Второй год жизни является периодом значительных изменений в жизни маленького ребенка и характеризуется, в первую очередь, высокой степенью подвижности ребенка. Основным достоянием является овладение ходьбой и увеличения ее скорости. Во время ходьбы постепенно развивается устойчивость положения, способность удерживать равновесие, ребенок выполняет различные упражнения с лазанья, прокалывание и бросание мячей. Возникают предпосылки для начала бега или прыжков. Двухлетний ребенок реже болеет, находится в хорошем настроении, спокойно играется в течение длительного времени. Спит днем один раз в течение 3 часов. Не просится на руки. Ждет, пока придут ей на помощь. Ребенок охотно ест разные блюда, имеет среди них любимые. Ест самостоятельно, пользуется салфеткой, самостоятельно встает из-за стола и благодарит после еды. Ребенок стремится иметь опрятный внешний вид, не ходить в мокрых штанишках и практически их не мочить.
Усовершенствуются формы общения с взрослыми, которые начинают превращаться в наставника. Малыш понимает речь взрослых, адекватно реагирует на запрет, просьба, поручение. Ребенок овладевает навыками социального поведения, осваивает элементарные моральные нормы и правила (можно, нельзя, хорошо, плохо), начинает различать вещи по принадлежности разным членам семьи (бабушкины очки, мамина сумка), появляется желание выполнять просьбы взрослых (принеси, убери , пожалей. Определяется стремление все делать самостоятельно.
Ребенок начинает дифференцировать правила обращения с родными и чужими людьми, с взрослыми и сверстниками. Растет интерес к сверстникам: ребенок начинает подражать действиям сверстников и демонстрировать им свои умения. У отдельных детей наблюдаются проявления физической агрессии: кусает, бьется, тянет за волосы сверстников; безопасность в преодолении препятствий. Поэтому особенностью двухлетнего ребенка является неспособность определять собственные возможности и прогнозировать последствия поступков.
Малыш охотно знакомится со своим "Я": рассматривает свое лицо, тело, прическу, одежду; сопровождая все названием частей; по-разному реагирует на ласкательное и сдержанное обращение взрослого. По внешним признакам ребенок различает своей половой принадлежности, идентифицирует себя с представителями своего пола, отличает от представителей противоположного. Ребенок имеет высокую эмоциональную уязвимость, чувствительность к отношению окружающих, по-разному реагирует на ласкательные и сдержанные обращение взрослого.
У ребенка второго года жизни разнообразится характер игры: игры-исследования, и игра-конструирование, ролевые игры. Обогащается индивидуальный опыт. Ребенок учится соотносить действия, подбирать и объединять предметы согласно форме, размеру, цвету; предоставляет им определенного взаимного положения в пространстве. Малыш усваивает представление о 3-4 форм и (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) и 3-4 цвета (красный, желтый, синий, зеленый). По просьбе взрослого ребенок указывает на предметы соответствующего количества, формы и размера. Ребенок не только замечает представление связей между предметами, но и начинает самостоятельно устанавливать новые отношения между ними, учитывать их в своих действиях. Основным видом мышления в этот период является наглядно-действенное: направляя свои попытки на достижение цели, ребенок решает различные практические задачи. Так, научившись придвигать к себе предмет с помощью палки, ребенок использует с этой целью любой длинный предмет (линейку или зонтик, веник).
Постепенно малыш начинает представлять, каким должен быть результат того или иного действия, и все чаще вместо того, чтобы осуществлять реальные действия, выполняет их мысленно, представляя возможные действия и их результаты. Возникают отдельные элементы наглядно-образного мышления. Слушая рассказы взрослого, ребенок представляет людей, ситуации, события; в играх воспроизводит знакомые действия и ситуации; в рисунках узнает знакомые объекты. Малыш запоминает значительное количество названий, действий; лучше вспоминает то, что раньше видел сам, слышал, делал, и с чем были связаны его приятные переживания. Активно пользуется эмоциями, жестами в процессе вещания. Словарный запас достигает от 40 до 300 слов и обогащается именами людей, названиями объектов, действий, состояний, процессов, однако произношение звуков остается несовершенной. Активное речи проявляется в общении ребенка со взрослыми, со своими игрушками, домашними животными (кошкой, собакой, попугаем. Двухлетний ребенок знает, что слова, которыми обозначают знакомые ей предметы, касаются тех же предметов на рисунках, а усвоение ребенком названия предмета происходит при активной самостоятельной деятельности с ним. Ребенок с интересом рассматривает книжки и слушает чтение художественных произведений, рассказы взрослого, узнает литературных героев. Ребенок пользуется диалогической форме ситуативного вещания, ставит много вопросов к взрослому. Вещание приобретает связного характера, единицей вещание становится не слово, а предложение. Предполагается большого количества грамматических ошибок.
Таблица 3.1.
Показатели физического развития ребенка на конец второго года жизни
(по Программе развития и воспитания ребенка раннего возраста "Зернышко")
Средние показатели длины, массы тела, объема грудной клетки детей второго года | ||||||
Возраст | Пол | |||||
Мальчики | Девочки | |||||
Объем грудной клетки (см) | Длина тела (см) | Масса тела (г) | Объем грудной клетки (см) | Длина тела (см) | Масса тела (см) | |
2 года | 48,9-53,4 | 85-95 | 12,5-13,7 | 47,6-52,5 | 82-90 | 11,7-14,1 |
3.2 Показатели психического и физического развития ребенка второго года жизни (по Программе развития и воспитания ребенка раннего возраста "Зернышко")
Дата: 2019-05-29, просмотров: 275.