Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику Республики является основой, одним из основных направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества Казахстана с зарубежными странами. Самые значительные объемы инвестиций в Казахстане имеет Европейский Союз. Доля прямых инвестиций стран-членов Европейского Союза с 1993 г. по первый квартал 2001 г. составила около 34,2% (3479,5 миллионов американских долларов) от общего мирового объема инвестиций в казахстанскую экономику.
Важной сферой для привлечения инвестиции стран-членов Европейского Союза является нефтегазовый сектор и цветная металлургия. Привлечение таких инвестиций в экономику Казахстана является объективно необходимым процессом. Это связано с ориентацией экономики Казахстана на рыночное хозяйствование, при котором резко повысилась потребность Республики в разработке месторождений нефти, газа, угля, черных и цветных руд, в развитии нефтегазовых промыслов, добычи минерального сырья, его переработки и, соответственно, повысилась потребность в привлечении иностранных капиталовложений.
В последние несколько лет наблюдается возросший интерес со стороны стран-членов Европейского Союза к Каспийскому региону и его будущему, в первую очередь - его энергоресурсам. Это объясняется тем, что в данное время во внешнеполитической стратегии европейских стран на повестке дня встал вопрос о создании единой Европы и необходимости выработки общеевропейской энергетической стратегии, усиления конкуренции на мировых рынках, кризиса азиатского финансового рынка. В этих условиях становится все ощутимее привлекательность Каспийского региона для Европейского Союза
Значение Каспийского региона, как для Казахстана, так и для других европейских стран определяется его географическим месторасположением и наличием на шельфе Каспийского моря огромных запасов углеводородов, т.е. нефти и газа. По данным Энергетического информационного управления США, запасы углеводородов на шельфе Каспийского моря и вокруг него составляют 178-191 миллиардов баррелей нефти, или 24-26 миллиардов тонн. Британские оценки нефтегазовых ресурсов намного скромнее и составляют 28 миллиардов баррелей нефти и 243 триллиона кубометров футов газа. Немецкие оценки энергоресурсов Каспийского региона выглядят следующим образом: свыше 19 миллиардов тонн нефти и около 2300 миллиардов кубометров газа.
В настоящее время Казахстан занимает 13-е место в мире по объему разведанных запасов нефти, 26-е место уровню его добычи и 15-е по природному газу и конденсату. На территории СНГ Казахстан является вторым по величине производителем нефти после Российской Федерации. Разведанные ресурсы углеводородов в казахстанском секторе Каспийского моря составляют 10,0 миллиардов баррелей нефти или 1,34 миллиардов тонн и 1500 миллиардов кубометров газа. Прогнозируемые же резервы запасы оцениваются в пределах 85,0 миллиардов баррелей нефти или 11,5 миллиардов тонн и 2500 миллиардов кубометров газа. В июле 2000 г. было объявлено об открытии нефтяного месторождения в Восточном Кашагане; в случае подтверждения заявленных на нем объемов нефти в 7 миллиардов тонн Казахстан по углеводородным ресурсам может войти в первую "пятерку" в мире и стать одним из ведущих производителей нефти в прикаспийском регионе. По запасам нефти Каспийское море уступает Персидскому заливу, но превышает Северное море в два раза. Таким образом, в ближайшие 5-10 лет у Республики есть все шансы войти в первую "десятку" среди 98 нефтедобывающих стран мира по уровню добычи нефти (при условии ее добычи 4 миллионов баррелей в день и гарантированном спросе), что составит не более 4% мировой добычи нефти
Страны-члены Европейского Союза, прежде всего, инвестируют в энергетический сектор как более важный фактор при разработке планов маршрутов будущих нефтепроводов, которые, в свою очередь, определяются исключительно их экономической целесообразностью. В настоящее время существуют три проекта трубопроводов в районе Большого Каспия, в которых участвует Казахстан. Первый - это консорциум "Каспийский трубопровод" (КТК). Его маршрут лежит от Казахстана, Тенгизского месторождения, до Новороссийска. Протяженность КТК составляет 1.500 миль. Второй - Казахстан-Китай (нефть из Западного Казахстана в Синьцзян, протяженностью в 3.700 милей и трубопровод Центральная Азия - Турция (газ из Туркменистана и потенциально из Казахстана и Узбекистана через подводный трубопровод будет поступать через Азербайджан в Турцию с вероятным распространением в Юго-Восточной Европе и далее). Протяженность Транскаспийского газового трубопровода составляет 1.300 милей.
Европейский Союз и некоторые европейские страны, в том числе и ФРГ, уже реально рассматривают возможность перехода с углеводородов из Северного моря и, частично, российских, на каспийские ресурсы. Представляется вполне вероятным, что в данном случае большое внимание будет уделяться инвестированию именно в нефтегазовый сектор. Выделяя главную мысль европейской концепции относительно Каспийского региона, можно констатировать, что Европа хотела бы превратить этот регион в энергетический тыл экономики Европейского Союза по аналогии с ролью Персидского залива для экономики США.
Исходя из стратегических интересов Европейского Союза, в рамках программы ТАСИС ЕС развернул проект транспортировки каспийской нефти ТРАСЕКА (транспортный коридор "Европа-Кавказ-Азия"). Данная программа технического содействия, финансируемая Европейским Союзом, направлена на развитие транспортного коридора по направлению Запад-Восток из Европы с пересечением Черного моря через Кавказ и Каспийское море с выходом на Центральную Азию[34]. Программу ТРАСЕКА называют "новым Шелковым путем". Казахстан играет важную роль в этом проекте. ТРАСЕКА является источником финансирования множества проектов, направленных на реконструкцию автомобильных и железных дорог, ведущих в центрально-азиатский регион.
Впервые программа ТРАСЕКА была рассмотрена на Брюссельской конференции в мае 1993 г., в которой приняли участие министры торговли и транспорта из восьми стран ТРАСЕКА (5 Республик Центральной Азии и 3 кавказские Республики). Европейский Союз предложил данную программу в качестве дополнительного маршрута, который дол-ьжен стать дополнением ко всем традиционным маршрутам.
Программа ТРАСЕКА соответствует глобальной стратегии Европейского Союза относительно стран Центральной Азии и Кавказа и преследует следующие цели: г - оказывать поддержку политической и экономической независимости Республик путем увеличения возможности их выхода на европейский и мировой рынки через альтернативные транспортные маршруты;
- способствовать дальнейшему региональному сотрудничеству между Республиками;
- усиливать использование программы ТАСИС ТРАСЕКА в качестве катализатора для привлечения международных финансовых учреждений (МФУ) и частных инвесторов;
- связать маршрут ТРАСЕКА с Трансевропейскими сетями (TENs).
На сегодняшний день по программе ТРАСЕКА были профинансированы 33 исследования технического содействия (на сумму 45 миллионов евро) и 13 инвестиционных проектов по реабилитации инфраструктуры (на сумму, около 65 миллионов евро).
Техническое содействие, оказанное через программу ТРАСЕКА, привлекает довольно крупные инвестиции со стороны международных финансовых учреждений, включая Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), который принял на себя обязательство по финансированию капитальных проектов по портам, железным дорогам и автомобильным дорогам по маршруту ТРАСЕКА на общую сумму более 250 миллионов долларов США и Всемирный Банк (ВБ), который принял обязательства по новым капитальным проектам по автомобильным дорогам в Армении и Грузии на общую сумму более 40 млн. долл. США. В дополнение, частные инвесторы ЕС вовлечены в совместные предприятия с транспортными кампаниями Центральной Азии и Кавказа.
Казахстан задействован в нескольких проектах технического содействия ТРАСЕКА, которые, прежде всего, включают в себя компоненты экономического и финансового анализа прединвестиционных исследований с целью выявления реальных масштабов необходимой финансовой и технической помощи. В данном направлении проектами ТРАСЕКА являлись следующие:
- "Обучение менеджменту в секторе транспорта". Общий бюджет проекта составил 900 тысяч евро. График осуществления с декабря 1995 г. по октябрь 1996 г. Основная цель проекта заключалась в обучении работников сферы эксплуатации рыночно ориентированным системам и административным процедурам. Во время обучения группа из 122 представителей среднего руководящего состава и преподавателей прошла обучение в течение 10 дней в Алматы, а затем отобранная группа из 35 человек прошла стажировку в Европе, где они посетили транспортные компании, учебные учреждения.
-"Законодательная и регулирующая структура транспорта", общим бюджетом в 1,5 миллион евро. Проект был рассчитан на период с декабря 1995 г. по декабрь 1997 г. Общей целью проекта являлось оказание технического содействия и поддержка базы данных в области транспортного законодательства и создание правовой и институциональной обстановки, ведущей к созданию хорошей практики управления.
- "Модель прогнозирования регионального движения". Бюджет проекта составил 700 тысяч евро на период с декабря 1995 г. по октябрь 1997 г. В рамках проекта была разработана новая инфраструктурная линия в Китай из Казахстана и новая железнодорожная линия Север-Юг из Актау через Туркменистан и Иран.
- "Интермодальные перевозки". С общим бюджетом в 500 тысяч евро проект был рассчитан на период с января 1996 г. по январь 1997 г. Основной целью были определены представление рекомендаций относительно проблем интермодального транспорта в области ТРАСЕКА и передача ноу-хау интермодальной технологии.
- "Внедрение систем контроля за состоянием дорожных покрытий". Проект действовал с декабря 1995 г. по декабрь 1997 г. с общим бюджетом в 2 млн. евро. Целью проекта являлось знакомство региональных властей, занимающихся содержанием дорог, с последними методами управления дорожным покрытием, принятыми в Европейском Союзе, и обучение местных специалистов используемым приемам.
- "Услуги автомобильного транспорта (Центральная Азия)" с бюджетом в 700 тысяч евро. Данный проект был рассчитан на период с марта 1996 г. по октябрь 1997 г. i № - "Содержание и ремонт подвижного состава". Проект •осуществлялся с апреля 1996 г. по июль 1997 г., общий бюджет — 700 тысяч евро.
- "Содействие торговле в регионе ТРАСЕКА". Бюджет проекта составлял 980 тысяч евро и был рассчитан на период с март 1996 г. по сентябрь 1997 г. Основными целями проекта были определены внесение предложений по упрощенной системе и улучшение сотрудничества между таможенными властями и экспедиторами во всем регионе.
- "Содержание и техническое обслуживание инфраструктуры железных дорог (Центральная Азия)" с бюджетом в 1,2 млн. евро. Проект осуществлялся с марта 1996 г. по март 1997 г. Основной целью проекта было определено технико-экономическое обоснование усовершенствования железной линии Актау-Бейнеу.
- "Структура межгосударственных железнодорожных тарифов и расписания движения". Общий бюджет проекта составлял в 1,5 млн. евро и был рассчитан на период с июля 1996 г. по февраль 1998 г.
- "Координационная группа ТРАСЕКА" с бюджетом в 1,65 млн. евро. График осуществления: сентябрь 1996 г. по август 1998 г. Фокус координации был значительно усовершенствован путем открытия суб-офиса в Алматы.
- "Реструктуризация железных дорог Центральной Азии и изучение вопросов коммуникации". Проект был рассчитан с августа 1997 г. по июль 1998 г. с общим бюджетом в 2 млн. евро.
- "Содержание автомобильных дорог". Общий бюджет - 2,5 млн. евро. График осуществления проекта с октября 1997г. по октябрь 1999 г.
- "Интермодальные услуги ТРАСЕКА" с бюджетом в 2 млн. евро, проект был рассчитан на период с июня 1998 г. по декабрь 1999 г[35].
С января 2001 г. в Актау в рамках Программы ТРАСЕКА состоялось открытие нового инвестиционного проекта. Целью данного проекта является реконструкция паромного терминала актауского морского торгового порта. Безвозмездное инвестирование проекта составляет 2 млн. евро. Северная часть маршрута ТРАСЕКА проходит через морской торговый порт Актау, который имеет важное стратегическое значение для выполнения программы в целом. После семилетнего перерыва паромный терминал был открыт в июне 2000 г. Однако перевозки осуществляются в трудных условиях, используемое оборудование устарело, а транспортные нагрузки по-стоянно возрастают. Поэтому в рамках проекта проводятся восстановительные работы всех сооружений и узлов паромного терминала, которые в будущем позволят актаускому морскому порту решить задачу транспортировки грузов по маршруту Актау-Баку-Ноушахр в соответствии с общепризнанными мировыми стандартами.
Данный проект является важным шагом в развитии транс-портной сети, соединяющей Центральную Азию, Кавказ и Европу. Представители Европейского Союза подчеркивают особую важность морского торгового порта Актау для эконо-мики Казахстана, являющегося ключевым звеном национальной транспортной инфраструктуры для выхода на европейский и мировой рынки.
Исходя из вышесказанного, необходимо отметить, что одной из основных задач программы ТРАСЕКА является ее функция в качестве катализатора для привлечения поддержки международных финансовых учреждений и частных инвесторов. Для того чтобы удовлетворять спросы потенциальных международных финансовых инвесторов, программа ТРАСЕКА осуществляет технико-экономическое обоснование и предварительные исследования для потенциальных инвестиций в инфраструктуру и оборудование Казахстана. На основе проектов ТРАСЕКА, которые определили состояние инфраструктуры железных дорог в Республике, Европейский банк реконструкции и развития за предыдущие три года рас-ширил займы для реабилитации железных дорог в Казахстане на сумму 100 млн. долл. США. Дальнейшее осуществление инфраструктурных проектов в Казахстане в рамках програм-мы ТРАСЕКА является необходимым и благоприятствующим для привлечения интереса и обязательств по более крупному финансированию как со стороны международных финансовых учреждений, так и стран-членов Европейского Союза. Но инвестиционные проекты ТРАСЕКА не стремятся заменить крупных инвесторов, эти проекты являются дополнением к основным инвестиционным действиям, которые усиливают инвестиционное привлечение для более крупщлх инвестиционных пакетов на маршрут ТРАСЕКА.
Из государств-членов Европейского Союза можно выделить наиболее главных инвестиционных партнеров, в отношении которых Казахстан проводит политику, построенную на общности взаимовыгодных интересов и сотрудничества.
Это объясняется экономическим потенциалом, огромной сырьевой базой у стран-членов ЕС, политическими намерениями и интересами к Казахстану этих государств. Прежде всего, это - Великобритания, ИІалия, ФРГ, Нидерланды и Франция.
За 2000 г. лидером по привлечению инвестиций среди стран-членов ЕС в экономику Казахстана является Великобритания. Ее удельный вес в общем мировом объеме всех иностранных инвестиций составляет 16,9%. На втором месте стоит Италия с 12,8%, на третьем — Нидерланды - 4,0%, на четвертом - Германия -2,5%, на пятом - Франция - 1,2%, на шестом - на Бельгия 0,3%, на седьмом - Ирландия с 0,1%, на восьмом - Швеция и Австрия - 0,0%.
Таким образом, развитие всесторонних отношений со странами-членами Европейского Союза играет для Казахстана ключевую роль. Республика Казахстан рассматривает эти отношения в качестве долгосрочного приоритета, связанного с продвижением своих национальных интересов на международной арене.
Подход Европейского Союза к отношениям с Казахстаном продиктован тем, что он воспринимается им не только как торгово-экономический, но и как стратегический партнер. Это объясняется, прежде всего, выгодным геополитическим положением Республики.
Все же на первое место в сотрудничестве Казахстана с Европейским Союзом выходит экономика. Экономика на сегодняшний день представляет долгосрочную перспективу для развития Казахстана как суверенного государства. Со своей стороны казахстанская экономика нуждается в инвестициях, особенно в нефте- и газодобывающую отрасли промышленности, которые приносят основные валютные доходы. Поэтому совместные политические и экономические цели, согласованные в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, являются теми отправными точками, которых Казахстану следует придерживаться при дальнейшем плодотворном торгово-экономическом развитии сотрудничества с Европейским Союзом.
Таблица № Поступление прямых иностранных инвестиций в Казахстан по странам-членам Европейского Союза[36]
Страна
| 1993-1999 гг. | 2000 гг. | Первый квартал 2001 г. | |||
Объем, млн. долл. США | Удельный вес в общем объеме, % | Объем, млн. долл. США | Удельный вес в общем объеме, % | Объем, млн. долл. США | Удельный вес в общем объеме, % | |
Австрия | 20,4 | 0,2 | 0,4 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Бельгия | 162,7 | 1,7 | 7,6 | 0,3 | 0,5 | 0,0 |
Великобритания | 1220,1 | 12,5 | 464,2 | 16,9 | 99,2 | 8,3 |
Германия | 191,6 | 2,0 | 68,8 | 2,5 | 14,4 | 1,2 |
Дания | 1,2 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Ирландия | 24,1 | 0,2 | 3,3 | 0,1 | 0,9 | 0,1 |
Италия | 146,4 | 1,7 | 351,0 | 12,8 | 79,9 | 6,7 |
Нидерланды | 283,8 | 2,9 | 109,9 | 4,0 | 38,9 | 3,3 |
Франция | 116,6 | 1,2 | 34,1 | 1,2 | 11,0 | 0,9 |
Швеция | 9,1 | 0,1 | 1,0 | 0,0 | 0,2 | 0,0 |
Дата: 2019-05-29, просмотров: 170.