Тема лекции № 12: Правила и этикет деловых отношений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тезисы лекции

Правила подготовки публичного выступления.

Деловому человеку часто при­ходится сталкиваться с необходимостью публичного выступления. И оно будет тем успешнее, чем более он уделяет внимания подготовительной стадии, которая включает три основ­ные группы правил:

1) предварительная отработка навыков риторикипредусматривает несколько искусственных приемов, позволяющих поддерживать оратору повседневную общую готовность к работес аудиторией:

- Выступление перед воображаемой группой слушателей с предварительно заданными тематикой и составом аудито­рии.

- Краткое изложение выбранного текста (например, пересказ журнальной статьи).

- Использование аудио- или видеозаписи собственных выступ­лений.

- Отработка определений каких-либо терминов и понятий.

- Использование опыта ведущих ораторов.  

2) Непосредственная подготовка к публичному выступлениювключает определение структуры выступления, которая может быть такой:

1. вступление, стержневая идея доклада;

2.   краткая история рассматриваемого вопроса;

3. тенденции развития проблемы;

4. накопленный опыт (положительный и отрицательный) реше­ния рассматриваемых вопросов;

5. предложения по решению проблемы;

6. заключение.

Увеличивает степень воздействия на аудиторию применение видеосопровождения лекции, электронные презентации, слайд-шоу.

3)Правила изучения навыков поведения во время выступления.

Поведение должно быть естественным, соответствующим проблематике выступления, не отвлекать слушателей от целостного восприятия сообщения. Опытные ораторы заранее на полях тезисов делают пометки, касающиеся отдельных элементов поведения (надпись «Следить за регламентом», афоризмы, примеры из практики данного коллектива, ссылки на свежую публикацию в прессе и др.). О важности овладеть риторикой свидетельствует то, что зачастую о профессиональных качествах специалиста судят по его выступлению, которое, является средством самореализации.

Правила подготовки и проведения деловой беседы

Деловая беседа – процесс общения с использованием вербальной и невербальной связей, направленный на решение вопросов производственной деятельности. Процесс деловой беседы - последовательность действий, охватывающий два цикла: подготовку к беседе и ее проведение.

Чаще всего участники деловых бесед допускают следующие ошибки:

- пренебрежение этапом подготовки к беседе, на котором закладываются возможные элементы модели будущей беседы;

- невнимательное отношение к отдельным правилам ведения или подготовки беседы. Так, пренебрежение выбором места проведения беседы может привести к тому, что несоответствующая обстановка, взаиморасположение участников сведут на нет успешность деловой беседы. Важнейшее место в деле переговорном процессе принадлежит этике.

Рекомендуемая литература: 10,11,24,21,28,16,14

Тема лекции № 13: Стили общения и их роль в формировании социально-психологического климата в организации.

Тезисы лекции

Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологические оптимизации учебной деятельности и взаимоотношений между педагогом и учащимися.

Психологический климат - это эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.

Психологический климат создается и проявляется в процессе общения, на фоне которого реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты. В качестве основных характеристик психологического климата выделяют следующие показатели:

1. удовлетворенность членов коллектива взаимоотношениями, процессом труда, руководством;

2. преобладающее настроение;

3. взаимопонимание и авторитетность руководителей и подчиненных;

4. степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении коллектива;

5. сплоченность вокруг целей деятельности;

6. сознательная дисциплина;

7. продуктивность работы.

Признаки благоприятного психологического климата:

1. доверие и высокая требовательность членов коллектива друг к другу;

2. доброжелательная и деловая критика;

3. свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;

4. отсутствие давления руководителей, признание за подчиненными права принимать решения;

5. удовлетворенность принадлежностью к коллективу;

6. принятие на себя ответственности за состояние дел в группе;

7. высокая степень эмоциональной удовлетворенности.

Как уже отмечалось, психологический климат в коллективе во многом зависит от педагога, от его умения строить отношения с воспитанниками.

Для учеников позиция педагога всегда эмоционально значима. От педагога во многом зависит эмоциональное состояние ребенка, особенно в младшем школьном возрасте. У детей этого возраста есть установка следовать за учителем, контактировать с ним.

В подростковом возрасте наблюдается эмоциональная нестабильность. Подросток хочет самоутвердиться, почувствовать себя взрослым. Он выбирает ту группу, в которой чувствует эмоциональное благополучие, психологическую защиту. Поэтому предъявление жестких требований со стороны педагога нежелательно.

Отношение педагога к детям, особенности его стиля общения влияют на межличностные отношения учащихся, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Иногда педагог своими непродуманными замечаниями и оценками невольно вызывает недоброжелательность к тому или иному ребенку. Недопустимы замечания, которые относятся к личности воспитанника – «Ты - лентяй!», - а также призывы, обращенные ко всему классу – «Не дружите с Галей!».

Отрицательно влияет на положение ученика не только замечания такого рода, но и неумеренное захваливание, особенно если оно сопровождается противопоставлением – «Петя вот какой хороший, не то что ты!». Подобные противопоставления иногда приводят к тому, что объективно хорошие дети, дети - активисты, к удивлению педагогов, оказываются в психологической изоляции. Самое важное в общении педагога с учеником - уметь наладить контакт. Дети должны увидеть, что педагоги внимательны к ребенку и хорошо к нему относятся.

Важным профессиональным качеством педагога является социально-психологическая терпимость, которая в существенной мере определяет эффективность процесса познания педагогом личности учащегося. В процессе педагогического общения критические конфликтные ситуации зачастую создаются именно в силу неумения педагога встать на позицию собеседника, отнестись к иному мнению непредвзято - то есть вследствие отсутствия терпимости как личностного свойства. Необходима социально-педагогическая дистанция, определяющая меру общения и взаимодействия. Ребенок может не принять интенсивного общения с педагогом в силу перегрузки контактами. На формирование и устойчивость способов и стиля педагогического общения влияют объективные предпосылки (образованность педагога, развитость педагогического коллектива) и субъективные (личность педагога).

Дата: 2019-05-29, просмотров: 188.