Приоритет охраны здоровья детей.
- Охрана здоровья одно из важнейших условий их нормального развития.
- Дети подлежат особой охране и имеют приоритетные права при оказании мед помощи.
- Мед орг., общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права в сфере охраны здоровья.
- Органы гос власти и местного самоуправления разрабатывают программы по профилактике, раннему выявлению заболеваний, снижению материнской и младенческой смертности, формирование у детей и родителей интереса к ЗОЖ, принимают меры по организации обеспечения детей лек препаратами и мед изделиями.
- Орг гос власти занимаются вопросами детей-инвалидов развивают условия для отдыха, оздоровления и восстановления детей.
4) Соц защищённость в случае утраты здаоровья:
Соц защищённость в случае утраты здоровья обеспечивается путём установления и реализации мер, гарантирующих соц обеспечение, определение потребности гражданина в соц защите, в реабилитации и уходе в случае заболевания, установления врем. нетрудоспособности, инвалидности или в иных определённых законодательством РФ случаях.
5) Ответственность органов гос власти за обеспечние прав граждан в сфере охраны здоровья:
- Органы гос власти, мед организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав грждан в сфере охраны здоровья.
- Органы гос власти, мед организации несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством РФ.
6) Доступность и качество мед помощи обеспечиваются:
- по принципу приближенности к работе, учёбе, месту жительства.
- Наличием необх.кол-ва мед рботников и уровнем их квалификации.
- Возможностью выбора врача и мед.организации.
- Применением порядков оказания мед.помощи и стандартов мед.помощи.
- предоставлением гарантированного объёма мед помощи в соответствии с гос.гарантией и бесплатного оказания мед.помощи.
- установлением в соответствии с законами РФ требований к размещению мед организаций исходя из потребностей населения.
- транспортной доступностью мед.организаций.
Недопустимость отказа в оказании мед.помощи.
- Недопускание отказа от оказания мед. Помощи и взимание за неё платы при оказании мед помощи по гос.гарантии.
- Экстренная помощь оказывается бесплатно и безотлагательно.
- за 1 и 2 пункт мед.работники несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
8) Приоритет профилактики обеспечивается путём:
- реализацией программ по формированию ЗОЖ, снижения потребления алкоголя и табака, наркотических средств.
- осуществлением сан- противоэпид мероприятий
- осуществлением мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний
- проведениемед.осмотров, диспансеризации.
Соблюдение врачебной тайны
Не допускается разглашение сведений полученных в ходе обучения, исполнения трудовых обязательств за исключением случаев:
- с письменного согласия
- без согласия допускается:
* если пациент не может выразить свою волю а состояние экстренное или опсное для окружающих
* при угрозе распространения инф.заболеваний, массовых поражений.
* по запросу полиции, суда.
* при оказании помощи несовершеннолетнему наркоману.
* оказании помощи пациенту до 15 лет, для информирования родителя.
* для сообщения полиции, если есть подозрения на насильственное причинение вреда здоровью.
* по запросу военных комиссариатов.
* при обмене инфой между мед.организациями.
* в целях контроля качества мед помощи.
2. Системы здравоохранения, действующие в РФ, их характеристика. Виды медицинской помощи. Номенклатура учреждений здравоохранения.
Система здравоохранения представляет собой совокупность федеральных органов управления здравоохранением, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций, а также субъектов частной медицинской практики и частной фармацевтической деятельности, функционирующих в целях сохранения и укрепления здоровья граждан.
в РФ выделяют 3 системы здравоохранения:
• государственную;
• муниципальную;
• частную.
К государственной системе здравоохранения относятся федеральные органы исполнительной власти в сфере здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов РФ, РАМН, а также находящиеся в государственной собственности лечебно-профилактические, научно-исследовательские, образовательные, аптечные, санитарно-профилактические учреждения и некоторые другие предприятия, учреждения, организации.
К муниципальной системе здравоохранения относятся органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, и находящиеся в муниципаль- ной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации.
Государственную и муниципальную системы здравоохранения можно объединить общим названием «общественная система здравоохранения».
К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.
Виды медицинской помощи
Медицинская помощь – совокупность лечебно-профилактических мероприятий, проводимых при заболеваниях, травмах, отравлениях, а также при родах лицами, имеющими высшее и среднее медицинское образование.
Выделяют:
• первичную медико-санитарную помощь;
• скорую медицинскую помощь;
• специализированную медицинскую помощь;
• медико-социальную помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями;
• медико-социальную помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.
Наиболее массовым видом медицинской помощи является первичная медико-санитарная помощь (ПМСП). Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний, других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.
Другая классификация видов медицинской помощи основывается на номенклатуре учреждений здравоохранения и стоящих перед ними задачах:
• амбулаторно-поликлиническая (внебольничная) медицинская помощь;
• больничная (стационарная) медицинская помощь;
• неотложная медицинская помощь;
• скорая медицинская помощь;
• санаторно-курортная медицинская помощь.
Кроме того, медицинскую помощь с учетом этапов ее оказания и уровня специализации можно классифицировать следующим образом:
• первая медицинская;
• доврачебная;
• первая врачебная;
• скорая;
• специализированная;
• высокотехнологичная (дорогостоящая).
Номенклатура учреждений здравоохранения
В системе здравоохранения РФ действуют некоммерческие и коммерческие организации здравоохранения. Основной формой некоммерческих организаций здравоохранения являются учреждения. Кроме того, к некоммерческим организациям здравоохранения относятся некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации и автономные учреждения.
Основными формами коммерческих организаций здравоохранения являются государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также хозяйственные товарищества (полные и коммандитные) и хозяйственные общества (акционерные, с ограниченной или дополнительной ответственностью).
Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 ноября 2005 года № 627:
1. Лечебно-профилактические учреждения
1.1. Больничные учреждения
1.1.1. Больницы, в том числе:
– участковая;
– районная;
– городская, в том числе детская;
– городская скорой медицинской помощи;
9.3. Номенклатура учреждений здравоохранения 133
– центральная (городская, районная);
– областная, в том числе детская (краевая, республиканская,
окружная).
1.1.2. Специализированные больницы, в том числе:
– восстановительного лечения, в том числе детская;
– гинекологическая;
– гериатрическая;
– инфекционная, в том числе детская;
– наркологическая;
– онкологическая;
– офтальмологическая;
– психоневрологическая, в том числе детская;
– психиатрическая, в том числе детская;
– психиатрическая (стационар) специализированного типа;
– психиатрическая (стационар) специализированного типа
с интенсивным наблюдением;
– туберкулезная, в том числе детская;
– курортная.
1.1.3. Госпитали всех наименований.
1.1.4. Медико-санитарная часть, в том числе центральная.
1.1.5. Дом (больница) сестринского ухода.
1.1.6. Хоспис.
1.1.7. Лепрозорий.
1.2. Диспансеры:
– врачебно-физкультурный;
– кардиологический;
– кожно-венерологический;
– маммологический;
– наркологический;
– онкологический;
– офтальмологический;
– противотуберкулезный;
– психоневрологический;
– эндокринологический.
1.3. Амбулаторно-поликлинические учреждения
1.3.1. Амбулатория.
1.3.2. Поликлиники, в том числе:
– городская, в том числе детская;
– центральная районная;
– стоматологическая, в том числе детская;
– консультативно-диагностическая, в том числе для детей;
– психотерапевтическая;
– физиотерапевтическая;
– восстановительного лечения.
1.4. Центры, в том числе научно-практические:
– восстановительной терапии для воинов-интернационалистов;
134 Глава 9. Организационные основы здравоохранения в РФ
– восстановительной медицины и реабилитации, в том числе детские;
– гериатрический;
– диабетологический;
– наркологический реабилитационный;
– медицинский, в том числе окружной;
– профессиональной патологии;
– по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными
заболеваниями;
– клинико-диагностический;
– патологии речи и нейрореабилитации;
– реабилитации;
– медицинской и социальной реабилитации;
– общей врачебной (семейной) практики;
– консультативно-диагностический, в том числе для детей;
– реабилитации слуха;
– лечебной физкультуры и спортивной медицины;
– мануальной терапии;
– лечебного и профилактического питания;
– специализированных видов медицинской помощи;
– психофизиологической диагностики;
– диагностический;
– медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.
1.5. Учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания
Крови
– Станция скорой медицинской помощи.
– Станция переливания крови.
– Центр крови.
Учреждения охраны материнства и детства
– Перинатальный центр.
– Родильный дом.
– Женская консультация.
– Центр планирования семьи и репродукции.
– Центр охраны репродуктивного здоровья подростков.
– Дом ребенка, в том числе специализированный.
– Молочная кухня.
1.7. Санаторно-курортные учреждения
– Бальнеологическая лечебница.
– Грязелечебница.
– Курортная поликлиника.
– Санаторий, в том числе детский, а также для детей с родителями.
– Санаторий-профилакторий.
– Санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия.
Учреждения здравоохранения особого типа
2.1. Центры:
– медицинской профилактики;
– медицины катастроф (федеральный, региональный, территориальный);
9.3. Номенклатура учреждений здравоохранения 135
– медицинский мобилизационных резервов «Резерв»
(республиканский, краевой, областной, городской);
– лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности
(республиканский, краевой, областной);
– контроля качества и сертификации лекарственных средств;
– медицинский информационно-аналитический;
– информационно-методический по экспертизе, учету и анализу
обращения средств медицинского применения.
2.2. Бюро:
– медицинской статистики;
– патолого-анатомическое;
– судебно-медицинской экспертизы.
Учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей
И благополучия человека
– Центры гигиены и эпидемиологии.
– Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
– Противочумный центр (станция).
– Дезинфекционный центр (станция).
– Центр гигиенического образования населения.
4. Аптечные учреждения
– Аптека.
– Аптечный пункт.
– Аптечный киоск.
– Аптечный магазин.
Примечание: фельдшерско-акушерские пункты (ФАП), здравпункты (врачебные, фель-
дшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоох-
ранения.
В основу такой номенклатуры заложены юридические и функциональные признаки. Можно использовать и другие подходы для классификации учреждений здравоохранения:
• по форме собственности: государственные, муниципальные, частные и иных форм собственности;
• по территориально-административной подчиненности: федеральные, субъектов РФ, муниципальные;
• по ведомственной принадлежности: системы МЗиСР, Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, Российской академии медицинских наук и др.;
• по месту расположения учреждений: городские и сельские;
• по организационно-функциональной структуре: объединенные и необъединенные;
• по специализации: многопрофильные и специализированные;
• по возрастному признаку: детские, взрослые, гериатрические и др.;
• по степени интенсивности лечения: интенсивного, восстановительного, паллиативного лечения и др.
Правовые основы охраны здоровья граждан. «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» - базисный документ в области охраны здоровья населения. Его задачи, основные разделы. Права женщин и детей в области охраны здоровья.
В последние десятилетия реформы социально-экономического уклада, прогресс медицины, появление частной системы здравоохранения наряду с государственной и муниципальной вызвали необходимость радикальных изменений в действующей системе правового регулирования общественных отношений, связанных с медицинской деятельностью.
В связи с этим вступили в силу новые федеральные законы, постановления Правительства РФ, приказы Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
Изменилась и правовая ситуация в здравоохранении – медицина стала более доступна для претензий и исков пациентов,
Основным законом РФ, в соответствии с которым формируется вся нормативная правовая база здравоохранения, является принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации.
Во 2-й главе Конституции сформулирован ряд прав и свобод граждан, касающихся охраны здоровья и жизни любого человека, деятельности медицинских работников, и установлены следующие принципы:
• о праве на жизнь;
• об охране достоинства личности государством, о недопустимости подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению, медицинским, научным или иным опытам без добровольного согласия);
• о защите государством материнства, детства и семьи;
• о гарантиях социального обеспечения по возрасту, в случае болезни и инвалидности;
• о праве на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь;
• о праве на благоприятную окружающую среду и возмещение ущерба, причиненного здоровью человека экологическим правонарушением .
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) является правовой базой для развития законодательства в области здравоохранения.
В соответствии с Конституцией и «Основами» отдельные виды медицинской деятельности регулируются другими нормативными правовыми актами.
Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека».
Трансплантация может быть применена только в случае, если другие медицинские средства не могут гарантировать сохранения жизни больного (реципиента) либо восстановления его здоровья. Трансплантация допускается исключительно с согласия живого донора и, как правило, с согласия реципиента. Органы могут быть изъяты у трупа только в том случае, если имеются бесспорные доказательства факта смерти. Органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли-продажи.
Закон Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов». донорство крови и ее компонентов – это свободно выраженный добровольный акт. Донором может быть каждый дееспособный гражданин с 18 лет,прошедший медицинское обследование. Взятие от донора крови допустимо только при условии, если здоровью донора не будет причинен вред.
Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». Иммунопрофилактика инфекционных болезней – система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем профилактических прививок согласно Национальному календарю профилактических прививок.
Федеральный закон «О предупреждении распространения туберкулеза» устанавливает правовые основы государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в РФ в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения.
Федеральный законн «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». Согласно этому закону, ВИЧ-инфицированные граждане РФ обладают на ее территории всеми правами и свободами в соответствии с действующим законодательством. Не допускаются увольнение с работы, отказ в приеме на работу, отказ в приеме в образовательные учреждения и учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ-инфицированных на основании наличия у них ВИЧ-инфекции.
Медицинское освидетельствование граждан проводится добровольно.
Обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат доноры, а также работники отдельных профессий.
лица, работа которых связана с материалами, содержащими ВИЧ, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, дополнительный отпуск за работу в особо опасных для здоровья и тяжелых условиях труда в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, они подлежат обязательному страхованию на случай причинения вреда их здоровью или смерти при исполнении служебных обязанностей, а также социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП): определение. Амбулаторно-поликлиническая помощь как основной элемент ПМСП, ее основные принципы. Принцип размещения поликлиник в городах, уровни их размещения.
Наиболее массовым видом медицинской помощи является первичная медико-санитарная помощь (ПМСП). Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний, проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинской профилактики важнейших заболеваний, санитарно-гигиеническое образование, проведение мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства, других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.
ПМСП оказывается гражданам в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях государственной, муниципальной и частyой систем здравоохранения. Участковыми терапевтами. Педиатрами, семейными врачами, специалистами и м/с.
Амбулаторно-поликлиническая помощь – самый массовый вид медицинской помощи, которую получают около 80% всех больных, обращающихся в организации здравоохранения. К основным типам амбулаторно-поликлинических учреждений (АПУ) относятся: поликлиники (для взрослых, детей, стоматологические), диспансеры, центры общей врачебной (семейной) практики, женские консультации и др.
Основными принципами оказания амбулаторно-поликлинической помощи являются:
• участковость;
• доступность;
• профилактическая направленность;
• преемственность и этапность лечения.
Участковость. т.е. за учреждениями закреплены определенные территории, которые разделены на участки. Участки формируются в зависимости от численности населения. За каждым участком закреплен участковый врач (терапевт, педиатр) и участковая медицинская сестра. При формировании участков для обеспечения равных условий работы участковых врачей учитывают не только численность населения, но и протяженность участка, тип застройки, удаленность от поликлиники, транспортную доступность и другие факторы.
Терапевтический участок – 1700 жителей 18+ лет
Педиатрический участок – 800 детей до 18 лет.
Акушерско-гинекологический участок – 2200 женщин фертильного возраста.
Доступность. обеспечивается :
- широкой сетью АПУ. Любой житель страны не должен иметь препятствий для обращения в АПУ как по месту жительства, так и на территории, где он находится в настоящее время.
- бесплатностью в рамках Программы гос.гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.
- Сокращением очередей на приём
- Посещением на дому.
Профилактическая направленность. Принцип реализуется посредством диспансерного метода. Диспансеризация – приоритетное направление в деятельности медицинских учреждений, включающее комплекс мер по формированию здорового образа жизни, профилактике и ранней диагностике заболеваний, эффективному лечению больных и их динамическому наблюдению.
В профилактической деятельности АПУ выделяют первичную, вторичную и третичную профилактики.
Важным направлением профилактической работы АПУ является прививочная работа. Детскому населению профилактические прививки проводят по соответствующему календарю прививок, взрослому населению – по показаниям.
Преемственность и этапность лечения. Амбулаторно-поликлиническая помощь является первым этапом единого процесса оказания медицинской помощи: поликлиника – стационар – учреждение восстановительного лечения.
Между этими звеньями оказания медицинской помощи должна существовать преемственность, позволяющая исключать дублирование диагностических исследований, ведения медицинской документации, тем самым обеспечить комплексность в профилактике, диагностике, лечении и реабилитации больных.
Одним из направлений в достижении этого является внедрение электронной истории болезни (электронный паспорт больного).
Размещение поликлиник в крупных городах должно быть основано на принципе ступенчатости с учетом медико-санитарного зонирования территории города.
Проблемы организации первичной медико-социальной помощи (ПМСП) на современном этапе. Организация работы врачей общей (семейной) практики. Модели деятельности врачей общей (семейной) практики существующие за рубежом, их характеристика. Проблемы, связанные с переходом к оказанию ПМСП по принципу «семейного врача».
Городская поликлиника для детей: основные задачи, организационная структура, штаты. Организация работы отдельных структурных подразделений (регистратура, кабинет доврачебного приема и т.д.). Электронная регистратура, ее цель, характеристика составляющих ее элементов.
ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ (как основа вопроса) - учреждение здравоохранения, оказывающее амбулаторно-поликлиническую помощь населению в возрасте 18 лет и старше.
Основными задачами поликлиники являются:
— оказание медицинской помощи населению непосредственно в поликлинике и на дому;
— организация и проведение среди прикрепленного населения комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, инвалидности и смертности;
— диспансеризация населения;
— организация и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения,
главный врач - осуществляет руководство деятельностью учреждения и несет ответственность за качество и культуру лечебно-профилактической помощи, а также организационную, административно-хозяйственную и финансовую деятельность, проводит подбор кадров, организует повышение квалификации врачей и среднего мед. персонала, устанавливает распорядок работы учреждения, утверждает графики работы персонала и т.д.; совместно с главным бухгалтером составляет смету учреждения, обеспечивает экономное и рациональное расходование средств, сохранность материальных ценностей, обеспечивает представление статистических, медицинских и финансовых отчетов.
заместитель по лечебной работе (Начмед), который в период отсутствия главного врача исполняет его обязанности. Он фактиче ски отвечает за всю профилактическую и лечебно-диагностическую деятельность учреждения.
Примерная организационная структура городской поликлиники для детей
(для взрослых поликлиник)Заведующий терапевтическим отделением устанавливается из расчета: 0,5 ставки при наличии от 6,5 до 9,0 ставок врачей; 1,0 ставка, если в отделении больше 9,0 ставок врачей.
Педиатрические участки организуют из расчета 800 детей в возрасте от 0 до 18 лет на один участок (12,5). В отличие от других АПУ, на каждый педиатрический участок выделяют 1,5 должности м/с участковой, которая является непосредственным помощником врача-педиатра участкового.
Пренатальная диагностика
На основании данных обследования и лабораторных анализов определяются факторы риска неблагоприятного исхода беременности. Все данные обследования, а также индивидуальный план наблюдения заносятся в «Индивидуальную карту беременной и родильницы» (ф. 111/у)
При наличии вредных и опасных условий труда беременным с момента первой явки выдается «Врачебное заключение о переводе беременной на другую работу» (ф. 084/у) с сохранением среднего заработка по прежней работе.
Врач женской консультации выдает на руки беременной в сроки 22—23 нед «Обменную карту родильного дома, родильного отделения больницы» (ф. 113/у).
ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСПАНСЕР
Основной целью диспансера являются разработка стратегии и тактики совершенствования онкологической помощи населению, обеспечение квалифицированной онкологической помощи населению прикрепленной территории.
В соответствии с этой целью диспансер решает следующие задачи:
—оказание квалифицированной специализированной медицинской помощи онкологическим больным;
—анализ состояния онкологической помощи прикрепленному населению;
— ведение территориального ракового регистра;
— разработка территориальных целевых программ по борьбе с онкологическими заболеваниями;
— подготовка и повышение квалификации врачей-онкологов, врачей основных специальностей и средних медицинских работников по вопросам оказания онкологической помощи населению;
— внедрение новых медицинских технологий;
— координация деятельности учреждений здравоохранения общелечебной сети по вопросам профилактики, раннего выявления ЗНО, диспансерного наблюдения и паллиативного лечения онкологических больных;
—организация и проведение санитарно-просветительной работы среди населения.
Основными формами первичной учетной медицинской документации онкологических диспансеров являются:
Выписка из медицинской карты стационарного больного ЗНО (ф. 027-1/у);
Протокол на случай выявления у больного запущенной формы ЗНО (ф. 027-2/у);
Контрольная карта диспансерного наблюдения больного ЗНО (ф. 030-6/у);
Регистрационная карта больного ЗНО (ф. 030/ГРР);
Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом ЗНО (ф. 090/у) и др.
"Грубый" показатель заболеваемости злокачественными новообразованиями на 100 000 населения России составил 388,9
Показатель контингента больных ЗНО дает общее представление о распространенности ЗНО, организации статистического учета и диспансерного наблюдения онкологических больных. Показатель рассчитывают по формуле (на 100 тыс. населения):
Контингент | Число больных ЗНО, находящихся под диспансерным наблюдением на конец отчетного периода |
|
Среднегодовая численность населения |
2014 г. в Российской Федерации составил 3300 на 100 тыс. населения, т.е. 2,25% населения страны
Показатель первичной заболеваемости ЗНО дополняет показатель контингента больных ЗНО и может служить одной из оценок эффективности реализации федеральных и региональных программ профилактики риска возникновения ЗНО:
Первичная заболеваемость= | Число случаев ЗНО, выявленных впервые в жихни в данном году |
|
Среднегодовая численность населения |
в 2014 г. составил 567 на 100 тыс. населения, что свидетельствует, в частности, о возросшем уровне диагностики в учреждениях здравоохранения
Показатель смертности от ЗНО может служить интегральной характеристикой уровня оказания специализированной МП онкологическим больным.
| Число умерших от ЗНО за отчетный период |
|
Среднегодовая численность населения |
2012г = 122,5
Показатель одногодичной летальности является одной из характеристик позднего выявления ЗНО, эффективности комплексной терапии и диспансеризации онкологических больных. Показатель рассчитывают по формуле (в %):
| Число умерших на 1-м году с момента установления ЗНО |
|
Общее число больных с впервые в жизни установленным диагнозом ЗНО в предыдущем году |
2014 г. составил 24,8%
Показатель доли больных с I—II стадией ЗНО, выявленных при целевых медицинских осмотрах, характеризует эффективность проводимых целевых (скрининговых) медицинских осмотров населения Показатель рассчитывают по формуле (в %):
| Число больных с I—11 стадиями выявленных при целевых медицинских осмотрах |
|
Общее число больных с впервые в жизни установленным диагнозом ЗНО I—11стадии. |
По результатам целевых (скрининговых) медицинских осмотров, проводимых на отдельных территориях РФ, в среднем выявляется лишь 52% больных с 1—II стадией ЗНО. Это свидетельствует, с одной стороны, о недостаточном уровне организации и проведения целевых медицинских осмотров населения, с другой — о недостаточной онкологической настороженности медицинских работников и самых пациентов.
Показатель запущенности ЗНО (4 стадия) является одним из основных критериев:
| Число больных с IV стадией ЗНО всех локализаций и с III стадией визуальных локализаций ЗНО |
|
Общее число больных с впервые в жизни установленным диагнозом ЗНО . |
2014 г. 20,7 %.
В 2014 г. впервые взяты на учет 3500 ребенка в возрасте 0-17 лет. Доля детей со злокачественными новообразованиями, выявленных активно, для возрастной группы 0-17 лет – 4,8%.
Высокий удельный вес больных с не установленной стадией заболевания, составивший в 2014 г. для детей 0-17 лет 55,5%, обусловлен тем, что около половины злокачественных новообразований у детей составляют гемобластозы .
Под наблюдением в онкологических учреждениях в 2014 г. находились 21217 пациентов в возрасте 0-17 лет.
Показатель распространенности злокачественных новообразований в детской популяции составил 76,9 на 100 000.
показатель летальности 3,2%
показатель одногодичной летальности 9,6%
НАРКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСПАНСЕР
Основными задачами наркологического диспансера являются:
—широкая антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда среди населения;
—раннее выявление, диспансерный учет, оказание специализированной помощи больным алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;
—изучение заболеваемости населения алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией;
—разработка территориальных целевых программ по борьбе с наркологическими заболеваниями;
—участие совместно с органами социальной защиты в оказании социально-бытовой помощи;
—проведение медицинского освидетельствования, экспертизы алкогольного опьянения, и др;
—методическое руководство в организации предрейсовых осмотров водителей автотранспорта;
—организационно-методическая и консультативная помощь наркологическим кабинетам;
—оказание консультативной специализированной наркологической помощи больным, находящимся в соматических больницах и АПУ;
—подготовка и повышение квалификации врачей и среднего медицинского персонала.
Работа диспансера строится по участковому принципу.
Оптимальная организационно-функцинальная структура наркологического диспансера предусматривает следующие подразделения: кабинеты участковых психиатров-наркологов, подростковый кабинет, кабинеты экспертизы алкогольного опьянения, анонимного лечения и антиалкогольной пропаганды, специализированные кабинеты (невропатолога, психолога, терапевта), стационарные отделения, дневной стационар, организационно-методический отдел.
Основными формами учетной медицинской документации наркологических диспансеров являются:
—Карта обратившегося за психиатрической (наркологической) помощью (ф. 030-1/у-02);
—Статистическая карта выбывшего из психиатрического (наркологического) стационара (ф. 066-1/у-02);
—Медицинская карта амбулаторного наркологического больного (ф. 025-5/у-88);
—Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом наркомании (ф. 091/у);
— Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством (ф. 307/у-05) и др.
Показатель контингента наркологических больных характеризует Распространенность заболеваний, связанных с употреблением психоактивных веществ, а также уровень организации статистического Учета и диспансерного наблюдения лиц, страдающих этими болезнями.
Контингент | Число наркологических больных, находящихся под диспансерным наблюдением на конец отчетного периода |
|
Среднегодовая численность населения |
В 2014 г. = 1 900 на 100 тыс. населения с тенденцией к уменьшению.
Показатель первичной наркологической заболеваемости свидетельствует о распространенности среди населения алкоголизма, алкогольных психозов, наркомании, токсикомании, а также доступности спиртных напитков и наркотических веществ.
Первичная наркологическая
заболеваемость =
х100 000
2014г = 197 на 100 000
Показатель удельного веса больных алкоголизмом с ремиссией более 1 года характеризует эффективность лечения и диспансерного наблюдения больных алкоголизмом. Показатель рассчитывают по формуле (в %)
Удельный вес | Число больных алкоголизмом с ремиссией более 1 года |
|
Среднегодовое число находившихся по д/наблюдением более 1 года |
Показатель удельного веса больных наркоманией с ремиссией более 1 года*
Показатель охвата активным наблюдением больных алкогольными психозами характеризует состояние диспансеризации этих пациентов.
| Число больных алкогольными психозами, осмотренных психиатром (наркологом) не реже1разавмесяц |
|
Общее число больных алкогольными психозами находящихся на д/учёте |
Этот показатель должен приближаться к 100%.
Показатель повторности госпитализации наркологических больных характеризует эффективность диспансерного наблюдения и качество госпитальной помощи этим больным.
Учреждения, оказывающие лечебно-профилактическую помощь Детям в сельской местности
26. Комплексный терапевтический участок (КТУ). Медицинские учреждения, входящие в КТУ. Виды медицинской помощи, оказываемой в КТУ. Помощь детям на КТУ. Учреждения первого этапа сельского ЗО входят в состав комплексного терапевтического (сельского врачебного) участка. На этом этапе жители получают доврачебную, и основные виды врачебной мед помощи – терапевтическую, педиатрическую, хирургическую, акушерскую, гинекологическую, стоматологическую. Величина территории КТУ зависит от численности населения, типа его расселения, состояния дорог и радиуса обслуживания (т.е расстояния от центра, где размещена участковая больница или амбулатория, до наиболее отдаленного населенного пункта). Оптимальной считается численность населения в пределах 5-7тыс при радиусе обслуживания 7-10км. Однако фактическая протяженность и численность обслуживаемого населения неравномерны на различных административных территориях. Первым медицинским учреждением, в которое обращается сельский житель, является фельдшерско-акушерский пункт (ФАП)/фельдшерский здравпункт (ФЗ). Он функционирует как структурное подразделение участковой или центральной районной больницы. ФАП/ФЗ организуется: - в населенных пунктах с числом жителей от 1000 до 2000 человек, если расстояние до ближайшего мед учреждения не превышает 6 км. - в поселениях с числом жителей 301-1000 человек вне зависимости от расстояния до ближайшей мед организации в случае отсутствия др мед организаций. - в сельских населенных пунктах с числом жителей 100-300 человек, если расстояние от ФАП/ФЗ до ближайшей мед организации превышает 6 км. Задачи ФАП/ФЗ: — проведение под руководством врача комплекса профилактических, противоэпидемических, санитарно-гигиенических, лечебных и реабилитационных мероприятий; — направления пациентов в мед учреждения для оказания первичной врачебной и специализированной мед помощи; — обеспечение своевременной госпитализации больных, нуждающихся в оказании стационарной помощи, в т.ч женщин с патологией беременности, а также мед эвакуацию рожениц и родильниц в родильное отделение; — организация патронажа детей и беременных, проведение мероприятий по снижению детской и материнской смертности; — систематическое наблюдение за состоянием здоровья отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора соц услуг; — проведение санитарно-просветительной работы, формирование у населения ЗОЖ; — устранение угрожающих жизни состояний с последующей организацией мед эвакуации в мед организации или их подразделения, оказывающие специализированную мед помощь в сопровождении мед работника ФАП/ФЗ либо бригадой СМП; — экспертиза временной нетрудоспособности; — организация деятельности пункта наблюдаемого лечения больных туберкулезом. На ФАП возлагают функции аптечного пункта по продаже населению готовых лекарственных форм и других аптечных товаров Работу ФАПа возглавляет заведующий ФАП, основными задачами которого являются: — организация лечебно-профилактической и санитарно-эпидемиологической работы; — амбулаторный прием и лечение больных на дому; — оказание скорой и неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях с последующим направлением больного в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение; — подготовка больных к приему врачом на ФАП, проведение диспансеризации населения и профилактических прививок; — проведение противоэпидемических мероприятий, в частности подворных обходов по эпид показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и подозрительных на инфекционные заболевания; — оказание медицинской помощи детям в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, расположенных на территории деятельности ФАП и не имеющих в своих штатах соответствующих средних медицинских работников; — проведение санитарно-просветительной работы среди населения. На должность заведующего ФАП назначают лицо, получившее среднее медицинское образование по специальности «Лечебное дело» и имеющее сертификат по специальности «Лечебное дело». Кроме заведующего на ФАП работают фельдшер (акушерка), патронажная медицинская сестра и санитарка. В ФЗ работают фельдшер, мед сестра, санитарка. Акушерка ФАП несет ответственность за обеспечение и уровень оказания доврачебной медицинской помощи беременным и гинекологическим больным, а также за санитарно-просветительную работу среди населения по вопросам охраны материнства и детства. Акушерка непосредственно подчиняется заведующему ФАП, а методическое руководство ее работой осуществляет врач акушер-гинеколог лечебно-профилактического учреждения, на которого возложена ответственность за оказание акушерско-гинекологической помощи населению на территории деятельности ФАП. Патронажная медицинская сестра осуществляет профилактические мероприятия по оздоровлению детского населения. В этих целях она решает следующие задачи: — проводит патронаж здоровых детей в возрасте до 1 года, в том числе новорожденных на дому, осуществляет контроль за рациональным вскармливанием ребенка; — осуществляет мероприятия по профилактике рахита и гипотрофии; — проводит профилактические прививки и диагностические пробы; - проводит профилактическую работу в дошкольных и школьных образовательных учреждениях; - готовит больных детей к приему на ФАП врачом-педиатром; - проводит подворные обходы по эпидемиологическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и подозрительных на инфекционные заболевания и др. При отсутствии в штатном расписании должности патронажной медицинской сестры акушерка, помимо своих обязанностей, ведет наблюдение за состоянием здоровья и развитием детей 1-го года жизни. При отсутствии в штате ФАП акушерки и патронажной медицинской сестры их обязанности выполняет заведующий.
Кроме ФАПов и ФЗ в сельских населенных пунктах с численностью 1000-2000 человек (если расстояние от ФАП до ближайшей мед организации превышает 6 км) организуется центр общей врачебной (семейной) практики или врачебная амбулатория. Должность врача общей практики устанавливается на 1200 чел взрослого населения или на 1000 чел взрослого и детского населения, фельдшер – 1 ст на ставку врача, м/с – 2 ст на ставку врача. Центр общей врачебной (семейной) практики осуществляет оказание врачебной мед помощи. Задачи центра общей врач практики: - активное ведение, в полном объеме, профилактической работы с прикрепленнвым населением; - оказание необходимой и возможной лечебно-диагностической и реабилитационной помощи; - осуществление санитарно-гигиеническх и противоэпидемических мероприятий; - осуществление мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства; - активное санитрно-гигиеническое образование населения, обучение его вопросам оказания первой помощи и привитие ЗОЖ; - направление пациентов в мед организации для оказания первичной специализированной медико-санитарной, специализированной, в т.ч высокотехнологичной, мед помощи в случаях, предусмотренных порядками оказания отдельных видов (по профилям) мед помощи; - осуществление взаимодействия с мед организациями, территориальными органами Роспотребнадзора и Росздравнадзора, иными учреждениями и организациями по вопросам оказания доврачебной мед помощи; - организация самостоятельно или совместно с органами соц защиты медико-социльной мед помощи инвалидам и хроническим больным.
Ведущим медицинским учреждением на первом этапе оказания медицинской помощи жителям села является участковая больница, которая в своем составе может иметь стационар и врачебную амбулаторию. Виды и объем медицинской помощи в участковой больнице, ее мощность, оснащение, укомплектованность медицинскими кадрами во многом зависят от профиля и мощности других медицинских учреждений, входящих в систему здравоохранения муниципального района (сельского поселения). Основной задачей участковой больницы является оказание населению первичной медико-санитарной помощи. В задачи СУБ входит: - обеспечение населения закрепленной территории квалифицированной врачебной помощью (амбулаторной и стационарной); - планирование и проведение мероприятий по профилактике и снижению заболеваемости и травматизма среди различных групп сельского населения; - проведение лечебно-профилактических мероприятий по охране здоровья матери и ребенка; - внедрение в практику современных методов профилактики, диагностики и лечения, передовых форм и методов организации мед помощи; - организационно-методическое руководство и контроь за деятельностью ФАПов и др учреждений ЗО в составе КТУ. Амбулаторно-поликлиническая помощь населению — важнейший раздел работы участковой больницы. Она может оказываться амбулаторией, входящей в структуру больницы, или самостоятельной амбулаторией. Основной задачей амбулатории является проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, инвалидности, смертности среди населения, раннему выявлению заболеваний, диспансеризации больных. Врачи амбулатории ведут прием взрослых и детей, осуществляют вызовы на дом и неотложную помощь. В приеме больных могут принимать участие и фельдшера, однако медицинская помощь в амбулатории преимущественно должна оказываться врачами. В участковой больнице проводится экспертиза временной нетрудоспособности, а в случае необходимости больные направляются на МСЭ. Штаты врачебной амбулатории: - заведующий врачебной амбулаторией – врач – при наличии до 3х должностей врачей – вместо 0,5 должности фельдшера, при наличии более 3 дожностей – 1 должность. - врач-терапевт участковый (врач-терапевт цехового врачебного участка, фельдшер (при возложении функций лечащего врача) – 1 должность на 1700 человек взрослого населения. - врач-хирург – 1 должность на 10000 человек - врач акушер-гинеколог – 1 должность на 2200 женщин. С целью приближения специализированной медицинской помощи жителям села врачи ЦРБ по определенному графику выезжают в амбулаторию для приема больных и отбора их в случае необходимости на госпитализацию в специализированные учреждения.
Оказание помощи детям. ФАП в системе медико-санитарного обеспечения детей является учреждением исключительно профилактического направления. Работники ФАП призваны обеспечить систематическое медико-санитарное наблюдение за здоровьем детей раннего возраста, проведение полного комплекса профилактических мероприятий, санитарно-просветительную работу, контроль за деятельностью детских учреждений — яслей, школ и т. д., расположенных на территории их участка и оказание первой доврачебной помощи заболевшим детям. В соответствии с установленным Министерством здравоохранения порядком, лечение детей, особенно раннего возраста, работниками фельдшерско-акушерских пунктов не допускается, фельдшер обязан своевременно, желательно активно выявить больного ребенка, оказать необходимую ему в экстренных cлучаях неотложную помощь, вызвать врача к заболевшему ребенку или обеспечить своевременную госпитализацию его. Дети, не нуждающиеся в помещении в стационар, могут быть после осмотра врачом оставлены для лечения на дому под наблюдением и при выполнении назначений врача фельдшером. Средние медицинские работники фельдшерско-акушерского пункта при необходимости по указанию врача могут активно посещать детей, состоящих на диспансерном учете и выполнять им врачебные назначения по поводу хронических заболеваний, а также реконвалесцентам после выписки из стационаров. Существенная роль принадлежит фельдшерско-акушерским пунктам в проведении профилактических прививок. Эта работа проводится по плану, который составляется на основании точного повозрастного учета детей. Главной же задачей фельдшерско-акушерских пунктов является проведение своевременной и качественной патронажной работы, обеспечение полного комплекса профилактических мероприятий среди детей. В обязанности фельдшера (акушерки) входит также систематическое наблюдение за работой детских дошкольных учреждений, санитарным состоянием и физическим воспитанием детей в школах, проведение профилактических осмотров детей в организованных коллективах, привитие детям гигиенических навыков, проведение широкой санитарно-просветительной работы среди населения. Участковый врач сельской участковой больницы выезжает по определенному графику, о котором должно быть осведомлено население, на фельдшерско-акушерские пункты своего участка для проведения консультативного приема. При этом он должен стремиться к неустанному повышению квалификации своих помощников, передавая им свои знания и опыт. В целом на сельском врачебном участке лечебнопрофилактическая помощь детям осуществляется врачами и средними медицинскими работниками под руководством главного врача участковой больницы. При наличии на сельском врачебном участке педиатра главный врач, как правило, возлагает на него ответственность за организацию медицинской помощи детям на участке. При отсутствии педиатра главный врач сельской участковой больницы вправе возложить ответственность за лечебнопрофилактическую помощь детям на одного из врачей общего профиля, выделив ему для работы по педиатрии определенное время. Основными обязанностями врача, ответственного за обслуживание детей на сельском врачебном участке, являются: − осуществление непрерывного профилактического наблюдения за детьми раннего возраста в приписных к участковой больнице селах; − периодический врачебный осмотр всех детей раннего возраста, особенно первого года жизни на участке; − активное выявление больных и ослабленных детей на врачебном участке, взятие на диспансерный учет с целью регулярного наблюдения за ними и оздоровления; − организация своевременного и полного охвата детей профилактическими прививками; − обеспечение регулярного наблюдения за детьми в организованных коллективах (школах и дошкольных учреждениях), наблюдение за правильным нервно-психическим и физическим развитием детей, проведение необходимых оздоровительных мероприятий); − активное выявление заболевших детей, особенно раннего возраста, своевременное оказание им квалифицированной первой медицинской помощи и обеспечение в случае необходимости госпитализации; − постоянное изучение социальных аспектов жизни детей в семье, выявление и содействие устранению неблагоприятно влияющих на состояние здоровья и развитие детей факторов внешней среды; − контроль за работой фельдшерско-акушерских пунктов по вопросам медико-санитарного обеспечения детей путем регулярного, по графику, выезда на места, оказания им необходимой организационнометодической помощи; − организация и проведение широкой санитарной пропаганды среди населения по вопросам охраны здоровья детей, оздоровления внешней среды и быта семьи. Врачу сельского врачебного участка помогает патронажная сестра, которая работает под его непосредственным руководством. Патронажная сестра проводит дородовый патронаж, патронаж здоровых детей на участке, посещает больных детей на дому и выполняет назначенные врачом процедуры, помогает врачу на приеме детей, ведет санитарно-просветительную работу. Она дает советы по вопросам организации правильного кормления ребенка, рекомендует популярную литературу по вопросам ухода за ребенком и профилактике заболеваний, проводит профилактические прививки. Патронажная сестра не только обеспечивает патронажное наблюдение за деть-и пунктового села, но и проводит большую организационно-методическую работу на территории всего врачебного участка. Систематически посещая фельдшерско-акушерские пункты, патронажная сестра, прошедшая специальную подготовку по педиатрии, передает свои знания и передовой опыт всем средним медицинским работникам участка. Для улучшения организации медицинской помощи детям на селе по разработанному графику в сельские участковые больницы должны выезжать педиатры ЦРБ. При выезде в сельскую участковую больницу педиатр с врачом сельского врачебного участка проводит следующую работу: 1. Ведет профилактический прием детей, приглашенных в связи с определенными отклонениями в их физическом или психическом развитии. 2. Осуществляет совместный патронаж новорожденных, родившихся при осложненных родах или отягощенной беременности, с выраженными отклонениями в развитии или развивающейся патологией. 3. Консультирует наиболее сложных амбулаторных или находящихся в стационаре больных. 4. Анализирует качество патронажной работы и охвата профилактическими прививками, диспансерного наблюдения за детьми, состоящими на учете по поводу хронических заболеваний, и реконвалесцентами после острых заболеваний, качество диагностики и лечения детей в стационаре. Принимает решение о переводе отдельных детей для дальнейшего обследования и лечения в центральную больницу. 5. Посещает имеющиеся на участке дошкольные учреждения и школы, анализирует (выборочно) работу 1—2 фельдшерско-акушерских пунктов. 6. Проверяет выполнение ранее сделанных замечаний и предложений. 7. Проводит санитарно-просветительную работу. О всех замечаниях и предложениях педиатром делаются соответствующие записи на месте в специальном журнале, и представляется краткая справка в цен-тральную районную больницу. Материалы проверок работы сельских участковых больниц и фельдшерско-акушерских пунктов по медико-санитарному обеспечению детей обобщаются район-ными педиатрами и оргметодкабинетами центральных районных больниц и периодически заслушиваются на районных конференциях и медицинских советах при главном враче района. В итоге обсуждения принимаются соответствующие организационные меры. 27. Медицинские учреждения муниципального района. Центральная районная больница, ее задачи, структура, функции. Роль районного педиатра (заместителя главного врача по детству и родовспоможению). Вторым этапом обеспечения медицинской помощью сельского населения являются учреждения здравоохранения муниципального района, а среди них ведущее место занимает центральная районная больница (ЦРБ). Центральная районная больница осуществляет основные виды специализированной медицинской помощи и одновременно выполняет функции органа управления здравоохранением на территории муниципального района. Мощность ЦРБ, профиль специализированных отделений в ее составе зависят от численности населения, структуры и уровня заболеваемости, иных медико-организационных факторов и определяются администрациями муниципальных образований. Как правило, ЦРБ бывают мощностью от 100 до 500 коек, а число специализированных отделений в ней — не менее пяти: терапевтическое, хирургическое с травматологией, педиатрическое, инфекционное и акушерско-гинекологическое (если в районе нет родильного дома). Примерная организационная структура ЦРБ:
Главный врач ЦРБ является руководителем здравоохранения муниципального района, назначается и освобождается от должности администрацией муниципального района. Методическую, организационную и консультативную помощь врачам комплексных терапевтических участков, фельдшерам ФАП осуществляют специалисты ЦРБ. Каждый из них согласно утвержденному графику выезжает на комплексный терапевтический участок для проведения медицинских осмотров, анализа диспансерной работы, отбора больных на госпитализацию. С целью приближения специализированной медицинской помощи к сельскому населению создаются межрайонные медицинские центры. Функции таких центров выполняют крупные ЦРБ (мощностью 500-700 коек), способные обеспечить население ближайших муниципальных районов недостающими видами специализированной стационарной и амбулаторно-поликлинической медицинской помощи. В структуре ЦРБ имеется поликлиника, которая оказывает первичную медико-санитарную помощь сельскому населению по направлениям фельдшеров ФАП, врачей амбулаторий, центров общей врачебной (семейной) практики. Оказание внебольничной и стационарной лечебно-профилактической помощи детям в муниципальном районе возлагается на детские консультации (поликлиники) и детские отделения ЦРБ. Профилактическая и лечебная работа детских поликлиник и детских отделений ЦРБ осуществляется на тех же принципах, что и в городских детских поликлиниках. Оказание акушерско-гинекологической помощи женщинам в муниципальном районе возлагается на женские консультации, родильные и гинекологические отделения ЦРБ. В сельской местности оказвние скорой и неотложной мед помощи возложено на ЦРБ, в составе которыхорганизуются отделения СМП или самостоятельные станции. Таке отделения м и при др больницах сельского района – участковых, номерных, межрайонных. Оперативно все бригады СМП района на время дежурства подчинены ответственному дежурному врачу отделения при ЦРБ и мб использованы по его усмотрению на территории всего района. Важную роль в организации лечебно-профилактической помощи в районе играет организационно-методический кабинет ЦРБ. Его задачи: - организация методического руководства деятельностью ЛПУ; - анализ работы мед учреждений, прием годовых отчетов; - разработка организационных мероприятий по повышению качества лечебно-профилактической работы; - организация повышения квалификации специалистов; - обеспечение работы по учету и отчетности в деятельности мед учреждений; - оценка состояния здоровья населения; - изучение и внедрение новых современных организационных форм мед обслуживания; - перспективное планирование развития ЗО района; - организция работы по внебюджетной коммерческой деятельности и мед страхованию. Организационно-методический кабинет дб укомплектован наиболее опытными врачами и располагать данными об экономике и санитарном состоянии района, о сети и укомплектованности мед учреждений кадрами, об обеспеченности населения различными видами медико-социального обеспечения и т.д. Возглавляет организационно-методический кабинет заведующий, который одновременно является заместителем главного врача ЦРБ. На уровне второго этапа сельского ЗО мб организованы межрайонные диспансеры (наркологический, противотуберкулезный и др).
Работа по охране здоровья детей в районе строится и проводится по единому плану, утвержденному главным врачом района, который и несет общую ответственность за оказание медицинской помощи детям в районе. Непосредственную ответственность и руководство всей лечебно-профилактической помощью детям в сельском районе главный врач в свою очередь возлагает на заместителя главного врача центральной районной больницы по детству и родовспоможению или – при отсутствии такового, на районного педиатра. Зам. главного врача по детству и родовспоможению в соответствии с задачами в области охраны здоровья женщин и детей обязан: − Осуществлять руководство деятельностью детских лечебно-профилактических учреждений (подразделений), родилных домов, акушерских и гинекологических отделений, женских консультаций. − На основе анализа деятельности лечебно-профилактических учреждений района, оказывающих медицинскую помощь женщинам и детям, разрабатывать мероприятия по охране здоровья женщин и детей, направленные на профилактику и снижение заболеваемости, материнской и детской смертности, укрепление физического развития детей, представлять их на утверждение главному врачу и обеспечивать их выполнение. − Совместно с госсанэпиднадзором определять режим работы детских лечебно-профилактических учреждений (подразделений), родильных домов, акушерских и гинекологических отделений, женских консультаций района и устанавливать действенный контроль за его соблюдением. − Организовать выезды соответствующих специалистов и выезжать лично в лечебно-профилактические учреждения района (участковые больницы, амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты) для проверки их работы и оказания практической помощи врачам и средним медицинским работникам по вопросам организации лечебно-профилактической помощи детям, беременным женщинам, родильницам и женщинам, страдающим гинекологическими заболеваниями. − Разрабатывать предложения по развитию сети детских лечебно-профилактических учреждений (подразделений), родильных домов, акушерских и гинекологических отделений, женских консультаций, укомплектованию их медицинскими кадрами, оснащению медицинской аппаратурой, инструментарием и другим оборудованием. − Отчитываться о проведенной работе по организации лечебно-профилактической помощи женщинам и детям перед главным врачом и по его поручению перед вышестоящими органами здравоохранения населением. Зам. главного врача по детству и родовспоможению организует и обеспечивает: − Разработку мероприятий по улучшению работы детских лечебно-профилактических учреждений (подразделений), родильных домов, акушерских и гинекологических отделений, женских консультаций. − Осуществление мероприятий по повышению квалификации различных групп медицинских работников учреждений (подразделений) по вопросам охраны здоровья матери и ребенка. − Внедрение в практику эффективных методов и средств профилактики, диагностики и лечения, а также организационных форм работы по оказанию лечебно-профилактической помощи женщинам и детям. − Четкую преемственность между учреждениями здравоохранения района, оказывающими медицинскую помощь женщинам и детям. Зам. главного врача по детству и родовспоможению осуществляет контроль: − За качеством лечебно-профилактической помощи детям и матерям, диспансеризацией детей, больных хроническими заболеваниями, реконвалесцентами, а также беременными женщинами и гинекологическими больными. − За правильностью своевременного представления отпусков по беременности и родам, а также за выдачей листков нетрудоспособности женщинам по поводу гинекологических заболеваний, матерям по уходу за больными детьми. Заместитель главного врача по детству и родовспоможению несет непосредственную ответственность: − За состояние и уровень организации лечебно-профилактической помощи детскому населению, беременным женщинам и гинекологическим больным. − За организацию и проведение в больницах конференций, совещаний и других мероприятий для медицинских работников района с целью повышения их квалификации по вопросам педиатрии, акушерства и гинекологии. − За своевременное рассмотрение предложений, жалоб и заявлений населения по вопросам оказания лечебно-профилактической помощи женщинам и детям.
Должность районного врача-педиатра устанавливается в штате каждой районной больницы, в состав которой входит детская консультация-поликлиника, дополнительно к врачебным должностям, предусмотренным типовыми штатами детских поликлиник. Основным направлением работы районного врача-педиатра является: I. Осуществление организационных мероприятий: II. Работа с кадрами: III. Организация лечебно-профилактической работы: IV. Организация оздоровительной работы в летний период: V. Проведение мероприятий по предупреждению инфекционных заболеваний: VI. Организация гигиенического обучения и воспитания населения: VII. Работа с сельскими врачебными участками и фельдшерскими пунктами: VIII. Постановка вопросов по улучшению охраны здоровья детей перед органами государственной власти и управления: IX. Комплексное обсуждение вопросов охраны здоровья детей с другими служба-ми: В помощь районному педиатру может выделяться должность фельдшера — помощника районного педиатра. Фельдшером по детству должен быть один из наиболее опытных и квалифицированных средних медицинских работников со стажем работы не менее 5 лет. Основными разделами работы фельдшера-помощника районного педиатра являются: − организация и контроль за проведением профилактической работы с детьми на ФАПах, в детских дошкольных учреждениях и школах; − ведение статистической документации, характеризующей деятельность детских лечебно-профилактических учреждений района; − помощь районному врачу-педиатру в осуществлении контроля за правильностью регистрации случаев и причин смерти детей, в составлении отчетов и проведении анализа деятельности учреждений. Важным разделом его работы является также контроль за проведением диспансеризации детей в организованных коллективах, особенно поступающих в школу. Районный врач-педиатр совместно с фельдшером составляет график выезда врачей-специалистов для проведения профилактических осмотров детей в школах и дошкольных учреждениях. В дальнейшем фельдшер контролирует организацию и проведение осмотров, подготовку медицинской документации, проверяет полноту взятия детей с выявленным заболеванием под диспансерное наблюдение. 28. Медицинские учреждения Субъекта Федерации. Областная больница, ее задачи, структура, функции, особенности работы. Помощь детям на уровне Субъекта РФ. Третьим этапом обеспечения сельского населения медицинской помощью являются учреждения здравоохранения субъекта РФ, а среди них главную роль играют областные (краевые, окружные, республиканские) больницы. На этом этапе осуществляется оказание специализированной медицинской помощи по всем основным специальностям. Областная (краевая, окружная, республиканская) больница — крупное многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, призванное оказывать в полном объеме специализированную помощь не только сельским, но и всем жителям субъекта РФ. Она является центром организационно-методического руководства медицинскими учреждениями, размещенными на территории области (края, округа, республики), базой специализации и повышения квалификации врачей и среднего медицинского персонала. Коечная мощность областной больницы зависит от численности населения области. Наиболее целесообразны областные больницы на 700-1000 коек со всеми специализированными отделениями. Задачи областной больницы: - обеспечение населения высококвалифицированной, специализированной, консультативной и стационарной мед помощью; - оказание организационно-методической помощи ЛПУ; - оказание экстренной мед помощи средствами санитарной авиации; - руководство и контроль за статистическим учетом и отчетностью ЛПУ области; - анализ качественных показателей заболеваемости, инвалидности, общей и детской смертности, разработка мероприятий, направленных на их снижение; - проведение мероприятий по специализации и усовершенствованию врачей, среднего мед персонала.
Примерная организационная структура областной (краевой, окружной, республиканской) больницы:
Организация работы областной (краевой, окружной, республиканской) больницы имеет свои особенности, одной из которых является наличие в составе больницы консультативной поликлиники, куда за помощью приезжают жите ли всех муниципальных районов (городских округов) субъекта РФ. Для их размещения при больнице организуется пансионат или гостиница для пациентов. В консультативную поликлинику больных направляют, как правило, после предварительной консультации и обследования у районных (городских) врачей-специалистов. В ряде областных больниц созданы центры телемедицины. С их помощью можно оказать удаленному больному квалифицированную мед помощь. Другой особенностью областной (краевой, окружной, республиканской) больницы является наличие в ее составе отделения экстренной и планово-консультативной помощи, которое, используя средства санитарной авиации или наземного автотранспорта, оказывает экстренную и консультативную помощь с выездом в отдаленные населенные пункты. Кроме того, отделение обеспечивает доставку больных в специализированные региональные и федеральные медицинские центры. Отделение экстренной и планово-консультативной помощи работает в тесной связи с региональным центром медицины катастроф. В случаях возникновения чрезвычайных ситуаций практическую работу по выполнению санитарных заданий осуществляют бригады специализированной медицинской помощи постоянной готовности. В областной больнице широко используются различные формы плановой выездной работы: - индивидуальные выезды специалистов по плану и по заявке муниципального ЛПУ; - выезды бригад из 5-7 специалистов: бригада комплектуется с учетом пожеланий районов и работает в среднем четыре дня (первый и четвертый – в ЦРБ, по одному – в сельских больницах); население заранее оповещается о составе бригады через средства массовой информации, через фельдшеров; -передвижные (выездные) амбулатории (поликлиники). Под выездные поликлиники мб оборудованы суда, специальные мед поезда и т.д. В отличие от ЦРБ в областной (краевой, окружной, республиканской) больнице функции организационно-методического отдела значительно шире. Фактически он служит аналитическим центром и научно-методической базой органа управления здравоохранением субъекта РФ по внедрению в практику современных медицинских и организационных технологий. К организационной деятельности отдела относятся проведение региональных фельдшерских (сестринских) конференций, обобщение и распространение передового опыта учреждений здравоохранения, организация медицинских осмотров населения, плановых выездов специалистов, издание инструктивно-методических материалов и др. Научно-исследовательская работа является одним из направлений в деятельности областной (краевой, окружной, республиканской) больницы. Она включает проведение совместно с кафедрами медицинских вузов и научно-исследовательскими институтами исследований, внедрение научных результатов в практическую работу медицинских учреждений, организацию научных конференций и семинаров, работу научных обществ врачей и др. Акушерско-гинекологическая помощь оказывается в: - областной родильный дом; - акушерское, гинекологическое отделения областной больницы; - областная женская консультация; - областная консультативная поликлиника. Лечебно-профилактическая помощь детям оказывается в: - областная детская больница; - детские отделения областной больницы; - детские специализированные больницы ( инфекционная и тд); - областная детская поликлиника; - областная консультативная поликлиника (прием педиатров). Стоматологическая помощь (терапевтическая, хирургическая, ортопедическая, ортодонтическая) оказывается областной стоматологической поликлиникой. На третьем этапе организуются областные (краевые, окружные и т.д) диспансеры соответствующего профиля (онкологический, противотуберкулезный и т.д.) Мб образованы областные (краевые, окружные, республиканские) мед центры – перинатальный, стоматологический и т.д. Мб образованы как самостоятельные учреждения, так и на базе соответствующих отделений областной больницы 29. Организация работы отделения экстренной и планово-консультативной помощи областной больницы. Формы организации плановой выездной работы. Задачи и виды выездных поликлиник (амбулаторий). -????
Другой особенностью областной (краевой, окружной, республиканской) больницы является наличие в ее составе отделения экстренной и планово-консультативной помощи, которое, используя средства санитарной авиации или наземного автотранспорта, оказывает экстренную и консультативную помощь с выездом в отдаленные населенные пункты. Кроме того, отделение обеспечивает доставку больных в специализированные региональные и федеральные медицинские центры. Отделение обеспечивает транспортировку больных в медицинские учреждения, вызовы из районов и поддерживает связь с бригадами, направленными для оказания медицинской помощи. Отделение экстренной помощи в неотложных случаях организует доставку больных в сопровождении медицинского персонала в специализированные учреждения за пределы области, срочную доставку различных медицинских препаратов и средств, необходимых для спасения жизни больных Основные задачи отделения: - организация и оказание экстренной и планово-консультативной мед помощи населению субъекта РФ; - организация и осуществление эвакуации больных; -перевозка мед грузов и специалистов для проведения противоэпидемических мероприятий, спасательных работ при ЧС. Экстренная и плановая консультативная мед помощь осуществляется больным, находящимся на стационарном лечении в учреждениях ЗО. Консультации проводятся только при невозможности явки больного в консультативно-диагностическую поликлинику. Экстренные вызовы на консультацию выполняются в течение 3х часов с момента поступления, в т.ч в вечернее и ночное время, плановые – в течение 3х суток. Во время посещения консультанта обязательным является присутствие у постели больного лечащего врача и заведующего отделением, при необходимости проводится консилиум для выработки тактики дальнейшего лечения больного. Отделение экстренной и планово-консультативной помощи работает в тесной связи с региональным центром медицины катастроф. В случаях возникновения ЧС практическую работу по выполнению санитарных заданий осуществляют бригады специализированной мед. помощи постоянной готовности. Для обеспечения своей деятельности отделение должно быть обеспечено высоко проходимой техникой и иметь договорные отношения с санавиацией. В областной больнице широко используются различные формы плановой выездной работы: - индивидуальные выезды специалистов по плану и по заявке муниципального ЛПУ; - выезды бригад из 5-7 специалистов: бригада комплектуется с учетом пожеланий районов и работает в среднем четыре дня (первый и четвертый – в ЦРБ, по одному – в сельских больницах); население заранее оповещается о составе бригады через средства массовой информации, через фельдшеров; -передвижные (выездные) амбулатории (поликлиники). Под выездные поликлиники мб оборудованы суда, специальные мед поезда и т.д. приоритет охраны здоровья детей. - Охрана здоровья одно из важнейших условий их нормального развития. - Дети подлежат особой охране и имеют приоритетные права при оказании мед помощи. - Мед орг., общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права в сфере охраны здоровья. - Органы гос власти и местного самоуправления разрабатывают программы по профилактике, раннему выявлению заболеваний, снижению материнской и младенческой смертности, формирование у детей и родителей интереса к ЗОЖ, принимают меры по организации обеспечения детей лек препаратами и мед изделиями. - Орг гос власти занимаются вопросами детей-инвалидов развивают условия для отдыха, оздоровления и восстановления детей. 4) Соц защищённость в случае утраты здаоровья: Соц защищённость в случае утраты здоровья обеспечивается путём установления и реализации мер, гарантирующих соц обеспечение, определение потребности гражданина в соц защите, в реабилитации и уходе в случае заболевания, установления врем. нетрудоспособности, инвалидности или в иных определённых законодательством РФ случаях. 5) Ответственность органов гос власти за обеспечние прав граждан в сфере охраны здоровья: - Органы гос власти, мед организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав грждан в сфере охраны здоровья. - Органы гос власти, мед организации несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством РФ. 6) Доступность и качество мед помощи обеспечиваются: - по принципу приближенности к работе, учёбе, месту жительства. - Наличием необх.кол-ва мед рботников и уровнем их квалификации. - Возможностью выбора врача и мед.организации. - Применением порядков оказания мед.помощи и стандартов мед.помощи. - предоставлением гарантированного объёма мед помощи в соответствии с гос.гарантией и бесплатного оказания мед.помощи. - установлением в соответствии с законами РФ требований к размещению мед организаций исходя из потребностей населения. - транспортной доступностью мед.организаций. |