1. Алексина, Ю.Ю. Особенности копинг-поведения лиц с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Международный журнал экспериментального образования. — 2014.- № 6.- С. 61-62
2. Большой психологический словарь [Текст] / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2005.- 672 с.
3. Коломеец, Л.А. Особенности проявления копинг-стратегий поведения старшеклассников в стрессовых ситуациях [Текст] // Теория и практика общественного развития.-2015.- №17. –С.216-220.
4. Малкина–Пых, И.Г. Стратегии поведения при стрессе [Текст] // Московский психологический журнал.-2007.- №12 .-С.58-64.
5. Начала христианской психологии [Текст]: учебное пособие для вузов / Б.С. Братусь, В.Л. Воейков, С.Л. Воробьев [и др.] - М.: Наука, 1995. - 236 с.
6. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений в 3 кн. / Р.С. Немов. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 496 с. - Кн.1
7. Новая философская энциклопедия [Текст]: в 4 т. / Степин В.С., Гусейнов А.А., Семигин Г.Ю., Огурцов А.П. [и др.] - М.: Мысль, 2010.- 744 с. - Т. 1
8. Психология [Текст]: учебно-методический комплекс / Г.Л. Гуров, И.А.Мезенцева. – Брянск: БГУ им. И.Г. Петровского, 2012. – 144с.
9. Рассказова, Т.О., Гордеева, Е.Н., Осин, Е.Н. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики соре [Текст] // Психология. Журнал Высшей школы экономики.- 2013. - № 1. - С. 82–118.
10. Столяренко, А.М. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов / А.М. Столяренко.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 423 с.
11. Братусь, Б. С. «Христианская психология «За» и «Против» [Электронный ресурс] / Б. С. Братусь, В. И. Слободчиков, А. Лоргус, А.В. Петровский, М.Ю. Кондратьев // «Скепсис».- 2005.- №3/4. - Режим доступа: http://scepsis.net/journal/issue3/, свободный – (20.03.2018).
12 . Википедия [Электронный ресурс] / - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/, Срезневский Измаил Иванович, свободный – (20.03.2018).
13. История становления психологии как науки [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://psylist.net/obh/00020.htm/ , свободный – (20.03.2018).
14. Мень, А. Мировая духовная культура [Электронный ресурс] / А. Мень. - Режим доступа: http://www.alexandrmen.ru/books/mdc/mdc.html/, свободный – (21.01.2018).
15. Православие. Электронная версия БРЭ [Электронный ресурс] / - Режим доступа: https://bigenc.ru/text/3041090/, свободный – (20.02.2018).
16. Рассказова, Е.И., Гордеева, Т.О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы исследований [Электронный ресурс] / Е.И.Рассказова, Т.О. Гордеева. - Режим доступа: http://psystudy.com/index.php/num/2011n3-17/493/, свободный – (20.03.2018).
17. Сысоев, Д. Зачем каждое воскресенье ходить в храм? [Электронный ресурс] / Д. Сысоев. - Режим доступа: https://azbyka.ru/zachem-kazhdoe-voskresene-xodit-v-xram/, свободный – (20.03.2018).
18. Тарусин, М. Православная вера в современной России [Электронный ресурс] / М. Тарусин. - Режим доступа: http://pereprava.org/privacy/2017-pravoslavnaia-vera-v-sovremennoi-rossii.html/, свободный – (20.02.2018).
19. Шеховцова, Л.Ф. Православная психология в России [Электронный ресурс] / Л.Ф. Шеховцова. - Режим доступа: http://psyedu.ru/journal/2011/3/2407.phtml/, свободный – (20.03.2018).
Приложение 1
Результаты анкетирования старших подростков, не обучающихся в воскресной школе
Всего: 37 респондентов.
К какой религии вы относитесь?
а) я православный – 51%
б) я атеист - 27%
в) не задумывались над этим вопросом – 14%
г) я отношусь к другой религии – 8%
Результаты анкетирования старших подростков, обучающихся в воскресной школе и не обучающихся в воскресной школе
Всего: 53 респондента.
В трудной жизненной ситуации вы обращаетесь за поддержкой и помощью:
а) психологов – 2 %
б) церкви – 10 %
в) друзей – 67 %
г) семьи – 21 %.
Приложение 2
Методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э.Хайма
Описание
Методика предназначена для выявления индивидуального стиля совладания со стрессом. Может использоваться в целях диагностики как непродуктивных паттернов поведения, так и ресурсов личности.
Инструкция. Вам будет предложен ряд утверждений, касающихся особенностей вашего поведения. Постарайтесь вспомнить, каким образом вы чаще всего разрешаете трудные и стрессовые ситуации высокого эмоционального напряжения.
Обведите кружком тот номер, который вам подходит. В каждом разделе утверждений необходимо выбрать только один вариант, при помощи которого вы разрешаете свои трудности.
Отвечайте в соответствии с тем, как вы справляетесь с трудными ситуациями в последнее время. Не раздумывайте долго - важна ваша первая реакция.
Будьте внимательны!
Утверждения
А
1. Говорю себе: «В данный момент есть что-то важнее, чем трудности».
2. Говорю себе: «Это судьба, нужно с этим смириться».
3. «Это несущественные трудности, не все так плохо, в основном все хорошо».
4. «Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не показывать своего состояния».
5. «Я стараюсь все проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось».
6. «Я говорю себе: по сравнению с проблемами других людей - это пустяк».
7. «Если что-то случилось, то так угодно Богу».
8. «Я не знаю что делать, и мне временами кажется, что мне не выпутаться из этих трудностей».
9. «Я придаю своим трудностям особый смысл, преодолевая их, я совершенствуюсь сам».
10. «В данное время я полностью не могу справиться с этими трудностями, но со временем смогу справиться и с более сложными».
Б
1. «Я всегда глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко мне и протестую».
2. «Я впадаю в отчаяние, я рыдаю и плачу».
3. «Я подавляю эмоции в себе».
4. «Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации».
5. «Я доверяю преодоление своих трудностей другим людям, которые готовы помочь мне».
6. «Я впадаю в состояние безнадежности».
7. «Я считаю, себя виноватым и получаю по заслугам».
8. «Я впадаю в бешенство, становлюсь агрессивным».
В
1. «Я погружаюсь в любимое дело, стараясь забыть о трудностях».
2. «Я стараюсь помочь людям, и в заботах о них забываю о своих горестях».
3. «Стараюсь не думать, всячески избегаю сосредоточиваться на своих неприятностях» .
4. «Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью алкоголя, успокоительных средств, вкусной еды и т.п.)»
5. «Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление давней мечты (еду путешествовать, поступаю на курсы иностранного языка и т.п.)»
6. «Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой».
7. «Я использую сотрудничество со значимыми мне людьми для преодоления трудностей».
8. «Я обычно ищу людей, способных помочь мне советом».
Анализ результатов
Используется преимущественно качественно-содержательный анализ ответов.
В ключе каждое утверждение связано с определенной копинг-стратегией. Если опрашиваемый выбирает конкретное утверждение, как наиболее привычное для себя, предполагается, что соответствующая копинг-стратегия будет для него типичной.
Стратегии совладания со стрессом могут быть: продуктивными, относительно продуктивными и непродуктивными.
Копинг-стратегии делятся на три подгруппы:
- когнитивные,
- эмоциональные,
- поведенческие.
В ключе копинг-стратегии приведены в соответствии с утверждениями.
В скобках даны обозначения:
П - продуктивная копинг-стратегия (помогает быстро и успешно совладать со стрессом);
О - относительно продуктивная копинг-стратегия (помогающая в некоторых ситуациях, например не очень значимых или при небольшом стрессе);
Н - непродуктивная стратегия (не устраняет стрессовое состояние, напротив, способствует его усилению).
Ключ
Дата: 2019-05-29, просмотров: 198.