Феноменологическая теория личности К. Роджерса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Феноменологическое направление теории личности подчеркивает идею о том, что поведе­ние человека можно понимать только посредством его субъективного восприятия и познания дей­ствительности, с точки зрения его внутреннего, субъективного опыта.

Утверждается, что материальная или объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени. Этот тезис является краеугольным камнем феноменологического подхода к личности.

Другой важный тезис, характеризующий феноменологическое направление, — идея о том, что люди способны определять свою судьбу, люди свободны в решении, какой должна быть их жизнь в контексте врожденных способностей и ограничений.

Последний тезис, характеризующий феноменологический подход к личности, заключается в том, что люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству, предполагается, что люди естественно и неизбежно движутся в направлении автономности и зрелости.

Концепции и положения, характеризующие феноменологический подход к личности, наиболее прямо выражены в работах Карла Рэнсома Роджерса, американского психолога, одного из лидеров гуманистической психологии.

Он настаивал на том, что поведение человека нельзя понять, не обращаясь к его субъективной интерпретации событий.

К. Роджерс полагал, что на поведение существенно влияет то, как люди прогнозируют свое будущее. Например, если молодая женщина считает, что она не умеет общаться с мужчинами, она находится в затруднении не из-за прошлых неудач, а из-за того, что боится неудач будущих. Таким образом, К. Роджерс отдавал предпочтение идее о том, что личность следует изучать в контексте «настоящее - будущее».

В результате своих клинических наблюдений К. Роджерс пришел к заключению, что самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперед к  позитивным целям, чтобы раскрыть свой врожденный потенциал, конструктивна, реалистична и весьма заслуживает доверия.

К. Роджерс допускал, что у людей иногда бывают злые и разрушительные чувства, аномальные импульсы и моменты, когда они ведут себя не в соответствии с их истинной внутренней природой. Когда же люди функционируют полностью, когда ничто не мешает им проявлять свою внутреннюю природу, они предстают как позитивные и разумные создания, которые искренне хотят жить в гармонии с собой и с другим.

1. Тенденция актуализации и самоактуализации

К. Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение регулируется неким объединяющим врожденным мотивом, который он называл тенденцией актуализации. Иначе говоря, важнейший мотив жизни человека — это актуализировать, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. А основная цель, которой более всего хочет достигнуть человек и которую он сознательно или неосознанно преследует, состоит в том, чтобы стать самим собой.

К. Роджерс утверждал, что организм движется к самоукреплению и росту через муки и борьбу. Люди нередко сталкиваются с отчаянием, происходящим от невозможности сделать выбор или нежелания быть самим собой; но самое глубокое отчаяние у них наступает тогда, когда они вы­нуждены выбирать «быть не самим собой, быть другим».

Тенденция актуализации человека берет свое начало в физиологических процессах организма - это не психологическая тенденция, а биологический факт. Она, с одной стороны, нацелена на снижение напряжения, на сохранение жизненных процессов и поиски комфорта и покоя, а с другой - на повышение напряженности, так как поведение индивидуума мотивировано его потребностью развиваться и улучшаться.

Наиболее необходимым аспектом тенденции актуализации является стремление челове­ка к самоактуализации (сделать себя таким, как ты хочешь) как сугубо личностной форме актуали­зации. В контексте теории К. Роджерса тенденция самоакту­ализации - это процесс реализации человеком на протяже­нии всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью, это врожденное стремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению, активизации всех возможностей своего организма.

Для К. Роджерса тенденция к самоактуализации является не просто каким-то одним побуждением среди множества других, а центром, на котором сфокусированы все остальные стремления.

2. «Я»-концепция

Определяющей концепцией в теории К. Роджерса является «Я»-концепция.

«Я»-концепция означает концепцию человека о том, что он собой представляет и отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя. С точки зрения феноменологического направления, «Я»-концепция часто отражает то, как мы видим себя в связи с различными ролями, которые мы играем в жизни. Следовательно, «Я»-концепция может включать некий набор образов «Я» - родителя, супруга, студента, служащего, руководителя, спортсмена, музыканта и артиста.

«Я»-концепция - это организованное, согласо­ванное, целостное представление о себе, своих отношениях к другим людям и различным аспектам жизни, а также цен­ностям, связанным с этими представлениями.

К. Роджерс делает акцент на изменчивости и гибкости «Я». «Я»-концепция — это понимание человеком самого себя, основанное на жизненном опыте прошлого, событиях настоящего и надеждах на будущее. «Я»-концепция включает не только восприятие человеком того, каким он есть, но также и то, каким, как он полагает, он должн быть и хотел бы быть - «Я»-идеальное.

По К. Роджерсу «Я»-идеальное — это «Я»-концепция, которой индивид больше всего хотел бы обладать, тот мысленный образ, которому он хотел бы соответствовать». Если у человека «Я»-идеальное сильно отличается от «Я»-реального, он чувствует психологический дискомфорт, неудовлетворенность, у него может развиться невроз. Признаком психического здоровья является способность адекватно воспринимать себя и чувствовать себя комфортно.

К. Роджерс полагает, что поведение человека в большей своей части согласуется (конгруэнтно) с «Я»-концепцией или, по крайней мере, человек стремится к этому. Все переживания, которые согласуются с «Я»-концепцией, хорошо осознаются и точно воспринимаются. И наоборот, переживания, находящиеся в конфликте с «Я», к осознанию и точному восприятию не допускаются. В теории К. Роджерса тревога и угроза благополучию начинает возникать только тогда, когда люди начинают сознавать несоответствие «Я»-концепции своему актуальному реальному состоянию. Так, если человек считает себя честным, но совершит нечестный поступок, он будет ощущать тревогу с замешательством, чувством вины.

Психологические личностные защиты призваны к сохранению целостности «Я»-структуры.

По К. Роджерсу, для сведения к минимуму несоответствия внутри «Я» или между «Я» и переживанием опыта человек исполь­зует два механизма защиты: искажение восприятия и отрицание. Защитное поведение сохраняет существующую структуру и не позволяет человеку потерять самоуважение.

Искажение восприятия имеет место, когда несоответствую­щее переживание допускается в сознание, но только в форме, ко­торая делает его совместимым с каким-то аспектом «Я»-концепции человека. В случае отрицания человек сохраняет целостность своей «Я»-концепции, полностью уходя от осознания угрожающих переживаний.

Процесс развития «Я»-концепции по К. Роджерсу тесно связан с удовлетворением двух сугубо личностных потребностей: в по­зитивном отношении и в самоотношении (потребность в люб­ви окружающих и любви к себе). Обе они возникают в ре­зультате социализации. Первая возникает в ситуации любви и за­боты о ребенке, а вторая формируется в связи с получением поло­жительного отношения других.

К. Роджерс утверждал, что для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие. Впервые она про­является как потребность младенца в любви и заботе, а впослед­ствии она выражается у человека в чувстве удовлетворения, когда его одобряют другие, и фрустрации, когда им недовольны.

Людям также необходимо позитивно рассматривать себя. По­требность в позитивном самоотношении удовлетворяется, если человек находит свой опыт и поведение соответствующими сво­ей «Я»-концепции. Позитивное отношение человека к себе соотно­сится с удовлетворением потребности в позитивном отношении других. Развитие позитивного отношения к себе гарантирует, что человек будет стремиться действовать так, чтобы и другие, и он сам одобрительно отзывались о его поступках. Создается си­туация, которую К. Роджерс назвал обусловленное позитивное отношение, или условия ценности, где человеком осознаются обстоятельства, при которых он будет переживать позитивное от­ношение.

К. Роджерс утверждал, что гиперболизированные условия ценности по отношению к человеку причиняет ущерб его становлению как полноценно функционирующей личности по той причине, что он пытается соответствовать стандартам других, а не определять сам для себя, каким он хочет быть. Этот процесс приводит к тому, что «Я»-концепция не служит прочней основой для развития здоровой самостоятельной личности.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 214.