Теоретические основы возникновения православия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На территории России нашли свое место и испокон веков мирно сосуществуют несколько Великих мировых религий. Отдавая дань уважения другим Религиям, в данной работе, обращается внимание на православие как основную религию России.

Христианство - одна из трех основных мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Православие означает – «правильно славить Бога».  Термин «православие» изначально употреблялся в таких значениях как «благочестие», «православная вера» и «православная община».

В 988 году произошло Крещение Руси: Русь приняла Христианство, что дало мощный толчок в развитии государства. Православие вошло в историю России и сосуществовало в ней более тысячи лет. Большую часть этого времени православная религия оказывала серьезное влияние на жизнь государства и простых людей. Это влияние нашло отражение в русских народных пословицах и поговорках тесно связанных с верой, по сей день несущих народную православную мудрость. (Приложение 3).

Православие вместе с государством переживало спады: татаро-монгольское нашествие, октябрьская революция, и подъемы: принятие крещения, начало 90-х годов прошедшего столетия, когда  роль церкви в государственной жизни стала вновь возрастать.

Особую драматичность судьба церкви приобрела после Октябрьской революции. Власть пролетариата и православная церковь не смогли прийти к соглашению. Массово закрывались православные храмы и предавались репрессиям священнослужители. Далеко не каждому человеку удавалось прийти в храм, но люди продолжали искренне верить в Бога. На протяжении веков, так сложилось в православных традициях, со своими бедами и радостями приходили простые люди в церковь, где находили утешение и духовную благодать. Церковь выступала «как непрестанный воспитатель нации» (А.Мень)[14]. Именно в храме верующий человек чувствует себя под защитой, получает жизненные силы, и, как говорит священник Даниил Сысоев, «избавляется от гнета суеты и вырывается из тенёт кризисов и войн в Божий покой» [17].   «За последние двадцать лет отмечается интенсивный рост количества православных верующих, почвой для этого явления, помимо всего прочего, стало национальное мировоззрение, сохранившееся в народном сознании, вопреки титаническим усилиям лишить народ этих ценностей» (М.Тарусин) [18].  

В современной России православная церковь постоянно развивается – строятся новые храмы, монастыри, открываются воскресные школы. Верующие люди, по-прежнему, в трудные минуты обращаются к православным священникам и находят поддержку, понимание, получают разъяснения по поводу жизненных проблем.

       1.2. Теоретические основы возникновения психологии

       Психология прошла длинный путь развития, менялось понимание объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы развития психологии как науки.

       Первый этап. Времена античности – средние века - предметом психологии является душа. В этот период складывается два основных направления в понимании природы души: идеалистическое и материалистическое (Сократ, Платон, Демокрит). Родоначальником психологии считается Аристотель, который в своей работе «О Душе» обобщил имеющиеся на то время знания о душе.

       Второй этап XVII – начало XIX вв. – предметом психологии становится сознание. Р. Декарт впервые обозначил взаимосвязь души и тела, ввел понятие сознания и рефлекса. В. Вундт считается родоначальником экспериментальной психологии. Уильям Джеймс основал направление в изучении сознания – функционализм, где основной функцией сознания считалась адаптация.

       Третий этап XIX - начало XX вв. предметом психологии становится поведение. В США возникает бихевиоризм (Дж. Уотсон). Отечественным основателем психологии как науки, предметом которой является психически регулируемое поведение, является И.М. Сеченов.

       Четвертый этап: XX –по настоящее время – предметом психологии становится психика. В Европе возникают различные психологические направления и школы. Зарождается психоанализ (основоположник З. Фрейд), из классического психоанализа в 30-60 годы XX века выделилось два основных направления: глубинная психология (К. Юнга) и аналитическая психология (А. Адлера). Сеченовские идеи в основном получили развитие в России в учениях И.П. Павлова и В.М. Бехтерева, трудами которых был утвержден приоритет рефлексологического подхода.

В советский период российской истории, в первые 15-20 лет советской власти обнаружился взлет в развитии психологии. Возникают новые направления: в области психологии обучения — педология, в области психологии трудовой деятельности — психотехника, проводились блестящие работы по дефектологии, судебной психологии, зоопсихологии. Однако, в 30-е гг. по психологии были нанесены сокрушительные удары советским правительством и почти все основные психологические концепции и исследования вне рамок марксистских установок были запрещены.

К концу 50-х — началу 60-х гг. психология понималась только как наука, изучающая психику, закономерности ее появления и развития с точки зрения марксистко-ленинских теорий. Даже в этих условиях советскими психологами, такими, как С.Л. Рубинштейн (1889-1960), Л.C. Выготский (1896-1934), Л.Н. Леонтьев (1903-1979), ДН. Узнадзе (1886-1950), А.Р. Лурия (1902-1977), был сделан немалый вклад в мировую психологию.

       В настоящее время психология - активно развивающаяся область знания и практики. В ней сосуществуют многие подходы, направления, теории. В современной психологии нет единой парадигмы - главенствующей теоретической и практической системы, определяющей науку в целом. При этом, все в большей мере оказывается востребованной практическая психология, предметом которой является психологическая помощь, направленная на конкретного человека, его проблемы, запросы, потребности.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 169.