Воспитатель. В чем проявляются способности?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Воспитанник. Конечно, проявляются только в деятельности. Деятельность не может успешно осуществляться без наличия этих способностей. Так, нельзя, например, говорить, что у человека нет музыкальных способностей, если он никогда не пробовал играть ни на одном музыкальном инструменте или петь.

Воспитатель. Значит, чтобы выявить свои способности, надо действовать.

Часто мы с вами говорим об интересе. Конкретнее, кто ответит на вопрос, что же такое интерес.

Воспитанник. Я так понимаю. Интерес проявляется в положительной эмоциональной реакции и интеллектуальной познавательной активности.

Воспитатель. Прокомментируйте, пожалуйста, понятие склонность.

Воспитанник. Это стремление заниматься определенной деятельностью. Я хочу дополнить, что между интересами и склонностью много общего, но есть и различие. Вот, например, мы многие смотрим с удовольствием футбол, не пропускаем ни одну спортивную передачу, но не делаем сами даже утренней гимнастики. Это тот случай, когда интерес есть, а склонность отсутствует. Интересы можно выразить формулой «хочу знать», а склонность – «хочу сделать». (Записано на плакате)

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы неплохо знаете формулы, понятия.

Итак, выбор профессии зависит от интересов, склонностей, способностей. Вот перед вами небольшая схема. (На доске висит плакат)

 

Выбор профессии

 

 

Мы с вами говорили о некоторых методиках профессиональной ориентации.

- Кем же разработана одна из них, о которой мы говорили на прошедших занятиях?

( Разработал профессор Е.Климов. Он сгруппировал по предмету, целям, средствам и условиям труда. Принимая за основу характер деятельности, Е.Климов выделяет следующие основные группы профессий:

«человек- техника» - все профессии, связанные с техникой

«человек – человек» - все профессии, связанные с обслуживанием людей

«человек – природа» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством, лесным хозяйством, с охраной окружающей среды

«человек – знаковая система» - все профессии, связанные с подсчетами, цифровыми и буквенными знаками

«человек – художественное образ» - все творческие специальности.

Воспитатель.      Скажите, пожалуйста, каково главное содержание труда в них сводится к взаимодействию между людьми.

Воспитанник. Мне кажется, что очень важны при работе по профессии: хорошее настроение в процессе работы с людьми, потребность в общении, быстро понимать намерения, настроения людей, терпение.

Воспитатель. Итак, ребята, мы с вами перед выбором профессии. Что важно знать при выборе профессиональной деятельности? (работа на карточках)

( - какова общественная значимость будущей профессии;

- где находят применение выпускники вуза, куда вы будете поступать;

- индивидуальная или групповая ваша будущая работа, готовы ли вы к профессиональному содружеству;

 - требуются ли навыки работы с людьми в сфере вашей предполагаемой деятельности;

 - каких личностных качеств требует ваша деятельность, обладаете ли вы этими качествами;

 - нет ли у вас медицинских противопоказаний к избранной профессии).

(желающие могут озвучить свои ответы)

Воспитатель. А сейчас проведем ранжирование понятий. Что, на ваш взгляд, больше всего влияет на профессиональную ориентацию человека?

       (- встречи с представителями разных профессий;

        - посещение предприятий, экскурсии;

        - чтение соответствующей литературы;

        - советы друзей, родителей;

        - тестирование профессиональных способностей;

        - семейные традиции)

Докажите свое мнение.

Воспитатель. Какой критерий выбора профессии ставить на передний план?

       - творить, создавать новое;

       - постоянно совершенствоваться;

       - социальная значимость профессии;

       - быть полезным людям;

       - пользоваться уважением людей;

       - иметь призвание;

       - реализовать свой   физический, умственный потенциал;

Воспитатель. Какие качества в себе развивать?          

     - Воспитанность, деликатность, тактичность,

        уравновешенность, сдержанность

       - доброжелательность, благородство, великодушие,

         отзывчивость

       - трудолюбие, упорство, настойчивость,

        целеустремленность, решительность

       - физическая сила, выносливость, выдержка.

Воспитатель. Какие качества в себе изживать? 

       - неорганизованность, поверхностность,

       безответственность, слабоволие, мелочность

       - застенчивость, боязливость, неуверенность

       - бестактность, многословие, нескромность

Воспитатель. Скажите, какими качествами должны (не должны) обладать представители следующих профессий?

       Актер, продавец, повар, шофер, ученый.

Воспитатель.

Каждый из вас, оканчивая школу, пытается найти свой жизненный путь, но не всем удается достичь желаемых успехов. Одна из причин заключается в том, что личные профессиональные и жизненные планы не всегда хорошо продуманы, составлены без учета своих способностей и возможных препятствий.

Жизненный план – это представление человека о желаемом образе жизни и путях его достижения. 

Профессиональный план – обоснованное представление об избираемой области трудовой деятельности, о способах овладения будущей профессией и перспективах профессионального роста

Схема личного профессионального плана

Главная цель Чем буду заниматься, какой трудовой вклад внесу в общее дело, кем буду, каким буду, где буду, чего достигну, на кого буду равняться
Ближайшие задачи и более отдаленные перспективы Первая область деятельности, специальность, работа, трудовая проба сил, чему и где учиться, перспективы повышения мастерства, профессионального роста
Пути и средства достижения цели Изучение справочной литературы, беседы со специалистами, самообразование, поступление в определенное учебное заведение (колледж, ВУЗ, курсы)
Внешние сопротивления на пути достижения цели Трудности, возможные препятствия, возможные противодействия тех или иных людей
Внутренние условия достижения цели Свои возможности: состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, склонности к практической и теоретической работе, другие личные качества, необходимые для учебы и работы по данной специальности, работа по самовоспитанию
Запасные варианты и пути их достижения Например: «Не пройду по конкурсу в ВУЗ – попробую поступить на ту же специальность в колледж, техникум».

Итоги занятия.

Воспитатель. Перед вами большие дороги. Дороги, которые вы выбираете, поведут вас к жизненному пути.

- выбирай любую, но не забывай, что от тебя зависит, будет твой труд увлекательным или скучным, радостным или прозаичным.

- когда человек любит то дело, которым занимается, он может черпать в нем радость, удовлетворение, проявлять богатую инициативу, повышать без утомления напряженность труда.

-Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звезд,

Управлять машиной в поле,

Иль вести машину ввысь –

Хорошо работай в школе,

Добросовестно учись!

Я предлагаю вам составить свой профессиональный план. Это вам поможет лучше сориентироваться в выборе профессии.

Приложение

Ответы викторины:

1) профессиограмма;

2) профессиография;

3) заниженная самооценка;

4) завышенная самооценка;

5) адекватная (нормальная) самооценка;

6) интересы;

7) склонность;

8) способности;

9) талант;

10) гениальность.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 306.