Со второй половины XX - начала XXI в.в. происходят глубокие изменения в мире. Эти изменения характеризуются началом процессов интеграции и глобализации экономики. Интеграционный процесс начинается с региональных масштабов и со временем должен завершиться в мировом масштабе.
Одним из трех мировых моторов интеграции и глобализации является Европейский Союз. И это не случайно. Страны, входящие в Европейский Союз, имеют высокоразвитую промышленность, сельское хозяйство, торговлю и сектор услуг. В странах-членах Европейского Союза проживает более 374 млн. человек жителей, имеющих высокий уровень жизни, что свидетельствует о том, что здесь находится богатый потребительский рынок. Вот почему сюда устремляется иностранный капитал, который вместе с национальным капиталом мощно развивает экономику этого региона.
Об этом говорят некоторые статистически данные.
В 1990 г. общий бюджет Европейского Союза составлял 48,35 млрд. евро, в 1997 г. эта цифра возросла до 86,41 млрд. евро, по прогнозам Европейской комиссии в 2006 г. бюджет ЕС будет составлять уже 105,23 млрд. евро.
Рост реального ВВП ЕС в 2000 г. составил 3,4%, т.е. больше, чем в Японии (1,4%), но меньше чем в США (5,1%). Для сравнения: в 1995 г. рост реального ВВП в странах-членах ЕС составлял 2,4%, тогда как в США — только 2,7%, а в Японии всего 1,5%. По странам-членам ЕС картина роста ВВП в 2000 г. выглядит таким образом: Германия-3,1%, Финляндия-4,8%, Франция- 3,3%, Португалия- 3,0%, Великобритания- 3,1%, Ирландия- 10,5%, Бельгия- 3,9%, Голландия- 4,3%, Люксембург- 7,8%, Дания- 2,6%, Италия- 2,9%, Испания- 4,1%, Греция-4,1%, Швеция- 4,0%, Австрия- 3,5%[13].
Таким образом, по ВВП Европейский Союз находится на 1 месте. В ВТО доля товарооборота Европейского Союза составляет 20%; по инвестициям в экономику зарубежных стран Европейский Союз занимает 2 место; в среднем по уровню жизни страны-члены ЕС находятся в первых рядах.
Являясь одним из моторов интеграции и глобализации, Европейский Союз выступает на международной арене во многих отношениях как единое целое со сформировавшимся единым рынком, с единой экономико-валютной системой и единой валютой - евро.
Европейский Союз зарегистрирован в Организации Объединенных Наций. А это означает, что он получил дипломатическое признание. В ООН он получил статус наблюдателя и в этом качестве активно участвует в некоторых комитетах ООН. На него распространяются все положения международного права, т.е. он является субъектом и объектом международного права.
Для ведения дипломатических переговоров и подписания соглашений с третьими странами от имени Европейского Союза создана так называемая тройка, то есть действующий на данный момент председатель Европейского Союза (а им является глава государства или правительства страны-члена ЕС, занявший этот пост по ротации на полгода), будущий председатель Европейского Союза и председатель Комиссии ЕС, а также представители правительств стран-членов ЕС. По мандату, выданному Советом министров, Комиссия может вести переговоры и заключать соглашения с третьими странами. В случае, когда обсуждаемые на переговорах вопросы выходят за пределы установленного мандата, Комиссия запрашивает дополнительное разрешение у Совета министров.
ЕС дифференцирует свои отношения с внешним миром, исходя из своего геополитического положения. ЕС сам по себе и все страны, входящие в него, являются членами Всемирной торговой организации (ВТО) и, следовательно, пользуются преференциями, установленными в ВТО. Вообще во внешних связях Европейского Союза лежат принципы особых соглашений о преференциях в торговле.
ЕС предоставил большие торговые преференции странам, входящим в Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), образовав так называемое свободное экономическое и торговое пространство. Между прочим, многие члены ЕАСТ со временем стали членами Европейского Союза.
Как уже отмечалось выше, ЕС на основе Яундских и Ло-мейских конвенций, подписанных в 60-х-80-х гг. прошлого столетия, установил особые привилегированные отношения с западными странами, некогда входившими в колониальную систему ряда европейских стран, ныне членов Европейского Союза.
Европейский Союз придает большое значение Средиземноморью, предоставляя странам этого региона большие преференции в торговле.
После распада СССР и мировой системы социализма ЕС установил приоритетные отношения со странами Центральной и Восточной Европы, предоставив им статус ассоциированных стран, и оказал им большую экономическую, финансовую и техническую помощь с тем, чтобы эти страны Европы со временем могли вступить в ЕС и стать его полноправными членами. Для этих стран, а именно Болгарии, Чехии, Словении, Румынии, Венгрии и Польши ЕС разработал и принял программу "Фаре", которая успешно осуществляется. Сюда же следует отнести и прибалтийские страны, в свою очередь, готовящиеся со временем стать членами Европейского Союза. В разработанной программе "Повестка дня 2000 года" ЕС определил для всех стран Центральной и Восточной Европы и Прибалтики конкретные условия их вступления в Евросоюз.
На саммите в Ницце в декабре 2000 г. были приняты изменения в структуре ЕС с тем, чтобы эти страны могли вступить в Евросоюз. На саммите приняли участие главы государств и правительств стран, желающих вступить в Европейский Союз, которые весьма остались довольными принятыми решениями. Начиная с 2003-2005 гг., они смогут стать членами Европейского Союза в зависимости от их готовности к вступлению.
Со странами Азии и Латинской Америки Европейский Союз установил торговые связи, предоставив преференции некоторым видам продукции из этих стран. Такие же связи ЕС установил со странами арабского мира.
При этом Европейский Союз имеет в виду, что каждое государство-член ЕС ведет торговые связи со всеми этими странами на двусторонней основе.
Исключительно важное место во внешних связях ЕС занимают такие ведущие страны, как США и Япония. Торговые связи Европейского Союза с США основываются на Декларации от 1990 г., согласно которой стороны создают условия, основанные на принципах наилучшего благоприятствования для товаров двух сторон, а также капитала и услуг.
Тем не менее, правда, эпизодически между ЕС и США возникают так называемые торговые войны. Однако все они находят мирное разрешение. Торговые отношения между ЕС и США характеризуют следующие данные: в 1994 г. импорт из США в ЕС составил 13 % из общего импорта в ЕС, а в 1998 г. - 21%, в то же время экспорт из ЕС в США нисколько не изменился, т.е. в 1994 г. он был на уровне 16%, и в 1998 г. остался на том же уровне.
Торговые отношения ЕС с Японией осложняются рядом обстоятельств, а именно отсутствием четкой договоренности по некоторым видам продукции, как, например, реализация автомобилей и электроники. После упорядочения торговых отношений ЕС с Японией картина выглядит таким образом. Если в 1994 г. импорт из Японии в ЕС составил 10%, то в 1998 г. он уменьшился до 6%; в то же время экспорт из ЕС в Японию составлял в 1994 г. 5%, а в 1998 г. - 9%.[14]
После распада СССР и образования на этой основе независимых государств ЕС заключил с ними Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Таким образом, бывшие союзные Республики, взяв в свои руки государственный суверенитет, стали торговыми партнерами Европейского Союза, среди них и Республика Казахстан.
Таким образом, анализируя место Европейского Союза в мировом сообществе и те связи, которые он имеет со многими странами и регионами земного шара, можно сделать определенные выводы.
1. Европейский Союз как плод европейской интеграции с достигнутым единым рынком, с укрепившийся экономико-валютной системой, с единой валютой - евро и на основании всего этого начавшимся процессом политического сообщества может служить прекрасной моделью для многих стран и регионов, желающих начать процесс интеграции.
2. Европейский Союз, установив разнообразные связи со многими странами и регионами земного шара, закладывает прочный фундамент процесса мировой интеграции и глобализации.
3. Интегрированная Европа, начав процесс установления политического сообщества в сфере общей внешней политики и политики безопасности, в сфере обороны путем создания единой европейской армии, берет вопросы обороны и безопасности в собственные руки и собирается играть видную роль в мировой политике.
Правительство Республики Казахстан приветствует интеграционные процессы, происходящие в Европе.
Развитию двустороннего сотрудничества между Республикой Казахстан и Европейским Союзом отводится особое место. Развитие политических, экономических и культурных отношений Республики с ЕС и со странами Западной Европы является одним из приоритетных направлений во внешней политике Казахстана.
Европейский Союз - это практическое воплощение в жизнь идей экономической, политической и культурной интеграции. Пример европейской интеграции бесспорно может служить моделью региональной интеграции для всей Центральной Азии.
Важно отметить, что на данный момент существует двухуровневая система отношений Республики Казахстан с Европейским Союзом в целом и с каждым государством-членом ЕС в отдельности, которые взаимодополняют друг друга, что находит отражение в различных подписанных соглашений и реализованных проектах.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 166.