Тезисы лекции
Общение - многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной жизнедеятельности; обмен информацией и эмоциями.
Коммуникативная сторона общения предполагает обмен информацией, увязанной с конкретным поведением собеседников. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации, единая система кодирования. Но люди не всегда понимают друг дуга в силу социальных, политических, возрастных особенностей. В результате возникают коммуникативные барьеры (барьеры общения) – препятствия и сложности в общении, которые служат причиной непонимания собеседников, могут создавать предпосылки конфликтного поведения.
Виды барьеров общения:
1) социальные- создаются различиями между партнерами (социальными, политическими, религиозными, профессиональными и пр.);
2) психологические - возникают вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся или в силу сложившихся между ними психологических отношений.
Выделяют три формы барьеров общения:
1) барьеры непонимания:
- фонетический барьер (невыразительная быстрая или медленная речь, речь-скороговорка, речь с большим количеством звуков-паразитов);
- стилистический барьер (несоответствие стиля речи коммутатора и ситуации общения или стиля общения и актуального психологического состояния партнера по общению);
- семантический барьер (различие в системах значений слов);
- логический барьер (сложная и непонятная или неправильная логика рассуждений, доказательств);
2) барьеры социально-культурного различия (социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, приводящие к разной интерпретации понятий, употребляемых в процессе общения);
3) барьеры отношений (неприязнь, недоверие к коммуникатору, которое распространяется на передаваемую им информацию).
Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т. е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями.
В зависимости от мотивов участников взаимодействие может происходить в формах: сотрудничество; противоборство; уклонение от взаимодействия; однонаправленное содействие; контрастное взаимодействие; компромиссное взаимодействие.
Виды делового общения
Деловое общение - это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом. Деловое общение отличается от общения в широком смысле тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения.
Функции делового общения: организация совместной деятельности; формирование и развитие межличностных отношений; познание людьми друг друга; информативная, коммуникативная, воспитательная, нравственно-психологическая и др.
Принципы делового общения: гуманизм, демократизм, порядочность, пунктуальность, ответственность и др.
Выделяют три основных стиля общения:
- ритуальный стиль, в соответствии с которым главной задачей партнеров является поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества.
- манипулятивный стиль, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей. - гуманистический стиль, предполагает удовлетворение потребности в понимании, сочувствии, сопереживании.
- каждому человеку присущ свой индивидуальный стиль.
Деловое общение реализуется в следующих основных формах: деловая беседа, переговоры, спор, совещание, публичное выступление, переписка, поощрение, критика, наказание.
Управление общением - это многообразные формы и методы управления взаимодействием людей.
Деловое общение включает в себя умения:
1. формулировать цели и задачи общения;
2. организовывать общение;
3. разбирать жалобы и заявления;
4. владеть навыками и приемами, тактикой и стратегией общения;
5. вести переговоры, управлять деловым совещанием;
6. предупреждать конфликты и разрешать их;
7. доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать,
достигать согласия, вести беседу, дискуссию, диалог, спор;
8. осуществлять психотерапию, снимать стресс, чувство страха у собеседника, управлять его поведением.
Существуют социально-психологические методы управления общением:
Заражение - это бессознательное, стихийное принятие личностью определенного психологического состояния.
Внушение - это активное воздействие одного субъекта на другого. Внушение происходит при условиях авторитетности источника внушения, доверия к источнику внушения, отсутствия сопротивления внушающему воздействию.
Подражание - это воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения, манеры говорить и т. п. другого человека. Самое массовое проявление подражания - следование моде, держать себя наподобие всевозможных кумиров в молодежной среде.
Убеждение - это целенаправленное воздействие, оказываемое с целью трансформировать взгляды одного человека в систему воззрений другого, является главным методом воздействия на сознательную сферу личности.
Принуждение - это наиболее насильственный метод воздействия на людей, так как предполагает стремление заставить человека вести себя вопреки его желанию и убеждениям.
Рекомендуемая литература: 6,24,25,7,22,27,32,33,35,36,46
Дата: 2019-05-29, просмотров: 303.