Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Европейским Союзом (СПС)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве устанавлива­ет между Республикой Казахстан и Европейским Союзом и его государствами-членами стабильные политические отно­шения, закрепляя расширение связей между РК и ЕС и запад­ным миром в целом. Впечатляет количество и разнообразие событий, предшествующих подписанию СПС между Респуб­ликой Казахстан и Европейским Союзом. В частности, в 1991 г. Европейский Союз признал Казахстан независимым госу­дарством; 15 апреля 1993 г. было открыто посольство РК в Королевстве Бельгия, а семь государств-членов ЕС и Комис­сия Европейского Союза открыли свои посольства в Алматы; Европейская энергетическая хартия (ЕЭХ), подписанная 16-17 декабря 1994 г., явилась первым международным докумен­том, заключенным Республикой Казахстан после обретения независимости; 23 января 1995 г. было подписано Соглаше­ние о партнерстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Республикой Казахстан; 5 декабря 1995 г. - Вре­менное соглашение по торговле; и, наконец, 1 июля 1999 г. вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РК и ЕС[18].

ЕС подписал похожие Соглашения партнерстве и сотруд­ничестве со многими другими Новыми независимыми госу­дарствами. Со всеми странами Центральной и Восточной Ев­ропы, которые подали заявление на вступление в ЕС, Евро­пейское сообщество заключило соглашения об ассоциирован­ном членстве, которые также называются "Европейскими со­глашениями".

Главная отличительная черта всех Соглашений ЕС состо­ит в том, что они являются так называемыми "смешанными" документами и заключаются как с Сообществом, так и с их государствами-участниками. Помимо Европарламента их ра­тифицируют национальные парламенты стран-членов ЕС.

Так как на осуществление всех процедур уходит до двух лет, при парафировании 24 мая 1994 г. СПС между РК и ЕС было оговорено, что в течение комплексной ратификации бу­дет применяться так называемый "Временный договор". Для его вступления требуется только лишь одобрение Европей­ского парламента и Совета министров.

В октябре 1992 г. Совет министров Европейского Союза принял положения для проведения переговоров по Соглаше­ниям о партнерстве и сотрудничестве со странами бывшего Советского Союза. В течение 1993-1994 гг. было проведено два раунда переговоров с Республикой Казахстан на базе этих положений. Осенью 1994 г. продолжились контакты и консультации между РК и ЕС, целью которых была подготовка того самого Временного договора, позволяющего вступить в силу положениям о торговле, а также относящихся к нему положениям из СПС. Работа над Временным договором была приостановлена, потому что в Брюссель не был вовремя пред­ставлен текст на казахском языке, к середине ноября казах­ский текст был получен. Но к концу 1994 г. стало ясно, что Казахстану придется заключать соглашение с новой Комис­сией ЕС под руководством премьер-министра Люксембурга Ж.Сантера.

Дальнейшему сотрудничеству ЕС со странами Централь­ной и Восточной Европы предшествовала прошедшая 9-10 декабря 1 994 г. в Эссене встреча на высшем уровне, на которой главы государств-членов ЕС приняли документ о страте­гии, призванной определить политику Евросоюза на несколь­ко лет вперед. Центральное место в этом документе занимала новая стратегия ЕС, нацеленная на сотрудничество и интеграцию в ЕС государств Центральной и Восточной Европы. Помимо этого региона, Европейский Союз придавал большое значение сотрудничеству со средиземноморскими государст­вами. Таким образом, большинство стран СНГ, в том числе и Казахстан, оставались на периферии европейских экономиче­ских и политических интересов.

Но в скором времени ситуация в корне изменилась. К концу 1994 г. сложились все предпосылки и условия - эко­номические, политические и дипломатические для полноцен­ного сотрудничества Казахстана с Европейским Союзом. Эта необходимость ощущалась обеими сторонами. ЕС уже распо­лагал развернутой стратегией для своей политики в отноше­нии Новых независимых государств на территории бывшего Советского Союза. В данном случае стратегия была адапти­рована применительно и к Республике Казахстан. Заключе­нию СПС способствовало также быстрое парафирование тек­ста Соглашения о Партнерстве и Сотрудничестве между Европейским Союзом и Республикой Казахстан уже в мае 1994г.

Таким образом, подписание масштабного документа, предусматривающего установление тесных и многообразных связей между Казахстаном и ЕС в политической, экономиче­ской, социальной и культурной сферах, состоялось в конце января 1995 г. в Брюсселе.

23 января 1995 г. Президент Казахстана Н.А.Назарбаев и председатель Комиссии Европейского Союза Ж.Сантер под­писали Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Республикой Казахстан. Помимо них, в процедуре подписания участвовали председатель Совета ЕС А.Жюппе и министры иностранных дел всех пятнадцати государств-членов Европейского Союза. Во время подписания А.Жюппе и Ж.Сантер выступили с речами, в которых отмети­ли, что они высоко оценивают экономический потенциал Ка­захстана, последовательность курса руководства Республики на ускорение рыночных реформ и развитие демократии. Был отмечен также личный вклад Президента РК Н.А.Назарбаева в укрепление стабильности в стране, СНГ и Азии в целом. Ру­ководители Европейского Союза особо подчеркнули, что в Европе рассматривают Казахстан как очень перспективного партнера. Кроме того, европейские политики высоко оценили политику Казахстана в отношении соблюдения прав человека и прав национальных меньшинств. Председатель Комиссии ЕС Ж.Сантер в своей речи особо подчеркнул, что Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РЮ и ЕС является важным инструментом для будущего экономического и соци­ального прогресса в Казахстане.

В свою очередь, Президент Н.Назарбаев также концепту­ально осветил свое видение развития отношений Республики с Европейским Союзом. Он подчеркнул, что страны СНГ должны последовать примеру Евросоюза, который основан на четырех свободах: свободное движение товаров, рабочей си­лы, услуг и капитала. Президент Н.Назарбаев также подчерк­нул, что ЕС может служить достойным примером для подра­жания, образцом магистрального, наиболее перспективного и эффективного направления экономической и политической интеграции, обращенной в XXI век. Президент также попы­тался четко провести параллели между европейской интегра­цией и интеграцией внутри СНГ, чьим активным сторонни­ком он является.

В своей речи Н.Назарбаев обратил внимание на то, что подписанное соглашение зафиксировало предоставление весьма льготных, а по ряду характеристик даже более чем льготных условий для деятельности европейских компаний на казахстанском рынке. В то же время они выгодны и для Казах­стана, потому что предоставляют Республике режим наибольшего благоприятствования, доступ к международному мор­скому рынку, обеспечивают свободное передвижение капита­лов, связанных с прямыми инвестициями, гарантируют репатриацию инвестиций и прибылей. Президент также отметил, что дальнейшему развитию сотрудничества между РК и ЕС будет способствовать договоренность о том, что через пять лет Казахстан присоединится к ряду многосторонних конвенций по правам интеллектуальной, промышленной и коммерческой собственности, в которых участвуют страны

Поскольку Соглашение о партнерстве и сотрудничестве касается дел Сообщества, вопросов как национальной, так и совместной компетенции стран-членов ЕС, его со стороны ЕС необходимо было ратифицировать не только тремя Европей­ским сообществами (Европейским экономическим сообщест­вом, Европейским объединением угля и стали и Европейским сообществом по атомной энергии), но также и всеми странами-участницами ЕС.

На период, необходимый для ратификации Соглашения национальными парламентами стран-членов ЕС, был подпи­сан Временный договор по торговле и связанными с ней вопросами. Этот документ охватывал договоренности о предоставлении каждой из сторон режима наибольшего благоприятствования в торговле товарами, положения об антидемпинговых мероприятиях, платежах, конкуренции и другие аспекты торгового сотрудничества. В ходе ратификации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве на заседании Европейского парламента Ладюмье сделала доклад об отношениях с Казах­станом. В нем отмечалось, что Казахстан еще не достиг уров­ня демократизации в полной мере, но прилагает усилия для развития отношений с Европой.

Длительный процесс ратификации СПС государствами-членами ЕС закончился только в 1999 г. В конечном итоге ра­тификация Соглашения была осуществлена в следующем по­рядке[19]:

 

1 . Испания   30.01.1996   8. Франция   26.02.1997  
2. Ирландия   24.05.1996   9. Италия   03.07.1997  
З.Дания   08.06.1996   Ю.Нидерланды   30.10.1997  
4. Великобритания   14.06.1996   1 1 . Люксембург   02.12.1997  
5. Финляндия   09.07.1996   12. Греция   19.02.1998  
6. Швеция   17.07.1996   13. Бельгия   22.06.1998  
7. Австрия   26.09.1996   14. Германия   08.07.1998  
        15. Португалия   27.11.1998  

 

13 марта 1997 г. СПС было одобрено Европейским парла­ментом, а в мае 1997 г. - парламентом Казахстана. 1 июля 1999 г. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Европейским Союзом вступило в силу.

Подробнее остановимся на структуре Соглашения.

Официальный текст Соглашения состоит из:

- самого текста СПС с преамбулой и 100 статей, состав­ляющих девять разделов;

- Протокола о взаимном содействии между административными органами в таможенных вопросах;

- трех приложений;

- Заключительного акта.

СПС является соглашением Республики Казахстан с Ев­ропейскими Сообществами и их государствами-членами, в котором содержится внушительный список целей и задач в области гражданского сотрудничества: от торговли до интел­лектуальной собственности и уставов компаний, от транспор­та до высшего образования, от сельского хозяйства до борьбы
с противозаконной деятельностью.

Начальный период действия СПС - десять лет. После ука­занного срока СПС будет автоматически продлеваться, если Казахстан и Европейский Союз не прекратят его. Это не означает, что Соглашение не будет изменяться в течение ука­занного срока. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве не имеет жестких рамок и поэтому может развиваться в лю­бом необходимом для Европейского Союза и Казахстана на­правлении в зависимости от развивающихся в ЕС и Казахста­не событий, в частности прогресса Казахстана на пути к рыночной экономике. Соглашение о партнерстве и сотрудниче­стве является важным шагом вперед, оно заменяет Соглаше­ние о торговом, коммерческом и экономическом сотрудниче­стве между ЕС и СССР от 1989 г.

Значение Соглашения связано с масштабностью данного международно-правового документа, его систематизирую­щим характером для отношений Казахстана с Европейским Союзом. В данном документе воплощена новая концепция отношений Казахстана с ЕС, суть которой состоит в их выво­де на уровень взаимовыгодного и равноправного партнерства. Что представляет собой Соглашение о партнерстве и со­трудничестве? СПС представляет собой соглашение, отра­жающее полный спектр взаимоотношений между Европей­ским Союзом и Казахстаном, в том числе в области политиче­ского и экономического сотрудничества. Оно создает основу для налаживания всех видов сотрудничества в гражданской области между Европейским Союзом и Казахстаном. Задача Соглашения - оказание Казахстану содействия в переходе к рыночной экономике, а также помощи в налаживании более тесных отношений со странами Европы.

СПС включает в себя нормы в области прав человека и демократии, принятые международным сообществом. Согла­шение не только представляет основу для развития отноше­ний между Европейским Союзом и Республикой Казахстан, но и открывает возможность оказывать Казахстану содейст­вие в области демократического процесса. Соглашение ставит перед собой цель привести нормативно-правовую базу Казах­стана в большее соответствие с правовыми нормами Европы, а также содействовать торговле и инвестициям. В целом СПС является отправной политической точкой для развития отношений между Европейским Союзом и Казахстаном.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве касается, в частности, таких вопросов, как политическое сотрудничество; торговля; положения, затрагивающие развитие бизнеса и инвестиций, включая условия труда, создание и деятельность компаний; развитие услуг на пересечении границ; система оплаты и развитие капитала; защита интеллектуальных, промышленных и коммерческих прав; сотрудничество в области законодательства; культурное сотрудничество; сотрудничест­во в социальной сфере; финансовое сотрудничество; эконо­мическое сотрудничество; институционные, общие и заклю­чительные положения.

Данное Соглашение обеспечивает политический и эконо­мический диалог между ЕС и Казахстаном, позволяя обеим сторонам углублять взаимоотношения и быть информирован­ными в достигнутом прогрессе во всех областях. СПС служит также в качестве предупреждающего компонента возможных проблем в торговле, экономике и политике. Соглашение рас­ширяет экономическое сотрудничество в сфере промышлен­ности и межграничного предоставления услуг. ЕС поддержи­вает переход Казахстана к рыночной экономике на основе де­мократических принципов и норм права с интеграцией в ре­гиональное и мировое сообщество и сохранением политиче­ской и экономической стабильности. В этом смысле СПС обеспечивает рамки дальнейшего развития экономического и политического сотрудничества между обеими сторонами как на основании двусторонних действий, так и в форме техниче­ской поддержки со стороны ЕС через программу ТАСИС.

Основными целями Соглашения о партнерстве и сотруд­ничестве между РК и ЕС являются:

- развитие тесных политических отношений путем начала регулярного диалога по политическим вопросам;

- формирование торговых, инвестиционных и гармонич­ных экономических отношений;

- создание основы для взаимовыгодного экономического, социального, финансового, гражданского, научного, техноло­гического и культурного сотрудничества;

- поддержание мероприятий Казахстана, направленных на консолидацию его демократии и завершение перехода к ры­ночной экономике (Статья 1).

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РК и ЕС составлено в двух экземплярах, на казахском и датском, голландском, английском, французском, немецком, итальян­ском, испанском, греческом, португальском языках, причем все тексты являются в равной степени аутентичными.

Соглашение имеет три приложения и протокол, которые вместе составляют неотъемлемую часть СПС[20]. Приложение I определяет индикативный список преимуществ, предостав­ляемых Республикой Казахстан Новым независимым госу­дарствам в соответствии со статьей 8 параграфа 3.

Приложение II содержит Исключения Сообщества в соот­ветствии со статьей 23 параграфа 1 (в).

Приложение III содержит Конвенцию по защите прав ин­теллектуальной, промышленной и коммерческой собственно­сти (упомянутые в статье 42).

Протокол о взаимном содействии между административ­ными органами в таможенных делах состоит из пятнадцати статей, которые охватывают такие аспекты таможенного сотрудничества, как сфера применения, запросы, формы ин­формирования, исключения и обязательства, содействие по запросу, содействия без запроса, вопросы конфиденциальности и взаимодополняемости и др.

К базовым документам по сотрудничеству между РК и ЕС относится Заключительный акт, который включает в себя пять совместных казахстанско-европейских деклараций и Декларацию французского правительства по его зарубежным департаментам и территориям. Совместные декларации ком­ментируют статьи 13 (относительно предохранительного ре­жима ГАТТ), 23 (относительно исключений из режима благо­приятствования), 25 (в) и 36 (относительно понятия "контроль"), 42 (по авторским правам) и 93 (о применении термина "случаи настоятельной необходимости"). В односторонней Декларации Французской Республики оговаривается, что Соглашение не применяется по отношению к зарубежным странам и территориям, связанным с Европейским сообществом в соответствии с Договором об учреждении Европейского экономического сообщества.

Таковы основные положения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Европей­ским Союзом.

Комиссия ЕС внимательно следит за соблюдением казах­станской стороной положений Соглашения о партнерстве и — сотрудничестве. Европейский Союз может в любое время потребовать консультаций с правительством Казахстана с целью получения определенных разъяснений и обеспечения даль­нейшего соблюдения СПС. Со своей стороны Республика Казахстан также следит за тем, чтобы Европейский Союз вы­полнял свои обязательства согласно положениям Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Споры между ЕС и РК разрешаются примирительным путем.

Таким образом, Соглашение о партнерстве и сотрудниче­стве между Республикой Казахстан и Европейским Союзом является масштабным документом, предусматривающим ос­новные направления отношений РК и ЕС, и определяющим задачи в области сотрудничества на основе демократических принципов и соблюдения, прав человека.

 


Дата: 2019-05-29, просмотров: 193.