Рынок денег
Теория Кейнса спроса на деньги
Кейнс особое внимание уделял спросу на деньги. Он выделял три мотива, в соответствии с которыми экономические агенты желают держать деньги и тем самым порождают спрос на деньги: трансакционный мотив (мотив спроса на деньги для сделок), мотив предосторожности и спекулятивный мотив.
Трансакционный мотив является результатом несовершенной синхронизации денежных поступлений и расходов. При этом подразумевается обязательность как поступления денег, так и их затрат в течение определенного отрезка времени.
Трансакционный спрос на деньги показывает, сколько денег экономический агент желает держать в руках для того, чтоб совершать повседневные трансакции (сделки).
Простейшая формула трансакционного спроса на деньги имеет следующий вид:
(3.1)
где - трансакциооный спрос на деньги, - кембриджский коэффициент, обратно пропорциональный скорости обращения денег, – уровень цен, - объем выпуска. Полагаем, что объем выпуска равен величине дохода .
Соответственно реальную величину трансакционного спроса можно выразить таким образом:
(3.2)
Примем для простоты, что уровень цен равен единице . Угол наклона линии трансакционного спроса всегда меньше , т.к. величина на практике колеблется между 0,2 и 0,25: в нормально функционирующей рыночной экономике скорость обращения денежной массы в год , как показывают многочисленные эмпирические исследования, колеблется между 4 и 5.
Таким образом, в рамках трансакционного спроса на деньги составляет определенную пропорцию от величины реального дохода y. Графически же определяет угол наклона функции трансакционного спроса на деньги. Значение может изменяться лишь в длительном периоде в результате институциональных изменений, происходящих в экономике, которые влияют на привычки выплат и расходов общества.
Спрос на деньги по мотиву предосторожности показывает, какое количество денег экономический агент желает держать на случай непредвиденных обстоятельств.
К непредвиденным обстоятельствам люди обычно относят болезни, потерю работы, несчастный случай и т.п. По мере роста домашних хозяйств, по мотиву предосторожности обычно большие суммы денег откладываются. Таким образом, спрос на деньги по мотиву предосторожности может быть включен в уравнение трансакционного спроса:
(3.3)
Итак, трансакциооный спрос на деньги по мотиву предосторожности прямо пропорционально зависят от уровня дохода. Разница между двумя мотивами сводится к тому, что спрос на деньги по трансакционному мотиву связан с планируемыми расходами, а по мотиву предосторожности – с непредвиденными.
Спекулятивный спрос на деньги явился одной из новаторских концепций Кейнса. Как и мотив предосторожности, он основывался на идее, что домашние хозяйства стоят перед лицом неопределенности. Однако в данном случае неопределенность связана с рыночной стоимостью будущих источников активов. Для сравнения отметим, что по версии классической школы, ни о какой неопределенности, в том числе и в области теории денег, не может идти и речи. То есть в классической версии домашние хозяйства знают, каковы будут их будущие покупки. Введя эту новую концепцию держания денег по мотиву предосторожности, Кейнс подчеркнул тем самым, что домашние хозяйства сталкиваются с будущей неопределенностью.
Домашние хозяйства имеют представление о том, будут ли в будущем цены активов расти или падать и следует ли поэтому ожидать прибылей или убытков при продаже активов. Это представление о будущих рыночных стоимостях активов, в свою очередь, определяет, в какой форме домашние хозяйства будут держать свое богатство в своем портфеле. В рассуждениях Кейнса о спекулятивном спросе на деньги выбор домашних хозяйств касается, прежде всего, двух типов активов: денег и ценных бумаг. Объяснением тому, что Кейнс ограничил свой анализ лишь двумя этими видами активов и не рассматривал прочие: капитал, право на владение землей и т.п., может быть желание Кейнса показать, почему для домашнего хозяйства рационально иметь запас денег.
Подчеркивая значимость спекулятивного спроса на деньги, Кейнс отходил от упрощенной классической концепции и отмечал, что домашние хозяйства могут рассматривать деньги как актив (для классиков деньги, прежде всего – средство счета). Именно поэтому в теории Кейнса деньги способны выполнять функцию средства сбережения.
Предложение денег. Денежный мультипликатор.
Предложение денег включает в себя наличность вне банковской системы и депозиты , которые экономические агенты при необходимости могут использовать для сделок (фактически агрегат ):
(3.4)
Современная банковская система - это система с частичным резервным покрытием: только часть своих депозитов банки хранят в виде резервов, а остальные используют для выдачи ссуд.
В отличие от других финансовых институтов, банки обладают способностью увеличивать предложение («создавать деньги»). Кредитная мультипликация - процесс эмиссии платежных средств в рамках системы коммерческих банков.
Пример:
Предположим, что депозиты банка 1 выросли на 1000. В резерве остается 20%, т.е. 200 единиц, а остальные отдаются в ссуду (норма резервов – отношение резервов к депозитам – в данном случае составляет 20% или 0,2). Таким образом, банк 1 увеличил предложение денег на 800, и теперь оно равно . Вкладчики по - прежнему имеют депозиты на сумму 1000 единиц, но и заемщики держат на руках 800 единиц, то есть банковская система с частичным резервным покрытием способна увеличивать предложение денег.
Далее эти 800 единиц опять попадают в банк, процесс возобновляется: 20%, то есть 160 единиц, банк 2 оставляет в резервах, а остальные 640 использует для выдачи кредитов, увеличивая предложение денег ещё на 640 единиц. Третий банк, куда могут попасть эти деньги, добавит ещё 512 и так далее.
Если процесс продлится до использования последней денежной единицы, то количество денег в системе можно будет определить следующим образом:
Первоначальный вклад
Ссуда 1-го банка (дополнительное предложение денег)
ссуда 2-го банка
ссуда 3-го банка
Суммарное предложение денег равно:
В общем виде дополнительное предложение денег, возникшее в результате появления нового депозита, равно:
(3.5)
где - предложение денег; - норма банковских резервов; - первоначальный вклад.
Коэффициент называется банковским мультипликатором, или мультипликатором денежной экспансии.
Более общая модель предложения денег строится с учетом роли Центрального банка, а также с учетом возможного оттока части денег с депозитов банковской системы в наличность. Она включает ряд новых переменных.
Денежная база (деньги повышенной мощности, резервные деньги) - это наличность вне банковской системы, а также резервы коммерческих банков, хранящиеся в Центральном банке. Наличность является непосредственной частью предложения денег, тогда как банковские резервы влияют на способность банков создавать новые депозиты, увеличивая предложение денег.
(3.6)
где - денежная база; - наличность; - резервы.
(3.7)
где - предложение денег; - наличность; - депозиты до востребования.
Денежный мультипликатор - это отношение предложения денег к денежной базе:
(3.8)
(3.9)
Разделим почленно числитель и знаменатель правой части уравнения на (депозиты) и получим:
(3.10)
где , .
Величина cr определяется главным образом поведением населения, решающего, в какой пропорции будут находиться наличность и депозиты. Отношение зависит от нормы обязательных резервов, устанавливаемой Центральным банком, и от величины обязательных резервов, которые коммерческие банки предполагают держать сверх необходимой суммы.
Теперь предложение денег можно представить как
(3.11)
Таким образом, предложение денег напрямую зависит от величины денежной базы и денежного мультипликатора (или мультипликатора денежной базы). Денежный мультипликатор показывает, как изменяется предложение денег при увеличении денежной базы на единицу. Увеличение коэффициента депонирования и нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор.
Центральный банк может контролировать предложение денег, прежде всего путем воздействия на денежную базу. Изменение денежной базы, в свою очередь, оказывает мультипликативный эффект на предложении денег. Таким образом, процесс изменения объема предложения денег можно разделить на два этапа:
- первоначально модификация денежной базы путем изменения обязательств Центрального банка перед населением и банковской системой (воздействие на величину наличности и резервов);
- последующие изменение предложения денег через процесс «мультипликации» в системе коммерческих банков.
Инструменты денежной политики корректируют величину денежной массы, воздействуя либо на денежную массу, либо на мультипликатор.
Выделяют три главных инструмента денежной политики, с помощью которых Центральный банк осуществляет косвенное регулирование денежно-кредитной сферы:
1) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);
2) изменение нормы обязательных резервов;
3) операции на открытом рынке.
Эти операции связаны с изменением величины банковских резервов, а следовательно, денежной базы.
Центральный банк не может полностью контролировать предложение денег, поскольку, например:
1) коммерческие банки сами определяют величину избыточных резервов, что влияет на отношение rr и, соответственно, на мультипликатор;
2) Центральный банк не может точно предусмотреть объем кредитов, которые будут выданы коммерческим банкам;
3) величина cr определяется поведением населения и другими причинами, не всегда связанными с действиями Центрального банка.
Равновесие на денежном рынке
Модель денежного рынка соединяет спрос и предложение денег. Вначале для простоты можно предположить, что предложение денег контролируется Центральным банком и фиксировано на уровне . Уровень цен также примем стабильным, что вполне допустимо для краткосрочной модели. Тогда реальное предложение денег будет фиксировано на уровне .
Спрос на деньги рассматривается как убывающая функция ставки процента для заданного уровня дохода (при неизменном уровне цен номинальные и реальные ставки процента равны). В точке равновесия спрос на деньги равен их предложению.
Подвижная процентная ставка удерживает в равновесии денежный рынок. Корректировка ситуации с целью достижения равновесия возможна потому, что экономические агенты меняют структуру своих активов в зависимости от движения процентной ставки. Так, если она слишком высока, то предложение денег превышает спрос на них. Экономические агенты, у которых накопилась денежная наличность, попытаются избавиться от нее, обратив в другие виды финансовых активов: акции, облигации, срочные вклады и т.п. Высокая процентная ставка, как уже говорилось, соответствует низкой форме облигаций, поэтому будет выгодно скупать дешевые облигации в расчете на доход от повышения их курса в будущем, вследствие снижения r. Банки и другие финансовые учреждения в условиях превышения предложения денег над спросом начнут снижать процентные ставки. Постепенно через изменения экономическими агентами структуры своих активов и понижение банками своих процентных ставок равновесие на рынке восстановится. При низкой процентной ставке процессы пойдут в обратном направлении.
Колебания равновесных значений ставки процента и денежной массы могут быть связаны с изменением экзогенных переменных денежного рынка: уровня дохода, предложения денег. Графически это отражается сдвигом, соответственно, кривых спроса и предложения денег.
Так, изменение уровня дохода, например его увеличение, повышает спрос на деньги и ставку процента. Сокращение предложения денег также ведет к росту процентной ставки.
Подобный механизм установления и поддержания равновесия на денежном рынке может успешно работать в сложившейся рыночной экономике с развитым рынком ценных бумаг, с устоявшимися поведенческими связями - типичной реакцией экономических агентов на изменение тех или иных переменных, скажем, ставки процента.
Ситуация усложняется в переходных экономиках, где все перечисленные условия ещё не сформировались, а регулирование государством денежного предложения связано не столько с поддержанием равновесия денежного рынка, сколько с решением других задач экономической политики. Часто жесткое ограничение предложения денег в ходе антиинфляционных мероприятий ведет к значительному превышению спроса на деньги над их предложением, сокращению денежных активов экономических агентов, росту неплатежей и бартерных сделок, что отнюдь не способствует общей экономической стабилизации и формированию здорового денежного рынка. Проблема равновесия на денежном рынке в переходных экономиках решается обычно вместе с проблемами бюджетной стабильности, нормализацией финансового положения экономических агентов, укреплением внутренней валюты и др.
Из вышеизложенного следует, что денежный рынок соединяет спрос и предложение денег. Равновесие на рынке означает, что спрос на деньги равен их предложению.
Рынок товаров
Спрос и факторы, его определяющие
Цены на товары и услуги складываются на рынке, где действуют спрос и предложение. В аспекте этих соображений рассмотрим последовательно проблемы, относящиеся к спросу и предложению.
Спросом называется количество товаров и услуг, имеющееся на данном рынке, которое покупатель готов приобретать по определенной цене независимо от того, действует он рационально или под влиянием среды.
Спрос на какой-либо продукт представляет собой спрос в отношении какой-то отрасли экономики. Практика показывает наличие значительного разнообразия продукции, предназначенной для удовлетворения запросов потребителей. Все виды продукции обладают различной степенью взаимозаменяемости.
Комбинированная продукция отрасли может рассматриваться как товар или благо. Однако общим критерием принадлежности какого-либо продукта к той или иной отрасли могут служить определенные признаки (форма, качество, степень рекламирования и т.д.). Высокая заменяемость предполагает, что товары удовлетворяют одну и ту же потребность, но изменение цены на взаимозаменяемые товары может повлечь за собой изменение спроса от одного продукта к другому. Следовательно, механизм рынка позволяет удовлетворять только те потребности, спрос на которые растет.
Индивидуальный и совокупный рыночный спрос на товар
Рис. 3.1 Кривая спроса
Рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-нибудь товара А. Предположим, что при цене 30 за одну условную единицу покупатель готов купить лишь 1 единицу блага А, при цене 15 - 3 единицы и т.д. Зависимость количества проданных благ от уровня цен может быть представлена графиком (рис. 3.1).
Анализируя полученный график, легко заметить, что между рыночной ценой и количеством реализованного товара существует определенная обратная связь. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение же цены, как правило, обусловливает возрастание спроса на него. Изображенная кривая спроса характеризует состояние цен и объема продукции на определенный момент времени. Данная кривая иллюстрирует закон изменения спроса. Она имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене. В общем виде , где - величина спроса, - цена.
Однако спрос - величина переменная. При этом следует различать изменение величины спроса, или объема спроса, и изменение характера спроса. Величина спроса меняется тогда, когда переменна только цена данного товара. Характер же спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, имевшие ранее постоянные величины. Графически изменения объема спроса выражаются в «движении» по кривой спроса вниз или вверх (рис. 3.1). Изменение же спроса выражается в «движении» кривой спроса, в ее смещении вправо или влево (рис. 3.2).
Рис. 3.2 Движение кривой спроса
Представленная функция носит название функции спроса - функции, определяющей спрос в зависимости от влияющих на него рыночных факторов.
Выше определено влияние ценового фактора. Однако на спрос оказывают влияние и иные факторы:
- величина и динамика изменения дохода потребителя;
- изменение вкусов и предпочтений;
- размер рынка;
- ценовые и дефицитные ожидания;
- наличие товаров-субститутов и др.
Спрос является функцией всех этих факторов: .
Эти факторы способствуют сдвигу кривой индивидуального спроса вправо или влево. Так, изменение денежных доходов потребителей предполагает сдвиг кривой в положение (в случае их увеличения) и в положение (в случае их снижения).
Эластичность спроса
Понятие эластичности связано со спросом на товары в зависимости от их цены. Мерой такого измерения служит коэффициент эластичности спроса. А.Маршалл, развивший эту тему, писал в своих «Принципах экономической науки», что «эластичность может быть большей или меньшей в зависимости от того, сильнее или слабее возрастает приобретаемое количество товаров при данном снижении цен и в большей или меньшей степени падает при данном повышении цен».
Эластичность спроса определяется как отношение между процентной величиной изменений запрашиваемого количества товара и величиной колебаний цен.
(3.12)
где - эластичность спроса по цене; - изменение объема спроса, %; - изменение цены, %.
Форма кривой спроса может быть различной в зависимости от характера потребности в данном товаре. Существуют товары низкой эластичности, спрос на которые стабилен, и товары высокой эластичности, спрос на которые резко меняется при изменении цены.
Если, например, повышению цены на 1% соответствует снижение спроса более, чем на 1%, то говорят, что спрос эластичен (коэффициент эластичности больше 1); если повышению цены на 1% соответствует понижение спроса на 1%, то спрос нейтрален (коэффициент эластичности равен 1); если повышение цены на 1% влечет за собой понижение спроса менее, чем на 1%, то спрос неэластичен (коэффициент эластичности находится в интервале от 0 до 1). Существуют различные варианты проявления эластичности (рис. 3.3).
Знак эластичности будет отрицательным, когда цена и объем продукции изменяются в противоположных направлениях.
Рис. 3.3 Графики эластичности спроса
Спрос на любой товар зависит не только от его цены, но и от уровня цен на другие товары. Для учета влияния сопутствующих и заменяющих товаров используют перекрестные коэффициенты эластичности, показывающие, на сколько процентов изменяется спрос на другой товар при условии, что остальные цены и доходы потребителей остаются прежними.
Перекрестная эластичность выражается в двух товарах - А и В.
(3.13)
где - изменение объема спроса на благо ; - объем спроса блага ; - изменение цены блага ; - цена блага .
Перекрестная эластичность спроса показывает тенденцию покупателей к перемещению своего спроса от одного товара к другому в том случае, если цена на первый из них сильно меняется. Если , то блага взаимозаменяемые, если - взаимодополняемые.
Ценовая неэластичность товара означает, что изменение цен не вызывает значительных изменений в объеме продаж. Эффект изменения цен на неэластичном рынке проявляется в двух формах: при снижении цены теряется часть прибыли; при увеличении цены резко вырастает объем продаж и прибыли.
Ценовая эластичность товара означает, что небольшие изменения цены вызывают значительные изменения продаж. Объем прибыли может увеличиваться при уменьшении цен и уменьшаться при их увеличении. Главная особенность эластичного рынка заключается в наличии высокой ценовой конкуренции, когда незначительные изменения цен вызывают существенные изменения объемов продаж, а следовательно, и валового объема прибыли. Поэтому любые повышения цен, даже очень незначительные, на эластичном рынке требуют проведения большого количества различных исследований для определения количественных характеристик таких соотношений, как «объем продаж – цена», «объем продаж – себестоимость», «емкость рынка – цена», с целью принятия окончательного решения.
В современной экономической науке используется также показатель эластичности спроса относительно дохода.
(3.14)
где - изменение объема спроса; - объем спроса; - изменение величины дохода; - величина дохода.
Предложение
Предложение товара - это количество данного товара, которое могут и намерены сбыть производители на рынке по данной цене.
Положение производителей на рынке не является постоянным и одинаковым (масса предлагаемого товара, различные издержки производства, количество затраченного труда и т.д.). Однако все они стремятся максимизировать свой доход, т.е. получить самую высокую цену.
Как и для спроса, рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке со стороны предложения. Например, при цене 20 производитель согласен продать лишь 1 единицу блага, при цене 30 - 4 единицы, а при цене 50 - 7 единиц блага А. Диаграмма может быть графически представлена кривой предложения, направленной вверх слева направо: это типичная кривая предложения (рис. 3.4). Совокупное предложение на рынке представляется аналогичной кривой предложения, направленной таким же образом, показывающей отношение между ценой товара и количеством этого товара, которое отрасль готова продать на рынок в целом. В общем виде
(3.15)
где - величина предложения, - цена.
Рис. 3.4 Кривая предложения
В экономической теории принято откладывать независимую переменную по вертикальной, а зависимую переменную - по горизонтальной оси. Кривая имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене. Однако, кроме цены, на предложение оказывают влияние и другие факторы:
- цены факторов производства;
- технология;
- количество производителей-продавцов;
- ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики;
- размер налогов и т.д.
Предложение является функцией всех этих факторов.
Зависимость предложения от влияющих на него факторов называется функцией предложения.
Форма кривой предложения товара обусловлена во многом технологией его производства, доступностью ресурсов, используемых при изготовлении данного товара. Если мобильность производства и используемых в нем ресурсов высока, то кривая предложения имеет более пологий вид, т.е. незначительное изменение цен означает существенное увеличение предложения товара. Когда же увеличение производства требует больших затрат ресурсов, кривая предложения более крутая.
Кривая предложения строится при соблюдении ряда условий:
- издержки производства известны: если они уменьшаются, производители согласны предложить то же количество товара, что и раньше, но по пониженным ценам, или больше - по текущим ценам;
- цены на товары-заменители установлены;
- предполагается, что изменение цены - единственно возможный путь.
Если перечисленные условия меняются, то кривая предложения перемещается: рост предлагаемого количества товара по различным ценам вызывает ее перемещение вправо и вниз, его сокращение - вызывает перемещение этой кривой влево и вверх.
Если условия постоянны, то изменение цены означает движение вдоль кривой предложения.
Степень реакции предложения на колебания цен измеряется эластичностью предложения, которая представляет собою отношение изменения предложения в процентах к процентной величине колебания цен.
(3.16)
где - эластичность предложения по цене; - изменение объема предложения, %; - изменение цены, %.
Поскольку изменение объема предлагаемого товара и цен происходит в одном направлении, эластичность предложения всегда позитивна.
Различают пять вариантов эластичности предложения (рис.3.5).
Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени. Обычно различают ряд периодов:
- кратчайший (все факторы постоянны);
- краткосрочный (отдельные факторы переменны);
- долгосрочный (все факторы переменны).
Рис. 3.5 Графики эластичности предложения
Эта периодизация была предложена А.Маршаллом для анализа предложения. Рассматривая категорию спроса и предложения, можно заметить, что спрос более подвижен во времени, чем предложение. Это вызвано тем, что спрос в большинстве случаев сразу сокращается при существенном повышении цен. Напротив, рост цены является лишь первым сигналом для производителей расширить мощности, вовлечь в производство дополнительные ресурсы и на этой основе увеличить предложение товара.
На рынке конкретное соотношение спроса и предложения зависит от размеров запасов товаров, динамики цен на них и денежных доходов населения, организации торговли, рекламы и других факторов. Оно может представлять три возможных варианта. Один из них характеризуется превышением предложения товара над спросом покупателя. Такой случай может быть результатом не только излишнего производства товара, но и непомерного вздувания цен на товары невысокого качества, дефицита денег у населения и других обстоятельств.
Второй вариант отличается от первого превышением спроса над предложением товара. В этом случае имеет место неудовлетворенный спрос, товарный дефицит. Рынок реагирует на дефицит прямым или скрытым ростом цен. Выходом из этой ситуации могут быть увеличение производства товаров, пользующихся спросом, повышение цен и уменьшение роста денежных доходов населения.
Третий вариант соотношения спроса и предложения характеризуется соответствием между величиной и структурой спроса на товары, с одной стороны, и величины и структуры их предложения - с другой, равновесием спроса и предложения.
Равновесие рынка. Условия равновесия
В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к выравниванию объемов спроса и предложения. Эта цена представляет собой величину, которая является обязательной для всех продавцов и покупателей.
Рассмотренные нами ранее функции спроса и предложения позволяют сделать вывод, что кривые спроса и предложения зеркально похожи друг на друга (рис. 3.6).
Равновесная цена - цена, уравновешивающая функцию спроса и функцию предложения в результате действия конкурентных сил.
Однако равновесие может быть нарушено в силу действия определенных факторов. В этих случаях реальная цена будет отличаться от равновесной цены.
Различают устойчивое равновесие и неустойчивое равновесие.
Равновесие называется устойчивым, если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию. В противном случае имеет место неустойчивое равновесие.
Рис. 3.6 График рыночного равновесия
Рассмотрим сначала устойчивое равновесие. Существуют два основных подхода к анализу поведения покупателей и продавцов: гипотезы Вальраса - Хикса и гипотеза А.Маршалла.
Гипотеза Вальраса - Хикса
В тех случаях, когда преобладает спрос, покупатели стремятся увеличить закупки, и цена растет. В этих условиях рынок стабилизируется, если рост цены сокращает избыточный спрос. И наоборот: если спрос меньше предложения, то продавцы стремятся снизить свои цены и избыток предложения исчезает. Все зависит от соответствующего наклона кривых спроса и предложения.
Рис. 3.7 Перемещения кривой спроса
На графике (рис. 3.7а) кривая спроса перемещается от к положению . При цене спрос будет избыточным - . станет новой ценой, ведущей к равновесию. Процесс адаптации на рынке вызовет одновременно рост цен и увеличение количества товара. Это положение устойчивого равновесия. Как видно на рисунке, кривая предложения имеет позитивный наклон. Однако у кривой предложения возможны варианты негативного наклона.
На рис. 3.7б кривая спроса перемещается из положения к положению - Количество запрашиваемого товара по старой цене равно , в то время как предлагаемое количество равно . Избыток спроса составляет .
Новая цена (равновесная) будет равна что ниже, чем Как видно из рисунка, избыток спроса не ликвидируется. Линии, отражающие состояние цен и объемы товара, перемещаются в сторону от этой точки. Возникает положение неустойчивого равновесия.
На рис. 3.7в кривая спроса перемещается из положения к положению - В этом случае при цене сохраняется избыток спроса . В соответствии с гипотезой Вальраса - Хикса цена начнет повышаться. Новой точкой пересечения кривых спроса и предложения будет . Эта цена станет ценой стабильного равновесия.
Гипотеза А. Маршалла
В том случае, когда цена, по которой покупатели готовы заплатить заданное количество товара, выше цены, приемлемой для продавца, производство расширяется, и наоборот. Равновесие будет устойчивым, если увеличение объема выпускаемой продукции сокращает разрыв между теми и другими ценами.
Рассмотрим изменение наклона кривой спроса и кривой предложения.
Перемещение кривой спроса вправо (от к ) вызовет увеличение выпуска продукции, если наклон кривой предложения будет позитивным (рис. 3.7а). При избыточной цене спроса P1N рост производства выразится в перемещении от к . В данном случае налицо устойчивое равновесие.
Динамичный анализ стабильности учитывает развитие процесса адаптации спроса и предложения на рынке от одного периода к другому. Равновесие будет стабильным в том случае, если с течением времени рыночная цена будет приближаться к цене равновесия (гипотеза Вальраса - Хикса) или количество товара будет приближаться к количеству равновесия (гипотеза А.Маршалла).
Выше были рассмотрены проблемы рыночного равновесия в тех случаях, когда происходят относительные изменения величины спроса и предложения. Рассмотрим ситуацию с точки зрения временных характеристик. Таким примером является паутинообразная модель (рис. 3.8).
Рис. 3.8 Графики паутинообразной модели
Теория паутины обращена к ситуациям, когда проходит известный срок между изменением цены и связанными с этим переменами в масштабах производства.
Возможно несколько вариантов:
1. Наклон кривой предложения такой же, как и наклон кривой спроса.
На рис. 3.8а - показывает цены, по которым реализовывались в течение периода различные количества товаров; показывает количество товара, продававшееся по различным ценам в течение периода t1; - кривая, показывающая движение цен; - кривая, показывающая изменения в объеме выпускаемой продукции.
В периоде предлагалось количество товара ; по сравнительно низкой цене .
Эта низкая цена стимулирует производство в периоде сравнительно небольшого количества товара, которому впоследствии соответствует цена , более высокая, чем .
Цена побуждает производить больше товаров , которым соответствует уже более низкая цена . Данный процесс повторяется от одного периода к другому. Производство и цены проходят через стадии . Такая ситуация характеризует случай - равновесие никогда не будет достигнуто. Происходят постоянные колебания цен относительно цены равновесия (рис 3.8а).
2. Наклон кривой предложения круче кривой спроса.
Рис. 3.8б показывает, что в этих условиях положение становится все более нестабильным, цена опускается настолько низко, что производство прекращается или не растет.
Происходят расширяющиеся колебания цен: от одного периода к другому цены все более удаляются от цены равновесия (рис 3.9б).
Рис. 3.9 Графики колебания цен относительно цены равновесия
3. Наклон кривой предложения меньше наклона кривой спроса.
В этом случае, как показано на рис. 3.8в, и объем производства, и цена все более приближаются к уровню равновесия. Происходит сужающееся колебание цен (рис 3.9в).
Паутинообразная модель может с достаточной степенью точности применяться лишь к определенной продукции, так как не учитывает ряд важных факторов (например, влияние климатических условий, изменение спроса потребителей и т.д.). Однако она обладает достоинством, так как покрывает зависимость функционирования рынка от времени реакции в сфере предложения и формы кривой предложения и спроса.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 237.