Стиль - совокупность устойчивых способов взаимодействия педагога с учащимися.
В качестве основных способов взаимодействия могут выступать:
ü способ речевого обращения (доброжелательный, безразличный, официальный тон);
ü форма обращения (приказ, требование, совет, просьба);
ü приемы поощрения и наказания;
ü установление определенной дистанции.
В процессе педагогического общения педагог прямо или косвенно осуществляет свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. Стиль общения и руководства в существенной мере определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе.
Самая распространенная классификация делит стили руководства и общения на три типа:
1. демократический,
2. авторитарный,
3. либеральный (попустительский).
Авторитарный стиль. Педагог авторитарного стиля руководства обращается к способам взаимодействия, основанном на подчинении. Педагогу удается активизировать учащихся, но это только при его ведущей роли. Сами ученики не могут действовать инициативно и самостоятельно. При длительном сотрудничестве с авторитарным педагогом у учащихся развиваются отрицательные свойства - пассивность, трусость, неуверенность в себе, агрессивность. Признаки авторитарности в общении: стремление говорить громко, перебивать собеседника, не отдавая инициативу в разговоре.
При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель часто прибегает к приказному тону, делает резкие замечания.
Либеральный стиль. Главной особенностью данного стиля педагогического общения по сути дела является самоустранение руководителя из учебного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Либеральный стиль наименее предпочтителен, так как дает наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество. Авторитет педагога - либерала самый низкий.
Демократический стиль. Что касается демократического стиля педагогического руководства, то здесь в первую очередь оцениваются факты, а не личность. Главной особенностью этого стиля является то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Возрастает общительность и доверительность в личных взаимоотношениях.
«Демократический» педагог пользуется не столько прямыми, сколько косвенными формами побуждения к действию (совет, просьба). Он может при необходимости воспользоваться и требованием, и приказом. Однако такой педагог эмоционально отзывчив, держится с учениками на близкой дистанции. На основе этих способов утверждается авторитет педагога.
Демократический (или диалогический) вариант общения строится на уважении к суверенитету чужой жизнедеятельности и чужого сознания. Педагог заведомо заинтересован в самостоятельности ученика, что обеспечивает прочное усвоение информации (в отличии от авторитарного стиля общения, когда информация усваивается ненадолго).
Существует несколько правил диалогического общения:
1. психологический настрой на актуальное состояние партнера, и свое собственное;
2. безоценочное восприятие личности партнера, изначальное доверие к его намерениям;
3. восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение;
4. должна присутствовать персонификация общения, разговор от своего имени, без ссылок на авторитет.
Существует и другая классификация стилей общения:
1. Общение на основе увлеченности совместной работой.
2. Общение на основе дружеского расположения.
3. Общение - дистанция.
4. Общение - устранение.
5. Общение - заигрывание.
Под манипуляцией сознанием понимают действия коммуникатора, направленные на изменение психологических установок, ценностных ориентаций, поведения индивидов и целых аудиторий независимо от их желания. Среди причин манипуляции выделяют: конфликт человека с самим собой (А.Маслоу); недоверие по отношению к другим людям (Э.Фромм); ощущение абсолютной беспомощности (экзистенциализм); боязнь тесных межличностных контактов (Э.Берн); некритическое стремление получать одобрение всех и каждого; стремление к символическому овладению партнером по общению (З.Фрейд); реализацию компенсаторного стремления к власти (А.Адлер).
Цель манипуляции – контроль над аудиторией, ее управляемость и послушность. Для достижения цели используются различные манипулятивные технологии: целенаправленное преобразование информации (умолчание, селекция, «передергивание», искажение информации, переворачивание); сокрытие воздействия; мишени воздействия; роботизация. Данные технологии применяются в таких видах манипулятивного влияния, как:
1. Манипуляция образами. Так как образы обладают сильным психологическим воздействием, их широко применяют в коммуникативной практике, особенно в рекламе.
2. Конвенциональная манипуляция – опирается не на личные психологические установки, а на социальные схемы: правила, нормы, традиции, принятые в обществе, семье.
3. Операционально-предметнаяманипуляция – основана на таких психических особенностях личности, как сила привычки, инерция, логика исполнения действия.
4. Манипуляция личностью адресата – стремление переложить ответственность за какое-либо действие на адресата, в то время как в выигрыше остается манипулятор.
5. Манипуляция духовностью – манипуляция высшими уровнями психики (смыслом жизни, духовными ценностями, чувством долга).
Рекомендуемая литература: 10,11,16,14,21,24,28,30
Дата: 2019-05-29, просмотров: 220.