Социально-когнитивная теория личности А. Бандуры расширила сущесвующие в рамках бихевиоризма представление о личности и поведении человека. Предшественники ученого (Скиннер, Миллер, Роттер) склонны были считать, что поведение человека можно объяснить влиянием на него исключительно внешних воздействий, что, естественно, сильно сужало рамки представления о природе человека и его личности. Новым веянием в теории А. Бандуры была идея о том, что человек может осваивать совершенно новые для него формы поведения, при этом — ему совсем необязательно проходить через череду проб и ошибок, человек способен приобрести новые поведенческие паттерны в процессе простого наблюдения за образцом, моделью, примером. Такие взгляды ученого давали ему возможность по-новому взглянуть на факторы, определяющие поведение человека и выделить среди влияющих детерминант (в отличие от радикальных бихевиористов) еще одну — когнитивную составляющую.
По мнению А. Бандуры поведение человека определяется как результат взаимодействия когнитивных способностей человека, явлений окружающей среды и действий самого человека. В данном вопросе теоретические воззрения автора отличались от существующих бихевиористких взглядов: по мнению А. Бандуры не только среда формирует человека, но и человек также творит, формирует и создает свою среду.
В своей социально-когнитивной теории ученый также расширил существующие взгляды на роль и влияние последствий в регуляции поведения человека. По мнению автора, последствия совершенно необязательно должны быть непосредственно следующими за действием, чтобы оказать влияние на поведение личности. Человек, по мнению А. Бандуры, в состоянии предсказывать и прогнозировать последствия своего поведения и именно на эти прогнозируемые результаты он в большей степени опирается, принимая решения, стоит совершать тот или иной поступок или нет.
Ведущей темой социально-когнитивной теории А. Бандуры стало положение о том, что поведение человека формируется через наблюдение на основе примеров. Ученый выделяет четыре фактора, которые определяют, насколько эффективно будет происходить научение посредством наблюдения: внимание, запоминание модели, перевод памяти в поведение и, наконец, мотивационный компонент. Каждый из этих процессов влияет на то, что человек может усвоить и превратить в свои новые поведенческие решения в процессе наблюдения за другим человеком.
В своей социально-когнитивной теории личности А. Бандура большое внимание уделяет понятиям саморегуляции, самоконтроля и самоэффективности. Именно благодаря саморегуляции поведение личности приобретает некоторую связанность и последовательность, а не изменяет свой курс подобно флюгеру в связи с одобрением (или неодобрением) действий социальной средой, в которую попадает человек. Самоконтроль позволяет человеку достигать желаемых моделей поведения и результатов. А самоэффективность служит человеку для того, чтобы влиять на свое поведение, контролировать его и изменять для достижения определенных жизненных целей. Соответственно, чем меньше человек верит в свою эффективность, чем больше придерживается убеждения, что он неспособен и несостоятелен, тем меньше у него шансов чего-то по-настоящему достичь, и наоборот: человек, который уверен в своем успехе ищет все возможные способы это реализовать на практике.
Если предшественники А. Бандуры обращали свой фокус внимания на отдельные частные функции поведения, то ученый в своей социально-когнитивной теории личности стремился сформировать комплексный взгляд на феномен человеческого поведения, расширить существующие представления о тех силах, которые определяют действия человека, о возможности научения человека путем наблюдения, о концепции личности самого человека. Тем не менее, в своих трудах А. Бандура ни разу не обращался к поиску таких глобальных констуктов человеческой личности, как стуктура «Я» или же «Я-концепция». Возможно, подобные положения автору не позволяла выдвигать его глубокая убежденность в том, что природа человека позаваема. Внутренние процессы, по мнению ученого, должны быть в конечном счете связаны с действиями, доступными для наблюдения [6]. Для А. Бандуры не существует таинственных перемиенных, недоступных научному пониманию.
А. Бандура создал свою обоснованную теорию, и в противовес своим предшественникам рассматривал человека уже не как пассивного ответчика на внешние стимулы, а как личность, наделенную способностью научаться на чужом примере, прогнозировать результаты своего поведения и контролировать его в зависимости от поставленной цели.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 248.