Диспозиционная теория личности Г. Олпорта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Он определяет личн. как реальную сущность каждого конкретного чел., уникального в своем своеобразии. Личностью ученый наз. то, что лежит за конк­ретными поступками чел. внутри него самого. «Личн. -это динамическая орга­низация тех психофизич. систем внутри индивидуума, к-рые определяют харак­терное для него поведение и мышление». Она не явл. статичной сущностью, хотя и имеет основополагающую стр-ру, постоянно эволюционирует.

Наряду с интеллектом и физич. конституцией темперамент — это первич­ный генетич. материал, из к-рого строится личн. Он особенно важный наслед­ственный аспект эмоц. природы чел. (наряду с легкостью эмоц. возбуждения, преобладающим фоном настроения, колебаниями настроения, интенсивностью эмоций). Характер явл. понятием этическим и традиционно ассоциируется с неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии с к-рыми оцениваются поступки личн. По формулировке Оллпорта, характер — это оце­ненная личн., а личн. — это неоцененный характер.

Наиболее важной единицей анализа того, что представляют собой люди и как они в своем поведении отличаются друг от друга, явл. личност. черта. Оллпорт определяет ее как нейропсихологич. стр-ру, способную преобразовывать функ­ционально эквивалентные стимулы, стимулировать и направлять эквивалентные (в значит, степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения. Черта — это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диа­пазоне ситуаций. Совокупность черт обеспечивают стабильность поведения чел., его узнаваемость, предсказуемость. Разнообразные стимулы вызывают одинако­вые ответные реакции, так же как и реакции в форме чувств, ощущений, интер­претаций, поступков имеют одинаковое функцион. значение. Черты личности не пребывают в дремлющем состоянии. Ситуации, в к-рых личн. оказывается чаще всего, — это, как правило, именно те самые, в к-рые она активно стремится попасть.

В поздних работах Оллпорта черты получили название диспозиций, среди которых можно выделить три типа: кардинальные, центральные и вторичные. Кардинальной диспозицией, или гл. страстью, обладают очень немногие люди. Это в высшей степени генерализованная диспозиция, настолько пронизывающая поведение, что почти все поступки чел. можно свести к ее влиянию. Центральные диспозиции явл. строит, блоками индивидуальности и представляют собой такие тенденции в поведении чел., к-рые легко обнаружива­ются окружающими и упоминаются в рекомендат. письмах (напр., пунктуаль­ность, внимательность, ответственность). Вторичные диспозиции — менее за­метны, менее устойчивы, менее обобщенные черты, такие как предпочтения в еде и одежде, ситуационно обусловленные характеристики, особые установки.

Личн. не явл. набором разрозненных диспозиций, она предполагает единство, интеграцию всех структ. элементов индивидуальности. Существует некий принцип организации оценок, мотивов, склонностей, ощущений в единое целое, к-рый Олл­порт предлагает наз. проприумом. Проприум представляет собой позитивное, твор­ческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеч. природы, осознава­емое как наиболее важное и центральное. Речь идет о такой части субъект, опыта, как «мое», о самости. Проприум есть некая организующая и объединяющая сила, на­значение к-рой — формирование уникальности человеческой жизни.

Оллпорт выделяет семь аспектов самости, участвующих в развитии проприу-ма с детства до зрелости, называя их проприотическими функциями. В результате их окончательной консолидации формируется «Я» как объект субъект, познания и ощущения. Стадии развития проприума: 1) ощущение своего тела, образующее телесную самость, к-рая остается на протяжении всей жизни опорой для само­осознания; 2) ощущение самоидентичности, значимым моментом к-рой высту­пает осознание себя посредством речи в качестве определ. и важного лица, появ­ление чувства целостности и непрерывности «Я», связанное с именем ребенка; 3) чувство самоуважения как чувство гордости по поводу того, что некие дей­ствия уже выполняются самостоятельно; важнейший источник повышения само­оценки на протяжении всего детства; 4) расширение границ самости, возникаю­щее по мере осознания детьми того, что им принадлежит не только их физич. тело, но и определ. значимые элементы внеш. мира, включая людей; 5) образ себя, когда ребенок начинает ориентироваться на ожидания значимых близких, пред­ставляя себе, что такое «Я хороший» и «Я плохой»; 6) рациональное управление самим собой, явл. стадией выраженного конформизма, морального и социально­го послушания, когда ребенок учится рационально решать жизн. проблемы, дог­матично полагая, что семья, ровесники и религия всегда правы; 7) проприативное стремление, явл. постановкой перспективных жизненных целей, ощущение того, что жизнь имеет смысл.

Над проприумом стоит познание самого себя, синтезирующее перечислен­ные онтогенетич. стадии и представляющее собой субъективную сторону «Я», осознающую «Я-объективное». На заключит, стадии проприум соотносится с уникальной способностью чел. к самопознанию и самоосознанию.

Индивид представляет собой динамичную (мотивированную) развивающую­ся систему. Адекватная теория мотивации, по мнению Оллпорта, должна рас­сматривать перспективные цели чел., его намерения. Ключом к пониманию чел. явл. ответ на вопрос: «Что ты хочешь делать через пять лет?». По Оллпорту, личн. свободна от прошлого — связи с прошлым исторические, а не функциональные.

Созревание чел. — это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Поведение зрелых субъектов, в отличие от субъектов невротичных, функционально автономно и мотивировано осознанными процессами. Зрелый чел. характеризуется такими чертами: 1) имеет широкие границы «Я»; 2) спосо­бен к теплым, сердечным социальным отношениям; 3) демонстрирует эмоц. нео­забоченность и самопринятие; 4) имеет здоровое чувство реальности; 5) об­ладает способностью к самопознанию и чувством юмора; 6) имеет цельную жизн. философию. Теория Оллпорта популярна среди практикующих клинич. психологов, психо­аналитиков.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 239.