Стили педагогического общения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Стиль - совокупность устойчивых способов взаимодействия педагога с учащимися.

В качестве основных способов взаимодействия могут выступать:

ü способ речевого обращения (доброжелательный, безразличный, официальный тон);

ü форма обращения (приказ, требование, совет, просьба);

ü приемы поощрения и наказания;

ü установление определенной дистанции.

В процессе педагогического общения педагог прямо или косвенно осуществляет свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. Стиль общения и руководства в существенной мере определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе.

Самая распространенная классификация делит стили руководства и общения на три типа:

1. демократический,

2. авторитарный,

3. либеральный (попустительский).

Авторитарный стиль. Педагог авторитарного стиля руководства обращается к способам взаимодействия, основанном на подчинении. Педагогу удается активизировать учащихся, но это только при его ведущей роли. Сами ученики не могут действовать инициативно и самостоятельно. При длительном сотрудничестве с авторитарным педагогом у учащихся развиваются отрицательные свойства - пассивность, трусость, неуверенность в себе, агрессивность. Признаки авторитарности в общении: стремление говорить громко, перебивать собеседника, не отдавая инициативу в разговоре.

При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель часто прибегает к приказному тону, делает резкие замечания.

Либеральный стиль. Главной особенностью данного стиля педагогического общения по сути дела является самоустранение руководителя из учебного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Либеральный стиль наименее предпочтителен, так как дает наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество. Авторитет педагога - либерала самый низкий.

Демократический стиль. Что касается демократического стиля педагогического руководства, то здесь в первую очередь оцениваются факты, а не личность. Главной особенностью этого стиля является то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Возрастает общительность и доверительность в личных взаимоотношениях.

«Демократический» педагог пользуется не столько прямыми, сколько косвенными формами побуждения к действию (совет, просьба). Он может при необходимости воспользоваться и требованием, и приказом. Однако такой педагог эмоционально отзывчив, держится с учениками на близкой дистанции. На основе этих способов утверждается авторитет педагога.

Демократический (или диалогический) вариант общения строится на уважении к суверенитету чужой жизнедеятельности и чужого сознания. Педагог заведомо заинтересован в самостоятельности ученика, что обеспечивает прочное усвоение информации (в отличии от авторитарного стиля общения, когда информация усваивается ненадолго).

Существует несколько правил диалогического общения:

1. психологический настрой на актуальное состояние партнера, и свое собственное;

2. безоценочное восприятие личности партнера, изначальное доверие к его намерениям;

3. восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение;

4. должна присутствовать персонификация общения, разговор от своего имени, без ссылок на авторитет.

Существует и другая классификация стилей общения:

1. Общение на основе увлеченности совместной работой.

2. Общение на основе дружеского расположения.

3. Общение - дистанция.

4. Общение - устранение.

5. Общение - заигрывание.

Под манипуляцией сознанием понимают действия коммуникатора, направленные на изменение психологических установок, ценностных ориентаций, поведения индивидов и целых аудиторий независимо от их желания. Среди причин манипуляции выделяют: конфликт человека с самим собой (А.Маслоу); недоверие по отношению к другим людям (Э.Фромм); ощущение абсолютной беспомощности (экзистенциализм); боязнь тесных межличностных контактов (Э.Берн); некритическое стремление получать одобрение всех и каждого; стремление к символическому овладению партнером по общению (З.Фрейд); реализацию компенсаторного стремления к власти (А.Адлер).

Цель манипуляции – контроль над аудиторией, ее управляемость и послушность. Для достижения цели используются различные манипулятивные технологии: целенаправленное преобразование информации (умолчание, селекция, «передергивание», искажение информации, переворачивание); сокрытие воздействия; мишени воздействия; роботизация. Данные технологии применяются в таких видах манипулятивного влияния, как:

1. Манипуляция образами. Так как образы обладают сильным психологическим воздействием, их широко применяют в коммуникативной практике, особенно в рекламе.

2. Конвенциональная манипуляция – опирается не на личные психологические установки, а на социальные схемы: правила, нормы, традиции, принятые в обществе, семье.

3. Операционально-предметнаяманипуляция – основана на таких психических особенностях личности, как сила привычки, инерция, логика исполнения действия.

4. Манипуляция личностью адресата – стремление переложить ответственность за какое-либо действие на адресата, в то время как в выигрыше остается манипулятор.

5. Манипуляция духовностью – манипуляция высшими уровнями психики (смыслом жизни, духовными ценностями, чувством долга).

Рекомендуемая литература: 10,11,16,14,21,24,28,30

Дата: 2019-05-29, просмотров: 227.