Требования к условиям воспитания. Помогите малышу, следуя действия взрослых, участвовать в закаляющих процедурах (ходить босиком по ковру, влажной дорожке, обтирать ноги и тело сухим и влажным полотенцем, топтаться в ванночке с морской водой, температуру которой взрослые снижают с 30 до 16 градусов, и с водой контрастных температур; купаться в открытых водоемах и бассейне).
Следуйте приема пищи в одно и то же время. Ребенок должен знать, что есть нужно осторожно, не спеша, тщательно пережевывать продукты. Не допускайте, чтобы после еды малыш прыгал и бегал. Предложите ему в это время спокойно поиграть и заняться любимым делом.
Организуйте деятельность таким образом, чтобы ребенок а интенсивно узнавала окружающий предметный, природный и социальный мир. У ребенка должен быть уголок с игрушками разного размера, различные формы, цветовой гаммы и фактуры. В углу должны быть детские музыкальные инструменты (барабан, бубен, колокольчик, свирель, дудочка) и изобразительные материалы (листы, мел, кисточки, карандаши, фломастеры, пластилин, глина). Желательно лепить из теста различные знакомые ребенку формочки (кольцо, дорожка, кровать и т.д.). Продолжительность игр-занятий не должна быть выше, чем 10-15 минут. Ребенок должен иметь свою маленькую детскую библиотеку, фонотеку и видеотеку, которую следует пересматривать и пополнять. Нужно хвалить ребенка за бережное обращение с книгами, упражнять в умении ставить их на отведенное на полке место.
И. Физическое развитие
1. Повесьте на веточку детскую шапочку и предложите ребенку подпрыгнуть и ее достать.
2. Предложите малышу сбить шапочку из веточки мячом.
3. Наденьте на малыша шапочку зайчика, составьте ему руки перед грудью, словно лапки зайчика, и предложите попрыгать под веселую музыку; после этого попрыгайте еще раз, но руки держите на поясе.
4. Попросите ребенка достать из-под стола разные вещи (ребенок будет пытаться проползти по полу вперед-назад).
5. Вместе с ребенком ходите на носках, поднимайте руки вверх: "Мы жирафы, мы очень большие жирафы - вот такие".
6. Ходите с ребенком по кругу и высоко поднимайте колени (темп энергичный, считать надо - раз, два, три, четыре). Можно в это время цокать языком, имитируя походку лошадки.
7. Бросать двумя руками в цель надувной мяч, сначала большой, потом среднего размера, а потом маленький.
II. Эмоционально-социальное развитие
1. Слово "нет" становится очень важным. Ребенок говорит "нет" по любому поводу. Это нормальный детский путь самоутверждения. Он называется "негативизм двухлетних". Давая указания ребенку, придумывайте для него выбор: "Будешь есть сейчас, а через пять минут?", "Ты пойдешь мыть руки сама или с мамой?" Если малышу еще трудно делать выбор, тогда, чтобы не провоцировать негативизм, говорите свои просьбы не вопросительным, а спокойным, утвердительным тоном. Например, не "Пойдем со мной в магазин? .." (Если вы точно знаете, что идти надо вдвоем), а "Пришло время идти в магазин, мы идем в магазин".Это позволит ребенку, не "унижая своего достоинства", делать то, что нужно, и подчиняться не вам, а обстоятельствам. Построение просьбе таким образом, что требование исходит не от взрослых, а из жизненной необходимости, дает возможность ребенку и выполнять требование, и чувствовать себя независимым одновременно.
2. Ребенок чувствует себя и большой и маленькой одновременно. Он ест ложкой, как взрослый, но просит, чтобы его покормили, как маленького. Малыш сам засыпает в кроватке, как большой, но просится в мамину кроватку, как маленький. Он играется в песочнице у "больших", а дома ведет себя, как младенец, требуя, чтобы его носили на ручках и даже давали бутылку с соской. Это состояние младенцев а должна перерасти. Мама может в дома поиграть с малышом "в маленького". Именно проиграться. Это означает, что если она его кормит или на ручках уносит в кроватку, она говорит не "Ну вот, как маленького кормлю" или "Как не стыдно, чтобы это было в последний раз", а шутливым, игривым голосом: "Лю-ли, лю -ли, поколишу мою куколку! Моя ляля подрастет, сама ножками пойдет ". А потому: "Літачок-самолетик залетит сыночек в рот, мой сыночек имеет ярко-красный, съешь кусочек вкусненьким".
III. Познавательное развитие
1. Положите в мешочка несколько маленьких предметов (игрушку, ложечку, кубик, м 'мячик, конфетку ...). Предложите малышу сначала рассмотреть на эти вещи, подержать их, а потом спрячьте в мешочек и попросите: "Достань мне кубик (или мячик, или ложечку)". Малыш должен не глядя, наощупь найти нужный предмет. А потом - пусть он попросит вас и увидит, что вам тоже непросто найти в мешке спрятанную вещицу. Так же можно играть с карманом вместо мешочка или с сумочкой.
2. Для того чтобы малыш получал представление о днях недели, повесьте на стену картонный круг, разделенный на семь разноцветных секторов, со стрелкой (типа часовой) посередине. Ежедневно переводите стрелку из сектора в сектор, называя дня.
3. Чтобы объяснить малышу, сколько дней осталось до какого-то события (Дня рождения, или Нового года, или приезда бабушки, или похода в цирк ...), сделайте из бумаги ромашку и каждый день вместе с малышом отрывайте по лепесточку.
4. Используйте песочные часы, чтобы дать ребенку понять, сколько времени у него на то или иное дело. Например: "Когда песочек пересыпеться, пройдет пять минут, и мы пойдем кушать", "Ты можешь поиграть ся еще три минуты, пока пересыпается песочек", "Позови меня, когда пройдет десять минут: когда песочек пересыпеться, мы пойдем гулять" ...
5. Осваивать умение считать помогает игра "Найди столько же". Например, на сто ли стоят две вазы - с изюмом и с печеньем. Мама кладет ребенку в тарелочку три изюм (два, четыре) и говорит малышу: "Положи мне столько же печенья. Или мама берет себе несколько маленьких машинок и говорит: "Возьми себе столько же кубиков" и др.
6. Застегивая и расстегивая пуговицы, говорите: "Один пуговку расстегнули", "Два пуговки расстегнули", "Три ...".Расставляя тарелки для семейного ужина, считайте их тоже. Еще считать можно количество людей в комнате, количество ног у малыша и лап у собаки или кошки ...
7. Придумывайте игры с парными определениями: высокая -низкая, холодный-горячий, быстрый-медленный и др. На днях рождения не забывайте водить с малышами хоровод и петь о "Коровай вот такой ширины, вот такой высоты ...", сопровождая песню соответствующими жестами. Устраивайте гонки игрушечных машинок, в которых одни ездят медленно, а другие - быстро. Покажите малышу, как говорить громко, а как - тихо. Предложыте ему сравнить его и отцу ботинки (большой- маленький), его и родителей стульчик (высокая - низкая) и др. Освоение ребенком четным определений и умение сравнивать во многом зависит от ее жизненного и игрового опыта.
IV. Развитие речи
1. Для развития слухового внимания можно использовать следующие игры: Под звуки веселой музыки ребенок танцует или кружит. Но как только раздается стук дождя (взрослый стучит палочками по барабану или по столу) - ребенку нужно прятаться под зонтик.
2. Показывайте изображения домашних животных, предлагая ребенку имитировать движения и "речи".
3. Играйте на музыкальном инструменте, который не видно за ширмой, и предлагайте ребенку отгадать этот инструмент.
4.Для развития силы голоса используйте такие игры: Детские игрушки находятся на стульях, и ребенку предлагают пригласить их на прогулку. Ребенок громко говорит: "Зайчик у, иди! Песик у, уходи! " и т.п. Следите, чтобы ребенок говорила громко, но не кричала. Ребенок держит барабан и с палочками, а взрослый показывает ей картинки. Если рисунок маленький, ребенок стучит тихо, а если рисунок большой, ребенок стучит громко.
5. Для правильного звукопроизношения предлагают такие игры-диалоги, или игры-повторение:
Говорит курица: ко-ко-ко,
В роще пасутся ко ...
Лошади?
Нет, не кони.
Говорит курица: ко-ко-ко,
В роще пасутся ко ...
Козы?
Нет, не козы.
Говорит курица: ко-ко-ко,
В роще пасутся ко ...
Коровы?
Да! Коровы Пестрые.
Пейте, дети, молочко - будьте здоровы.
Киса упала - лапа болит,
Киса не плачет - киса сидит.
6. (Вместо кошки можно называть других животных, или имена детей - собака, кукла, Катя ...; вместо лапы можно называть другие части тела - головка, ножка ...; слово "сидит" можно заменить другими глаголами - стоит, лежит, бежит ...)
V. Экологическое развитие
1. Во время прогулки предлагайте ребенку рассмотреть самостоятельно все вокруг.
2. Приучайте ребенка разглядывать, не нужна ли кому-то ее помощь (поломанная веточка, птичка со сломанным крылом, больная лапка в собачки.
3. Предлагайте ребенку рассказывать, какая сегодня погода.
4.Используйте в игровой деятельности природный материал (песок, камни, каштаны, шишки).
5. Высаживайте на огороде вместе с ребенком овощи и цветы с крупным семенами.
6. Сделайте обязанностью ребенка кормить рыбок в аквариуме и попугая в клетке.
7. Расскажите ребенку, что она не должна навязывать своих игр животным.
VI. Художественно-эстетическое развитие
1. Показывайте ребенку иллюстрации разных художников, на которых изображены дети, животные, растения.
2. Включайте контрастные по настроению музыкальные мелодии (веселые-грустные). Пойте и танцуйте под музыку вместе.
3. Предложите соотнести реальные предметы и изображены рисунки по форме, размеру, цвету (можно поставить маленькую синюю машинку на картинку с изображением маленькой синей машинки и т.д.).
4. Рисуйте вместе с ребенком разные картинки, делайте аппликацию, лепите из глины и пластилина знакомые предметы; Ознакомьте ребенка с разнообразными свойствами строительных конструкторов.
5. Читайте с ребенком сказки, стихи, рассказы и создавайте собственные сказки. Учите стихи и создавайте собственные рифмы.
6. Сделайте домашний оркестр, играйте на различных музыкальных инструментах, подпевая и подтанцовуя.
7. Регулярно посещайте кукольный театр, смотрите с ребенком детские фильмы или мультфильмы.
Использованная литература
1. Ветрова В.В., Смирнова Е.О. Ребенок учится говорить. - М.: Знание, 1988.
2. Венгер Л.А., Пилюгин Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М.: Просвещение, 1988.
3. Воспитание и обучение детей раннего возраста /Под ред.Л.Н. Павловой - М.: Просвещение, 1986.
4. Галанова А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет. - М., 2003.
5. Гарбер Е. Ребенок от рождения до школы. - М.: Школьная Пресса, 2001.
6. Дуткевич Т.В. Дошкольная психология: Учеб. пос.- К.: Центр учебной литературы, 2007 .- 392 с.
7. Дмитриева В. Развитие интеллекта ребенка в раннем возрасте. - СПб: Учитель и ученик: КОРОНА принт, 2003.
8. Закон о дошкольном образовании. - К., 2001.
9. Карпенко Н.В. Диагностика психического развития ребенка в работе педагога (учителя, воспитателя): Учеб. пособие. - К.: Каравелла, 2008 .- 192 с.
10. Конвенция о правах ребенка / / Информационный сб. Мин. образования Украины независимой Украины. - 1995. - № 9 - С. 3-25.
11. Кононко Е.Л. Чтобы личность состоялась. - М.: Сов. школа, 1991 .- 221 с.
12. Кочерга А. Психофизиология раннего детства. - М.: Изд. дом "Школ. мир ": Изд.Л. Галицина. - 2006. - 120 с.(Б-ка "Школ. Мира")
13. Крутий К.Л. Развиваем у ребенка речь, интеллект, способности. - Запорожье, 1999.
14. Лямина Г.М. Развитие речи детей в раннем возрасте. - М.: Просвещение, 1964.
15. Макарова Е.Г. Вначале было детство: Записки педагога. - М.: Педагогика, 1990 .- 256 с.
16. Масару Икуба. После трех уже поздно. - М., 1992.
17. Материалы Всеукраинского обобщающего семинара по программе МФВ "Первые шаги". - Одесса, 19-27 июля 1995
18. Методические рекомендации к программе воспитания детей дошкольного возраста "Малятко" / От сообщений ред.З.П. Плохий. - М.: Изд-во СП "Свенас", 1993 .- 254 с.
19. Методические рекомендации и материалы к программе "Ребенок". - М.: "Просвещение", 1994 .- 224 с.
20. Методические рекомендации к программе развития и воспитания ребенка раннего возраста "Зернышко" / За ред.О.Л. Кононко. - К., Кобза, 2004 .-188 с.
21. Программа развития и воспитания ребенка раннего возраста "Зернышко" / За ред.О.Л. Кононко. - К., Кобза, 2004 .- 192 с.
22 Развитие личности ребенка от года до трех / Сост.В.Н. Ильина. - Екатеринбург: У-Фактория, 2003
Дата: 2019-05-29, просмотров: 294.