Тезисы лекции
Коммуникативная культура - это знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей в деловой сфере, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять поведение деловых партнеров к желательному результату.
Высокий уровень коммуникативной культуры определяется наличием у субъекта общения следующих таких личностных качеств, как эмпатия, конкретность, инициативность, открытость и др.
Нравственные требования к общению связаны с признанием ценности каждой личности и включают в себя:
Вежливость- это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству, проявляющееся в приветствиях и пожеланиях, в интонации голоса, мимике и жестах. Антипод вежливости – грубость, в результате которой работники теряют в производительности труда в среднем около 17%.
Корректность - умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, прежде всего, конфликтных.
Тактичность- чувство меры, границ в общении, превышение которых может обидеть человека, поставить его в неловкое положение.
Скромностьв общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов других людей. Антиподами скромности являются высокомерие, развязность.
Точностьвыполнения данных обещаний и взятых обязательств. Неточность нередко граничит с аморальным поведением - обманом, ложью.
Предупредительность - это стремление первым оказать любезность, избавить другого человека от неудобств и неприятностей.
Особенности личности позволяют говорить об уникальности индивидуальной коммуникативной культуры и способности к ее развитию в процессе социально-психологического обучения.
Рекомендуемая литература: 6,24,25,7,22,27
Тема лекции № 10: Технология делового общения.
Тезисы лекции
Деловому человеку важно правильно использовать приспособления в общении, т.е. систему приемов (психологических, мимических, пантомимических, речевых, двигательных и и.д.), избираемую для организации структуры общения, адекватной задаче и особенностям педагогической ситуации. Вербальным называется общение с помощью речи. Речь – это мысль, выраженная словом, то есть речевыми средствами. Речевое общение - важнейшая сфера делового взаимодействия.
Культура речи – степень соответствия речи нормам современного литературного языка, совокупность знаний и навыков, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное пользование языком.
Основные признаки культуры речи: грамотность речи; логичность речи; психолого-педагогическая направленность; техника речи; этичность речи.
Речевой этикет предполагает умение пользоваться речевыми нормативами в конкретных ситуациях общения, в частности, при ведении личной или деловой беседы. Этикет беседы включает в себя выбор темы и правила поведения собеседников.
Невербальная коммуникация - общение посредством неречевых знаковых систем, это выразительные движения (мимика и пантомимика), жесты (например, поклон, поворот к собеседнику или от него и др.) использование предметов (например, дарение женщине букета цветов). Людьми выработаны также системы специальных знаков-символов: знаки управления движением транспорта, форменная одежда, знаки отличия, награды и др.
По данным исследователей, человек получает около 60% информации именно за счет невербальных форм общения (а не речевых), что и определяет важность изучения и освоения этой системы коммуникативных связей. Кроме того, эти формы существенно дополняют речевое воздействие.
Невербальные коммуникации представлены системами:
1. визуализация – воспринимая зрением:
2. акустическая – воспринимаемая на слух;
3. тактильная – связанная с воздействием на кожные покровы;
4. ольфакторная – связанная с восприятием запахов.
Учеными разработана классификация невербальных средств общения:
1) кинесичееские – зрительно воспринимаемые движения человека (поза, походка, жесты, мимика, взгляд, манера одеваться, причесываться и т.д.). Красивая, выразительная осанка воспитателя выражает внутреннее достоинство личности.
Жест делового человека должен быть сдержанным. Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу: не скрещивать руки, уменьшить дистанцию, что создает эффект доверия. Мимика, выражение лица должны соответствовать характеру речи, отношений. Наиболее выразительны на лице человека глаза.
Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Необходимо овладеть хотя бы азами невербального, т.е. бессловесного, общения;
2) просодические – выраженные в высоте голоса, громкости и темпе речи, силе ударения;
3) экстралингвистические – включение в речь пауз, психофизиологические проявления (плач, кашель, смех, вздохи и т.п.);
проксемические – расположение людей в пространстве («личная» зона – диаметр между общающимися до 50 см; социальная – при деловых встречах – 120-400 см; публичная – общение с большой группой (лекция) – свыше 400 см). Проксемика включает не только дистанцию, но и конфигурацию, ориентацию людей в пространстве: расположение за столом переговоров и т.д.
4) такесические – динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, объятия. Непременным атрибутом любой встречи и прощания является рукопожатие. Оно может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность.
Рекомендуемая литература: 3,17,26,6,9,11,22,18,32
Дата: 2019-05-29, просмотров: 299.