Тема лекции № 9: Тренинг по развитию этикетной и протокольной коммуникативной культуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тезисы лекции

Коммуникативная культура - это знания, умения, навы­ки в области организации взаимодействия людей в деловой сфере, позволяющие устанавли­вать психологический контакт с деловыми партнерами, доби­ваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять поведение деловых партнеров к желательному результату.

Высокий уровень коммуникативной культуры определяется наличием у субъекта общения следующих таких личностных качеств, как эмпатия, конкретность, инициативность, открытость и др.

Нравственные требования к общению связаны с признанием ценности каждой личности и включают в себя:

Вежливость- это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству, проявляющееся в приветствиях и пожеланиях, в интонации голоса, мимике и жестах. Антипод веж­ливости – грубость, в результате которой работники те­ряют в производительности труда в среднем около 17%.

Корректность - умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, прежде всего, конфликтных.

Тактичность- чувство меры, границ в общении, превышение которых может обидеть человека, поставить его в неловкое положение.

Скромностьв общении означает сдержанность в оценках, ува­жение вкусов других людей. Антиподами скром­ности являются высокомерие, развязность.

Точностьвыполнения данных обещаний и взятых обязательств. Неточность нередко граничит с аморальным поведением - обманом, ложью.

Предупредительность - это стремление первым оказать лю­безность, избавить другого человека от неудобств и неприятнос­тей.

Особенности личности позволяют говорить об уникаль­ности индивидуальной коммуникативной культуры и способности к ее развитию в про­цессе социально-психологического обучения.

Рекомендуемая литература: 6,24,25,7,22,27

Тема лекции № 10: Технология делового общения.

Тезисы лекции

Деловому человеку важно пра­вильно использовать приспособления в общении, т.е. систему приемов (пси­хологических, мимических, пантомимических, речевых, двигательных и и.д.), избираемую для организации структуры общения, адекватной задаче и особенностям педагогической ситуации. Вербальным называется общение с помощью речи. Речь – это мысль, выраженная словом, то есть речевыми средствами. Речевое общение - важнейшая сфера делового взаимодействия.

Культура речи – степень соответствия речи нормам современного литературного языка, совокупность знаний и навыков, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное пользование языком.

Основные признаки культуры речи: грамотность речи; логичность речи; психолого-педагогическая направленность; техника речи; этичность речи.

Речевой этикет предполагает умение пользоваться речевыми нормативами в конкретных ситуациях общения, в частности, при ведении личной или деловой беседы. Этикет беседы включает в себя выбор темы и правила поведения собеседников.

Невербальная коммуникация - общение посредством неречевых знаковых систем, это выразительные движения (мимика и пантомимика), жесты (например, поклон, поворот к собеседнику или от него и др.) использование предметов (например, дарение женщине букета цветов). Людьми выработаны также системы специальных знаков-символов: знаки управления движением транспорта, форменная одежда, знаки отличия, награды и др.

По данным исследователей, человек получает около 60% информации именно за счет невербальных форм общения (а не речевых), что и определяет важность изучения и освоения этой системы коммуникативных связей. Кроме того, эти формы существенно дополняют речевое воздействие.

Невербальные коммуникации представлены системами:

1. визуализация – воспринимая зрением:

2. акустическая – воспринимаемая на слух;

3. тактильная – связанная с воздействием на кожные покровы;

4. ольфакторная – связанная с восприятием запахов.

Учеными разработана классификация невербальных средств общения:

1) кинесичееские – зрительно воспринимаемые движения человека (поза, походка, жесты, мимика, взгляд, манера одеваться, причесываться и т.д.). Красивая, выразительная осанка воспитателя выражает внутреннее дос­тоинство личности.

Жест делового человека должен быть сдержанным. Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу: не скрещивать руки, уменьшить дистанцию, что создает эффект доверия. Мимика, выражение лица должны соответствовать характеру речи, от­ношений. Наиболее выразительны на лице человека глаза.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Необходимо овладеть хотя бы азами невербального, т.е. бессловесного, общения;

2) просодические – выраженные в высоте голоса, громкости и темпе речи, силе ударения;

3) экстралингвистические – включение в речь пауз, психофизиологические проявления (плач, кашель, смех, вздохи и т.п.);

проксемические – расположение людей в пространстве («личная» зона – диаметр между общающимися до 50 см; социальная – при деловых встречах – 120-400 см; публичная – общение с большой группой (лекция) – свыше 400 см). Проксемика включает не только дистанцию, но и конфигурацию, ориентацию людей в пространстве: расположение за столом переговоров и т.д.

4) такесические – динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, объятия. Непременным атрибутом любой встречи и прощания является рукопожатие. Оно может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность.

Рекомендуемая литература: 3,17,26,6,9,11,22,18,32

Дата: 2019-05-29, просмотров: 299.