Рыночные отношения невозможны без конкуренции. В экономике она выполняет ряд важнейших регулирующих функций и объективно обеспечивает развитие рынка. Государство вполне оправданно устанавливает необходимые меры юридической поддержки и охраны конкуренции, в том числе и с использованием уголовно-правовых средств государственного принуждения.
Недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем установления или поддержания монопольно высоких или монопольно низких цен, раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен, если эти деяния повлекли причинение крупного ущерба, – законодателем отнесено к преступлениям небольшой тяжести, по части второй – к средней тяжести и по части третьей – к тяжким преступлениям.
Общественная опасность преступления состоит в том, что указанные в ст. 178 УК действия существенно сужают возможности конкуренции либо вообще делают ее невозможной, нанося тем самым ущерб рыночной экономике со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.
Сама монополистическая деятельность, направленная на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, поскольку она сопряжена с нарушением основополагающих начал предпринимательства, причинением вреда интересам граждан – весьма вредна.
Непосредственный объект – общественные отношения по поводу осуществления основанной на законе предпринимательской деятельности и обеспечивающие добросовестность конкуренции.
Объективная сторона содержит следующие виды деятельности:
- недопущение конкуренции, совершенное путем установления монопольно-высоких или монопольно низких цен;
- ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, установление или поддержание единых цен;
- устранение конкуренции – устранения с него других субъектов экономической деятельности.
Конкуренция – это добросовестная состязательность хозяйствующих субъектов на рынке, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке.
Монополистические действия – это противоречащие антимонопольному законодательству действия хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранения конкуренции либо установление монопольно высоких или низких цен.
Монопольно высокой ценой признается цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара.
Монопольно низкая цена – цена приобретенного товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли, и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца; или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи такого товара, результатом установления которой является или может явиться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурента с рынка.
Доминирующим является исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке товаров, не имеющего заменителя либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более и если меньше, но это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок.
Ограничение конкуренции может быть достигнуто двумя способами: путем сговора или согласованных действий.
Сговор, т.е. соглашение на ограничение конкуренции, может состояться между конкурирующими хозяйственными субъектами, имеющими на рынке в совокупности долю более 35% товара.
Соглашениями (согласованными действиями), приведшими к разделу рынка, признаются действия, имеющие цель раздела рынка по территориальному принципу; по объему продаж и закупок; по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов и покупателей.
Согласованными действиями признаются такие действия, которые приводят к ограничению доступа на рынок и могут выражаться в не предоставлении места для торговли, воспрепятствовании перевозке, размещении или хранении товаров, принудительной скупке продукции у хозяйствующих субъектов, установлении необоснованных запретов на продажу (покупка, обмен, приобретение) товаров из одного региона в другие и т.п.
Устранение с рынка других хозяйствующих субъектов экономической деятельности может быть достигнуто путем установления необоснованных запретов на производство определенных товаров и их продажу, уничтожения, повреждения товаров, перемещения их на другие товарные рынки, физическое уничтожение соперника и т.д.
По своей конструкции состав преступления – формальный. Считается он оконченным с момента совершения одного из перечисленных в законе действий.
Субъективная сторона – характеризуется прямым умыслом.
Мотив и цель не являются обязательными признаками преступления и на квалификацию не оказывают должного влияния.
Субъект – специальный: индивидуальный предприниматель, руководитель коммерческой организации и их объединений, а также должностное лицо органа государственной власти и органов местного самоуправления, с 16 лет.
Квалифицированные составы:
По части второй – те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору.
По части третьей – деяния, предусмотренные частями первой и второй, совершенные с применением насилия или угрозой его применения, а равно с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства, либо организованной группой.
В тех случаях, когда угроза уничтожения или повреждения чужого имущества подкрепляет обращенное к лицу требование передать виновному имущество либо совершить в его пользу действия имущественного характера, содеянное образует не монополистические действия или ограничение конкуренции, а принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 179 УК).
Диспозиция ч. 3. ст. 178 УК охватывает нанесение потерпевшему побоев, совершение иных насильственных действий, вызвавших физическую боль, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, уничтожение или повреждение чужого имущества в любом размере. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, а также убийство требуют дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК РФ.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 244.