Феноменологическое направление теории личности подчеркивает идею о том, что поведение человека можно понимать только посредством его субъективного восприятия и познания действительности, с точки зрения его внутреннего, субъективного опыта.
Утверждается, что материальная или объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени. Этот тезис является краеугольным камнем феноменологического подхода к личности.
Другой важный тезис, характеризующий феноменологическое направление, — идея о том, что люди способны определять свою судьбу, люди свободны в решении, какой должна быть их жизнь в контексте врожденных способностей и ограничений.
Последний тезис, характеризующий феноменологический подход к личности, заключается в том, что люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству, предполагается, что люди естественно и неизбежно движутся в направлении автономности и зрелости.
Концепции и положения, характеризующие феноменологический подход к личности, наиболее прямо выражены в работах Карла Рэнсома Роджерса, американского психолога, одного из лидеров гуманистической психологии.
Он настаивал на том, что поведение человека нельзя понять, не обращаясь к его субъективной интерпретации событий.
К. Роджерс полагал, что на поведение существенно влияет то, как люди прогнозируют свое будущее. Например, если молодая женщина считает, что она не умеет общаться с мужчинами, она находится в затруднении не из-за прошлых неудач, а из-за того, что боится неудач будущих. Таким образом, К. Роджерс отдавал предпочтение идее о том, что личность следует изучать в контексте «настоящее - будущее».
В результате своих клинических наблюдений К. Роджерс пришел к заключению, что самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперед к позитивным целям, чтобы раскрыть свой врожденный потенциал, конструктивна, реалистична и весьма заслуживает доверия.
К. Роджерс допускал, что у людей иногда бывают злые и разрушительные чувства, аномальные импульсы и моменты, когда они ведут себя не в соответствии с их истинной внутренней природой. Когда же люди функционируют полностью, когда ничто не мешает им проявлять свою внутреннюю природу, они предстают как позитивные и разумные создания, которые искренне хотят жить в гармонии с собой и с другим.
1. Тенденция актуализации и самоактуализации
К. Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение регулируется неким объединяющим врожденным мотивом, который он называл тенденцией актуализации. Иначе говоря, важнейший мотив жизни человека — это актуализировать, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. А основная цель, которой более всего хочет достигнуть человек и которую он сознательно или неосознанно преследует, состоит в том, чтобы стать самим собой.
К. Роджерс утверждал, что организм движется к самоукреплению и росту через муки и борьбу. Люди нередко сталкиваются с отчаянием, происходящим от невозможности сделать выбор или нежелания быть самим собой; но самое глубокое отчаяние у них наступает тогда, когда они вынуждены выбирать «быть не самим собой, быть другим».
Тенденция актуализации человека берет свое начало в физиологических процессах организма - это не психологическая тенденция, а биологический факт. Она, с одной стороны, нацелена на снижение напряжения, на сохранение жизненных процессов и поиски комфорта и покоя, а с другой - на повышение напряженности, так как поведение индивидуума мотивировано его потребностью развиваться и улучшаться.
Наиболее необходимым аспектом тенденции актуализации является стремление человека к самоактуализации (сделать себя таким, как ты хочешь) как сугубо личностной форме актуализации. В контексте теории К. Роджерса тенденция самоактуализации - это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью, это врожденное стремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению, активизации всех возможностей своего организма.
Для К. Роджерса тенденция к самоактуализации является не просто каким-то одним побуждением среди множества других, а центром, на котором сфокусированы все остальные стремления.
2. «Я»-концепция
Определяющей концепцией в теории К. Роджерса является «Я»-концепция.
«Я»-концепция означает концепцию человека о том, что он собой представляет и отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя. С точки зрения феноменологического направления, «Я»-концепция часто отражает то, как мы видим себя в связи с различными ролями, которые мы играем в жизни. Следовательно, «Я»-концепция может включать некий набор образов «Я» - родителя, супруга, студента, служащего, руководителя, спортсмена, музыканта и артиста.
«Я»-концепция - это организованное, согласованное, целостное представление о себе, своих отношениях к другим людям и различным аспектам жизни, а также ценностям, связанным с этими представлениями.
К. Роджерс делает акцент на изменчивости и гибкости «Я». «Я»-концепция — это понимание человеком самого себя, основанное на жизненном опыте прошлого, событиях настоящего и надеждах на будущее. «Я»-концепция включает не только восприятие человеком того, каким он есть, но также и то, каким, как он полагает, он должн быть и хотел бы быть - «Я»-идеальное.
По К. Роджерсу «Я»-идеальное — это «Я»-концепция, которой индивид больше всего хотел бы обладать, тот мысленный образ, которому он хотел бы соответствовать». Если у человека «Я»-идеальное сильно отличается от «Я»-реального, он чувствует психологический дискомфорт, неудовлетворенность, у него может развиться невроз. Признаком психического здоровья является способность адекватно воспринимать себя и чувствовать себя комфортно.
К. Роджерс полагает, что поведение человека в большей своей части согласуется (конгруэнтно) с «Я»-концепцией или, по крайней мере, человек стремится к этому. Все переживания, которые согласуются с «Я»-концепцией, хорошо осознаются и точно воспринимаются. И наоборот, переживания, находящиеся в конфликте с «Я», к осознанию и точному восприятию не допускаются. В теории К. Роджерса тревога и угроза благополучию начинает возникать только тогда, когда люди начинают сознавать несоответствие «Я»-концепции своему актуальному реальному состоянию. Так, если человек считает себя честным, но совершит нечестный поступок, он будет ощущать тревогу с замешательством, чувством вины.
Психологические личностные защиты призваны к сохранению целостности «Я»-структуры.
По К. Роджерсу, для сведения к минимуму несоответствия внутри «Я» или между «Я» и переживанием опыта человек использует два механизма защиты: искажение восприятия и отрицание. Защитное поведение сохраняет существующую структуру и не позволяет человеку потерять самоуважение.
Искажение восприятия имеет место, когда несоответствующее переживание допускается в сознание, но только в форме, которая делает его совместимым с каким-то аспектом «Я»-концепции человека. В случае отрицания человек сохраняет целостность своей «Я»-концепции, полностью уходя от осознания угрожающих переживаний.
Процесс развития «Я»-концепции по К. Роджерсу тесно связан с удовлетворением двух сугубо личностных потребностей: в позитивном отношении и в самоотношении (потребность в любви окружающих и любви к себе). Обе они возникают в результате социализации. Первая возникает в ситуации любви и заботы о ребенке, а вторая формируется в связи с получением положительного отношения других.
К. Роджерс утверждал, что для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие. Впервые она проявляется как потребность младенца в любви и заботе, а впоследствии она выражается у человека в чувстве удовлетворения, когда его одобряют другие, и фрустрации, когда им недовольны.
Людям также необходимо позитивно рассматривать себя. Потребность в позитивном самоотношении удовлетворяется, если человек находит свой опыт и поведение соответствующими своей «Я»-концепции. Позитивное отношение человека к себе соотносится с удовлетворением потребности в позитивном отношении других. Развитие позитивного отношения к себе гарантирует, что человек будет стремиться действовать так, чтобы и другие, и он сам одобрительно отзывались о его поступках. Создается ситуация, которую К. Роджерс назвал обусловленное позитивное отношение, или условия ценности, где человеком осознаются обстоятельства, при которых он будет переживать позитивное отношение.
К. Роджерс утверждал, что гиперболизированные условия ценности по отношению к человеку причиняет ущерб его становлению как полноценно функционирующей личности по той причине, что он пытается соответствовать стандартам других, а не определять сам для себя, каким он хочет быть. Этот процесс приводит к тому, что «Я»-концепция не служит прочней основой для развития здоровой самостоятельной личности.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 214.