Тема лекции № 8: Нормы и правила делового протокола в коммуникативной культуре
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тезисы лекции

Общение - многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной жиз­недеятельности; обмен информацией и эмоциями.

Коммуникативная сторона общения предполагает обмен ин­формацией, увязанной с конкретным поведением собеседников. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации, единая система кодирования. Но люди не всегда понимают друг дуга в силу социальных, политических, возрастных особенностей. В результате возникают коммуника­тивные барьеры (барьеры общения) – препятствия и сложности в общении, которые служат причиной непонимания собеседников, могут создавать пред­посылки конфликтного поведения.

Виды барьеров общения:

1) социальные- создаются различия­ми между партнерами (социальными, политичес­кими, религиозными, профессиональными и пр.);

2) психо­логические - возникают вследствие индивидуальных пси­хологических особенностей общающихся или в силу сложившихся между ними психологических отношений.

Выделяют три формы барьеров общения:

1) барьеры непонимания:

- фонетический барьер (невыразительная быстрая или медлен­ная речь, речь-скороговорка, речь с большим количеством звуков-паразитов);

- стилистический барьер (несоответствие стиля речи комму­татора и ситуации общения или стиля общения и актуаль­ного психологического состояния партнера по общению);

- семантический барьер (различие в системах значений слов);

- логический барьер (сложная и непонятная или неправиль­ная логика рассуждений, доказательств);

2) барьеры социально-культурного различия (социальные, по­литические, религиозные и профессиональные различия, приво­дящие к разной интерпретации понятий, употребляемых в процес­се общения);

3) барьеры отношений (неприязнь, недоверие к коммуникато­ру, которое распространяется на передаваемую им информацию).

Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т. е. в обмене не только зна­ниями и идеями, но и действиями.

В зависимости от мотивов участников взаимодействие может происходить в формах: со­трудничество; противоборство; уклонение от взаимодействия; од­нонаправленное содействие; контрастное взаимодействие; комп­ромиссное взаимодействие.

Виды делового общения

Деловое общение - это процесс взаимосвязи и взаимодей­ствия, в котором происходит обмен деятельностью, информа­цией и опытом. Деловое общение отличается от общения в широком смысле тем, что в его процессе ставятся цель и кон­кретные задачи, которые требуют своего решения.

Функции делового общения: организация совместной деятельности; формирование и развитие межличностных отношений; познание людьми друг друга; информативная, коммуникативная, воспитательная, нравственно-психологическая и др.

Принципы делового общения: гуманизм, демократизм, порядочность, пунктуальность, ответственность и др.

Выделяют три основных стиля общения:

- ритуальный стиль, в соответствии с которым главной зада­чей партнеров является поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества.

- манипулятивный стиль, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей. - гуманистический стиль, предполагает удовлетворение по­требности в понимании, сочувствии, сопереживании.

- каждому человеку присущ свой индивидуальный стиль.

Деловое общение реализуется в следующих основных формах: деловая беседа, переговоры,  спор, совещание,  публичное выступление,  переписка, поощрение, критика, наказание.

Управление общением - это многообразные формы и ме­тоды управления взаимодействием людей.

Деловое общение включает в себя умения:

1. формулировать цели и задачи общения;

2. организовывать общение;

3. разбирать жалобы и заявления;

4. владеть навыками и приемами, тактикой и стратегией общения;

5. вести переговоры, управлять деловым совещанием;

6. предупреждать конфликты и разрешать их;

7. доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать,
достигать согласия, вести беседу, дискуссию, диалог, спор;

8. осуществлять психотерапию, снимать стресс, чувство стра­ха у собеседника, управлять его поведением.

Существуют социально-психологические методы управления общением:

Заражение - это бессознательное, стихийное принятие лич­ностью определенного психологического состояния.

Внушение - это активное воздействие одного субъекта на дру­гого. Внушение происходит при условиях авторитетности источ­ника внушения, доверия к источнику внушения, отсутствия сопро­тивления внушающему воздействию.

Подражание - это воспроизводство одним человеком опреде­ленных образцов поведения, манеры говорить и т. п. другого че­ловека. Самое массовое проявление подражания - следование моде, держать себя наподобие всевозможных кумиров в мо­лодежной среде.

Убеждение - это целенаправленное воздействие, оказываемое с целью трансформировать взгляды одного человека в систему воззрений другого, является главным методом воздействия на сознательную сферу личности.

Принуждение - это наиболее насильственный метод воздействия на людей, так как предполагает стремление заставить человека вести себя вопреки его желанию и убеждениям.

Рекомендуемая литература: 6,24,25,7,22,27,32,33,35,36,46


Дата: 2019-05-29, просмотров: 265.