Гуманистическая теория личности Э.Фромма
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Фромм выступал как реформатор психоанализа. В отличие от Фрейда считал человеческую природу обусловленной главным образом исторически, хотя не преуменьшал и биологические факторы.

Фромм проанализировал историю Европы и Америки в период так называемой «борьбы за свободу» (эпоху средневековья и начала нового времени) от политического, экономического и социального гнета. Идея свободы стала настолько всеобъемлющей, что эта борьба стоила жизни многих людей, которые, тем не менее, были убеждены, что лучше умереть за нее, чем жить под этим гнетом.

По завершение своего исторического анализа Э.Фромм сделал вывод: на протяжении веков люди, обретая все больше личной свободы, чувствовали все большее одиночество и собственную незначимость.

На пути преодоления собственного бессилия и одиночества, перед человеком открываются 2 пути: «позитивная» свобода либо полный отказ от завоеванной ранее свободы в попытке преодолеть изоляцию и отчужденность.

Из отказа исходят стратегии «бегства от свободы»:

1. Авторитаризм (практически полный отказ от независимости своей личности, отождествление своего «я» с кем-нибудь или чем-нибудь внешним): стремление человека к подчинению и покорности.

Фромм дает им определение садистских и мазохистских наклонностей.

Мазохистские тенденции находят свое проявление в чувстве собственной неполноценности, никчемности и беспомощности. Такие люди имеют склонность к самоуничтожению.

Садистские тенденции проявляются в виде желания принизить других, подчинить их своей воле и эксплуатировать. Но при этом садист зависим от своего объекта. Для утверждения своей силы и могущества ему всегда необходим кто-то.

2. Разрушительность (деструктивность) – попытка преодолеть чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других. Деструктивность направлена на устранение всех объектов, с которыми индивид себя сравнивает. Любая угроза жизненным интересам, тревога, скованности вызывает тягу личности к разрушительности

3. Политика соглашательства и автоматика (суть в следовании общепринятой морали)

В противовес механизмам «бегства от свободы» Фромм приводит возможный опыт позитивной свободы. Ее основу составляет спонтанная активность (свободная деятельность) всей личности индивидуума в целом. Пример – дети.

Личность, по мнению, Фромма – это целостность врожденных и приобретенных психических свойств, которые характеризуют индивида и делают его уникальным. Чтобы отделить врожденные и приобретенные свойства, необходимо разделить понятия темперамента и характера.

Темперамент имеет отношение к способу реакции, он неизменяем. Характер формируется под влиянием личных переживаний, он изменяем.

Характер представляет индивиду основу для приспособления в обществе.

4 типа социальных характеров неплодотворной ориентации:

· восприимчивая (берущая),

· авторитарная (овладевающая),

· стяжательская (сберегающая)

· рыночная (обменивающая)

Которым он противопоставляет характер плодотворной ориентации (деятельный) - является целью человеческого развития и одновременно идеалом гуманистической этики.

Фромм утверждал, что психически здоровый человек отличается от больного тем, что оказывается в состоянии найти ответы на экзистенциальные вопросы — ответы, которые в наибольшей степени отвечают его экзистенциальным потребностям:

· Потребность в установлении связей (3 варианта: любовь, власть, подчинение)

· Потребность в преодолении себя (трансценденции) (преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни)

· Потребность в укорененности (стремление к объединению (чувству родства) с другими людьми)

· Самоидентичность (осознании себя отдельной сущностью, или в самоотождествлении)

· Потребность в системе взглядов и преданности (система ценностей, чтобы ориентироваться в этом мире, и преданность кому-то или чему-то)

Фромм ввел три формы психических расстройств:

- Некрофилия: являются расизм, культ войны и разрушения, террора и геноцида

- Злокачественный нарциссизм (повышенное внимание к собственной персоне, собственному телу)

- Инцестуальный симбиоз (чрезмерная зависимость от матери или человека, который ее заменяет).

В отличие от Фрейда, Фромм видел перед собой не обособленного, внесоциального индивида, чья жизнь определяется сексуальными влечениями и инстинктами самосохранения или влечениями к жизни и смерти, а человека, включенного в реальный исторический контекст, склад личности которого формируется господствующими в обществе культурными стандартами.

 

12. Социокультурная теория личности К. Хорни

Несогласие К. Хорни со взглядами З. Фрейда на женскую психологию и его тезисом о том, что зависть к пенису является ведущим фактором женского психологического развития, послужило толчком к разработке социокультурной теории личности. В своих ранних работах К. Хорни утверждала, что мужчины испытывают зависть к женщинам из-за их способности к деторождению, отсюда исходит желание обесценить женщину. Исследования К. Хорни показали, что женщины могут завидовать преимуществам, которыми располагают мужчины в обществе. Так, дискриминация женщин и культура, обусловленная господством мужской доминанты, играют наиболее значимую роль для развития женщин.Вскоре К. Хорни пришла к выводу об одинаковой значимости культурных и социальных факторов для развития мужчин и женщин.

К. Хорни занималась изучением невротического развития личности. Однако подобные механизмы и факторы справедливы и для формирования личности здорового человека. Причины неврозов, как правило, скрыты в детстве. Соответственно, главным фактором в развитии личности выступают детско-родительские отношения.

Основные потребности, характерные для детского возраста – это потребность в удовлетворении и безопасности. Главной является потребность в безопасности, удовлетворение которой полностью зависит от родителей. Если потребность в безопасности не удовлетворяется, ребенок испытывает базальную враждебность (гнев и обиду на родителей). Но негативные чувства вытесняются, что ведет к возникновению базальной тревоги. Базальная тревога – это ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира.

Наличие базальной тревоги провоцирует развитие защитных стратегий – невротических потребностей. К. Хорни описала десять невротических потребностей: в любви и одобрении, в руководящем партнере, в четких ограничениях, во власти, в эксплуатации других, в общественном признании, в восхищении собой, в честолюбии, в самодостаточности и независимости, в безупречности и неопровержимости. Невротическая личность опирается только на одну потребность. Однако это иррациональный способ решения жизненных проблем: подобная попытка уменьшить тревогу не приводит к успеху, а влечет за собой новую враждебность и тревогу, образуя порочный круг.

Кроме того, чтобы справиться с тревогой, человек выбирает определенный способ поведения – одну из личностных ориентаций: на людей, от людей, против людей. Для всех трех личностных ориентаций характерны ригидность и невозможность реализации собственного потенциала, что и составляет суть любого невроза. Преодоление невроза возможно только посредством самопознания и понимания себя. К. Хорни верила, что человек всегда стремится к развитию, самораскрытию, самоосуществлению.

Согласно типам личностных ориентаций, К. Хорни разработала типологию невротических личностей. Так, для уступчивого типа личности характерна зависимость, нерешительность и беспомощность. Обособленный тип стремится к уединению, независимости, самодостаточности и препятствует любым эмоциональным увлечениям. Для враждебного типа личности характерны враждебность, доминирование и эксплуатация окружающих.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 218.