Общая характеристика психофизического развития ребенка третьего года жизни
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На третьем году жизни укрепляется организм, совершенствуется моторная сфера, много времени ребенок проводит в двигательных действиях. Она интенсивно осваивает прыжки, метание, у него развивается равновесие, ориентация в пространстве. Ребенок свободно бегает, прыгает, самостоятельно поднимается и спускается по лестнице. Деятельность тонких движений пальцев рук обеспечивает адаптацию ребенка к условиям внешней среды. Малыш начинает гордиться тем, что может определенное время пройти пешком, не проситься на руки, подождать, пока ему дадут есть или пить.

В этом возрасте ребенок начинает качаться на качелях, скатываться с горки на санках, пытается ходить на лыжах, овладевает ездой на трехколесном велосипеде, осваивает движения в воде. Ребенок подвижный, оптимистичная, готова осваивать все более широкое пространство, характеризуется высокой потребностью в новых впечатлениях и возросшей самостоятельностью.

Ребенок осознает разницу между живыми и неживыми существами, дифференцирует родных, близких, знакомых и незнакомых людей, по-разному к ним относится. Осознает себя как отдельного человека, которая не меняется с изменением ситуации и имеет свое желание. Следствием этого являются проявления упрямства, негативизма, протестов против попыток взрослого ограничить ее самостоятельность (капризничает, капризничает, плачет, кричит, настаивая на своем, демонстрируя другим свое "Я") и стремление достичь результатов собственными силами. Ребенок способен сопротивляться тому, кто ее оскорбляет и отбирает игрушку, утверждается в ощущении своей собственности. Охотно играет не только со взрослыми, но и со сверстниками, делится с ними игрушками по собственному желанию.

Ребенок чувствителен к одобрению, нежности, запретам и наказаниям взрослых; может испытывать чувство стыда в случаях, когда его действия не оправдывают ожиданий взрослого или не одобряются ним. Действует под влиянием чувств и желаний, определяющий характер поведения. Ее внимание легко привлечь и предотвратить. Эмоции и формы их проявления стают более разнообразными: ребенок удивляется, радуется, увлекается, обижается, боится, завидует, ревнует, жалеет т.д. Эмоциональная жизнь становится более содержательным: осложняются чувства и желания, связанные с предметной деятельностью. Ребенок стремится действовать с предметами ближайшего окружения: конструировать, знакомиться с размером, формой, цветом, особенностями материала и др. Развитие целенаправленных движений обеспечивает возможность играть с моторными игрушками: перевозить грузы, строить здания из строительного материала, орудовать лопаткой и пасочки в песочнике, координированно работать двумя руками, складывая кубики, пирамидку, мозаику. Происходит активное формирование предметных действий, ребенок учится есть ложкой и вилкой, разчёсываеться, умываться, пользоваться полотенцем, моет себя губкой; упражняется в самообслуживании: постепенно расстегивает и застегивает пуговицы, шнурует ботинки, самостоятельно одевается и раздевается, выполняет посильные поручения взрослого: поставить стул, сложить игрушки и вещи, убрать со стола. Развитие мелкой моторики дает возможность ребенку работать с ножницами, глиной, пластилином, рисовать карандашом, кистью.

Ознакомление с окружающим приобретает ярко выраженного познавательного характера. Ребенок использует действия по назначению: знакомится со свойствами воды, песка, глины и соответственно использует их (перемешивает, лепит, переливает, насыпает). Подражая действиям взрослого, она участвует в элементарной труда (метет, копает, переливает, собирает урожай ягод, овощей, фруктов, семян), в игре использует игрушки по назначению, пользуется заменителями (лист - тарелочка, палочка - виде ЛКА), берет на себя выполнение простых ролей. Ребенок устанавливает связь между предметом и его заменителем, при чтении взрослым сказок и рассматривание картинок начинает представлять определенные предметы, объекты, явления, действия. При этом малыш воспроизводит виденное им ранее в памяти, под влиянием конкретной ситуации и своих эмоций обогащает его. Ребенок начинает измышление Уват собственные рассказы и коротенькие сказки, основанные на том, что ей читали и рассказывали взрослые. Память малыша полностью непроизвольная, преимущественно двигательная и эмоциональная: легче запомнить то, что связывается с его активными действиями, заинтересовало его, несколько раз повторялось. Ребенок способен запомнить достаточно длинные стихи и сказки (водит пальчиком по страницам знакомой книги и читает наизусть стихотворение, запоминает, какой странице какие стихи отвечают).

Словарь трехлетнего ребенка составляет более 1000 слов. Вещание становится для нее способом связи с другими и способом выражения жизненных впечатлений, сообщения другим определенной информации. Малыш строит рассказы в 4-5 предложений. Его вещание становится сложнее и грамотнее. Формируется обобщения, благодаря которым ребенок по-другому воспринимают окружающий мир. Это ведет к началу новой сложной логической перестройки ней информационного материала.

 

Таблица 3.1.

Показатели физического развития ребенка к концу третьего года жизни (по Программе развития и воспитания ребенка раннего возраста "Зернышко")

Средние показатели длины, массы тела, объема грудной клетки

детей третьего года

Возраст

Пол

 

Мальчики

Девочки

  Объем грудной клетки (см) Длина тела (см) Масса тела (г) Объем грудной клетки (см) Длина тела (см) Масса тела (см)
3 года. 50,3-54,7 92-99 13,7-16,1 49,8-53,9 91-99 13,1-16,7

 

4.2 Показатели психического и физического развития ребенка третьего года жизни (по Программе развития и воспитания ребенка раннего возраста "Зернышко")

Дата: 2019-05-29, просмотров: 239.