Государственная молодежная политика в Российской Федерации: цели, понятие и задачи, приоритетные направления, механизмы реализации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Реализация эффективной молодежной политики в государстве невозможна без четкого уяснения, самого понятия «молодежная политика». Понятие «политика» в переводе с греческого означает «государственные дела», «искусство управления государством». Р. Арон определяет политику как, «программу, метод действия или сами эти действия, осуществляемые человеком или группой людей по отношению к одной проблеме или совокупности проблем, стоящих перед обществом».

Понятие «политика» является родовым по отношению к понятию «молодежная политика». В свою очередь молодежная политика-это сложная, многогранная система отношений.

«Молодежь-это один из скрытых ресурсов общества, от мобилизации которого зависит его жизнеспособность», считает Мангейм. Он выделяет два типа общества в зависимости от того, в какой степени данные общества опираются на молодежь: статичные и динамические. Статичные общества опираются главным образом на опыт старших поколений и, следовательно, развиваются постепенно при медленном типе изменений. Динамические же, напротив, стремятся к новым возможностям, опираются главным образом на сотрудничество с молодежью. Они организуют и используют свои жизненные ресурсы, нарушая установившийся ход социального развития.

В нашей стране, вплоть до 70-х годов прошлого столетия, не было понятия «молодежная политика». Тем не менее, при отсутствии такого термина как «молодежная политика», молодежная политика СССР была одной из наиболее эффективных в мире. Молодежь реально могла влиять на общество, участвовала в жизни государства, предоставлялись бесплатные лагеря, образование и т.д.

Появление термина «молодежная политика» связано с процессами трансформации российского общества, которые привели к появлению новых общественно-политических институтов (демократические общественные объединения, либеральные политические партии, независимые от государства бизнес - структуры), которые стали вовлекать молодых людей в свою деятельность, что и привело к появлению разноплановых стратегий в работе с молодежью и, в свою очередь, к появлению нового для России понятия.

При анализе термина «молодежная политика» профессор И.М. Ильинский, в ряде своих работ выделяет два вида: государственную и общественную. Под государственной молодежной политикой он понимает деятельность государства, направленную на решение проблем молодежи, вовлечение ее в социально-политические процессы, происходящие в государстве и обществе. Субъектом молодежной политики в данном случае является государство в лице его специальных органов. Общественная молодежная политика определяется Ильинским как «система идей, взглядов по поводу молодежи и ее роли в общественном развитии, а также практических действий различных структур гражданского общества, направлении на претворение этих идей и взглядов в жизнь, в целях достижения общественных перспектив, одобряемых большинством народа».

В настоящее время термином «молодежная политика» обозначают ряд государственных и социальных функций, осуществляемых в отношении молодого поколения.

В целом на сегодняшний день в российской науке и практике сформировалось два основных подхода к пониманию молодежной политики. При этом важно, что эти подходы существуют не только в рамках отдельных научных направлений или исследований, но и в практической деятельности государства, направленной на включение подрастающего поколения в социокультурное пространство трансфомирируюшейся России. Сторонники первого - «узкого» - подхода, рассматривают государственную молодежную политику как одно из направлений социальной или образовательной политики государства, в первую очередь ориентированное на решение задач воспитания и дополнительного образования. Данный подход является наиболее распространенным в отечественной политической науке. Так, в частности, Т.М. Баранова считает, что молодежная политика является «новым направлением социальной политики». Такого же мнения придерживаются О.А. Гайнутдинов и ряд других авторов. Именно данный подход положен в основу деятельности Российского государства в работе с молодежью. Это проявляется в первую очередь в упразднении специализированных федеральных органов по делам молодежи и передаче их полномочий отдельному департаменту в рамках Министерства образования и науки РФ.

Полное и гармоничное определение молодежной политики содержится в постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 03 июня 1993 года № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» и постановлении Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 года № 1015 «О Федеральной целевой программе «Молодежь России (2001—2005 годы)»: «Государственная молодежная политика выражает линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека».

Наиболее краткое понятие молодежной политики дано в «Концепции государственной молодёжной политики в Российской Федерации», в соответствии с которой под государственной молодежной политикой понимается «внутренняя политика государства по регулированию отношений молодежи и государства».

Молодежная политика- это ответ государства на те проблемы, которые встают перед молодежью на пути ее полноценной социализации в российское общество.

Главное в государственной молодежной политике - повышение активности молодого человека и молодежи как социальной группы в реализации личных, государственных и общественных интересов.

В настоящее время назрела острая необходимость усиления внимания к молодежи со стороны государства и всего общества для постепенного разрешения накопившихся молодежных проблем. Российское государство рассматривает молодежь как реальную и активную общественную силу и как стратегический ресурс.

На современном этапе выделяются следующие основные направлениягосударственной молодежной политики:

- поддержка молодых граждан в сфере воспитания, образования и развития;

- содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их трудовых прав и обязанностей;

- духовно-нравственные ценности молодежи, ценности культуры в социализации молодежи;

- межэтнические и межконфессиональные отношения, воспитание толерантности;

- правовое сознание молодёжи;

- профессиональная карьера и меры по адаптации молодежи к условиям кризиса;

- молодёжная предпринимательская инициатива;

- инновационный потенциал талантливой молодежи;

- поддержка молодой семьи - важный фактор решения демографических проблем страны;

- пропаганда здорового образа жизни - противодействие алкоголизации, наркотизации молодежи и другим девиациям;

- поддержка общественно значимых инициатив, общественно-политической деятельности молодежи, детских и молодежныхобщественных объединений.

- государственная поддержка молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в их социальном обслуживании, социальной реабилитации и адаптации.

Молодежная политика проводится по отношению к гражданам в возрасте от 14 до 30 лет; молодых семей, то есть семей в первые 3 года после заключения брака (а в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), при условии, что оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста; молодежных и детских объединений.

Создание благоприятных политических и экономических условий, а так же правовых гарантий, которые смогут улучшить качество жизни молодежной популяции (не в ущерб жизнедеятельности других групп и слоев общества) и подготовка молодых людей к процессу управления развитием общества в будущем и есть основная цель молодежной политики.

Общество и государство должны рассматривать молодежь как стратегический ресурс нации, который важнее сырьевых, топливных и финансовых ресурсов. В связи с этим молодежная политика сегодня должна служить главной цели-спасению России.

В истории формирования и развития государственной молодежной политики в современной России можно выделить несколько основных этапов:

- этап институционализации государственной молодежной политики (1990-1996 гг.);

- этап устойчивой реализации государственной молодежной политики (1997—2001 гг.);

- этап поиска альтернативных проектов реализации государственной молодежной политики (с 2002 г.).

Основным содержанием первого этапа стали процессы создания и развития государственных институтов, реализующих молодежную политику, разработка нормативно-правовых актов и основных направлений, создание государственных, муниципальных и региональных органов по делам молодежи.

Начало реализации российской государственной молодежной политики было положено в 1990 г., когда в рамках Государственного комитета по труду и социальным вопросам СССР было создано Управление по молодежной политике под руководством Е.Д. Кабульского. В 1991 г. распоряжением Президента РФ была введена должность полномочного представителя Правительства РФ по делам молодежи. 16 сентября 1992 г. был подписан указ Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики», важнейшим итогом, которого стало создание при Правительстве РФ Комитета по делам молодежи, реорганизованного 30 сентября того же года в Комитет РФ по делам молодежи, что значительна повысило его статус.

В первый период были разработаны основные федеральные нормативно-правовые акты, руководствуясь которыми государственная молодежная политика осуществляется, и по сей день. Среди них: программа «Молодежь России» и Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации. На основе последней строилась содержательная деятельность Комитета РФ по делам молодежи.

В 1990—1996 гг. были разработаны и приняты основные законы, регламентирующие деятельность органов по делам молодежи в отдельных субъектах РФ. В результате создания Комитета РФ по делам молодежи появились подобные структуры в субъектах Российской Федерации, сформировалась система органов по делам молодежи, молодежных учреждений, служб на региональном и местном уровнях.

Второй этап осуществления государственной молодежной политики характеризовался деятельностью федеральных, региональных и местных органов по делам молодежи по реализации основных направлений государственной молодежной политики. Период с 1997 по 2001 г. является наиболее продуктивным с точки зрения деятельности органов по делам молодежи.

На втором этапе была разработана и реализуется до сих пор программа содействия занятости и предпринимательству молодежи.

Успехом реализации государственной политики стали программы по решению жилищных проблем молодежи, которые эффективно работают в ряде регионов.

В 1997-2001 гг. сложилась система эффективного партнерства государственных органов по делам молодежи и общероссийских и межрегиональных общественных объединений. К наиболее крупным партнерам государства по реализации молодежной политики можно отнести общероссийские общественные организации: Российский союз молодежи, «Детские и молодежные инициативы», Союз молодежных жилых комплексов, Молодежный союз юристов Российской Федерации, Национальную молодежную лигу и др.

В РФ сложилась и активно работает система специализированных служб для молодежи. Так, в частности, на территории страны действует более 100 служб трудоустройства и профориентации молодежи, около 2000 социальных служб (юридические консультации, «телефоны доверия», центры помощи инвалидам, наркоманам и т.д.), 41 центр информации для молодежи, 12 центров содействия малому предпринимательству.

Для того чтобы оценить качество осуществляемой молодежной политики, необходимо проанализировать, каким образом действия органов по делам молодежи влияют на молодых людей, насколько результаты этих действий значимы и ощутимы.

Данные исследований позволяют сделать вывод о наличии определенного противоречия между успехами, декларируемыми государственными структурами в области молодежной политики, и положительными изменениями в молодежной среде. Можно говорить о том, что в рассматриваемый период механизм государственной молодежной политики, реализуемый в РФ, был неэффективным и неспособным решить основную задачу молодежной политики - подготовить молодых людей к управлению обществом, государством, своей семьей.

По нашему мнению, существует несколько причин такой ситуации. Во-первых, выше мы уже упоминали о наличии определенной конфронтации в понимании молодежной политики и существовании двух подходов к ее трактовке - «широкого» и «узкого». Безусловно, сегодня мы наблюдаем победу «узкого» понимания государственной молодежной политики, что проявляется в снижении ее статуса и включении ее в сферу образовательной политики.

Во-вторых, стоит отметить низкую профессиональную подготовку специалистов, работающих с молодежью, и это несмотря на то, что в России существует ряд проектов и программ, направленных на повышение квалификации работников молодежной сферы.

В-третьих, есть стратегические ошибки в разработке молодежной политики. В данном случае имеется в виду, что деятельность государства в области работы с молодежью, с одной стороны, изначально строилась и строится, как опекунская, а с другой - ориентирована на решение сиюминутных тактических задач. В результате была создана инфраструктура, призванная решать проблемы молодых людей, в то время когда ни один государственный институт (в том числе и в сфере молодежной политики) не готовит молодежь к самостоятельному управлению своей жизнью.

Наконец, причиной неэффективности проводившейся молодежной политики стал собственно ее низкий политический статус. Система органов по делам молодежи не обладает политическим ресурсом, позволяющим ей быть эффективной. Ни на региональном, ни на федеральном уровне молодежная сфера не может в полной мере представить и, при необходимости, пролоббировать интересы российской молодежи.

Понимание вышеуказанных проблем, отсутствие положительного эффекта от деятельности органов по делам молодежи привели к необходимости поиска новых альтернативных вариантов реализации государственной молодежной политики. Особое место в этом процессе, безусловно, сыграла серия «цветных революций» на постсоветском пространстве, когда неактивная, не имеющая общих социально-политических интересов, разобщенная до этого молодежь (именно так она определялась в сознании правящей элиты) предстала как общественно-политическая сила, обеспечивающая смену политического режима. В этом социокультурном и политическом контексте государство снова сделало попытку оптимизировать работу с молодежью.

В основу этой попытки были положены два документа, которые, по мнению их авторов, должны были повысить значимость ГМП. Во-первых, это Стратегия и основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации на ближайшее десятилетие, имеющая второе название, более глубоко отражающее ее смысл, - Доктрина молодежи России (данный документ не был официально принят, оставшись проектом).

Вторым документом, направленным на пересмотр основы реализуемой в России государственной молодежной политики, стала Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. №1760-р.

Недостатки Стратегии и отношение к ее положениям молодежи и работников молодежной сферы были наиболее полно сформулированы на пленарном выступлении форума: разработка Стратегии стала делом неизвестной для представителей регионов группы чиновников, которые не включили в этот процесс экспертные группы регионов и не подключили к работе детские и молодежные общественные объединения; в документе отсутствует привязка к реальной инфраструктуре, занимающейся молодежной политикой; Стратегия не соотносится со стратегиями социально ориентированной политики России, в том числе с национальными проектами, предложенными Президентом РФ; в Стратегии почти полностью отсутствует описание роли государства в реализации ГМП.

Кроме того, Стратегия удивляет своим дифференцированным подходом к молодежи в зависимости от ее имущественного ценза. Такая дискриминация большей части молодежи (малообеспеченной) была задумана как характерная особенность Стратегии, определяющая ее направленность.

Другим негативом Стратегии является отсутствие в ней понятия воспитание. Встречающиеся же в тексте словавоспитанники, воспитательные учреждения связаны с пребыванием молодежи, имеющей отклонения в развитии, в учреждениях закрытого типа. Констатация в документе основной проблемы подрастающего поколения заключается в том, что молодежь не связывает между собой понятия образование и успех, а личный успех не связываетсяв сознании молодых людей с процветанием страны. Это означает, что молодой человек, который не получает ни качественного образования, нивоспитания, не имеет возможности стать полноценной гражданской личностью.

На наш взгляд, попытка государства внести какие-либо улучшения в переживающую кризис систему государственной молодежной политики завершилась неудачей. Несмотря на то, что рассматриваемая Стратегия в исправленном виде была одобрена и принята на заседании Правительства РФ, тем не менее, существенных изменений в процесс реализации государственной молодежной политики она не внесла. Более того, принятие и внедрение в ряде регионов ФЗ РФ от 6 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» еще более усложнило ситуацию, поскольку муниципальные образования дотационных регионов, оказавшиеся в ситуации выживания, начали активно сокращать местные структуры по работе с молодежью.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 216.