Сравнение коппинг-стратегий старших подростков,
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сравнение коппинг-стратегий старших подростков,

обучающихся и не обучающихся в воскресной православной школе

Авторы:

Вибе Мария Алексеевна

Поляков Илья Игоревич

Класс:10 «Б»

МБОУ «СОШ №25»

Руководитель:

Аношкина Елена Владимировна

заместитель директора по УВР,

педагог-психолог

МБОУ «Центр ПМСС»

Консультант:

Иоанн Петручок,

протоиерей,

настоятель Храма Всех Святых

 

 

МЕЖДУРЕЧЕНСК – 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………………..……………3

Глава I. Основная часть

1.1. Теоретические основы возникновения и развития православия……………………..……..5

1.2. Теоретические основы возникновения и развития психологии…………………………….6

1.3. Православная психология как смежная наука…………………………………….…………7

1.4. Копинг-статегии как стратегии совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями……………………………………………………………………………...…..8

Глава II. Практическая часть. Результаты и обсуждение………………………………….……10

Заключение…………………………………………………………………………………..……..16

Список используемых источников ………………………………………………………………18

Приложение 1………………………………………………………………………………………20

Приложение 2………………………………………………………………………………………22

Приложение 3………………………………………………………………………………………26

Приложение 4………………………………………………………………………………………27

Приложение 5………………………………………………………………………………………28

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема переживания тревоги и стрессов приобрела первостепенное значение в жизни современного человека. По данным учебно-исследовательского центра Московской федерации профсоюзов 70% россиян находятся в состоянии стресса. И научная, и популярная литература отражает непрерывно возрастающий интерес к данному вопросу.

Многие люди не находят конструктивных путей преодоления жизненных трудностей и проблем, т.е. выбирают непродуктивные копинговые стратегии. Возникает иллюзия временного выхода из стрессовой ситуации через нездоровый и неправильный образ жизни. Молодежь курит, пьет, многие юноши и девушки не умеют грамотно и правильно обращаться между собой, допускают в речи нецензурную лексику, оскорбления, крики и унижения, т.е. накопленные проблемы, начинают уничтожать современного человека как морально, так и физически.

Согласно статистике половина практических здоровых людей отмечает потребность в регулировании своего эмоционального состояния и коррекции некоторых особенностей личности.

Aктивнoe пcихoлoгичecкoe, а также православное пpocвeщeниe в тeчeниe пocлeдних лeт пpинecлo cвoи плoды: пcихoлoг и православный священник, дaющие кoммeнтapии или рекомендации пo тoй или инoй жизнeннoй пpoблeмe - pacпpocтpaнeннoe явлeниe в нaши дни.

       Актуальность исследования состоит в том, что в последнее время неуклонно увеличивается количество обращений за помощью в стрессовых ситуациях к профессионалам – психологам (за последние 3 года количество индивидуальных консультаций психологов в МБОУ «Центр ПМСС» г. Междуреченска увеличилось на 36%). Одновременно появилась тенденция увеличения обращений верующих людей за помощью к православным священникам и православным психологам.

Если в трудные жизненные моменты люди обращаются за помощью и в церковь и к психологам, то, возможно, существуют общие подходы к решению духовных трудностей, гармонизации эмоционального состояния  человека, переживающего состояние тревоги и стресса в современной психологической науке и православной церкви? Есть ли различия в выбираемых копинг-стратегиях старших подростков, которые обучаются в православной воскресной школе и не обучаются в ней? Чем обусловлены эти различия? Можно ли помочь старшеклассникам в эффективном преодолении стрессовых ситуаций? Данные вопросы является малоизученными, и в настоящей работе предпринята попытка исследовать некоторые его аспекты.

Цель исследования: сравнение копинг-стратегий старших подростков, обучающихся и не обучающихся в воскресной православной школе.

Задачи:

  1. Изучить литературу по теме исследования.
  2. Разработать и подобрать диагностический материал.
  3. Провести анкетирование групп подростков.
  4. Изучить копинг-стратегии старших подростков, обучающихся и не обучающихся в воскресной школе.
  5. Проанализировать полученные результаты.
  6. Сделать выводы и рекомендации.
  7. Оформить результаты, используя графические методы.

Объект исследования: старшие подростки.

Предмет исследования: коппинг-стратегии старших подростков обучающихся и не обучающихся в воскресной школе.

Гипотеза исследования: существуют различия в коппинг-стратегиях у подростков, обучающихся и не обучающихся в воскресной православной школе.

Методы исследования:

Для решения задач, обозначенных во введении, были использованы методы: 

• анкетирования (Приложение 1);

• методика определения индивидуальных коппинг-стратегий Э.Хайма (методика адаптирована в лаборатории клинической психологии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, под руководством доктора медицинских наук, профессора Л. И. Вассермана). (Приложение 2);

• сравнительного анализа;

• графические методы.

ГЛАВА I . ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       В начале исследования была поставлена цель: сравнение копинг-стратегий старших подростков, обучающихся и не обучающихся в воскресной православной школе.

       Для её выполнения были реализованы следующие задачи:

  • изучена литература по теме исследования;
  • разработан и подобран диагностический материал;
  • проведено анкетирование групп подростков;
  • изучены копинг-стратегии старших подростков, обучающихся в воскресной православной школе и подростков, не обучающихся в воскресной школе;
  • проанализированы полученные результаты;
  • сделаны выводы и рекомендации;
  • оформлены результаты, с использованием графических методов.

На основании проведенного исследования сделаны следующие выводы:

1. Анализ научной литературы показал, что и психология и православная церковь имеют большое значение в современном мире. Православный священник, как и психолог, помогает человеку в преодолении трудных жизненных проблем.

2. Анализ статистических данных показал, что в настоящее время являются востребованными и подходы православной церкви и методы практической психологии, применяемые для гармонизации эмоционального состояния человека, находящегося в состоянии тревоги и стресса. Однако, для большинства старших подростков помощь психолога и православного священника не являются самыми актуальными в преодолении стрессов.

3. Для обеих групп обследованных, ведущим ресурсом в преодолении жизненных проблем являются друзья.

4. Диагностическое обследование позволило увидеть следующие различия в выбираемых старшими подростками копинг-стратегиях:

1) старшие подростки, обучающиеся в воскресной школе среди когнитивных копинг-стратегий преимущественно выбирают адаптивные способы выведения организма из стрессовой ситуации. Значительная часть подростков, не обучающихся в воскресной школе, при столкновении с трудными ситуациями испытывают внутреннюю растерянность, впадают в отчаяние (даже при сохранении внешнего самообладания), не выясняют причины сложившейся ситуации и пути её преодоления.

2) обучающиеся в воскресной школе, при столкновении с трудностями, обращаются к религии, склонны смиренно принимать жизненные испытания; для старших подростков, не обучающихся в воскресной школе, такие стратегии не являются актуальными.

3) старшие подростки, не обучающиеся в воскресной школе, в преодолении трудностей преимущественно склонны находить повод к самосовершенствованию, развитию, демонстрировать установку на будущие успехи. Обучающиеся в воскресной школе эти стратегии практически не используют.

4) обучающиеся в воскресной школе чаще доверяют решение своих проблем другим людям.

5) старшие подростки, не обучающихся в воскресной школе, допускают решение тревожащих, стрессовых ситуаций через стратегию «Компенсация» - алкоголь, успокоительные средства, вкусную еду и т.п. Обучающиеся в воскресной школе не обращаются к этой копинг-стратегии.

5. Сравнение результатов диагностического обследования показало, что есть общее в выборе копинг-стратегий старшими подростками обеих групп:

1) ведущей эмоциональной копинг-стратегией, старших подростков, обучающихся в воскресной школе, является продуктивная стратегия «Оптимизм». Для подростков, не обучающихся в воскресной школе, стратегия тоже является актуальной, что может говорить об уверенности в себе и позитивном мировосприятии старшеклассников, выбирающих данную стратегию.

       2) наиболее частой поведенческой стратегией в обеих группах стала стратегия – «Отвлечение», т.е. подростки в трудной ситуации снижают её напряженность через хобби, любимые игры и др. Данная стратегия может помочь человеку справиться с невыносимым напряжением и преодолеть стресс.

3) значительная часть подростков обеих групп, при столкновениями с проблемами, склонна к самообвинениям. С психологической точки зрения «Самообвинение» -  непродуктивная стратегия.

       4) старшие подростки обеих групп практически не обращаются к продуктивной копинг-стратегии - «Сотрудничество».

6. У старших подростков обеих групп выявлен недостаток знаний о конструктивных способах преодоления трудных жизненных ситуаций, вызывающих тревогу и стресс.

Таким образом, проанализировав полученные данные, можно сделать вывод, что гипотеза исследования подтвердилась. Действительно, существуют различия в копинг-стратегиях у подростков, обучающихся и не обучающихся в воскресной православной школе.  Православное мировоззрение оказывает влияние на выбор копинг-стратегий старшими подростками. 

       Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволили увидеть, какие копинг-стратегии старшие подростки применяют, а какие не используют, чтобы справиться со стрессами и, в общем, с психологическими трудными ситуациями жизни.

Результаты исследования могут быть использованы психологами в работе со старшими подростками при обучении конструктивным способам преодоления стрессов и расширении поведенческого репертуара в трудных жизненных ситуациях. На занятиях психологического класса «Юный психолог» мы с ребятами обсудили положительные и отрицательные стороны разных копинг-стратегий, и научились применять стратегии в жизни на примерах игровых ситуаций. Считаем необходимым распространить наш опыт старшеклассникам образовательных организаций.

Описание

Методика предназначена для выявления индивидуального стиля совладания со стрессом. Может использоваться в целях диагностики как непродуктивных паттернов поведения, так и ресурсов личности.

Инструкция. Вам будет предложен ряд утверждений, касающихся особенностей вашего поведения. Постарайтесь вспомнить, каким образом вы чаще всего разрешаете трудные и стрессовые ситуации высокого эмоционального напряжения.

Обведите кружком тот номер, который вам подходит. В каждом разделе утверждений необходимо выбрать только один вариант, при помощи которого вы разрешаете свои трудности.

Отвечайте в соответствии с тем, как вы справляетесь с трудными ситуациями в последнее время. Не раздумывайте долго - важна ваша первая реакция.

Будьте внимательны!

Утверждения

А

1. Говорю себе: «В данный момент есть что-то важнее, чем трудно­сти».

2. Говорю себе: «Это судьба, нужно с этим смириться».

3. «Это несущественные трудности, не все так плохо, в основном все хорошо».

4. «Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не показывать своего состояния».

5. «Я стараюсь все проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось».

6. «Я говорю себе: по сравнению с проблемами других людей - это пустяк».

7. «Если что-то случилось, то так угодно Богу».

8. «Я не знаю что делать, и мне временами кажется, что мне не выпу­таться из этих трудностей».

9. «Я придаю своим трудностям особый смысл, преодолевая их, я совершенствуюсь сам».

10. «В данное время я полностью не могу справиться с этими трудно­стями, но со временем смогу справиться и с более сложными».

Б

1. «Я всегда глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко мне и протестую».

2. «Я впадаю в отчаяние, я рыдаю и плачу».

3. «Я подавляю эмоции в себе».

4. «Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации».

5. «Я доверяю преодоление своих трудностей другим людям, которые готовы помочь мне».

6. «Я впадаю в состояние безнадежности».

7. «Я считаю, себя виноватым и получаю по заслугам».

8. «Я впадаю в бешенство, становлюсь агрессивным».

В

1. «Я погружаюсь в любимое дело, стараясь забыть о трудностях».

2. «Я стараюсь помочь людям, и в заботах о них забываю о своих горе­стях».

3. «Стараюсь не думать, всячески избегаю сосредоточиваться на своих неприятностях» .

4. «Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью алкоголя, успокои­тельных средств, вкусной еды и т.п.)»

5. «Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление давней меч­ты (еду путешествовать, поступаю на курсы иностранного языка и т.п.)»

6. «Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой».

7. «Я использую сотрудничество со значимыми мне людьми для пре­одоления трудностей».

8. «Я обычно ищу людей, способных помочь мне советом».

Анализ результатов

Используется преимущественно качественно-содержательный анализ ответов.

В ключе каждое утверждение связано с определен­ной копинг-стратегией. Если опрашиваемый выбирает конкретное утверждение, как наиболее привычное для себя, предполагается, что соответствующая копинг-стратегия будет для него типичной.

Стратегии совладания со стрессом могут быть: продуктивными, относительно продуктивными и непродуктивными.

Копинг-стратегии делятся на три подгруппы:

- когнитивные,

- эмоциональные,

- поведенческие.

В ключе копинг-стратегии приведены в соответствии с утверж­дениями.

В скобках даны обозначения:

П - продуктивная копинг­-стратегия (помогает быстро и успешно совладать со стрессом);

О - ­относительно продуктивная копинг-стратегия (помогающая в не­которых ситуациях, например не очень значимых или при небольшом стрессе);

Н - непродуктивная стратегия (не устраняет стрессовое состояние, напротив, способствует его усилению).

Ключ

В трудной ситуации»

 

 

 

Приложение 5.

Результаты определения индивидуальных копинг-стратегий старших подростков

(по методике Э.Хайма)

 1. Диаграмма «Сравнение выбора когнитивных копинг-стратегий»

                                                                                                       

2. Диаграмма «Сравнение выбора эмоциональных копинг-стратегий»

3. Диаграмма «Сравнение выбора поведенческих копинг-стратегий»

Сравнение коппинг-стратегий старших подростков,

обучающихся и не обучающихся в воскресной православной школе

Авторы:

Вибе Мария Алексеевна

Поляков Илья Игоревич

Класс:10 «Б»

МБОУ «СОШ №25»

Руководитель:

Аношкина Елена Владимировна

заместитель директора по УВР,

педагог-психолог

МБОУ «Центр ПМСС»

Консультант:

Иоанн Петручок,

протоиерей,

настоятель Храма Всех Святых

 

 

МЕЖДУРЕЧЕНСК – 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………………..……………3

Глава I. Основная часть

1.1. Теоретические основы возникновения и развития православия……………………..……..5

1.2. Теоретические основы возникновения и развития психологии…………………………….6

1.3. Православная психология как смежная наука…………………………………….…………7

1.4. Копинг-статегии как стратегии совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями……………………………………………………………………………...…..8

Глава II. Практическая часть. Результаты и обсуждение………………………………….……10

Заключение…………………………………………………………………………………..……..16

Список используемых источников ………………………………………………………………18

Приложение 1………………………………………………………………………………………20

Приложение 2………………………………………………………………………………………22

Приложение 3………………………………………………………………………………………26

Приложение 4………………………………………………………………………………………27

Приложение 5………………………………………………………………………………………28

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема переживания тревоги и стрессов приобрела первостепенное значение в жизни современного человека. По данным учебно-исследовательского центра Московской федерации профсоюзов 70% россиян находятся в состоянии стресса. И научная, и популярная литература отражает непрерывно возрастающий интерес к данному вопросу.

Многие люди не находят конструктивных путей преодоления жизненных трудностей и проблем, т.е. выбирают непродуктивные копинговые стратегии. Возникает иллюзия временного выхода из стрессовой ситуации через нездоровый и неправильный образ жизни. Молодежь курит, пьет, многие юноши и девушки не умеют грамотно и правильно обращаться между собой, допускают в речи нецензурную лексику, оскорбления, крики и унижения, т.е. накопленные проблемы, начинают уничтожать современного человека как морально, так и физически.

Согласно статистике половина практических здоровых людей отмечает потребность в регулировании своего эмоционального состояния и коррекции некоторых особенностей личности.

Aктивнoe пcихoлoгичecкoe, а также православное пpocвeщeниe в тeчeниe пocлeдних лeт пpинecлo cвoи плoды: пcихoлoг и православный священник, дaющие кoммeнтapии или рекомендации пo тoй или инoй жизнeннoй пpoблeмe - pacпpocтpaнeннoe явлeниe в нaши дни.

       Актуальность исследования состоит в том, что в последнее время неуклонно увеличивается количество обращений за помощью в стрессовых ситуациях к профессионалам – психологам (за последние 3 года количество индивидуальных консультаций психологов в МБОУ «Центр ПМСС» г. Междуреченска увеличилось на 36%). Одновременно появилась тенденция увеличения обращений верующих людей за помощью к православным священникам и православным психологам.

Если в трудные жизненные моменты люди обращаются за помощью и в церковь и к психологам, то, возможно, существуют общие подходы к решению духовных трудностей, гармонизации эмоционального состояния  человека, переживающего состояние тревоги и стресса в современной психологической науке и православной церкви? Есть ли различия в выбираемых копинг-стратегиях старших подростков, которые обучаются в православной воскресной школе и не обучаются в ней? Чем обусловлены эти различия? Можно ли помочь старшеклассникам в эффективном преодолении стрессовых ситуаций? Данные вопросы является малоизученными, и в настоящей работе предпринята попытка исследовать некоторые его аспекты.

Цель исследования: сравнение копинг-стратегий старших подростков, обучающихся и не обучающихся в воскресной православной школе.

Задачи:

  1. Изучить литературу по теме исследования.
  2. Разработать и подобрать диагностический материал.
  3. Провести анкетирование групп подростков.
  4. Изучить копинг-стратегии старших подростков, обучающихся и не обучающихся в воскресной школе.
  5. Проанализировать полученные результаты.
  6. Сделать выводы и рекомендации.
  7. Оформить результаты, используя графические методы.

Объект исследования: старшие подростки.

Предмет исследования: коппинг-стратегии старших подростков обучающихся и не обучающихся в воскресной школе.

Гипотеза исследования: существуют различия в коппинг-стратегиях у подростков, обучающихся и не обучающихся в воскресной православной школе.

Методы исследования:

Для решения задач, обозначенных во введении, были использованы методы: 

• анкетирования (Приложение 1);

• методика определения индивидуальных коппинг-стратегий Э.Хайма (методика адаптирована в лаборатории клинической психологии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, под руководством доктора медицинских наук, профессора Л. И. Вассермана). (Приложение 2);

• сравнительного анализа;

• графические методы.

ГЛАВА I . ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Дата: 2019-05-29, просмотров: 201.