На перекрестке XX и XXI столетий в отношениях между государствами все большую роль играют и будут играть экономические факторы. В контексте становления Республики! Казахстан как ключевого партнера европейских держав в регионе Центральной Азии важность углубления экономического взаимодействия для Казахстана очевидна. Прежде всего, это объясняется тем, что на сегодняшний день, как это было отмечено не раз, Европейский Союз является одним из главных экономических центров мира и наиболее продвинутым, торгово-экономическим интеграционным объединением.
Сегодня на территории 15 стран-членов ЕС проживает 374,5 млн. человек. Совокупный валовой национальный продукт - 5,5 трлн, американских долларов, т.е. больше, чем в США (5,2 трлн.) Рост объемов реального ВВП в ЕС в 2000 г. составил 3,4% против 2,5% в 1999 г. На территории Евросоюза сохранилась тенденция снижения инфляции, уровень кото-7 рой в 1997, 1998, 1999 и 2000 гг. оставался на одинаковом уровне - 1,8%. В 2000 г. экономика Европейского Союза значительно улучшила свои показатели. По прогнозам экспертов ЕС, в 2001 г. экономический рост в странах-членах Евросоюза составит 3,4% - рекордный уровень с 1989 г[27]. В ближайшие два года ожидается также дальнейший рост не менее 3% в год с сокращением безработицы и госдефицита. Европейские эксперты полагают, что в ближайшие годы уровень безработицы снизится, а финансовые показатели улучшатся. Все это, по их мнению, будет способствовать укреплению единой европейской монеты – евро. ЕС производит 31 % мировой продукции и обеспечивает 20% мировой торговли. Занятость в странах ЕС в последние годы увеличивается в среднем на 0,9% ежегодно. Уровень безработицы на сегодняшний день в странах-членах ЕС составляет 10,1% к гражданскому и экономически активному населению против 10,3% в 1999 г. Бюджет ЕС на 1997 г. составлял 86,41 млн. евро. По прогнозам Комиссии Европейского Союза, бюджет ЕС на 2006 г. будет составлять уже 105,23 млрд. евро. Все это произойдет за счет нового расширения Евросоюза на Восток. У его порога
стоят в ожидании 12 стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), а также Мальта и Кипр с общей численностью населения в 170 млн. человек и производством валового внутреннего продукта на душу населения в пределах 25-70% от среднего уровня в ЕС.
Таким образом, шагая на Восток, Европейский Союз существенно наращивает свой ресурсный потенциал (территорию - на 54%, население - на 31,2%), превращается в крупнейший в мире рынок с 545 млн. потребителей, его совокупный ВВП составит от 8750 трлн. до 9900 трлн. долл., а доля в мировом экспорте повысится до 50-55%. Особенно важно, что в будущем ЕС будет выступать на мировой арене с единых внешнеэкономических и политических позиций стран Западной Европы и ЦВЕ. Уже сегодня можно говорить об укреплении конструкции и динамичного развития дееспособности расширенного Европейского Союза со вступлением каждой страны Центральной и Восточной Европы. Таким образом, главной предпосылкой будущей жизнеспособности Европейского Союза в составе 27 или 28 государств-членов является, в конечном счете, достаточно сильный фундамент и стратегия Евросоюза.
Значение ЕС усиливается, с одной стороны, и в связи с введением единой европейской валюты "евро", с другой стороны, потенциалом Евросоюза. Евро становится все более важной валютой на рынках развитых и развивающихся стран всего мира. На сегодняшний день приблизительно 50 европейских и африканских стран уже приняли меры по использованию привязки управляемого обменного курса национальной валюты к евро или к валютной корзине, в которой евро является важным компонентом. Евро также, вероятно, станет более важной резервной валютой стран Азии и Латинской Америки. Важным положительным моментом во введении единой европейской монеты является то, что евро в скором времени утвердится как одна из мировых ведущих валют и инвестирования.
Европейский центральный банк, находящийся во Франкфурте-на-Майне, отпечатал уже более 14 млрд. купюр и отчеканил более 56 млрд. монет, и 1 сентября 2001 г. отправил их во все банки стран Европейского Союза с тем, чтобы с января будущего года начать обмен национальных валют на новую единую денежную единицу. Вполне понятно, что евро будет содействовать развитию европейского производства, укреплению европейского единого рынка и превращению Европы в сильного экономического конкурента на мировом рынке. Такая цель была поставлена на саммите Европейского Союза в марте 2001 года в Стокгольме. Евро будет содействовать также процессу европейской политической и экономико-валютной интеграции. Все это кардинальным образом меняет позицию и роль Европейского Союза в международной валютно-финансовой системе. Между тем введение в наличный оборот евро коснется не только стран-членов Европейского Союза и тех стран, которые хотят в него вступить, но и тех страны, которые являются партнерами Европейского Союза. Республика Казахстан как раз и является одним из главных партнеров ЕС. Казахстанские специалисты утверждают, что с формированием еврозоны открываются новые перспективы и для казахстанской экономики прежде всего, в финансовой сфере. Так что, торговые партнеры Европейского Союза, в том числе и Республика Казахстан, должны быть готовы к принятию евро.
Двумя столпами казахстанской экономической реформы являются макроэкономическая стабилизация и приватизация государственной собственности. В 1994 г. правительство Казахстана начало реализацию стабилизационной программы при поддержке Международного валютного фонда (МВФ). Приватизация была определена другим столпом экономической реформы в том смысле, что она создает условия для перехода к рыночной экономике, основанной на правах частной собственности. Процесс приватизации проходил в три основных этапа (1991-1992 гг.; 1993-1996 гг.; 1997-1998 гг.) В период с 1996 г. по 2000 г. правительство сконцентрировало свою экономическую политику на углублении структурных реформ и макроэкономической стабилизации. В целях снижения темпов инфляции и поддержания курса тенге проводилась жесткая денежно-кредитная и финансово-бюджетная политика. В 1998 г. правительство предложило новую промышленную программу, направленную на защиту государственных предприятий посредством импортозамещающей политики, субсидий и ускорения процесса производства дел о банкротстве. Целевыми отраслями промышленности в то время были пищевая промышленность, текстильная, машиностроение и строительство. Однако юго-восточный кризис, девальвация российского рубля и низкие цены на нефть доказали относительную уязвимость казахстанской экономики перед лицом внешних потрясений. Поэтому в течение 1998-1999 гг. Казахстан, преимущественно, фокусировал внимание на удержание экономики на плаву.
В конце 1999 г. правительство во главе с премьер-министром К.К.Токаевым представило экономический план на период 2000-2002 гг. Данный план предусматривает разностороннее развитие промышленного сектора путем стимулирования импортозамещающей промышленности и развития высокотехнологических предприятий. Правительство планирует регулировать цены и тарифы предприятий-монополистов, а также в нефтегазовом секторе. Программа регулирования в нефтегазовой и нефтеперерабатывающей промышленности уже привела к вызывающему спор ограничению производства экспортной нефти до 22 миллионов тонн на 2000 г. В рамках Повестки Казахстана на 2000 г. правительство планировало программу по борьбе с безработицей и дальнейшему пересмотру налогового кодекса.[28]
Весьма важной как для европейской, так и для казахстанской стороны является установление широкого и прочного партнерства в области экономического сотрудничества. Интересы обеих сторон подтверждают, что развитие сотрудничества в этой области отвечает долгосрочным приоритетам внешней политики. Взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество между ЕС и Республикой Казахстан является базисной предпосылкой для развития интеграционных процессов как в политической, так и в экономической области. Это также было подтверждено в ходе европейского визита Президента Н.А.Назарбаева в июне 2000 г. в Бельгию, Австрийскую Республику, Францию и Комиссию Европейского Союза. В ходе встреч европейские лидеры однозначно отметили интерес к Казахстану как к перспективному экономическому и торговому партнеру в Центральной Азии. Казахстан, по мнению таких признанных европейских лидеров, как Президент Франции Ж.Ширак, председатель Комиссии ЕС Р.Проди, генеральный секретарь НАТО Д.Робертсон, обладает потенциалом стабилизатора ситуации в регионе и катализатора регионального сотрудничества. Все это свидетельствует о высокой роли Казахстана в политике стран Европы. В ходе встречи Н.А.Назарбаева с Р.Проди, председатель Еврокомиссии акцентировал внимание на том, что торгово-инвестиционное сотрудничество ЕС-РК имеет хорошие перспективы к дальнейшему плодотворному росту. Р.Проди также отметил стремление казахстанской стороны к расширению европейских рынков для своей продукции и обещал содействовать в данном вопросе. Соответственно, доступ казахстанских товаров на европейский рынок окажет существенную роль в развитии экономического потенциала Казахстан и выведет Республику в разряд ключевой страны центрально-азиатского региона.
Как известно, главная задача экономической интеграции ЕС на ее начальном этапе заключалась в создании общего европейского рынка. К концу 1992 г. строительство единого рынка было, в основном, завершено. Был создан Экономический и валютный союз (ЭВС), составивший основное содержание Договора о Европейском Союзе, подписанного в Маастрихте в феврале 1992 г. С 1 января 1999 г. в ЭВС вошли 11 государств, а с 1 января 2001 г. - Греция. На сегодняшний день членами ЭВС являются 12 стран-членов ЕС, кроме Великобритании, Швеции и Дании, которые по тем или иным причинам отказались принять экономико-валютную систему ЕС. Символичным является тот факт, что в 1992 г., в год окончания строительства единого европейского рынка, между Европейским Союзом и Республикой Казахстан были установлены официальные дипломатические отношения.
Примечательным является также то, что окончательное формирование Экономического и валютного союза совпало со вступлением в силу Соглашения о партнерства и сотрудничестве между ЕС и РК, а именно с 1999 г. Данное совпадение не играет большого значения, как само событие. Но тем не менее, хотелось бы верить, что в этом случае совпадение далеко не случайно. Ведь опыт процесса формирования единого экономического пространства в ЕС представляет несомненный интерес для суверенного Казахстана, стремящегося к прочной и эффективной экономической интеграции. Понимание основной сути этих процессов позволит выбрать адекватную стратегию развития экономического и финансового сотрудничества Республики как со всем Европейским Союзом, так и с каждым государством-членом ЕС в отдельности, в число которого в течение четырех-шести лет войдут Польша, Чехия, Латвия, Венгрия, Эстония. Следовательно, расширится территория доступа казахстанских товаров на рынки центрально-восточных стран, что позволит в дальнейшем облегчить им путь к выходу на мировой рынок.
Сегодня в мире происходят глобальные изменения. Феномен глобализации заставляет Казахстан находить новые формы самовыражения во внешних делах. На сегодняшний день актуальной задачей экономической составляющей внешней политики Казахстана является создание условий, наиболее благоприятствующих вхождению страны в мировое экономическое сообщество. Экономизация внешней политики Казахстана нацелена на радикальное изменение нынешней модели интегрирования страны в мировое хозяйство, эффективное использование в международном обмене конкурентных преимуществ казахстанской экономики и последовательное преодоление ее недостатков. По-видимому, этому будут способствовать тесные экономические связи со странами Европейского Союза и с Евросоюзом в целом.
Таким образом, на нынешнем этапе развития Республики экономические составляющие сотрудничества РК с ЕС должны быть сконцентрированы в следующих областях: инвестиции, совместные предприятия, сектор малого и среднего бизнеса.
Для успешной реализации "экономизированной" внешней политики Республики Казахстан ключевой становится структурно-инвестиционная политика государства, которая должна ясно обозначить отраслевые и межотраслевые приоритеты, имеющие жизненно важное значение для развития страны, обеспечения ее независимости и экономической безопасности. В любом обществе инвестиции служат основой развития и укрепления экономики. В послании Президента Н.А.Назарбаева "Казахстан 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев"[29] к приоритетным долгосрочным целям и стратегии реализации отнесен экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций. Таким образом, Казахстан, главной экономической задачей которого является вхождение в систему мировой экономики, большое внимание придает привлечению иностранных капиталовложений.
Масштабы, структура и эффективность привлечения инвестиций Европейского Союза в Казахстан во многом определяются наличием в стране благоприятного инвестиционного климата, понимаемого как комплекс материально-вещественных и институциональных условий, позволяющих европейским инвесторам получать доход на вложенный капитал и вести устойчивый предсказуемый бизнес. В общем виде инвестиционный климат, существующий в Республике, определяется следующими факторами: характером законодательства, регулирующего приток капитала в страну, стабильностью экономической и политической ситуации, наличием запасов природного сырья и его использованием для деятельности совместных предприятий, степенью развитости инфраструктуры, энергетической обеспеченностью и наличием энергетических резервов и инвестиционной политикой государства.
В создании благоприятной инвестиционной деятельности особое место занимают законы, регулирующие инвестиционную политику в Республике. Сегодня на территории Казахстана действуют два таких закона: "Об иностранных инвестициях" от 27 декабря 1994 г. и "О государственной поддержке прямых инвестиций" от 28 февраля 1997 г. Первым законом закреплены необходимые общепринятые гарантии защиты иностранных инвестиций и определены основные организационные формы их осуществления. Второй закон закладывает основу создания единой и целостной системы государственной поддержки прямых инвестиций. Инвестиционную политику в Республике осуществляет Комитет по инвестициям Министерства иностранных дел РК (бывшее Агентство Республики Казахстан по иностранным инвестициям), созданный указом Президента РК от 13 декабря 2000 г. Новым направлением в государственном регулировании иностранной инвестиционной деятельности является образование Совета иностранных инвесторов при Президенте РК. Данный Совет является консультативно-совещательным органом. Главной задачей Совета, который состоит из 13 основных иностранных инвесторов, является обсуждение непосредственно с правительством Казахстана, разработка рекомендаций по совершенствованию инвестиционного климата и выработка предложений по интеграции экономики страны в мировые экономические процессы.
Главным документом, регулирующим положение инвесторов Европейского Союза, являются соответствующие статьи Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, подписанного между Республикой Казахстан и Европейским Союзом. В соответствии с Соглашением Казахстан предоставляет европейским бизнесменам и компаниям наилучшие, без исключения, условия. СПС также содержит отдельные положения о сотрудничестве в области законодательства, свободном передвижении прямых инвестиций, осуществлении платежей за товары и услуги в свободно конвертируемой валюте. Все это, безусловно, способствует сложению благоприятного климата и инвестиционных условий для иностранных инвесторов ЕС.
Инвестиционная привлекательность Казахстана была отмечена на международной инвестиционной конференции "Астана-Инвест-99", которая проводилась в Лондоне в июне 1999 г. На конференции было отмечено, что, несмотря на последствия мирового финансового кризиса, Республика Казахстан в инвестиционном плане остается одной из наиболее привлекательных и перспективных государств в СНГ. Участие Президента РК Н.А.Назарбаева в работе экономического саммита в австрийском городе Зальцбурге 1-2 июля 1999 г. также способствовало формированию более благоприятного политического и инвестиционного имиджа Казахстана. Зальцбургский саммит был ознаменован тем, что специальная пленарная сессия, на которой выступил глава Казахстана, была посвящена теме: "Стратегия развития и экономическое партнерство вдоль Шелкового пути". В своем выступлении Президент Н.Назарбаев охарактеризовал новые инвестиционные возможности Казахстана и центрально-азиатского региона в целом. Участие Казахстана в стратегии развития и экономического партнерства вдоль Шелкового пути однозначно свидетельствует об искреннем стремлении к дальнейшей интеграции в мировое сообщество. Свободные отношения позволят укрепить международный и политический авторитет Казахстана.
Активное привлечение иностранного капитала в экономику Казахстана началось в 1992 г. в форме экспортных кредитов на двусторонней основе. Значительная их часть была получена в период с 1992 по 1994 гг. Первыми кредиты РК предоставили правительства Германии и Австрии, они же оказались наиболее крупными кредиторами. По удельному весу в потоке иностранного капитала, привлекаемого в Республику, на настоящий момент лидируют прямые иностранные инвестиции (ПИИ), на которые приходится половина всех средств. Официальная помощь развитию (ОПР), рассчитываемая по сумме освоенных займов и предоставленной технической помощи, составляет 27% общего финансирования (на техническую помощь приходится 5%). На экспортные кредиты, предоставленные Республики по двусторонним соглашениям, приходится около 23% всего иностранного капитала. Привлечение прямых иностранных инвестиций является наиболее целесообразным и безболезненным с точки зрения влияния на инфляцию и внешний долг, так как прямые инвестиции, будучи привлеченными под собственные гарантии заемщиков, снижают финансовые обязательства государства по заимствованию средств на структуризацию экономики.
По среднедушевым показателям привлечения европейских иностранных инвестиций в страны СНГ Республика Казахстан занимает лидирующие позиции. Казахстан в инвестиционном плане остается на сегодняшний день одним из наиболее привлекательным и перспективных стран СНГ. Согласно данным Европейского банка реконструкции и развития, из всех прямых инвестиций (включая европейские), привлеченных в государства СНГ, на долю Казахстана приходится четвертая часть. Между тем Европейский Союз и его государства-члены оказали помощь странам СНГ на сумму в 73 миллиарда евро, что составило 68% от общего количества средств в 5- 108 млрд. евро, выделенных западными государствами. Причем 73% европейских субсидий составляют экспортные кредиты, 77% - "стратегическая помощь" и 60 % приходится на а техническое содействие, осуществляющееся, главным образом, через программы ТАСИС и ФАРЕ[30].
Сумма иностранных инвестиций, привлекаемых в Республику ежегодно, составляет примерно 1,3-1,7 миллиардов долларов США. За период с 1993 г. по первый квартал 2001 г. их общий объем составил 10166,8 миллионов долларов США, составив более 400 долларов прямых иностранных инвестиций на душу населения. Долгосрочный же портфель инвестиций по заключенным контрактам превышает 60 миллиардов американских долларов, что составляет почти 40% от всего инвестиционного портфеля стран СНГ и государств Цен
тральной и Восточной Европы.
Особенностью европейского капиталовложения в Казахстан является его концентрация в сырьевом секторе экономики. В отраслевом разрезе большая часть инвестиций поступает в нефтегазовый комплекс (около 46% за период 1993-2000 гг.) и цветную металлургию (более 25% с 1993 по 2000 гг.) Большой интерес иностранных инвесторов вызывают также черная металлургия (4,4%), энергетический комплекс (4,3%), пищевая промышленность (3,4%), связь и добывающая промышленность (2.4%)
Приток прямых иностранных инвестиций в Казахстан осуществляется посредством создания совместных предприятий (СП), дочерних предприятий, приватизации государственных предприятий с участием иностранного капитала, передачи в управление иностранным фирмам крупных промышленных предприятий и инвестирования банковского сектора.
Основной формой привлечения прямых инвестиций в Республику являются совместные предприятия, в меньшей степени со 100%-ным иностранным капиталом дочерние предприятия. В настоящее время ни одна из стран не может эффективно развиваться без внешнеэкономических связей. Особенно существенно роль внешнеэкономических связей возросла в последние годы.
По данным Агентства по статистике Республики Казах стан, на 1 января 2001 г. в Казахстане было зарегистрировано 2 366 совместных и иностранных предприятий (в 1999г. - 1865, в 1998 г. - 1677, в 1997 г. - 1388, в 1996 г. - 995, а в 1990г.-всего 15).
Из 2 366 совместных и иностранных предприятий в их число входит 1189 совместных предприятий и 1177 иностранных предприятий, созданных с участием партнеров из 99 стран с уставным капиталом в размере 139817,8 млн. тенге (на 1 января 2001 г.). Наибольшее количество предприятий с иностранными инвестициями на 1 июня 2000 г. расположено на территории города Алматы - 1320 (в том числе 635 совместных и 685 иностранных предприятий), далее в Астане - 156 (81 и 75 соответственно), Карагандинской области - 125 (64 и 61), Атырауской области - 109 (77 и 32), Алматинской области - 80 (53 и 27), Восточно-Казахстанской области - 65 (40 и 25). На 1 января 2001 г. количество совместных и иностранных предприятий намного возросло, так, например, в Алматы их количество составляет уже 1359, в Астане - 197, в Карагандинской области - 150, Восточно-Казахстанской - 78.
С каждым годом расширяется и география стран, принимающих активное участие в создании на территории Казахстана совместных и иностранных предприятий. Больше всего в Казахстане СП с Россией - 461. С 23 странами азиатского региона создано 860 совместных и иностранных предприятий. Страны Европы играют немалую роль в образовании и деятельности совместных и иностранных фирм и компаний. По данным на 1 июля 2000 г., на территории Казахстана действовало 634 предприятия из 33 стран Европы, причем из них 15 стран - члены Европейского Союза. Наиболее активно вкладывают инвестиции в развитие промышленности и предприятий Казахстана следующие страны: Германия - 146, Великобритания - 110, Швейцария - 56, Италия - 46, Нидерланды -40, Франция - 22 (по данным на 1 января 2001 г.).
В 2000 году все вместе взятые фирмы и компании произвели продукцию и услуг на 941,8 млрд. тенге. Наибольший объем производства приходится на добычу нефти и природного газа- 48,6% и металлургическую промышленность -27,5%.
На внутреннем рынке деятельность СП активизируется, в основном, в сырьевых отраслях экономики Казахстана, особенно, в горнопромышленном и топливно-энергетическом комплексах. К примеру, в горнопромышленном комплексе наиболее известным и крупным примером прямых иностранных инвестиций являются вложения СП по добыче и переработке золотомышьяковистых руд Бакырчикского месторождения в Семипалатинской области (британская компания "Бакырчик Голд" и канадская "Индочайна Голдфилдс"). А в топливно-энергетическом комплексе прямые инвестиции направляются, главным образом, в сферу разведки и добычи нефти и газа. В настоящий момент действует 17 СП по разведке и добыче углеводородов. В числе известных СП -"Тенгизшевройл" с компанией "Шеврон Оверсиз К" (США) по эксплуатации Тенгизского и Королевского месторождений[31].
Свидетельством большого внимания казахстанских предпринимателей к созданию совместных предприятий со странами-членами Европейского Союза являются мероприятия, проводимые руководителями программы Европейского Союза JOP (Joint Venture Programme). Данная программа нацелена на поддержку и содействие существующих совместных предприятий в странах Центральной и Восточной Европы, а также СНГ. Созданная в 1991 году JOP поддерживает производственные инвестиции предприятий Европейского Союза с помощью создания и развития совместных предприятий. В странах-членах ЕС существует большой интерес к созданию малых и средних предприятий в Казахстане. Однако большинство заинтересованных в партнерстве европейских бизнесменов ничего не знают о рынке, юридической базе и потенциальных партнерах в РК. Если это не крупные предприятия (на которые и рассчитана программа), они рискуют немалой суммой (дорожные расходы, юридические консультации и пр.) Прямая задача JOP - снизить этот риск до минимума. Программа имеет базу данных всех заинтересованных в партнерстве фирм, подавших соответствующие заявки. На основании этой базы данных намного легче найти партнеров. Кроме того, JOP выделяет потенциальным европейским партнерам до 150 тыс. ЭКЮ кредита в качестве стартовой помощи на покрытие дорожных расходов, юридические консультации и другие необходимые статьи. Ответственность за это берет европейская сторона в СП, получающая в начале 50% от суммы кредита. Если СП благополучно функционирует, то вся сумма становится безвозмездной помощью Европейского Союза. Если же совместное предприятие по каким-то причинам не было организовано или не выжило, европейский партнер должен представить в ЕС полный отчет и указать причины неудачи. В случае если Евросоюз не признает причины объективными, деньги возвращаются. При таком раскладе заинтересованные в партнерстве европейские предприятия имеют минимум риска.
Создание большого числа СП в основных сферах сотрудничества является необходимым шагом для развития иностранной инвестиционной деятельности в Казахстане. Как известно, главной задачей государственной инвестиционной политики страны является создание благоприятной среды для расширения внебюджетных источников финансирования капитальных вложений и привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций на основе дальнейшего совершенствования нормативно-законодательной базы и государственной поддержки эффективных инвестиционных проектов.
Особое значение правительство Казахстана придает ускоренному развитию малого и среднего бизнеса. В этих целях принят целый пакет законодательных актов, закладывающих основу государственной поддержки индивидуального предпринимательства. В частности, упрощены процедуры регистрации, определены приоритеты и конкретные меры по активизации малого бизнеса.
В малом и среднем бизнесе официально зарегистрировано 122 000 предприятий среднего и малого бизнеса и более 160 000 индивидуальных торговцев. В начале 1999 г. в среднем и малом бизнесе было занято 550 000 человек, что составляет рост на 15% каждый год. Поддержка развития малого и среднего бизнеса является одной из приоритетных сфер как для правительства РК, так и для иностранных доноров. В декабре 1998 г. правительством РК был утвержден стратегический документ по совершенствованию среды деятельности для предприятий малого и среднего бизнеса на 1999-2000 гг. В июне 1999 г. была создана Межведомственная комиссия под руководством заместителя премьер-министра А.Павлова для координации и реализации рекомендаций по вопросам малого и среднего бизнеса.
Не последнюю роль в развитии частного сектора в Казахстане играет финансовая помощь Европейского Союза по линии программы ТАСИС. Ведь в ЕС малый и средний бизнес развит довольно сильно. Существуют государства, где около 70% экономики держится именно на них. Сейчас в странах членах Европейского Союза насчитывается более 16 миллионов предприятий, на которых трудится 101 миллион человек. Примечательно и то, что малые и средние предприятия составляют большинство - 99%.
Сотрудничество ЕС и Казахстана в области развития малого и среднего бизнеса началось с 1993 г. Наиболее важными были такие проекты, как "Акция содействия Фонду поддержки предприятий" стоимостью 1 миллион ЭКЮ и "Создание консультационного отдела в Центре деловых связей" стоимостью 700 тысяч ЭКЮ. Казахстанскими партнерами по линии этих двух проектов стали в то время Фонд поддержки предприятий (Министерство экономики) и Союз мелких предпринимателей. Основные усилия европейской стороны направлялись тогда на обучение, консультации и ноу-хау для __ малых и средних предприятий в течение 1993-1994 гг.
В области развития малого и среднего бизнеса за три прошедших года с марта 1998 г. по март 2001 г. в Казахстане по программе ЕС было реализовано 25 проектов по поддержке предпринимателей в разных регионах республики - от юга до севера.
Весной 2000 г. по малому и среднему бизнесу был разработан специальный проект для улучшения эффективности нескольких золотодобывающих предприятий Казахстана и стимулирования развития сектора добычи рассыпного золота малыми и средним предприятиями. Сумма проекта составляла 15 тысяч долларов. В рамках проекта организовывались тренинга, на которые из Европы были приглашены две группы по десять человек, дипломированные специалисты в области геологии и горной инженерии. Во время учебы специалисты ознакомили слушателей с современными методами добычи рассыпного золота в Актюбинской области. Общая сумма кредитов, направленных на осуществление отдельных проектов по золотодобывающей отрасли, составила более 2 млн. долларов. И теперь эти деньги работают на экономику РК. А всего было обучено по данным проектам 1733 человека, которые, открыв свое дело, создали новые рабочие места.
Более двух с половиной миллионов долларов США в форме кредитов были выделены деловым людям - слушателям бизнес-курсов Республики. Серия проектов "Доступ к источникам финансирования"[32] была выполнена в рамках программы ТАСИС по развитию малого и среднего бизнеса. Данные проекты проводились на условиях субподряда с казахстанскими компаниями. Бизнес-курсы открыли огромный потенциал идей и вызвали большой интерес в предпринимательской среде. Например, в трех городах Таразе, Астане и Актобе работники малых предприятий прошли обучение азам современного менеджмента и умению составлять заявки на получение дополнительных средств для развития своего дела. Успешно был реализован проект в Таразе, где наблюдается высокая безработица. Здесь было обучено 56 практикантов, составлено 40 реальных бизнес-планов. Из них 33 были профинансированы уже в 2000 г. на общую сумму в 1 миллион 703 тысячи 693 доллара. В Актобе прошли тренинги 34 практиканта. Из предложенных бизнес-планов было профинансированы семь на общую сумму в 870 тысяч долларов. В Астане практикантами были составлены три успешных проекта своей будущей деятельности, сумма финансирования составила 73 тыс. долл. США. В ходе обучения предпринимателей ими были составлены более 70 бизнес-планов, из которых 42 профинансированы. В настоящее время положительного решения о кредитовании своего бизнеса ожидают десятки других людей, прошедших обучение. Ожидается, что им будет выделена сумма в размере более 3 миллионов долларов.
Значительные результаты были получены по проектам "Как начать собственное дело", ориентированным на безработных в небольших индустриальных городах. Всего же в шести городах Казахстана было обучено 661 человек, из которых 149 начали собственное дело и создали 279 дополнительных рабочих мест.
Другим примером содействия развития ЕС малому и среднему бизнесу Казахстана может служить идея о создании разветвленной сети бизнес-консультантов, в квалифицированной помощи которых так нуждаются начинающие работники частного сектора и даже опытные предприниматели. В рамках проекта "Подготовка бизнес-консультантов для малого и среднего бизнеса" прошли учебу 100 человек из трех регионов Республики, среди которых 90 слушателей в дальнейшем нашли работу по избранному профилю.
Предпринимательницы Ассоциации деловых женщин Астаны прошли специальные курсы, на которых они научились составлять реальные и грамотные бизнес-планы для получения кредитов в банках. Результатом данного проекта является то, что предпринимательницы открыли цветочные и продуктовые магазины и кафе. В результате профессиональной учебы менеджеров ресторанного бизнеса и руководителей предриятии, выпускающих продукты питания, в городах Республики начали работать мини-гостиницы, закусочные, парикмахерские, бистро и т.д. Наиболее интенсивно развивается и собственное производство. Руководители некоторых предприятий после поездки в Австрию создали в столице ряд совместных предприятий по выпуску мясных и хлебобулочных продуктов.
На сегодняшний день в Казахстане находится в работе один крупный проект ТАСИС, который начался два года назад. При его прямой поддержке было создано множество небольших частных производств в Алматы, Астане, Актюбинске, Караганде и других крупных областных центрах, представители которых выиграли тендер. Эксперты и специалисты Европейского Союза провели обучение по основам современной экономики для всех заинтересованных лиц, в том числе бухгалтерскому учету, менеджменту, налогообложению, что в дальнейшем способствовало успешному бизнесу слушателям. Для того чтобы вовлечь как можно больше населения, особенно безработного, в различные формы деятельности, Европейский Союз разработал очень интересный проект по организации "бизнес-инкубатора" и созданию фондов малого кредитования, в первую очередь, для села. Этот проект начал действовать с весны 2001 г. в Алматинской и Актюбинской областях. Каждому фермеру, желающему открыть свое дело, предлагается небольшая сумма денег (минимальная сумма -несколько сот долларов) в виде беззалогового кредита для объединения их в общий фонд под коллективную ответственность. Фермеры могут брать из общего фонда средства для закупки необходимых материалов. А после получения прибыли фермеры эти кредиты возвращают и могут брать новые, но уже намного большие - для дальнейшего развития. Участники фонда, прошедшие специальный курс, уже самостоятельно рассматривают заявки от односельчан, составляют списки желающих, распределяют кредиты по своему усмотрению и прочее.
В целом в рамках программы ТАСИС по поддержке малого и среднего бизнеса в Казахстане прошли обучение 1800 человек, которые получили необходимые знания и навыки для того, чтобы и дальше развивать малый и средний бизнес в Республике[33].
В целях способствования развитию отношений в сфере бизнеса между Европейским Союзом и Казахстаном, а также поддержки и предоставления информации европейским компаниям, осуществляющим свою деятельность в Республике, и тем компаниям, которые рассматривают возможность осуществления своей деятельности в Казахстане или инвестирования, была создана Европейская бизнес-ассоциация Казахстана (ЕВРОБАК). ЕВРОБАК является некоммерческой организацией, созданной по инициативе работающих и осуществляющих инвестиции в Казахстане компаний Европейского Союза и делегации Комиссии Европейского Союза для представительства европейских деловых кругов в Республике.
Европейская бизнес-ассоциация Казахстана была создана в 1998 г. В настоящее время президентом ЕВРОБАК является Майкл Уилсон.
На сегодняшний день ЕВРОБАК насчитывает 51 членов, большинство их которых являются ведущими европейскими компаниями и организациями, базирующимися и осуществляющими свою деятельность в Казахстане - "Бритиш Газ", "Эни Аджип", "ЭйБиЭн", "Амро Банк Казахстан", "Люфтганза", "КЛМ" и другие.
Создание ЕВРОБАК преследовало несколько конкретных целей и прежде всего представление в Казахстане точки зрения европейских деловых кругов посредством формирования авторитетного коллективного голоса.
Целями ЕВРОБАК являются развитие европейского биз-неса и коммерции в Казахстане. Кроме того, миссией Европейской бизнес-ассоциации Казахстана является осуществление мероприятий по расширению и укреплению контактов с казахстанскими правительственными и деловыми кругами, содействие расширению европейского бизнеса и торговли; а также популяризация имиджа Европейского Союза, являющегося одним из ключевых экономических партнеров Казахстана в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. ЕВРОБАК также служит информационным центром для торговых миссий, приезжающих в Казахстан и для компаний Европейского Союза, желающих получать самую свежую информацию об осуществлении деятельности в Казахстане.
Для членов ЕВРОБАК предусмотрен ряд преимуществ. ЕВРОБАК поддерживает тесные контакты с организациями Европейского Союза в Казахстане, в том числе с представительством Комиссии Евросоюза в РК и руководством ЕС, а также с посольствами и консульствами стран ЕС, со странами-претендентами на вступление в ЕС и Европейской ассоциацией свободной торговли. ЕВРОБАК принимает активное участие в консультациях с государственными органами Казахстана по отдельным вопросам, двусторонним контактам между ЕС и Казахстаном и представляет членам ассоциации возможности доступа к ресурсам ЕВРОБАК, отчетам и обновленным данным о текущем положении в сотрудничестве между ЕС и РК и экономической политике Европейского Союза. ЕВРОБАК также организует регулярные ежемесячные брифинги и семинары с участием ключевых представителей политических и деловых кругов.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 174.