн., импорт - 89,3 млн.);
1999 г. - 526,0 млн. долл. США (экспорт РК - 418,9 млн., импорт- 107,1 млн.);
2000 г.-1046,8 млн. долл. США (экспорт РК - 891,9 млн., импорт -154,9 млн.);
в январе 2001 г. - 115,6 млн. долл. США (экспорт РК -100,7 млн., импорт - 14,9 млн.)
В 1996-2001 гг. германо-казахстанские отношения развивались достаточно позитивно. Это относится и к развитию двусторонних отношений в области внешней торговли. Об этом говорят следующие цифры: согласно официальным данным товарооборот между странами составлял в:
1996 г. - 380,7 млн. долл. США (экспорт РК - 183,0 млн., импорт- 197,7 млн.);
1997 г. - 720,7 млн. долл. США (экспорт РК - 353,0 млн., импорт - 367,7 млн.);
1998 г. - 647,9 млн. долл. США (экспорт РК - 281,5 млн., импорт - 366,4 млн.);
1999 г. - 620,1 млн. долл. США (экспорт РК- 332,5 млн., импорт - 287,6 млн.);
2000 г. - 900,2 млн. долл. США (экспорт РК - 566,6 млн., импорт - 333,6 млн.);
в январе 2001 г. - 81,7 млн. долл. США (экспорт РК V 53,1 млн., импорт - 28,6 млн. долл. США).
Товарооборот между Великобританией и Казахстаном равнялся:
1996 г. - 307,3 млн. долл. США (экспорт РК - 230,8 млн., импорт - 76,5 млн.);
1997 г. - 690,1 млн. долл. США (экспорт РК - 548,7 млн., импорт- 141,4 млн.);
1998 г. - 701,9 млн. долл. США (экспорт РК - 483,5 млн., импорт - 218,4 млн.);
1999 г. - 422,0 млн. долл. США (экспорт РК - 189,1 млн., импорт - 232,9 млн.);
2000 г. - 450,3 млн. долл. США (экспорт РК - 231,0 млн., импорт - 219,3 млн.);
в январе 2001 г. - 32,2 млн. долл. США (экспорт РК -8,0 млн., импорт - 24,2 млн.)
В 1998 г. доля Великобритании возросла в торговом товарообороте с Казахстаном в связи с увеличением поставок нефти в эту страну.
При этом необходимо отметить, что Германия на период 1996 -1999 гг. всегда оставалась на первом месте по объему товарооборота с Казахстаном, Италия, начиная с 1999 г., увеличила свою долю и уже в 2000 г. и в январе 2001 г. заняла первое место, Великобритания оставалась на третьем месте в 1999-2000 гг. и в январе 2001 г[24].
Таким образом, по итогам 2000 г. и января 2001 г. рейтинг мест по объему внешней торговли Казахстана со странами-членами Европейского Союза выглядит следующим образом: Италия - 1-е место, Германия - 2-е место, Великобритания - 3-е, Нидерланды - 4-е, Финляндия - 5-е, Франция - 6-е, Швеция - 7-е, Бельгия - 8-е, Австрия - 9-е, Испания -10-е, Ирландия - 11-е, Дания - 12-е, Люксембург - 13-е, Греция 14-е и Португалия - 15-е место.
Привлекательность для Казахстана рынков стран-членов ЕС состоит в том, что он достаточно отрыт для казахстанских товаров вследствие низких таможенных пошлин на импорт из Казахстана и существующей системы преференций. Казахстан за последние два года имеет положительное сальдо в торговле с Европейским Союзом. Необходимо заметить, что в целом структура товарооборота не претерпевает значительных изменений. Топливо, нефть, нефтепродукты, черные металлы, медь, изделия из нее, минеральные продукты и зерно занимают основное место в экспорте казахстанских предприятий. Основными потребителями казахстанской продукции являются Германия, Италия, Великобритания и Нидерланды.
В структуре импорта преобладают реакторы, котлы, машины и оборудование, электротехническое оборудование и средства наземного, воздушного и водного транспорта, их части и принадлежности, изделия из черных металлов, одежда, обувь и другие товары народного потребления. Основными поставщиками импортной продукции являются Германия, Великобритания, Италия, Нидерланды и Франция.
ЕС является крупным потребителем энергетических ресурсов РК (прежде всего, нефти и газа). В целом эти интересы сводятся к тому, чтобы ЕС принимал участие в реализации инвестиционных проектов, связанных с добычей энергоносителей, созданием сети нефте- и газопроводов. Как отметил Майкл Хамфриз, глава представительства Комиссии ЕС в РК, Европейский Союз в будущем может вытеснить США с нефтяного рынка Казахстана. Республика, располагающая солидными запасами нефти и газа, также может найти в Европейском Союзе крупнейшего партнера для экспорта нефти в страны Европы.
Минеральное сырье как основная статья импорта ЕС из Казахстана испытывает острую конкуренцию со стороны юго-восточных производителей и даже стран ЕС, а также России и Восточной Европы.
Реформы внутреннего рынка Евросоюза оказывают большой эффект на импорт в страны члены ЕС из Казахстана, чем на экспорт. Существенный рост экспорта в государства члены ЕС может быть обеспечен за счет новых товаров, которые будут производиться с помощью иностранных инвестиций и технологий, хотя торговый оборот по-прежнему будет отставать от масштабов капиталовложений в течение ряда лет. Также открываются перспективы экспорта казахстанской сельскохозяйственной продукции в страны-члены ЕС.
Данные свидетельствуют о том, что в период с 1995 по 1997 гг. наблюдался спад во внешнеторговом секторе Республики. При этом, начиная с переломного 1998 г., происходит улучшение показателей товарооборота Казахстана с Европейским Союзом. Таким образом, вырисовывается картина, исходя из которой видно, что пик активности товарооборота между Казахстаном и Европейским Союзом пришелся на 1998 г. и 2000 г. Рост мировых цен на основные виды экспорта Казахстана в некоторой степени способствовал улучшению ситуации во внешней торговле. Снижение удельного веса в экспорте Казахстана стран ЕС в 1999 г. почти на 11%, полученное на основе таможенной статистики, не совсем адекватно реальным объемам торговли с этим регионом. В целом практически по всей продукции за последние два года наблюдается тенденция повышения экспорта. По данным статистики, за 2000 г. по сравнению с 1999 г. в стоимостном выражении вырос экспорт черных металлов, цинка, алюминия. При этом в несколько раз увеличился экспорт черных металлов в Германию, Нидерланды, Финляндию.
Среди стран ЕС в экспорте существенно снизилась доля Великобритании (на 6,1%) и Нидерландов (на 3,5%). При этом доля этих стран в импорте резко возрастает. Данные за 2000 г. показывают, что доля ЕС во внешнеторговом обороте Казахстана начала достигать прежние позиции по сравнению с 1999 г.
Несмотря на некоторое замедление темпов роста экономики стран еврозоны, в целом на сегодняшний день сохраняется благоприятная экономическая ситуация. В связи с этим в 2001 г., по статистическим данным, Казахстан может сохранить экспорт черных и цветных металлов, а также других видов продукции на уровне 2000 г. По-прежнему статьями экспорта в РК из стран-членов ЕС является машинотехническое оборудование. Например, поставка машин, оборудования из стран-членов Евросоюза увеличилась в 2,1 раза в январе-феврале 2001 г. по сравнению с январем-февралем 2000 г., а удельный вес за тот же период вырос с 33,9% до 37,4%.
Как уже не раз отмечалось, в настоящее время ключевыми торговыми партнерами Казахстана в Европе являются Федеративная Республика Германия, Италия и Великобритания, которые по своему экономическому и политическому влиянию, роли в европейском строительстве являются ведущими странами на континенте.
В первые годы развития Казахстана, по оценкам немецких экспертов, его экономические отношения с Германией складывались удачно и имели обнадеживающие перспективы. Однако на сегодняшний день казахстанско-германские торговые отношения переживают сложный период. Особенно уменьшилась доля Германии во внешнеторговом обороте Казахстана в 2000 г. и 2001 г. Вообще существенное снижение активности в торговых отношениях между РК и ФРГ связано с ограничениями в получении средств по кредитной линии "Гермес"[25].
На данный момент существует огромный потенциал для расширения экономического и торгового сотрудничества между ФРГ и РК. Германия в какой-то степени зависит от импорта энергоносителей, которые имеются в Казахстане. Кроме того, Германия важна для Казахстана не только как потенциальный потребитель сырьевых ресурсов, но и тем, что обладает высоким технологическим уровнем, богатым опытом управления экономикой и финансово-кредитной сферой. В свою очередь, Казахстан является важным партнером для Германии по ряду объективных причин. Во-первых, РК обладает богатыми природными ископаемыми (нефть, газ, уголь, золото, вольфрам, медь, молибден, свинец, цинк и т.д.) А во-вторых, стратегическое значение Казахстана для Германии и Европы будет постоянно возрастать по мере увеличения мировой потребности в них. В Казахстане имеется растущий рынок сбыта, вторая по численности в СНГ немецкая диаспора, дешевая рабочая сила, высокий образовательный и культурный уровень населения, разветвленная сеть научно-исследовательских учреждений, стабильная внутриполитическая ситуация. Все это свидетельствует о долгосрочном и перспективном сотрудничестве сторон.
В основном, экспорт из Казахстана представлен хромовыми рудами и концентратами, феррохромом, цветными металлами, углем, кожевенным сырьем. Германия импортирует из РК ячмень, гербициды, пищевкусовое сырье и продукты питания, оборудование для переработки сельхозпродукции, технологическое оборудование, автомобили, различный инструмент, мебель.
Успешному экономическому и торговому развитию мёжду Республикой Казахстан и ФРГ способствуют заседания Казахстанско-германского координационного совета по экономическому сотрудничеству и рабочей группы по инвестициям и торговле казахстанско-германского координационного совета по экономическому сотрудничеству.
Визиты Верховного комиссара Европейского Союза Ханс ван ден Брука в Алматы в 1996 г. свидетельствуют о большой заинтересованности развития долгосрочных отношений, как на уровне ЕС, так и на уровне Германии. Во время второго приезда в августе 1996 г. X. ван ден Брук акцентировал свое внимание на том, что 1996 г. стал годом укрепления связей между Казахстаном и Европейским Союзом, причем сотрудничество развивалось не только в экономической, но и в политической сфере. Последнее обстоятельство, по мнению Xван ден Брука, особенно важно, ибо свидетельствует о стабильном характере контактов. Свой оптимизм он перенес на сотрудничество в области нефти и газа. Эта сфера, по мнению представителя ЕС, притягивает европейских деловых людей. Именно с того времени европейский бизнес начал принимать участие в разработке, переработке и транспортировке казахстанской нефти с Тенгизского, Карачаганакского месторождений и из Каспийского шельфа. В Казахстане существует специальная рабочая группа по нефти и трубопроводам, созданная по инициативе ЕС.
В последний год довольно успешно развиваются торгово-экономические отношения между Казахстаном и Италией. В 2000 г. Италия вышла на первое место по объему товарооборота с РК. Данные за январь 2001 г. говорят, что в этом году Италия также останется главным торговым партнером Казахстана.
Главную статью казахстанского экспорта в Италию составляют рафинированная медь и ее сплавы. Италия, в свою очередь, заинтересована в увеличении объема импорта меди, специальных сплавов цинка.
Успешному продвижению торгово-экономических отношений между РК и Италией способствует казахстанско-итальянская Торговая палата, созданная в ноябре 1992 г. В задачи Торговой палаты входит, прежде всего, оказание содействия в развитии торговли, проведение ярмарок, выставок, семинаров.
Великобритания большое внимание уделяет развитию торгово-экономических связей с Казахстаном. В свою очередь, Казахстан заинтересован в дальнейшем развитии этих отношений. Это объясняется тем, что Великобритания занимает ведущие позиции в мировой финансовой иерархии.
На сегодняшний день Великобритания входит в тройку лидирующих торговых партнеров Республики. Основными статьями экспорта в Великобританию являются редкие, цветные и черные металлы, нефтепродукты, хлопок, шерсть, сталь, медь, удобрения. Казахстан импортирует машины, оборудование, бытовую технику, электронику, медикаменты, пестициды, продукты питания, обувь, одежду.
Сегодня можно говорить об активизации в работе Казахстанско-Британского совета по торгово-экономическому сотрудничеству (КБСТЭС), созданного на основе Казахстанско-Британского торгово-промышленного совета. Традиционными стали поездки британских бизнесменов в Казахстан и, в свою очередь, поездки казахстанских деловых кругов в Великобританию под эгидой КБСТЭС и посольств обеих сторон для более глубокого расширения и углубления сотрудничества между РК и Великобританией.
На сегодняшний день не столь успешно развиваются отношения между Казахстаном и Францией. В торгово-экономических отношениях между Казахстаном и Францией имеется большой нераскрытый потенциал. Республике необходимо активизировать эти отношения, так как Франция является одной из ведущих мировых держав.
Начиная с 1996 г., Франция оставалась шестым торговым партнером Казахстана среди стран-членов Европейского Союза. Основной удельный вес в экспорте приходится на хлопковолокно, шерсть, бериллий, фосфор, казеин, полистирол, кожевенное сырье. Казахстан закупает во Франции продукцию машиностроения, электроники, фармацевтической промышленности и агропромышленного семгора. Также заметны объемы закупок косметической и парфюмерной промышленности.
Большой вклад в развитие казахстанско-французских торгово-экономических отношений вносят Межправительственная казахстанско-французская группа и Франко-казахская Торговая палата, организованная в 1994 г.
Интенсификации торговых и экономических отношений между РК и Испанией способствует межправительственная казахстанско-испанская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству на уровне заместителей глав правительств, первое заседание которого состоялось в феврале 1997 г.
Несмотря на достигнутые успехи, имеются некоторые проблемы, связанные с торговлей между Казахстаном и Европейским Союзом. Для казахстанского ферросилиция закрыт доступ на европейский рынок, который защищен антидемпинговыми пошлинами, направленными на импорт из стран СНГ. Эти пошлины были введены в середине 1993 г. под давлением европейских производителей ферросилиция, заинтересованных в запрете импорта ферросплавов из России и Казахстана. Но в октябре 2000 г. Совет Европейского Союза
принял решение о внесении поправок в антидемпинговое правило.
В настоящее время "Аксуский завод ферросплавов" ОАО "КазХром" является единственным в Казахстане производителем ферросплавов и имеет все условия для снятия антидемпинговых пошлин на импорт ферросилиция из Казахстана. В результате либерализации экономики и цен в 1993-1999 гг. на заводе сложились условия для формирования мировых цен на ферросилиций, не позволяющие таким образом устанавливать демпинговую цену на ферросилиций[26].
В марте 2000 г. ОАО "КазХром" были направлены в адрес европейской стороны соответствующие материалы к официальному вопроснику Комиссии Европейского Союза. В мае того же года Комитетом по антидемпинговому контролю МЭИТ было направлено письмо в Комиссию ЕС с просьбой проинформировать о состоянии вопроса по проведению антидемпингового расследования в отношении казахстанского ферросилиция. В свою очередь, Еврокомиссия обратилась с предложением в адрес Совета ЕС о прекращении действия антидемпинговых мер в отношении казахстанского ферросилиция.
На прошедшем 14 декабря 2000 г. втором заседании Комитета сотрудничества Республика Казахстан – Европейский Союз" европейская сторона сообщила об отмене пошлины на ферросилиций и возможности осуществления Казахстаном импорта рыбной продукции.
По оценкам казахстанских экономистов, снятие антидемпинговой пошлины на ферросилиций из Казахстана позволит восполнить дефицит кремниевых сплавов на европейском рынке без нанесения материального ущерба национальной промышленности стран Европейского Союза.
Также существовали ограничительные меры по доступу казахстанской икры и другой рыбной продукции на рынок Европейского Союза. 26 марта 1999 г. решением Комиссии ЕС Казахстан был исключен из списка стран, экспортирующих икру и другую рыбную продукцию в страны-члены ЕС. Это было вызвано ввиду недостатков, выявленных в ходе инспекционного визита экспертов Комиссии Европейского Союза в Казахстан в ноябре-декабре 1998 г., в то время эти меры носили больше технический характер. Они были связаны с требованиями санитарных и гигиенических стандартов ЕС для импортируемой пищевой продукции, поскольку существует разница между казахстанскими и европейским стандартами. Также первоначально решение мотивировалось отсутствием законодательной базы для производства и реализации рыбной продукции на предприятиях АО "Балхашбалык", ОАО "Атыраубалык", ТОО "Амиров и К".
В апреле 2000 г. состоялась повторная инспекция в Казахстан экспертов Комиссии ЕС, в ходе которой была проверена работа указанных предприятий, а также ряда республиканских и ведомственных структур по ветеринарному надзору. Получено положительное заключение ЕК по принятым казахстанской стороной документам: "Ветеринарно-санитарным правилам и нормам для предприятий по производству рыбной продукции", "Правилам учета предприятий и судов РК, изготавливающих рыбную продукцию для экспорта в страны ЕС, и выдачи ветеринарного сертификата на данный вид продукции". По предприятиям АО "Балхашбалык", ОАО "Атыраубалык" были сделаны замечания, которые, по мнению европейской стороны, в дальнейшем могут быть устранены с минимальными затратами под гарантию соответствующих казахстанских органов.
Во время повторной инспекции экспертами Комиссий Европейского Союза была отмечена необходимость гармонизации законодательства ЕК с директивами и решениями КЕС. В частности, была отмечена актуальность разработки новой Инструкции по инспекторской проверке компетентными органами РК рыбоперерабатывающих предприятий, критерия микробиологической оценки рыбной продукции и воды, анализа продукции на соли тяжелых металлов, осуществление контроля критических точек технологического процесса в соответствии с директивами Комиссии ЕС.
В ходе инспекции было сказано, что с учетом результатов проверки КЕС будет подготовлен отчет, по итогам рассмотрения которого Постоянный ветеринарный комитет ЕС примет решение о включении РК в список стран-экспортеров рыбной продукции в ЕС. В целом, результаты проведенной в апреле 2000 г. инспекции Комиссии ЕС дали надежду на позитивное решение данного вопроса.
Казахстанская сторона прилагала все усилия, чтобы ограничительные меры по доступу казахстанской икры и другой рыбной продукции на рынок Европейского Союза были отменены. Так, МИД в ноябре 2000 г. направил в адрес представительства Комиссии Европейского Союза в Алматы ноту (исх. № 13/1961) с приложением письменных гарантий компетентных органов РК с извещением об устранении казахстанской стороной всех замечаний экспертов Еврокомиссии.
Как было отмечено, 14 декабря 2000 г. на втором заседании Комитета сотрудничества "Республика Казахстан - Европейский Союз" представители Комиссии Евросоюза сообщили о возможном снятии запрета Казахстаном импорта рыбной продукции. В настоящее время Комиссия приняла решение о включении Казахстана в список стран, которым разрешен импорт икры и рыбной продукции в страны-члены Европейского Союза.
Существует и третья статья запрета торговли с Европейским Союзом. В соответствии с Соглашением между правительством Республики Казахстан и Европейским объединением угля и стали о торговле определенными изделиями из стали от 15декабря 1999 г. в отношении казахстанской стали действуют квоты, установленные Комиссией Европейского Союза..
Соглашение по торговле определенными изделиями из стали вступило в силу с 1 января 2000 г. Данное Соглашение обеспечивает согласованные ограничения на экспорт сталепродуктов из Казахстана в Европейский Союз и включает протокол относительно законодательства Республики в области конкуренции, государственной помощи и защиты окружающей среды, стандарты которых должны отвечать требованиям, применяемым в Европейском Союзе. На этой основе была подготовлена платформа для полной либерализации торговли сталепродуктами.
По истечении срока действия указанного Соглашения казахстанская сторона планирует поднять вопрос о возможном снятии квот и разрешении доступа казахстанской продукции на европейский рынок сбыта. |
Одной из проблем во взаимоотношениях между РК и ЕС в 1995 г. была проблема применения антидемпинговых мер по отношению к казахстанским предприятиям. По оценкам европейских специалистов, во второй половине 90-х гг. складывающаяся геополитическая ситуация побуждала Европейский Союз ограничивать масштабы действий, которые могли бы
нанести ущерб его взаимоотношениям с Казахстаном. Последнее оказало свое влияние на ход и результаты антидемпинговых расследований, возбужденных против Казахстанских предприятий по жалобам компаний стран ЕС. Но в 1999 г. были сделаны позитивные сдвиги. Так, например, прекращено антидемпинговое расследование по вопросу об импорте в страны ЕС продукции Усть-Каменгорского титаномагниевого комбината.
Таким образом, Европейский Союз занимает одно из главных мест во внешней торговле Казахстана. Ситуация, складывающаяся во внешнеторговом секторе Республики, свидетельствует о явном увеличении доли Европейского Союза во внешнеторговом обороте страны. Следовательно, необходимы более активные действия по диверсификации как экспорта, так и импорта. Для улучшения условий торговли со странами Европейского Союза необходимо начать работу по заключению самостоятельных соглашений по ценообразованию и маркетингу. Эти меры приведут к усилению стабильности уже существующих торговых связей и выхода Казахстана на мировой рынок.
В этой связи Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РК и ЕС представляется основным инструментом для дальнейшего улучшения торговых отношений между Казахстаном и Европейским Союзом. Улучшению внешней торговли Республики Казахстан с Европейским Союзом также способствует признание Казахстана как страны с рыночной экономикой.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 187.