Ст. 180. Незаконное использование товарного знака
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Здесь предусмотрено два самостоятельных и тождественных состава преступления:

1. Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, – законодателем отнесено к преступлениям небольшой тяжести.

2. Незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в Российской Федерации товарного знака или наименования места происхождения товара, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, законодателем отнесено к преступлениям небольшой тяжести, а по части третьей – к средней тяжести.

Одним из общественно опасных проявлений недобросовестной конкуренции является самовольное и незаконное использование товарного знака, нарушающее порядок осуществления предпринимательской деятельности, подрывающее авторитет субъекта хозяйственной деятельности, причиняющее вред потребителям товара и услуг.

В настоящее время товарные знаки прочно вошли в обиход нашей жизни. Каждая компания, чтобы выделить свой товар, проставляет на нем товарный знак, т.е. обозначение, предназначенное в первую очередь для идентификации производителя. Потребители, ориентируясь среди огромного количества таких товарных знаков, доверяют товарам того производителя, которого они хорошо знают.

Сущность права на товарный знак заключается в возможности его неограниченного и монопольного использования правообладателем. Использованием товарного знака считается применение его на товарах и (или) упаковке, для которых он зарегистрирован, в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках и т.п.

Право на товарный знак есть комплекс исключительных имущественных прав разрешительного и запретительного характера, устанавливаемых самим правообладателем и нормативными правовыми актами. В силу ст. 4 Закона о товарных знаках, определяющей исключительное право на товарный знак, никто не имеет права использовать охраняемый в России товарный знак без разрешения самого владельца; сам владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также право запрещать использование своего знака другим лицам.

Нарушение прав владельца на товарный знак признается несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров (п. 2 ст. 4 Закона).

Общественная опасность данного преступления состоит в подрыве законности и стабильности экономических отношений, нарушении прав как потребителя, получающего товар, приобретения которого он не желает, так и производителя, законно обладающего товарным знаком.

Непосредственный объект – общественные отношения, регулирующие добросовестную конкуренцию и право на пользование индивидуального (фирменного) товарного знака. Дополнительным – являются права и интересы потребителя на качественную продукцию и услуги.

Предмет преступления – товарный (фирменный) знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара. В соответствии с Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» к товарным знакам относятся обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров или услуг других.

Порядок приобретения, использования и защиты товарного знака определяется нормами международного права и законодательства РФ. Поэтому диспозиция этой нормы – бланкетная.

Под предупредительной маркировкой следует понимать какой-либо символ, проставляемый рядом с товарным знаком или рядом с наименованием места происхождения товара и указывающий на то, что применяемое обозначение является наименованием места происхождения товара, зарегистрированного в Российской Федерации:

- использование предупредительной маркировки рядом с товарным знаком или наименованием места происхождения товара, которые не зарегистрированы в установленном законом порядке и на которые, следовательно, не имеется лицензии;

- использование предупредительной маркировки рядом с зарегистрированными в установленном законом порядке товарным знаком или наименованием места происхождения товарного знака или наименованием места происхождения товара, если они зарегистрированы лицом, которое не является законным владельцем товарного знака или наименования места происхождения товара.

Наименование места происхождения товара – это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами либо природными условиями и людскими факторами одновременно.

Сходные обозначения – это обозначения, используемые в качестве товарного знака, тождественные или сходные до степени их смешения. Они не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака в случаях тождественности или сходства с товарными знаками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Российской Федерации на имя другого лица в отношении однородных товаров, а также с товарными знаками других лиц, охраняемых без регистрации в силу международных договоров России, с наименованиями мест происхождения товаров, охраняемыми в соответствии с законом РФ, кроме случаев, когда они включены как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего право пользования таким наименованием, с сертификационными знаками, зарегистрированными в установленном порядке.

Объективная сторона деяния – выражается:

а) в незаконном использовании чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначениями для однородных товаров, если преступление совершено неоднократно или причинило крупный ущерб (более 250 тысяч рублей);

б) незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в Российской Федерации товарного знака или наименования места происхождения товара, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб. Крупный ущерб оценивается судом с учетом конкретных обстоятельств дела.

Использование товарного знака или знака обслуживания состоит в применении его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, и (или) их упаковке, а также в применении товарного знака или знака обслуживания в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, вывесках, при демонстрации товаров на выставках, ярмарках. Право на использование товарного знака может быть передано при уступке товарного знака и при предоставлении лицензии на использование товарного знака его владельцем другому лицу.

По своей конструкции составы преступлений – формально-материальные. Преступления могут быть оконченными как с момента совершения указанных в норме действий, так и с момента наступления последствий в виде ущерба – крупного размера.

Субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом. Мотив и цель не являются обязательными признаками. В тех случаях, когда конкурент или виновный, не являясь субъектом экономической деятельности, используют его из корысти, вводят потребителя в заблуждение относительно свойств и качества товара, содеянное должно квалифицироваться по ст. 180 и 159 УК РФ.

Субъект преступления, наряду с признаками общего субъекта, имеет и специальные признаки: занятие предпринимательской деятельностью, руководство организацией любой формы собственности, выпускающей товары или представляющей услуги с 16 лет.

Квалифицированный состав: деяния, предусмотренные частями первой и второй, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 239.