Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №25» и Воскресной школы междуреченского Храма Всех Святых. В исследовании приняли участие 53 старших подростков (16 обучающихся в воскресной школе и 37 не обучающихся в воскресной школе).
На первом этапе с помощью анкетирования старших подростков, не обучающихся в воскресной школе, было выяснено, к какой религии они себя относят:
-51% считают себя православными;
-27% - атеистами;
-14% - старшеклассников не задумывались над данным вопросом;
-8% старших подростков исповедуют другую религию.
Полученный результат коррелирует с данными по России (согласно опросу ВЦИОМ 75% россиян относят себя к православию). Большая часть старших подростков уже размышляет о таких важных духовных вопросах, как религия (59% опрошенных относят себя к какой-либо конфессии).
Положительным является факт введения в российской школе предмета «Основы религиозной и светской этики», что предполагает формирование у обучающегося осознанного нравственного поведения, основанного на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также толерантного отношения к представителям других культур, мировоззрений, религий.
Проведенное анкетирование также позволило выяснить и проанализировать, где обучающиеся чаще всего находят поддержку и помощь, столкнувшись с трудной жизненной ситуацией:
- 67 % респондентов, находят понимание и эмоциональную поддержку у друзей;
- 21 % опрошенных, столкнувшись с проблемами, ищут и находят понимание и поддержку в семье;
- 10 % в трудную минуту обращаются к вере;
- 2 % опрошенных обращаются за помощью к психологу.
Сравнивая результаты анкетирования, выявлено, что для обеих групп обследованных, мощным ресурсом в преодолении жизненных проблем являются друзья. (Приложение 4).
Полученный результат объясняется ведущей возрастной особенностью подростков, для которых общение с друзьями выходит на первый план и именно с друзьями старшие подростки склонны устанавливать наиболее близкие, доверительные отношения. В общении с друзьями откровенность, взаимопонимание, отзывчивость и чуткость, умение хранить тайну способствуют гармонизации эмоционального состояния подростка.
Все подростки, указавшие, что обращаются в трудной ситуации за помощью в церковь, обучаются в Воскресной школе.
Низкий процент выборов обращения за помощью к психологу связан, возможно, с отсутствием опыта общения с психологами (в школе нет штатного психолога), или же некоторым опасением относительно стереотипного восприятия деятельности психолога подростками («я нормальный, а если работаю с психологом, значит с психикой не все в порядке»). Поэтому, возможно, ребята стараются не афишировать своё обращение к психологам, прием которого носит конфиденциальный характер.
Результаты методики определения индивидуальных коппинг-стратегий Э.Хайма позволили выделить преобладающие копинг-стратегии у старших подростков, выяснить насколько продуктивными они являются, сравнить результаты двух групп обучающихся и проанализировать полученные данные.
Обследуемым предлагалось вспомнить, каким образом в последнее время чаще всего они разрешают трудные и стрессовые ситуации высокого эмоционального напряжения. В каждом из разделов утверждений предлагалось выбрать один вариант (эмоциональную, поведенческую и когнитивную копинг-стратегию).
По итогам обследования получены следующие результаты:
Среди когнитивных копинг-стратегий старшеклассники, обучающиеся в воскресной школе, чаще всего применяют продуктивную стратегию «Проблемный анализ» («Я стараюсь проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось»):
- 22% выборов. Старшеклассники склонны анализировать причины случившегося, выяснять плюсы и минусы ситуации и на основе этого принимать продуктивное решение (возможно, помогает знакомство с примерами из жизнеописаний святых, которые проходили через тяжелые испытания и смиренно принимали и преодолевали жизненные трудности).
- всего 8% респондентов, не обучающихся в воскресной школе, выбрали данную стратегию.
Также, старшие подростки, обучающиеся в воскресной школе, применяют следующие когнитивные копинг-стратегии:
- 17% - непродуктивную стратегию «Смирение» («Говорю себе, это судьба, нужно с этим смириться»);
- 17% - относительно продуктивную стратегию «Диссимиляция» («Это не существенные трудности, не все так плохо, в основном все хорошо»);
- 17% - относительно продуктивную стратегию «Религиозность» («Если что-то случилось, то так угодно Богу»).
Для старших подростков, не обучающихся в воскресной школе, данные стратегии оказались менее актуальными - по 8%, 5% и 3% выборов соответственно.
Полученный результат показывает и подтверждает, что смирение, покорность и терпение создают духовно-психологическую защиту верующего человека, поскольку являются христианской добродетелью, и копинг-стратегии, выбираемые, в данном случае, обучающимися в воскресной школе, действительно могут помочь им справиться с проблемой.
Для старших подростков, не обучающихся в воскресной школе, наиболее актуальными стали другие когнитивные стратегии:
-22% - относительно продуктивная стратегия «Установка собственной ценности» («В данное время я полностью не могу справиться с этими трудностями, но со временем смогу справиться с ними, и с более сложными»);
-19% - непродуктивная стратегия «Растерянность» («Я не знаю, что делать и мне временами кажется, что мне не выпутаться из этих трудностей»);
- 16% - относительно продуктивная стратегия «Сохранение самообладания» («Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не показывать своего состояния»).
Обучающиеся в воскресной школе эти когнитивные стратегии используют в решении трудных ситуаций достаточно редко (5%, 0%, 11% соответственно).
По-видимому, поскольку вопрос самосовершенствования, преодоления трудностей в православной культуре идёт через обращение к Богу, поэтому стратегия «Установка собственной ценности», где человек сам ищет пути преодоления проблем не является актуальной для обучающихся в воскресной школе.
Непродуктивная стратегия «Растерянность», выбранная старшеклассниками, не обучающимися в воскресной школе, может говорить о недостаточных знаниях конструктивных способов преодоления трудностей, об отсутствии значимого взрослого в жизни, который может помочь разобраться в трудной ситуации. Обучающиеся в воскресной школе находят поддержку в вере и реже чувствуют себя растерянно в трудной ситуации.
Итак, среди когнитивных копинг-стратегий преимущественно выбирают адаптивные способы выведения организма из стрессовой ситуации старшие подростки, обучающиеся в воскресной школе, т.е. они анализируют, взвешивают плюсы и минусы ситуации и принимают продуктивное решение.
Среди эмоциональных копинг-стратегий, у обучающиеся в воскресной школе лидирует продуктивная стратегия «Оптимизм» («Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации»):
- 39% респондентов воскресной школы;
- 19% подростков, не обучающихся в воскресной школе.
Для православных верующих людей «уныние» является одним из главных грехов, вера в Бога помогает им чувствовать уверенность и в трудных ситуациях. Поэтому стратегия «Оптимизм» является наиболее эффективной стратегией для большого количества ребят обучающихся в воскресной школе. Для старшеклассников, не обучающихся в воскресной школе, эта стратегия также является эффективной, что может говорить об уверенности в себе, позитивном мировосприятии старшеклассников, выбирающих данную стратегию.
- 22% обучающихся в воскресной школе склонны применять непродуктивную эмоциональную копинг-стратегию «Подавление эмоций» («Я подавляю эмоции в себе»).
- 16 % ребят, не обучающихся в воскресной школе, также выбирают эту стратегию.
С психологической точки зрения подавление эмоций оказывает негативное влияние на физическое здоровье человека – возникает внутреннее напряжение, мышечные зажимы, могут появиться психосоматические заболевания. С православной точки зрения – негативные эмоции могут восприниматься как страсти, а как говорил Антоний Великий: «Лучшее лечение – воздержание от страстей», т.е. для православных подавление эмоций является продуктивной стратегией.
-17% обучающихся в воскресной школе применяют относительно продуктивную эмоциональную копинг-стратегию «Пассивную кооперацию» («Я доверяю преодоление своих трудностей другим людям, которые готовы мне помочь»), т.е. ребята склонны доверять решение своих проблем другим людям.
- 3% не обучающихся в воскресной школе, выбирают данную стратегию.
-19% старших подростков, не обучающихся в воскресной школе, склонны применять непродуктивную стратегию «Эмоциональная разрядка» («Я впадаю в отчаяние, я рыдаю и плачу»), только
-5% обучающихся в воскресной школе указали на данную стратегию.
- 17% старших подростков, не обучающихся в воскресной школе и,
-19% обучающихся в воскресной школе, выбирают непродуктивную стратегию «Самообвинение» («Я считаю себя виноватым и получаю по заслугам»).
С психологической точки зрения самообвинения не делают людей лучше. Люди, склонные к самообвинениям, обычно склонны также к обвинениям других, самообману и самооправданиям. В данном случае вместо самообвинений более продуктивной стратегией будут действия – «как можно исправить ситуацию», саморазвитие, поиск путей решения проблемы.
Таким образом, большая часть старших подростков, не обучающихся в воскресной школе (54%) склонны выбирать непродуктивные эмоциональные копинг-стратегии в стрессовой ситуации. Также, значительная часть обучающихся в воскресной школе выбирают данные стратегии (44%).
По выбору поведенческих копинг-стратегий получены следующие результаты:
- 44% обучающихся в воскресной школе выбрали относительно продуктивную стратегию: «Отвлечение» («Я погружаюсь в любимое дело, стараясь забыть о трудностях»).
- 30 % подростков, не обучающихся в воскресной школе, обращаются к этой стратегии.
-17% обучающихся в воскресной школе выбрали относительно продуктивную поведенческую стратегию «Обращение» («Я обычно ищу людей, способных помочь мне советом»),
-5% старших подростков, не обучающихся в воскресной школе также, выбрали эту стратегию.
По-видимому, православные люди в большей мере склонны доверять окружающим.
- 27% старших подростков, не обучающихся в воскресной школе, выделяют относительно продуктивную поведенческую копинг-стратегию «Компенсация» («Стараюсь отвлечься и расслабиться» (с помощью алкоголя, успокоительных средств, вкусной еды и т.п.).
- 5% старших подростков, обучающихся в воскресной школе, выбрали эту копинг-стратегию среди предложенных стратегий.
Данный результат, на наш взгляд, обусловлен отношением православия к алкоголю, чревоугодию как к грехам, порокам, которые неприемлемы для верующего человека.
- По 12% старших подростков обеих групп выделили непродуктивную копинг-стратегию «Отступление» («Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой»).
- 12% обучающихся в воскресной школе и 8% не обучающихся в воскресной школе, отметили непродуктивную стратегию «Активное избегание» («Стараюсь не думать, всячески избегаю сосредоточиваться на своих неприятностях).
Поскольку стратегии «Отступление» и «Активное избегание» непродуктивны, желательно научить старшеклассников другим вариантам продуктивных копинг-стратегий.
По 5% старших подростков обеих групп, выбрали относительно продуктивные поведенческие стратегии «Конструктивная активность», («Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление давней мечты»), «Альтруизм» (Я стараюсь помочь людям, и в заботах о них забываю о своих горестях»).
Стратегии «Альтруизм» и «Конструктивная активность» в некоторых случаях действительно помогают человеку снизить остроту переживаемых тревоги и стресса.
Только 8% старших подростков, не обучающихся в воскресной школе, выделили продуктивную копинг-стратегию «Сотрудничество» («Я использую сотрудничество со значимыми мне людьми для преодоления трудностей»). Ребята, обучающихся в воскресной школе, не используют данную стратегию. (Приложение 5).
Итак, среди поведенческих стратегий, обучающиеся обеих групп выбирают преимущественно относительно продуктивные стратегии реагирования в трудных ситуациях. Продуктивную поведенческую копинг-стратегию применяет лишь незначительная часть респондентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В начале исследования была поставлена цель: сравнение копинг-стратегий старших подростков, обучающихся и не обучающихся в воскресной православной школе.
Для её выполнения были реализованы следующие задачи:
На основании проведенного исследования сделаны следующие выводы:
1. Анализ научной литературы показал, что и психология и православная церковь имеют большое значение в современном мире. Православный священник, как и психолог, помогает человеку в преодолении трудных жизненных проблем.
2. Анализ статистических данных показал, что в настоящее время являются востребованными и подходы православной церкви и методы практической психологии, применяемые для гармонизации эмоционального состояния человека, находящегося в состоянии тревоги и стресса. Однако, для большинства старших подростков помощь психолога и православного священника не являются самыми актуальными в преодолении стрессов.
3. Для обеих групп обследованных, ведущим ресурсом в преодолении жизненных проблем являются друзья.
4. Диагностическое обследование позволило увидеть следующие различия в выбираемых старшими подростками копинг-стратегиях:
1) старшие подростки, обучающиеся в воскресной школе среди когнитивных копинг-стратегий преимущественно выбирают адаптивные способы выведения организма из стрессовой ситуации. Значительная часть подростков, не обучающихся в воскресной школе, при столкновении с трудными ситуациями испытывают внутреннюю растерянность, впадают в отчаяние (даже при сохранении внешнего самообладания), не выясняют причины сложившейся ситуации и пути её преодоления.
2) обучающиеся в воскресной школе, при столкновении с трудностями, обращаются к религии, склонны смиренно принимать жизненные испытания; для старших подростков, не обучающихся в воскресной школе, такие стратегии не являются актуальными.
3) старшие подростки, не обучающиеся в воскресной школе, в преодолении трудностей преимущественно склонны находить повод к самосовершенствованию, развитию, демонстрировать установку на будущие успехи. Обучающиеся в воскресной школе эти стратегии практически не используют.
4) обучающиеся в воскресной школе чаще доверяют решение своих проблем другим людям.
5) старшие подростки, не обучающихся в воскресной школе, допускают решение тревожащих, стрессовых ситуаций через стратегию «Компенсация» - алкоголь, успокоительные средства, вкусную еду и т.п. Обучающиеся в воскресной школе не обращаются к этой копинг-стратегии.
5. Сравнение результатов диагностического обследования показало, что есть общее в выборе копинг-стратегий старшими подростками обеих групп:
1) ведущей эмоциональной копинг-стратегией, старших подростков, обучающихся в воскресной школе, является продуктивная стратегия «Оптимизм». Для подростков, не обучающихся в воскресной школе, стратегия тоже является актуальной, что может говорить об уверенности в себе и позитивном мировосприятии старшеклассников, выбирающих данную стратегию.
2) наиболее частой поведенческой стратегией в обеих группах стала стратегия – «Отвлечение», т.е. подростки в трудной ситуации снижают её напряженность через хобби, любимые игры и др. Данная стратегия может помочь человеку справиться с невыносимым напряжением и преодолеть стресс.
3) значительная часть подростков обеих групп, при столкновениями с проблемами, склонна к самообвинениям. С психологической точки зрения «Самообвинение» - непродуктивная стратегия.
4) старшие подростки обеих групп практически не обращаются к продуктивной копинг-стратегии - «Сотрудничество».
6. У старших подростков обеих групп выявлен недостаток знаний о конструктивных способах преодоления трудных жизненных ситуаций, вызывающих тревогу и стресс.
Таким образом, проанализировав полученные данные, можно сделать вывод, что гипотеза исследования подтвердилась. Действительно, существуют различия в копинг-стратегиях у подростков, обучающихся и не обучающихся в воскресной православной школе. Православное мировоззрение оказывает влияние на выбор копинг-стратегий старшими подростками.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволили увидеть, какие копинг-стратегии старшие подростки применяют, а какие не используют, чтобы справиться со стрессами и, в общем, с психологическими трудными ситуациями жизни.
Результаты исследования могут быть использованы психологами в работе со старшими подростками при обучении конструктивным способам преодоления стрессов и расширении поведенческого репертуара в трудных жизненных ситуациях. На занятиях психологического класса «Юный психолог» мы с ребятами обсудили положительные и отрицательные стороны разных копинг-стратегий, и научились применять стратегии в жизни на примерах игровых ситуаций. Считаем необходимым распространить наш опыт старшеклассникам образовательных организаций.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 193.