Тема лекции № 11: Механизмы делового общения и их характеристика
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тезисы лекции

Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностном общении являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

Идентификация (уподобление) – умение ставить себя на место другого человека и определять, как бы он действовал в подобных ситуациях.

Эмпатия – понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько продумывается, сколько прочувствуется. Такое понимание возможно в отношении немногих, так как это тяжелая нагрузка для психики.

Процесс понимания друг друга опосредован процессом рефлексии.

Рефлексия – осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого, но знание того, как другой понимает меня, т. е. своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга.

Деловое общение - это, прежде всего коммуникация, т. е. обмен информацией, значимой для участников общения. Для осуществления эффективной коммуникации необходимо выяснить следующие вопросы: каковы средства коммуникации и как правильно ими пользоваться в процессе общения? как преодолеть коммуникативные барьеры непонимания? Чтобы общение между индивидами стало возможным, необходимы определенные средства, с помощью которых налаживается и поддерживается связь. Особое место занимает речь, которой свойственны содержательность и богатство языковых средств, культура и выразительность.

Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные.

Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическим состоянием, являясь средством его выражения. В процессе общения невербальное поведение выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик личности. Люди довольно быстро научаются приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным. Удивительно, но мы редко осознаем то, что поза, жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает голос. Когда мы говорим о предчувствии, что кто-то сказал неправду, в действительности мы имеем в виду, что заметили разногласие между вербальными и невербальными признаками (чувство аудитории у лекторов). Например, если слушатели сидят глубоко в креслах с опущенными подбородками и скрещенными на груди руками, то у восприимчивого человека появится предчувствие, что его сообщение не имеет успеха. Но многие невербальные сигналы являются приобретенными.

Классификация невербальных средств общения.

1. Кинесические средства (кинесика) – зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, месте, взгляде, походке.

Особая роль отводится мимике – движениям мышц лица. При неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10–15 % информации. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, страдание, удивление и отвращение) все движения мышц скоординированы. Мимические выражения не зависят от национальности и культуры человека, т. е. выражаются одинаково. С мимикой тесно связан взгляд, или визуальный контакт. Когда человек формирует мысль, он чаще смотрит в сторону (в пространство), когда мысль полностью готова – на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше. Вообще, тот, кто говорит, меньше смотрит на собеседника, чем слушающий. Визуальный контакт свидетельствует о расположенности к общению. С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, ведь расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. Зрачки расширяются в приподнятом настроении, при заинтересованности чем-то (при постоянном освещении), и наоборот.

Жесты зависят от культуры, социального статуса, эмоционального состояния. Жесты понимаются так же легко, как и позы. Жестикуляция увеличивается с возрастанием эмоционального возбуждения и при желании достичь более полного взаимопонимания. Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах, но есть и сходные жесты: коммуникативные (приветствие, прощание, привлечение внимания, запреты и т. д.); модальные (жесты оценки и отношения); описательные, которые имеют смысл только в контексте речевого высказывания.

2. Просодика и экстралингвистика.

Благодаря этим речевым средствам регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения; они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

Просодика – общее название ритмико-интонационных сторон речи: высоты, громкости голоса, тембра, силы ударения.

Экстралингвистическая система – включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздохов и т. д. Быстрая речь передает взволнованность или обеспокоенность; медленная – угнетенное состояние, горе, высокомерие, усталость; высокий голос – энтузиазм, радость, недоверие; мягкий и приглушенный голос – горе, печаль, усталость.

Надо уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи.

Голос человека – это характерная черта в общем впечатлении, возникающем о человеке, так что мы можем сразу по голосу определить многие профессии, например учителей, военных, священников. В исследованиях было получено от 60 до 90 % правильных суждений относительно величины тела, полноты, подвижности, внутреннего покоя и возраста, основывающихся только на голосе и манере говорить. При этом те, кто судил по интуиции, были правы на 88 %, а рассудочно анализировавшие – только на 20 %. Средний человек размышляет больше над содержанием своих слов, чем над способом, каким он говорит.

Скорость речи соответствует доминирующему темпераменту или так называемому темпу жизни. Ее трудно произвольно изменить, можно лишь на короткое время. При истинной внутренней включенности специфический темп речи снова восстановится. В речевом поведении в первую очередь необходимо оценить: как описываются факты, какого они типа; как партнер отвечает на ваши вопросы, реагирует на них; каковы его внутренняя вовлеченность, живость, настроение, словарный запас, способ выражения, тип самопредставления. Необходимо (при длительных разговорах или первом знакомстве) обратить внимание на любимую тему разговора: это сфера истинных интересов человека или его ситуативных проблем.

3.Такесические средства общения – динамические прикосновения: рукопожатие, похлопывание, поцелуй. Они являются биологически необходимой формой стимуляции.

4. Проксемика. Общение всегда пространственно организовано. Термин «проксемика» буквально означает «близость», ввел его американский антрополог Э. Холл. к проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними. На эти характеристики влияют культурные и национальные факторы. Позиции за столом определяются характером общения: напротив – общение носит соперничающий или оборонительный характер; угловая позиция – при дружеской беседе; с одной стороны стола – при кооперативном (деловом) общении; по диагонали (с разных сторон стола) – независимая позиция.

Дистанция между партнерами по общению, или территория. Под территорией понимается пространство, которое человек считает своим, как будто это пространство является продолжением его физического тела. Это воздушное пространство вокруг тела человека, оно достаточно четко обозначено (Э. Холл). Размеры «оболочки» зависят от плотности населения людей в месте проживания, т. е. она социально и национально обусловлена. Личную территорию можно разделить на четыре пространственные зоны:

а) интимную (от 15 до 46 см). Это самая главная и наиболее охраняемая зона. На это расстояние допускаются дети, родители, близкие друзья и родственники, т. е. люди, находящиеся в тесном эмоциональном контакте.

б) личную (от 46 до 120 см). Это расстояние, которое обычно разделяет нас на вечеринках, официальных приемах, вечерах;

в) социальную (от 120 до 360 см).

На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей, например сантехника или плотника, которые занимаются ремонтом в нашем доме; нового сотрудника на работе, от людей, которых мы мало знаем;

г) общественную (более 360 см).

На таком расстоянии удобнее всего находиться по отношению к большой группе людей.

Рекомендуемая литература: 3,6,5,13,20,23,14,9

Дата: 2019-05-29, просмотров: 194.